Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля




Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля: онтология и гносеология.

Система Гегеля – логический идеализм, панлогизм. Схематически ее можно представить так:

Абсолютная идея (на разных этапах выступает как):

1 ступень – Логическая (Логика)

2 ступень – Материальная природа (Философия природы)

3 ступень – Социально-общественная (Философия духа)

После прохождения трех ступеней происходит возврат как бы в исходное положение (самопознание абсолютной идеи).

Таким образом, «хитрость мирового разума» – весь порожденный мир (природа, человек, формы общественного сознания).

Логика рассматривает бытие абсолютной идеи до возникновения природы. Философия природы изучает природное бытие абсолютной идеи, как ее отчуждение, инобытие, «окаменевший дух». Философия духа рассматривает становление и развитие человека, т.е. возвращение в человеческом духе абсолютной идеи к самой себе после материального прозябания (снятие, синтез, возвращение к абсолютной идее).

Гегель разработал известные нам диалектические законы и понятийный аппарат к ним, основные категории диалектики.

Метод Гегеля (идеалистическая диалектика) носит прогрессивный характер, его рациональное зерно – учение о развитии. Система Гегеля (объективный идеализм) догматична, консервативна, она завершается абсолютной, законченной истиной, которая уже не требует своего дальнейшего развития. Гегель заканчивает развитие путем возвращения абсолютной идеи к себе, т.е. самопознания ею самой себя. Таким образом, система сдерживает метод. Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованиями системы, которая обязательно должна быть завершена. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой найдена абсолютная истина (Дух на ступени созерцания – это искусство, на стадии представления – религия, а на ступени понятий – философия). Тем самым история как бы приобретает свое завершение. При всей диалектичности рассуждений Гегель склонялся к фаталистическому истолкованию исторического процесса, недооценивал фактор неопределенности, альтернативности, многовариантности человеческой истории. Гегель абсолютизировал роль государства по отношению к личности, писал, что «вся ценность человека, вся его духовная действительность существует исключительно благодаря государству»2. Такой подход может вести к оправданию любой внутренней тирании и внешней агрессии! Гегель, в отличие от Канта, допускал войну как нормальное средство решения межгосударственных конфликтов.Основной заслугой мысли Гегеля является осмысление понятия развития как того, что присуще абсолютно всему что есть как в реальном мире, так и тому, что находится в «сфере духа» - сознании. Развитие понимается не как только лишь индукционное движение, но осмысляется в виде всеобщего принципа, основой которого является «абсолютная идея».

Согласно мысли Гегеля, все что существует, существовало и может существовать является воплощением «абсолютной идеи». Что такое «абсолютная идея»? Ей является некий всеобщий принцип, по которому все устроено в силу того, что именно согласно ему все только и может существовать. Выражением абсолютной идеи является и человек, который понимается как объективация этой абсолютной идеи в духе.

Именно в вопросе о том, как и что есть абсолютная идея развивается онтология Гегеля, в которой сама эта идея представлена в виде системы ее развития из субъективного воплощения, то есть человека, к объективной идее, которая может быть определена и познана лишь в такой системе.

Исходя из задачи онтологии выстраивается и гносеология Гегеля как метод, по которому данная система и может быть реализована. Исходя из того, что весь мир есть отражение абсолютной идеи, логично вытекает, что ничего, кроме нее самой, по существу нет, и встает вопрос о том, что значит «развитие». Как вообще что-то может развиваться, если кроме него ничего нет? Именно здесь раскрывается глубина мысли Гегеля. Для познания чего-либо, мы необходимо должны его с чем-то соотнести. Если мы имеем дело только лишь с чем-то одним, то для его развития необходимо, чтобы оно противопоставляло себя самому себе. Именно так можно охарактеризовать основной познавательный принцип Гегеля – его диалектический метод, в котором впервые в истории философии «противоречие», или же «противопоставление» по праву заняло место в процессе познания. Строго рациональный подход, который можно охарактеризовать как «при наличии противоречий теория не может считаться верной» устаревает. Противоречие получает «право на существование» и встает другой вопрос: как объединить этот принцип противопоставления в единую систему, чтобы мы могли действительно иметь определенный метод познания? Гегель и тут демонстрирует невероятную работу своей мысли, а именно: если противоречие так же необходимо как и само утверждение, то для их взаимного сосуществования необходимо нечто третье, что объединяло бы их. Именно тут появляется понятие «синтеза» как некоего действия, которое расширяет область исходного понятия, включая в него свое отрицание, однако таким образом, чтобы в этом новом понятии и утверждение и его отрицание были бы в неразрывном единстве.

Учение Гегеля о человеке и обществе.

Антропологическая концепция Гегеля, как и вся его философия, проникнута рационализмом. Само отличие человека от животного заключается прежде всего в мышлении, которое сообщает всему человеческому его человечность. Он с наибольшей силой выразил положение о человеке как субъекте духовной деятельности и носителе общезначимого духа и разума. Личность, в отличие от индивида, начинается только с осознания человеком себя как существа "бесконечного, всеобщего и свободного". В своем анализе общественного строя Гегель пошел дальше своих предшественников. Он подчеркивал большую роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географической среды в развитии человечества. Историю человечества Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Правда, тут же Гегель пояснил, что люди, преследуя свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость, сами того не сознавая. Смысл же всей мировой истории есть, по Гегелю, прогресс в сознании свободы - прогресс, который мы должны познать в его необходимости. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Гражданское общество, в его понимании, это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Гражданское общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество - это "внешнее государство", "государство нужды и рассудка", а подлинное государство - разумно, оно есть основание гражданского общества. У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, которое соответствует "идее государства". Гегель соглашается с идеями Локка и Монтескье о разделении властей в государстве, где гарантируется публичная свобода. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, внутренний суверенитет государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...