Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. 3 глава
Идеи конституционализма впервые официально обозначил в 1818 году Александр I, по поручению которого началась подготовка конституции, где должна была быть официально закреплена форма государства. Но утвердить подготовленный проект император не решился. Очередная попытка разработки и принятия конституции предпринималась во время царствования Александра II - была создана комиссия по разработке конституции, но в связи с убийством царя реформы прекратились <1>. -------------------------------- <1> См.: Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб., 2004. С. 74 - 75.
Качественно новый этап конституционных преобразований начался во время царствования Николая II. Первым шагом явился Манифест от 6 августа 1905 г., которым был учрежден парламент с совещательными функциями - Государственная Дума и провозглашены избирательные права российских подданных. Манифестом от 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" Государственная Дума наделялась законодательными полномочиями и были провозглашены основные права и свободы человека (свобода совести, слова, собраний и др.). Манифестом от 19 октября 1905 г. учреждался правительственный орган - Совет Министров <1>. -------------------------------- <1> См. подробнее: Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. М., 2007. С. 88 - 90.
Первой Конституцией России некоторые ученые называют Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. <1>, которые имели конституционные содержание и включали в себя отдельные главы о парламенте, правительстве, правах и свободах, обязанностях российских подданных. Внушительный объем, особая юридическая сила и конституционное содержание Основных законов дают основание считать их первой Конституцией, но при условии отождествления понятий "конституция" и "основной закон". Однако эти понятия не всегда совпадают, точнее, основной закон является классической, но не единственной формой конституции, которая может быть и неписаной. Между тем не каждый основной закон имеет конституционное содержание (напр., Коран в ряде мусульманских стран имеет религиозное содержание и не может считаться конституцией). Поэтому Основные законы 1906 года следует признать актом конституционного характера.
-------------------------------- <1> См.: Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. М., 2013. С. 41 - 42; Козин В.И. К вопросу о Конституции России 23 апреля 1906 г. // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 24. С. 26 - 28.
Октябрьская революция привела к появлению ряда принципиально новых конституций. Первая Конституция РСФСР - Основной Закон государства российского пролетариата - была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. В конце 1924 г. была принята первая союзная Конституция. Всего за советский период были приняты три общесоюзные Конституции - в 1924, 1936, 1977 годах и четыре общероссийских - 1918, 1925, 1937, 1978 годы. Все советские Конституции отличались провозглашением полной победы социализма, власти Советов и господства социалистической собственности. Наличие ряда фиктивных положений, низкая юридическая техника советских Конституций периодически обусловливали потребность принятия новых конституций, незначительно отличающихся от прежних, но постепенно допускающих демократические процедуры в России (права и свободы человека, избирательное право, референдум и др.). Новый этап конституционного развития российского общества был обусловлен крупномасштабными реформами, которые начались с середины 1980-х гг. 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о независимости и суверенитете РФ, и в соответствии со ст. 112 Трудового кодекса России этот день - День России - считается нерабочим праздничным днем.
На Съезде для разработки новой Конституции России была образована Конституционная комиссия, разработанный ею проект активно обсуждался общественностью в начале 1990-х гг. Одновременно в России проводились существенные демократические преобразования. Среди основных направлений демократических конституционных реформ можно отметить: - последовательное изменение политической природы Российского государства (отказ от "социалистических" характеристик, изменение наименования РСФСР на Россию - РФ); - введение политического плюрализма и многообразия форм собственности; - провозглашение государственного суверенитета и установление нового содержания принципа федеративного устройства РСФСР; - установление принципа разделения властей, учреждение поста Президента РФ и постоянно действующего парламента; - введение демократической избирательной системы и учреждение института конституционного контроля. В связи с конфронтацией между Президентом и Верховным Советом в начале 1990-х гг. принятие новой Конституции в России затянулось, что породило конституционный кризис. В апреле 1993 г. был проведен референдум по вопросу о доверии главе государства и возможности досрочного прекращения полномочий Президента РФ и парламента. Народ не поддержал идею досрочного прекращения полномочий органов власти, выразил доверие Президенту. Президент РФ, сделав вывод о том, что он имеет больше легитимности, чем парламент, в целях вывода России из конституционного кризиса 20 мая 1993 г. своим Указом созвал Конституционное Совещание, которое разработало и подготовило к вынесению на референдум проект Конституции РФ, отражающий ведущие позиции Президента России в системе органов власти. Кульминация кризиса пришлась на осень 1993 г. В сентябре 1993 г. Президент РФ прекратил деятельность Съезда и Верховного Совета, его проект Конституции был опубликован для всенародного голосования, которое Президент назначает на 12 декабря 1993 г. Получив на референдуме необходимое число голосов граждан России, Конституция РФ вступила в силу 25 декабря 1993 г.
5. ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ РОССИИ
Эффективное действие любой конституции обеспечено только тогда, когда создан и реально работает механизм ее правовой охраны и защиты. Под правовой охраной конституции следует понимать урегулированную конституционными нормами деятельность компетентных органов и должностных лиц, направленную на достижение строгого соблюдения режима конституционной законности, обеспечение соответствия конституции всех правовых актов. В юридической литературе традиционно выделяют две основные формы правовой охраны конституции - конституционный контроль и конституционный надзор. Основное их отличие состоит в последствиях деятельности органов, осуществляющих надзор либо контроль. При конституционном надзоре орган лишь выявляет возможную неконституционность правового акта и рекомендует компетентным органам принять соответствующие меры (отменить или изменить закон). Орган контроля вправе признавать правовые акты неконституционными с последующей их отменой или изменением. Во многих государствах создан специальный институт конституционного контроля и соответствующие органы. Конституционный контроль - важнейший способ защиты конституции юридическими средствами, предполагающий выявление неконституционных норм и их отмену. Наряду с контролем есть и другие институты: президент как гарант конституции, деятельность уполномоченных парламента (омбудсменов), прокурорский либо иной надзор за конституционной законностью и др. Данные виды отличаются меньшей силой и, как правило, могут лишь констатировать факт нарушения или несоответствия каких-либо правовых норм конституционным. Можно выделить разные виды конституционного контроля: 1. Существуют различные органы, которые получили или присвоили себе право осуществления конституционного контроля. Это суды общей юрисдикции, которые решают вопрос о конституционности правовых актов в связи с рассмотрением конкретного дела (Греция, Дания, Норвегия, Япония, США, Мексика, Индия и др.). В ряде стран (Ирландия, Колумбия, Венесуэла) правом проверки конституционности наделен только верховный суд, который рассматривает вопрос не в связи с конкретным делом, а по представлению определенного государственного органа - президента, парламента, правительства (англосаксонская модель).
В конституциях ряда стран содержатся нормы о создании и компетенции специальных судов по проверке конституционности нормативных актов (Австрия, Греция, Испания, Польша, Португалия, Германия и др.), которые образуются в особом порядке (назначаются главой государства, правительством, парламентом) (романо-германская модель). В иных странах создаются внесудебные органы конституционного надзора, например, во Франции - Конституционный совет, состоящий из 9 советников и бывших президентов (французская модель). 2. Можно подразделить конституционный контроль на предварительный и последующий. Первый осуществляется в отношении не вступивших в силу законов. В таких случаях контроль является как бы одной из стадий законодательного процесса. Второй представляет собой проверку уже вступивших в законную силу нормативных актов на предмет их конституционности. 3. Различают формальный и материальный виды контроля. Формальный заключается в проверке соблюдения процедуры рассмотрения и принятия нормативного акта, а материальный - в проверке конституционности содержания соответствующего правового акта. 4. Выделяют децентрализованный (американский) контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции, либо централизованный (европейский), осуществляемый специальным или только Верховным судом. 5. По способу проведения можно выделить: - абстрактный контроль, который предполагает проверку конституционности закона или его отдельного положения вне связи с каким-либо конкретным делом или спором; - конкретный (инцидентный) контроль, осуществляемый в связи с применением какого-либо нормативного акта, конституционность которого оспаривается, или конкретной деятельностью правоохранительного и иного государственного органа, допустившего нарушение определенных конституционных прав индивида или юридического лица. 6. С точки зрения обязательности конституционный контроль может быть: - обязательным, когда закон или иной нормативный акт подлежат обязательной конституционной проверке; - факультативным, который проводится лишь по собственной инициативе имеющего на то право органа или индивида, если возникают сомнения в соответствии нормативно-правового акта Конституции РФ. В юридической литературе выдвигаются и иные основания классификации видов (форм) конституционного контроля (внутренний и внешний; централизованный и нецентрализованный; консультативный и постановляющий; прямой и косвенный; контроль путем действия и путем возражения и т.д.) <1>.
