Цели и инструменты кредитно-денежной политики.
Денежная политика — важнейший элемент современной макроэкономической политики и представляет собой совокупность мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических целей (укрепление денежной единицы, стабилизация цен и темпов экономического роста и пр.). Денежно-кредитная политика — политика правительства и центрального банка страны, направленная на изменение денежного предложения (денежной массы) и процентных ставок. В рамках кредитно-денежной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитанное воздействие на воспроизводственный процесс, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы. Цели и инструменты кредитно-денежной политики можно сгруппировать следующим образом: Конечные цели: - экономический рост; - полная занятость; - стабильность цен; - устойчивый платежеспособный баланс. Промежуточные целевые ориентиры: - денежная масса; - ставка процента; - обменный курс. Инструменты: а) прямого регулирования: - лимиты кредитования; - прямое регулирование ставки процента; б) косвенного регулирования: - изменение нормы обязательных резервов; - изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); - операции на открытом рынке. Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности ЦБ и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.
Инструменты косвенного регулирования денежной системы 1. Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ (в настоящее время в ряде стран на резервные вклада начисляются небольшие проценты). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. Они различаются по величине в зависимости от вкладов (например, по срочным вкладам они ниже, чем по вкладам до востребования). Бани могут хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получать, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается. Чем выше устанавливает ЦБ норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, ЦБ оказывает воздействие на динамику денежного предложения. 2. Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки, по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у ЦБ сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по представлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. 3. Операции на открытом рынке – третий способ контроля за денежной массой. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Предполагает куплю-продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.
Государственный бюджет. 1. Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. 2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета. 3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части. · доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета; · расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. 4.Источники доходной части: · налоги; · государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.); · эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег; · займы у международных организаций. 5. Структура расходной части бюджета в развитых странах: · социальные нужды (не менее 50% всех расходов); · поддержание обороноспособности страны (примерно 20%); · обслуживание государственного долга; · предоставление дотаций предприятиям; · развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.). Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики. 6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта: · Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета. · Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета. · Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.
7. Источники покрытия бюджетного дефицита Ö Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования) · Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации). · Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций. Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости. - Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы. 8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета · долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов; · фаза экономического цикла в стране; · текущая политика государства. 9. Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты. 10. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга. 11. Государственный долг - Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте. Внутренние долговые обязательства: · Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций · Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг) - Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте
12. Внутренний государственный долг – результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. Государство – должник владельцев облигаций. Причины возникновения внутреннего государственного долга · Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте. · Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства). · Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому. 13. Внешний государственный долг – более серьезная проблема. С появлением внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям. Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства: · величина долга на душу населения; · отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%); · отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза); · расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%); · отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов. 14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях. 15. Меры по управлению государственным долгом: · Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства. · Поиск средств для выплаты долга. · Нейтрализация негативных последствий государственного долга. · Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|