Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Немецкая классическая философия: характерные черты. Теория познания и этика И. Канта




Гносеология и этика И. Канта. Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Основой своей философии он сделал гносеологию, в которой совершил переворот, аналогичный коперниканскомуперевороту в астрономии. Впервые в философии он поставил вопрос о спе-цифике познающего субъекта, его активности, о его вторжении в объект. Критический анализ познавательных способностей субъекта дается Кантом в трактате «Критика чистого разума». Объективно существующий мир, который при воздействии на человека вызывает у него ощущения, Кант называет «вещью-в-себе»; он не познаваем, не находится в пространстве и во времени. Пространство и время субъективны, являются продуктом восприятия субъекта. Только в процессе своей познавательной деятельности человек размещает все явления в пространстве и во времени, сообщает им закономерность, причинно-следственные связи. Таким образом, все, что мы познаем, находится при нас самих, есть явления нашего сознания. Потому-то предметом философии Кант считает не природу, не человека, а познавательную деятельность субъекта, установление законов человеческого разума, определение его границ. Трудности процесса познания порождают антиномии, то есть утверждения разума, которые взаимно исключают друг друга и в то же время одинаково доказуемы как истинные. Однако антиномичный по своей природе разум не выражает противоречивость самих вещей, он свидетельствует лишь о том, что возникновение антиномий обусловлено попыткой с помощью конечного человеческого разума конструировать не мир явлений, а мир «вещей-в-себе», который не может быть предметом познания теоретического разума. Учение Канта об антиномиях поставило перед философией сложную проблему противоречивого единства конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимого и случайного и т.д. От теоретического разума (науки) Кант отличает практический разум (этику).Свое этическое учение он излагает в трактате «Критика практического разума», в котором утверждает первенство практического разума над теоретическим. Для Канта знание только тогда имеет ценность, когда оно помогает человеку стать человечнее. Этика Канта - это этика долга. Поступки человека приобретают моральную ценность, если он действует, исходя из чувства долга. Понятие долга включает в себя понятие доброй воли как сущности нравственности. Воля определяется моральным законом, который является, приказом разума. Формулу этого приказа Кант называет императивом. Этика Канта имеет важное историко-философское значение прежде всего из-за ее категорического императива, который гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Другими словами, поступок только тогда считается нравственным, когда он может стать законом для других людей. Кант призывает поступать так, чтобы каждый человек рассматривался сам по себе как цель. Категорический императив он дополняет требованием поступать так, «чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого человека так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». В этом положении наиболее ярко проявляется гуманистическая ориентация этики Канта. Всякая личность не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Практический разум способен дать человеку высшее знание категорического императива, благодаря которому человек может жить сообразно мировому нравственному закону, а не сообразно своему чувственному миру, приносящему страдания. Критерием нравственности может быть только то, что возвышает человека над самим собой, над чувственностью.

Онтология Канта.В «Критике чистого разума» Иммануил Кант подверг сомнению онтологический аргумент.[46] Прежде всего, явная критика касалась Декарта, но не остался в стороне и Лейбниц. Опровержение Канта состоит из нескольких отдельных, но взаимосвязанных аргументов, формирующих различие между аналитическими и синтетическими суждениями. В аналитическом суждении, утверждение выражается тем, что уже содержится в определении, что, по сути, является тавтологией. В синтетическом суждении, утверждение связано с чем-то, выходящим за пределы его определения, принципиально не содержащемся в нём. Новые знания полностью состоят из синтетических суждений.[47]

Кант сомневается в однозначности неопровержимого существования. Он считает примером такого существования утверждение «треугольник имеет три угла» и отвергает применение подобной логики к существованию Бога. Он считал, что неопровержимое существование таких утверждений верно только в том случае, если эта сущность действительно существует: например, если треугольник существует, то он должен иметь три угла. Таким образом, Кант считает, что если утверждение «Х существует» верно, то если Х существует, то само утверждение «существует» неопровержимо; это не означает, что оно существует в реальности.[46][48]

Затем Кант предположил, что утверждение «Бог существует» должно быть аналитическим или синтетическим — то есть определение этого понятия должно быть соответственно в нём или выходить за его пределы. Если это предположение считается аналитическим, то оно было бы верно только потому, что значение ему придают просто слова. Кант утверждает, что это просто тавтология. Однако если оно является синтетическим, то здесь онтологический аргумент просто не работает, так как существование Бога не содержится в определении Бога (и, как таковых, свидетельств существование Бога нет).[49]

Далее Кант говорит, что «существование» очевидно нереальное утверждение и не может быть частью определения чего-либо.[46] Он предположил, что существование не является определением или качеством. Это потому, что существование не прибавляет сущности существу, а лишь указывает на его появление в реальности. Он установил, что приняв субъектом Бога и все утверждения о нём, и затем, утверждая, что Бог существует, он не добавляет нового утверждения в понятие «Бог». По мнению Канта, онтологический аргумент работает только тогда, когда существование является утверждением, а если это не так, то можно предположить, что полностью совершенное существо не существует, тем самым опровергнув онтологический аргумент.[19]

Также Кант утверждал, что в понятии Бога нет конкретного смысла, скорее это «объект чистой мысли».[46] Он считает, что Бог существует вне сферы жизни и природы. Мы не можем познать Бога опытным путем, поскольку даже не знаем каким образом можем проверить его существование. В отличие, например, от понимания какого-либо материала органами чувств. [50]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...