-------------------------------- <1> См.: Нудель М.А. Конституционный контроль в капиталистических государствах. М., 1968. С. 115 - 127; Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. М., 1998. С. 27 - 28.
Позитивное значение конституционного контроля заключается в том, что он направлен на укрепление существующего в стране конституционного строя, конституционной законности, на защиту прав и законных интересов личности.
Контрольные вопросы:
1. В чем проявляется высшая юридическая сила конституции? 2. Почему одни нормы Конституции России действуют непосредственно, а другие требуют конкретизации федеральными законами? 3. Каково соотношение Конституции и Основного Закона? 4. Определите принадлежность Конституции РФ и известных вам конституций республик в составе РФ в соответствии с критериями классификации. 5. Какие принципиально новые нормы и институты введены в Конституцию 1993 года? 6. Определите принадлежность федеральной Конституции в соответствии с критериями классификации. 7. Должна ли Конституция России оставаться неизменной? 8. Как соотносятся понятия "легальная" и "легитимная" конституции? 9. Чем отличается конституционный контроль от конституционного надзора? 10. Какие органы конституционного контроля и конституционного надзора существуют в Российской Федерации?
Дополнительная литература к теме
1. Авакьян С.А. Конституционное Собрание РФ: концепция и проект федерального конституционного закона // Вест. МГУ. Сер. 11. Право. 2005. N 2. 2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. 3. Алиев Т.Т., Бердникова Е.В. Конституция Российской Федерации: пределы стабильности и перспективы модернизации // Современное право. 2013. N 12. 4. Безруков А.В. Конституция Российской Федерации как ценность общественно-правового развития // Современное право. 2014. N 4. 5. Белов С.А. Непосредственное применение судами Конституции в Российской Федерации // Государство и право. 2014. N 1. 6. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. М., 1998. 7. Грудцына Л.Ю. Народ, гражданское общество и Конституция // Государство и право. 2014. N 1. 8. Добрынин Н.М. Посильные суждения о пользе конституционной реформы в России // Государство и право. 2014. N 1. 9. Добрынин Н.М. О сущности конституционализма и правового государства: необходимое и действительное // Государство и право. 2012. N 7. 10. Жеребцова Е.Е. К дискуссии о месте и роли решений Конституционного Суда Российской Федерации в системе источников российского конституционного права // Право и политика. 2010. N 11. 11. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. М., 2009. 12. Кондрашев А.А. Пробелы в Конституции России: понятие, классификации и отграничение от смежных явлений // Российский юридический журнал. 2014. N 2. 13. Кравец И.А. Два гаранта Конституции в российском конституционализме и концепция сильного государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 1. 14. Крусс В.И. Конституция Российской Федерации и отечественная наука права // Проблемы права. 2013. N 4. 15. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации: Монография. М., 2002. 16. Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции РФ // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 15. 17. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. 18. Проблемы науки конституционного права: Монография / Отв. ред. А.Н. Кокотов. Екатеринбург, 1998. 19. Пряхина Т.М. К вопросу о самодостаточности российской Конституции // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 1. 20. Румянцев О.Г. Из истории создания Конституции РФ. О работе Конституционной комиссии (1990 - 1993 годы) // Государство и право. 2008. N 9 - 12. 21. Скуратов Ю.И. Развитие Конституции РФ 1993 года: поправки в Конституцию или конституционная реформа? // Российский юридический журнал. 2009. N 3. 22. Хабриева Т.Я. Доктринальное значение российской Конституции // Журнал российского права. 2009. N 2. 23. Шустров Д.Г. Учредительная функция конституции // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9. 24. Эбзеев Б.С. Конституция Российской Федерации: прямое действие и условия реализации // Государство и право. 2008. N 7.
ТЕМА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ
Учебные вопросы:
1. Конституционный строй и его основы. 2. Система принципов (основ) конституционного строя. 3. Формы демократии в России: общая характеристика. 4. Особенности проведения референдума Российской Федерации.
