Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. 8 глава




 

На наш взгляд, более верным следует считать, что термин "гражданство" имеет три основных значения. Во-первых, под гражданством понимается одно из суверенных прав государства. Во-вторых, гражданство представляет собой публично-правовое состояние индивидов. В-третьих, гражданством именуют конституционно-правовой институт <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 83 - 85.

 

В качестве суверенного права государства гражданство выступает как возможность государства регулировать отношения гражданства. Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством в целом. Гражданство в качестве конституционно-правового института - это совокупность конституционных норм, регулирующих принципы, основания, порядок приобретения и прекращения гражданства РФ, т.е. отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства - с другой.

Избираемый подход к определению гражданства зависит от установленной законодателем дефиниции такого явления.

Согласно Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации", "гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей" <1>.

--------------------------------

<1> О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (в ред. 2014 г.).

 

Исходя из законодательного определения, можно сделать вывод о таких необходимых свойствах гражданства, как:

1) устойчивость. Присущая гражданству устойчивость связей государства и лица не означает принудительного удержания конкретного человека в гражданстве и на территории государства, поскольку это ущемляло бы его свободу. Гражданство как связь лица и государства проявляет свою устойчивость в пространстве и времени. В пространстве она характеризуется тем, что правовая связь лица с государством сохраняется и тогда, когда гражданин выезжает за границу. И в этом случае государство и гражданин продолжают обладать взаимными правами и обязанностями, т.к. гражданство территориально не ограничено. Устойчивость гражданства во времени проявляется в его непрерывности и бессрочности. Гражданство не меняется автоматически под воздействием каких-либо внешних факторов;

2) правовой характер связи. Данный признак свидетельствует об исключительно правовом характере регламентации отношений гражданства, правовой основой которого являются нормы соответствующих нормативно-правовых актов и которое юридически оформляется, его наличие юридически подтверждается основным документом - паспортом;

3) взаимность. Взаимность гражданства предполагает, что связь между гражданином и государством является взаимной, следовательно, не только лишь гражданин исполняет определенные обязанности по отношению к государству, и государство обладает определенными правами в отношении гражданина, но и наоборот - государство исполняет перед гражданином определенные обязанности и гражданин имеет определенные права в отношении государства.

Правовой основой института гражданства является Конституция РФ, международные акты, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. о гражданстве, подзаконные акты.

Принципы российского гражданства. К категории принципов российского гражданства относятся те основные положения (идеи), на которых базируется исследуемый правовой институт:

1. Принцип единого гражданства. Действующий Закон о гражданстве вслед за Конституцией Российской Федерации не предусматривает республиканского гражданства, хотя прямо и не отрицает его. В новых условиях единое гражданство, видимо, должно пониматься как определение гражданства Российской Федерации в качестве единственного в стране <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 85.

 

2. Принцип самостоятельности решения человека о состоянии гражданства. Его особенность заключается в способности личности самостоятельно решать вопросы гражданства при достижении 18 лет (ст. 60 Конституции РФ); в особом порядке проходит разрешение вопросов гражданства детей до 14 лет и от 14 до 18 лет, а также гражданства недееспособных лиц.

3. Принцип недопустимости лишения гражданства. Этот принцип состоит в несвязанности гражданства с ответственностью за правонарушения и означает невозможность лишения человека гражданства (ст. 6 Конституции РФ), какие бы противоправные деяния он ни совершил. Россия, в отличие от СССР, отказалась от института лишения гражданства. Запрет на лишение гражданства проистекает из двустороннего характера связи между гражданином и государством.

4. Принцип допущения двойного гражданства означает признание Россией юридических последствий, которые вытекают для нее из состояния граждан Российской Федерации в гражданстве иностранных государств, если такое состояние допускается законами или международными договорами. В отношении двойного гражданства СССР всегда стоял на позиции непризнания такового. Россия придерживается в этом вопросе иного взгляда, допуская наличие двойного гражданства, но лишь при определенных условиях <1>.

--------------------------------

<1> См.: Авакьян С.А. Гражданство РФ. М., 1994.

