Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налоговая система. Виды налогов




Налоговая система государства представляет собой сложное образование, включающее две органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения представлена совокупностью законодательно установленных налогов и сборов, уплачиваемых организациями и физическими лицами в бюджетную систему государства. Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением организациями и физическими лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов.

Под налоговой системой - понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоговая система современного демократического государства складывалась под воздействием исторических, политических, экономических, социальных условий и факторов, проявлявшихся по-разному в тот или иной период международной и внутренней жизни страны.

Виды налогов:

1. федеральные налоги и сборы - налоги и сборы, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории РФ. Виды федеральных налогов и сборов:

а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала;
д) подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
ж) государственная пошлина;
з) таможенная пошлина и таможенные сборы;
и) налог на пользование недрами;
к) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
л) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
м) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
н) лесной налог;
о) водный налог;
п)экологический налог;
р) федеральные лицензионные сборы;

2. налоги и сборы субъектов РФ - налоги и сборы, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и являются обязательными к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

При установлении регионального налога определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному региональному налогу. Виды региональных налогов и сборов:

а) налог на имущество организаций; б (налог на недвижимость;
в) дорожный налог;
г) транспортный налог;
д) налог с продаж;
е) налог на игорный бизнес;
ж) региональные лицензионные сборы.

При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком;

3. местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Виды местных налогов и сборов:

а) земельный налог;
б) налог на имущество физических лиц;
в) налог на рекламу;
г) налог на наследование или дарение;
д) местные лицензионные сборы.

Элементы налогообложения, которые определяются при установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному местному налогу.

Безработица. закон Оукена

Безработица представляет собой вынужденную незанятость рабочей силы, возникающую вследствие постоянно нарушаемого равновесия между спросом и предложением на рынке труда. Можно выделить такие современные ее виды, как добровольная (фрикционная), структурная, цикличная, технологичная, сезонная, скрытая и другие.

В силу различных факторов уровень официальной безработицы далеко не всегда соответствует действительности, ведь скрытая незанятость (а в эту категорию также относятся сельские жители с перенаселенных регионов) по своим масштабам намного превышает все прочие виды. В то же время официальная статистика не учитывает в числе нетрудоустроенных тех граждан, которые перестали искать работу (не становятся на учет на бирже труда), а также тех, кто вообще не желает работать (таких людей в крупных странах развитого рынка около 1-2 миллионов). Для официальной статистики эти люди просто не существуют. Все это влияет на существенное занижение уровня безработицы.

Большое значение представляет расчет уровня безработицы. Эта величина рассчитывается для определения объема потерянного для национальной экономики внутреннего продукта в связи с ней. Для экономистов закон Оукена выражает отставание фактического объема ВВП от его потенциального значения.

Американскому ученому А. Оукену удалось доказать наличие соотношения между объемом совокупного продукта и уровнем безработицы. Это соотношение получило название закон Оукена. Согласно этому закону, объем национального продукта находится в обратно пропорциональной зависимости от количества нетрудоустроенных людей в стране. При росте безработицы на 1 % значение реального ВВП уменьшается минимум на 2%. Поскольку естественная безработица неминуема и носит постоянный характер, для расчета отставания объема национального продукта учитывают только избыточную незанятость. Этот последний вид, к слову, на сегодняшний день свойственен для более развитых стран.

Для оценки уровня естественной безработицы принято брать величину, равную 6% от общего числа трудоспособных людей. Ранее, около 30-35 лет назад, он определялся в 3%, что говорит о том, что мобильность рабочей силы возросла (это приводит к росту добровольной безработицы) а темп НТП ускорился (это увеличивает структурную незанятость). В наше время совокупный уровень безработицы, как правило, превышает естественный уровень, что, согласно закону Оукена, ведет к потере части ВВП рыночных стран.

В тоже время закон Оукена демонстрирует и обратную зависимость. Суть ее в том, что при условии ежегодного прироста национального продукта минимум на 2,7% число нетрудоустроенных людей будет неизменным и не станет превышать естественного значения. Таким образом, если макроэкономическим параметрам не удается преодолеть трехпроцентный барьер, безработица в стране растет.

Стоит отметить, что закон Оукена не является строгим правилом, которое непременно выполняется при любых обстоятельствах. Это, скорее, тенденция, имеющая для каждой страны и периода времени свои ограничения. Рост безработицы имеет следующие негативные последствия: происходит недоиспользование, обесценивание трудового потенциала страны, качество жизни ухудшается, усиливается давление на величину заработной платы, растут расходы общества на смену профориентации или восстановление профессионального статуса, растет число правонарушений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...