1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ И ЕГО ОСНОВЫ
Закреплению основ конституционного строя посвящена глава 1 Конституции РФ, которая представляет собой "конституцию в конституции", поскольку согласно ст. 16 Конституции РФ никакие другие положения российской Конституции не могут противоречить основам конституционного строя страны. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенном способе, определенной форме организации государства (или о государственном строе). Такой строй, закрепленный конституцией, становится его конституционным строем. Основы конституционного строя - это система базовых конституционных принципов, определяющих фундаментальные устои общественно-политического, правового, конституционного строя. Конституционный строй - это система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции <1>. -------------------------------- <1> Так считают ряд авторов. См.: Баглай М.В. Указ. соч. С. 98; Катков Д.Б. Конституционное право. М., 2001. С. 38.
Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая <1>. -------------------------------- <1> См.: Баглай М.В. Указ. соч. С. 98.
Государственный строй, закрепленный конституционно, приобретает черты конституционного строя. Исторически он предшествует конституционному строю, являясь его необходимым условием. В то же время содержательно конституционный строй охватывает и такие сферы общественной жизни (основы гражданского общества, естественные права человека), которые выходят за рамки государственного строя, вбирающего государственное устройство, организацию государственной власти и пр. Следовательно, государственный строй является логически исходным началом, ядром и необходимым условием строя конституционного, поэтому во многом они совпадают. Между тем содержательно конституционный строй зачастую является платформой, исходным началом для государственного строя, который характеризует организационную структуру государства, его органов и территории. Иными словами, в России общественный и конституционный строй являются "средой обитания" государственного стоя, а конституционный строй выступает связующим звеном для общественного и государственного строя (Франция, Италия). Таким образом, конституционный строй с точки зрения конституционного права есть отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. А основы конституционного строя - это система конституционных принципов, закрепляющих основы государственного и общественного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения положений ее первой главы. Эти нормы, как уже было указано, могут быть пересмотрены Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное Собрание либо разрабатывает проект новой Конституции, либо подтверждает неизменность действующей Конституции РФ.
2. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ (ОСНОВ) КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Система главных принципов, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации, закреплена в главе 1 Конституции РФ. Принципы, составляющие основы конституционного строя, взаимосвязаны и тесно переплетены между собой, нередко регулируя одно и то же в более широком и более конкретном смысле. Именно поэтому основы конституционного строя необходимо рассматривать как единую целостную систему, а не набор отдельных характеристик Российского государства. С учетом того, что в современном демократическом государстве человек ставится на первое место, раскрытие принципов конституционного строя следует вести в последовательности, соответствующей данному приоритету. Человек, его права и свободы - высшая ценность. Данный принцип является центральным в системе основ конституционного строя. Конституция РФ в ст. 2 провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагая обязанность их признания, соблюдения и защиты на государство. Демократическое государство. Статья 1 Конституции устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством. Демократия - такая форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства. Основные признаки демократического государства: единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации; легитимность государственной власти; демократические процедуры формирования и осуществления государственной власти; запрет присвоения власти и преследование такого присвоения (захвата) по закону. Демократизм также находит выражение в народовластии, разделении властей, политическом и идеологическом многообразии, местном самоуправлении. Принцип федерализма. Россия определяется в ст. 1 Конституции РФ как федеративное государство. Федеративное устройство - форма государственного устройства, при которой составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения и полномочий. Принцип федеративного построения России определяет характер взаимоотношений между федеративным Центром и его субъектами, а также между субъектами РФ. Правовое государство. Правовое государство - такой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека. Однако конституционная характеристика России как правового государства не подтверждается фактическим состоянием государства, а указывает направление его необходимого развития. Правовое государство - это принцип-цель. Социальное государство. Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Светское государство. Светский характер Российской Федерации закреплен в ст. 14 Конституции РФ. Светское - это такое государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии. Данный принцип характеризуется следующим: 1) отделение церкви от государства означает, что государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, не возлагает на них выполнение каких-либо государственных функций, не сопровождает свою деятельность религиозными обрядами и т.