 

5. Принцип сокращения числа лиц без гражданства означает, во-первых, создание государством условий и устранение препятствий для получения российского гражданства, чему способствует введение упрощенного порядка приобретения гражданства России. Во-вторых, законодатель вводит ряд правил, предотвращающих рост числа лиц без гражданства. Так, не может быть прекращено российское гражданство ребенка, если в результате этого он станет лицом без гражданства, или введен запрет на выход из гражданства Российской Федерации, если гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

6. Принцип равного гражданства. В рамках отношений гражданства принцип равного статуса людей независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности дополняется установкой, согласно которой все граждане РФ равны между собой независимо от времени их состояния в российском гражданстве и основания его приобретения.

7. Принцип экстерриториальности гражданства означает сохранение гражданства за лицами, проживающими или пребывающими за пределами территории России. Таким образом, дополнительно прослеживается пространственная устойчивость гражданства.

8. Сохранение гражданства при изменении семейных отношений означает, что вступление в брак и расторжение брака, приобретение, изменение и утрата гражданства супруга не влияет на гражданство второго супруга. Гражданство детей регулируется законом особо.

9. Защита и покровительство РФ своих граждан за рубежом заключается в комплексе мер, направленных на обеспечение безопасности, и ответственном отношении России к своим гражданам независимо от их местонахождения.

Итак, принципы российского гражданства выступают исходным началом института гражданства России, предопределяющим как основания его приобретения и прекращения, так и порядок рассмотрения вопросов гражданства.

 

2. ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА

 

Законодатель устанавливает, что российское гражданство приобретается: 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство; 3) в результате восстановления в гражданстве; 4) путем выбора гражданства (оптации) и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; 5) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации".

Приобретение гражданства по рождению (филиация) означает, что гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения. Датой приобретения гражданства считается дата рождения. В данном аспекте важны два принципа: "право крови", где важно, кто родители ребенка, и "право почвы", что означает важность места, где он родился.

Законодатель вводит ряд правил определения гражданства по рождению:

1. Родившийся ребенок становится российским гражданином независимо от того, где он родился (на территории России или за ее пределами), если оба его родителя или единственный родитель имеют на момент рождения гражданство РФ. Это правило исходит из принципа "права крови".

2. Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим либо его местонахождение неизвестно, то ребенок становится российским гражданином независимо от места его рождения. Здесь также действует принцип "права крови".

3. Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой является иностранцем, ребенок становится российским гражданином при условии, что родился на территории Российской Федерации, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. Здесь используется как принцип "права крови", так и принцип "права почвы".

4. Если оба родителя, проживающие на территории Российской Федерации, на момент рождения ребенка являются иностранцами или лицами без гражданства, ребенок становится гражданином Российской Федерации тогда, когда родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются родители, не предоставляют ему свое гражданство. Данное правило исходит из принципа "права почвы".

5. Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, родители которого неизвестны, становится российским гражданином в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Изложенное правило также исходит из принципа "права почвы".

В вышеперечисленных случаях российское гражданство предоставляется детям независимо от волеизъявления их родителей и, естественно, их самих. Оформление российского гражданства по рождению производится органами записи актов гражданского состояния, органами внутренних дел, органами Министерства иностранных дел.

Прием в гражданство в общем порядке осуществляет Президент РФ. Прием в российское гражданство (натурализация, укоренение) осуществляется в разрешительном порядке, хотя момент усмотрения существенно ограничен законом. Суть такого порядка: иностранец или лицо без гражданства могут приобрести гражданство РФ при положительном решении этого вопроса Президентом РФ. Однако Президент, принимая решение, должен ориентироваться на требования законодательства о гражданстве.

Совершеннолетние и дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно;

б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком. Порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, согласно которому освобождаются от соблюдения такого условия женщины старше 60 лет, мужчины старше 65 лет, инвалиды 1 группы.

Прием в гражданство в упрощенном порядке. Ряд иностранцев, лиц без гражданства вправе приобрести гражданство РФ без соблюдения всех условий приобретения гражданства в общем порядке. Условно законодатель их подразделяет на три группы:

1) совершеннолетние и дееспособные иностранцы и апатриды, которые имеют хотя бы одного родителя - российского гражданина, проживающего на территории РФ; лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств; граждане государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях РФ после 1 июля 2002 г.;

2) иностранные граждане и апатриды, проживающие на территории Российской Федерации, которые: родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет; являются нетрудоспособными и имеют дееспособных совершеннолетних детей, являющихся гражданами РФ; имеют ребенка - гражданина РФ - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином РФ, умер либо решением суда признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах; имеют совершеннолетних сына или дочь, являющихся гражданами России и решением суда признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, в случае, если другой родитель указанных граждан, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

3) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя, если ребенок проживает вне пределов РФ; ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, - по заявлению родителя; ребенок или недееспособное лицо, над которым установлена опека или попечительство, - по заявлению опекуна, попечителя, имеющего гражданство РФ.

