Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие административной ответственности

ВВЕДЕНИЕ

 

Административное законодательство, отвечающее требованиям современного уровня жизни, начало свое становление довольно давно и прошло длительный этап формирования. В условиях новой России потребовалось создание такого федерального законодательного акта об административной ответственности, который бы отвечал требованиям Конституции РФ об обеспечении приоритета прав и свобод человека и гражданина, о защите в равной степени безопасности личности, общества, государства, всех видов собственности. 1 июля 2002 года вступил в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Целью написания работы является изучение современного административного законодательства, и рассмотрение проблем административной ответственности юридических и физических лиц.

Цель работы определяет следующие задачи:

1) изучить теоретический и практический материал по административной ответственности;

2) дать понятие административной ответственности;

3) проанализировать административную ответственность физических и юридических лиц.

В первой части работы рассмотрено понятие и основание административной ответственности. Далее рассмотрена административная ответственность физических лиц, виды административных наказаний. В заключительной части работы изучена административная ответственность должностных и юридических лиц.

В работе использовались следующие методы изучения: исторический метод, формально-юридический метод, метод сравнительного исследования, анализ и синтез законодательства и практики.

При написании данной работы были проанализированы основные учебные и научные материалы в рамках тематики работы, комментарии к действующему законодательству. Можно выделить следующих авторов: Е.Н. Алиева, П.В. Анисимов, Д.Н. Бахрах, А.В. Бутков, Л.А. Иванов, В.Р. Кисин, Н.М. Конин, В.В. Лукьянов, Л.Л. Попов, В.Д. Сорокин, А.С. Телегин и др.

К моменту разработки проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственность юридических лиц (предприятий, организаций) была установлена за широкий круг деяний в области таможенного, налогового, земельного, природоохранного законодательства, пожарной безопасности и т.д.

Учитывая большой объем законодательного материала, разработчики проекта КоАП РФ первоначально хотели ограничиться включением в него лишь норм об ответственности юридических лиц, которые действовали на тот момент. Но в ходе работы над особенной частью проекта возникла убежденность относительно целесообразности в целом ряде составов правонарушений добавления в перечень субъектов ответственности и юридических лиц. Разработчики исходили из предположения, что предприятие или организация может быть субъектом данного правонарушения, и полагали, что ничего страшного не произойдет, если практика покажет, что юридические лица не совершают предусмотренные данной конкретной нормой кодекса правонарушения. Но будет гораздо хуже, если возникает необходимость привлечь за совершение правонарушения юридическое лицо, а легитимной возможности для этого не окажется.

Юридическая ответственность является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса в правопорядке при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.

Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается установленная законом обязанность правонарушителя ответить за совершенное им правонарушение перед государством и претерпеть действие санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами.

Комплексного исследования административной ответственности юридических лиц не проводилось, а отдельные статьи и небольшие разделы монографий по данной проблеме, ввиду нестабильности и незначительного срока существования административной ответственности данной категории субъектов административного правонарушения, а связи с принятием кодифицированного акта (КоАП РФ) носят преимущественно обобщенный и описательный характер.

Объектом дипломного исследования является законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации и её субъектов. В последнее время произошли кардинальные изменения в экономике. Наша страна перешла на рыночную систему хозяйствования. В настоящее время создается огромное количество мелких и крупных предприятий (юридических лиц) причем с различной организационно-правовой формой. В связи с этим фактом происходит рост правонарушений, свершаемых юридическими лицами. В связи с этим с одной стороны, требуется надежные гарантии защиты экономических интересов всех субъектов, а с другой – одинакового подхода к этой защите со стороны контрольных (надзорных) и правоохранительных органов.

Возникновение административной ответственности в отношении физических и юридических лиц возможно в самых различных сферах как пример, при таможенных отношениях, в налогообложении, и т.д. Но при этом не возникает оснований для выделения каких-то особенных видов ответственности (таможенной, налоговой и пр.).

 


ГЛАВА 1. Понятие и основание административной ответственности

Понятие административной ответственности

 

Административное право это отрасль в российском праве наряду с конституционным, уголовным и гражданским правом, играет одну из главенствующих ролей в регулировании общественных отношений. В ведении его регулирующего действия находятся отношения, которые возникают в связи с организацией и осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти.

Эта деятельность связана непосредственно с решением целей, задач и функций исполнительной власти, выполняющей повседневное государственное управление обществом. Отсюда, в России, так же как и за рубежом, административное право часто называют "управленческим правом","правом исполнительной власти", "правом государственного управления".

Одним из важнейших институтов административного права является административная ответственность. Законодатель, устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, исходя из этого, законодатель дает ему (деянию) соответствующую юридическую оценку и соответственно осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее.

Признаки административной ответственности:

1) административная ответственность является средством охраны правопорядка;

2) она состоит и нормативно определена в реализации и определении санкций правовых норм;

3) является следствием виновного (противозаконного) деяния;

4) сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и его деяния;

5) связана с применением мер принуждения, которые обязан претерпеть правонарушитель;

6) реализуется в соответствующей процессуальной форме.

Согласно статьи 72 Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Федерации в области установления и реализации ответственности за административные правонарушения, хотя и предусмотрен действующим КоАП, пока не разрешен.

Необходимо также иметь в виду, что административную ответственность предусматривают не только нормы административного права, но и ряда других отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.).

Главное различие между административной и другими видами ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной) заключается в основании ответственности. Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного проступка, т.е. Совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие административного проступка от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера.

За совершение административного правонарушения применяются административные взыскания, а в некоторых случаях – иные меры воздействия (например, дисциплинарные). Для административной ответственности характерно и наличие специфических оснований, условий и последствий освобождения от нее лиц, совершивших административные правонарушения, или замены административных взысканий другими мерами воздействия (мерами общественного воздействия, иными мерами).

В отличие от дисциплинарной ответственности, при которой между органом или руководителем, применяющим меры взыскания, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения подчиненности, при административной ответственности таких отношений нет. Административные взыскания применяются широким кругом специально уполномоченных на то органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами и мировыми судьями.

Административной ответственности присущ особый процессуальный порядок применения. Он изложен в КоАП [3], а также в ряде федеральных законов, не вошедших в Кодекс. По сравнению с судебным процессом по гражданским и уголовным делам он сравнительно прост, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях. В то же время он содержит необходимые гарантии законности, осуществления права граждан на защиту.

Имеются также особенности наложения и действия административных взысканий. К таким особенностям относятся: принципы наложения взысканий; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...