д. Религиозные объединения, в свою очередь, не участвуют в выборах органов власти, не участвуют в политической деятельности, не могут создавать свои подразделения в органах государственной и местной власти; 2) отделение школы от церкви. Однако религиозные организации вправе создавать собственные образовательные учреждения; 3) невозможность установления государственной или общеобязательной религии. Веровать или не веровать - личное дело каждого; 4) равенство религиозных объединений перед законом. Таким образом, принцип светского государства дает возможность государству сохранять самостоятельность в условиях многоконфессионального общества, что не исключает его взаимодействия с религиозными объединениями, и прежде всего традиционными (православие, ислам, буддизм). Принцип народовластия и государственного суверенитета. Принцип народовластия провозглашен в ст. 3 Конституции РФ. Он проявляется уже в самом факте принятия Конституции на общероссийском референдуме. Традиционно к свойствам народовластия относят единство, верховенство, полноту, неограниченность и неотчуждаемость власти народа. Все эти свойства в совокупности применительно к многонациональному народу России образуют качество народного суверенитета. Суверенитет народа - это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которая вбирает само общество. Основные каналы реализации народного суверенитета - это государственный и национальный суверенитет. Главный канал реализации национального и народного суверенитета - государство, закрепляющее суверенные права народов, этносов в правовой форме. Понятие суверенитета связано исключительно с существованием государства. В современной науке конституционного права разрабатывается новая категория - суверенная демократия, идея которой состоит в признании суверенности народа, посредством различных демократических процедур реализующего свою власть, независимость которой обеспечивается суверенитетом государства в условиях сохранения России <1>. -------------------------------- <1> См.: Лебедев В.А. Суверенная демократия: идеология, политика, право (теоретические аспекты). Челябинск, 2008.
Республиканская форма правления. Форма правления - категория, выражающая способ организации верховной государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействие между собой и населением, степень участия населения в ее формировании. Традиционно форма правления подразделяется на две основные разновидности - монархию и республику. В республике верховную государственную власть осуществляют выборные органы, избираемые на определенный срок и ответственные перед народом. В литературе выделяются две основные формы республик - президентская и парламентская. Кроме того, ведется речь о полупрезидентской и суперпрезидентской республиках, к последней ряд ученых относит Россию <1>. -------------------------------- <1> См.: Баглай М.В. Указ. соч.; Козлова Е.И. Указ. соч.; Конституционное право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М., 2011; Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1999 и др.
Характеризуя Россию по форме правления, можно отметить, что это смешанная полупрезидентская республика. Экономические основы конституционного строя. Свобода экономической деятельности отражается в ряде принципов: - единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг, что означает невозможность внутри территории РФ установления каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров и услуг (ст. 74 Конституции РФ); - поддержка конкуренции - основополагающий принцип рыночной экономики, который обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке; - равенство всех форм собственности, свобода предпринимательства и частной инициативы; - многообразие и равная защита всех форм собственности, о чем уже упоминалось. Идеологическое и политическое многообразие. Данный принцип закреплен в ст. 13 Конституции РФ, и его основными характеристиками являются: - идеологическое многообразие как возможность нормального сосуществования в обществе различных (противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе самостоятельно или совместно свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи; - невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Это означает, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению и государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве обязательной; - принцип политического многообразия (многопартийность) есть свобода образования и деятельности политических партий, выражающих волю населения или отдельных его субъектов, что исключает возможность партийной монополии, ущемление прав других, менее влиятельных, партий; - свобода общественных объединений, включая и политические партии; - пределы идеологического и политического многообразия, которые не могут быть безграничны (ст. 13 Конституции РФ устанавливает ряд запретов в отношении общественных объединений).
3. ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Понятие демократии сложилось еще в античном мире, а после победы буржуазных революций в XVII - XIX веках демократия повсеместно стала входить в политическую практику крупных промышленных держав (США, Франция). Демократии в науке всегда придавалось различное толкование, поэтому неудивительно существование множества ее взаимоисключающих концепций. Одни авторы понимали под демократией метод осуществления государственной власти, другие определяли ее как форму государства, третьи делали упор на классовый характер демократии. Различные подходы к пониманию демократии вызвали к жизни концепцию "плюралистической" демократии, "компромиссной" демократии, теории правящей элиты и др. Осуществление власти народа предполагает существование в каждом государстве определенного механизма властвования. В зависимости от форм волеизъявления народа в науке и конституционно-правовой практике обычно различают непосредственную (прямую) и представительную демократию. Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|