Законодатель расширил данный перечень, включив в него бывших граждан СССР, зарегистрированных по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, если они до 1 июля 2009 г. заявили о желании приобрести гражданство РФ, а также ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории Российской Федерации.

В 2012 году законодатель внес очередные изменения в ФЗ о гражданстве, регулирующие правовой статус отдельных категорий лиц, длительное время проживающих на территории Российской Федерации. К числу таких лиц, в частности, относятся:

- граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, их совершеннолетние и несовершеннолетние дети, если указанные лица не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

- граждане бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 г., у которых впоследствии полномочным органом не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Указанные лица могут определить свой правовой статус на основании волеизъявления о приобретении гражданства Российской Федерации или выдачи им вида на жительство. При этом граждане бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации, но у которых впоследствии не было определено наличие гражданства Российской Федерации, могут приобрести его в порядке признания их гражданами Российской Федерации. По сути такой подход свидетельствует о возвращении к прежнему способу приобретения гражданства, который был закреплен в Законе РСФСР 1991 года о гражданстве и теперь действует в отношении отдельных категорий лиц, находящихся на территории России.

В 2014 году в Закон о гражданстве внесены изменения, которыми устанавливается упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации и признанных носителями русского языка. Указанные лица приобретают гражданство России без соблюдения требований, касающихся срока проживания на территории Российской Федерации, определения уровня знаний ими русского языка и представления вида на жительство при условии отказа иностранных граждан от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Законодателем устанавливается порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, предусматривающий собеседование, которое проводится с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Комиссии образуются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Указанные лица могут быть признаны носителями русского языка, т.е. теми, кто владеет русским языком и повседневно использует его в семейно-бытовой и культурной сферах, если эти лица или их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

В целях создания благоприятных условий для приобретения указанными лицами российского гражданства в их отношении ставятся льготные условия въезда в Россию, основания продления срока временного пребывания в Российской Федерации и упрощенный порядок получения вида на жительство.

Также законодатель внес коррективы в Федеральный закон о гражданстве РФ, направленные на упрощение порядка приема в гражданство России иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, являющихся предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами, выпускниками российских образовательных организаций профессионального образования, или иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России и признанных носителями русского языка в соответствии с ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Кроме того, в 2014 году в ФЗ о гражданстве внесены поправки, которые направлены на исключение возможности приема в гражданство РФ ребенка и недееспособного лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина России либо которые помещены под надзор в российские организации для получения медицинских, образовательных, социальных и других услуг без согласия родителей, опекунов или попечителей, когда они временно по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка или недееспособного лица. Законодатель установил, что прием в гражданство Российской Федерации такого ребенка и недееспособного лица осуществляется по заявлению опекуна или попечителя, руководителя соответствующей российской организации, за исключением случаев назначения опекуна или попечителя, помещения в российскую организацию на период, когда родители, опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка или недееспособного лица.

Федеральным законом устанавливаются:

- условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации, признания гражданами Российской Федерации;

- основания, по которым лицо не может быть признано гражданином Российской Федерации;

- сроки рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и признании гражданами Российской Федерации;

- порядок принятия решений по этим заявлениям и порядок отмены таких решений.

Восстановление в гражданстве заключается в предоставлении гражданства РФ лицам, ранее им обладавшим. Восстановление в гражданстве производится так же, как и прием в гражданство в общем порядке (указом Президента РФ), за исключением требования о сроке непрерывного проживания в РФ, который сокращен до трех лет. Представляется, однако, что ренатурализация может осуществляться в силу Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и с сокращением срока непрерывного проживания до одного года (ч. 2 ст. 13), и в упрощенном порядке (ст. 14).

Поправками 2012 года в ФЗ о гражданстве также уточняется порядок восстановления в гражданстве. В частности, предусматривается, что лица, оформившие выход из гражданства Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в общем или упрощенном порядке в зависимости от того, к каким категориям лиц (имеющим право на приобретение гражданства Российской Федерации в общем или упрощенном порядке) они относятся.

Решения об отклонении заявлений о приеме, восстановлении гражданства принимают органы, их рассматривающие. Президент РФ во всех перечисленных случаях, кроме первого, в исключительном порядке вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство РФ, восстановлении в гражданстве иностранцев, лиц без гражданства.

Иные основания приобретения гражданства. Помимо фактов рождения, приема в гражданство, его восстановления, появление у лица гражданства может связываться с наступлением иных обстоятельств, в частности заложенных в международных договорах. Одно из подобных обстоятельств - оптация, когда два или более государства договариваются между собой о том, что часть их граждан до установленного договором срока получает право выбора гражданства одного из договаривающихся государств. Как правило, такая договоренность устанавливается при изменении территории государств.

К числу иных оснований приобретения российского гражданства относятся также правила следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей; следования гражданства недееспособных лиц гражданству попечителей. Приобретение, прекращение гражданства РФ в этих случаях оформляется в общем или в упрощенном порядке. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенка в возрасте от 14 до 18 лет во всех случаях его следования гражданству родителя, усыновителя (удочерителя), попечителя требуется письменное согласие ребенка <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 95 - 98.

 

Основания прекращения гражданства. Закон о гражданстве в качестве оснований прекращения гражданства предусматривает: выход из гражданства; выбор гражданства (оптацию), иные основания, которые могут предусматриваться международными договорами; случаи следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей.

Выход из гражданства (добровольная экспатриация) предусматривает обязательное первичное волеизъявление гражданина, ставящего вопрос о прекращении его российского гражданства. По общему правилу выход из гражданства осуществляется в разрешительном порядке. Лицо, желающее выйти из гражданства, обращается с заявлением на имя Президента РФ. Окончательное решение вопроса о выходе остается за Президентом.

Выход может иметь место и в упрощенном порядке в случаях: если лицо, желающее выйти из российского гражданства, постоянно и на законных основаниях проживает на территории иностранного государства; если выходит из российского гражданства ребенок по заявлению родителей, один из которых - российский гражданин, а другой - иностранный гражданин, либо по заявлению единственного родителя - иностранного гражданина. В этих случаях выход из российского гражданства оформляется решениями ФМС, органами Министерства иностранных дел.

Выход из российского гражданства не допускается, если: гражданин имеет перед РФ невыполненное обязательство, установленное федеральным законом; привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Последнее требование является законодательной новеллой и направлено на реализацию принципа сокращения числа лиц без гражданства.

Отмена решения о приеме в гражданство, о прекращении гражданства. Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что оно принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

В отличие от прежнего Закона Федеральный закон 2002 года о гражданстве отмену решений по вопросам гражданства (как приобретения, так и прекращения) рассматривает в отдельной главе - IV. Таким образом, если Закон РСФСР 1991 года о гражданстве признавал отмену решений о приеме в гражданство одним из оснований прекращения гражданства РФ <1>, то Федеральный закон 2002 года любое решение, как по приобретению, так и по прекращению гражданства, принятое на основе недостоверных данных, признает изначально не имеющим юридических последствий.

--------------------------------

<1> Статья 24 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации" гласила: "1. Решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. 2. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, указанного в части первой настоящей статьи, приобретших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем. 3. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема".

 

3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

 

Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства урегулирован Конституцией РФ, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Действующее законодательство различает три категории иностранцев:

1) временно пребывающие иностранные граждане. Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы (не свыше 90 суток) либо трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ (оказание услуг) (на срок не более 1 года). В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе увеличить установленный срок временного пребывания иностранного гражданина до ста восьмидесяти суток или сократить;

2) временно проживающие иностранные граждане. Разрешение на временное проживание, т.е. подтверждение права временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, выдается в пределах квоты, утверждаемой Правительством РФ сроком на три года. Правительство РФ ежегодно утверждает квоты, в пределах которых возможен прием иностранцев для временного проживания в субъектах РФ. Правительство, утверждая квоты, учитывает предложения исполнительных органов власти субъектов РФ, демографическую ситуацию в них, возможности по обустройству иностранцев.

Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

- родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

- признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

- имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

- состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

- осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;

- поступившему на военную службу - на срок его военной службы;

- являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов его семьи, переселяющихся совместно с ним в Российскую Федерацию;

- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;

3) постоянно проживающие иностранные граждане. К данной категории относятся лица, получившие разрешение на постоянное проживание - вид на жительство. Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину (или лицу без гражданства) в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...