Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые аспекты административной ответственности юридических лиц за налоговые правонарушения

 

Развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения. Ответственность за налоговые нарушения формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений при налогообложении. Налоговый кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень видов противоправных налоговых правонарушений. Закрепленное в НК РФ понятие вины не исключает применения налоговой санкции за совершение по неосторожности налогового правонарушения, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Субъектами, к которым применяется мера ответственности, согласно Кодексу, являются налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели, физические лица), плательщики сборов, а также налоговые агенты.

Одним из условий привлечения вышеуказанных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений является невыполнение или ненадлежащее выполнение, прежде всего возложенных на них обязанностей, НК РФ (ст. 23 НК РФ). За совершение налогового правонарушения к субъектам налоговых правонарушений (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, налоговым агентам и сборщикам налогов), а также к банкам применяются налоговые санкции. В соответствии с пунктом 3 ст. 108 НК РФ, предусмотренная действующей редакцией НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

Любая мера юридической ответственности (если это именно мера ответственности, а не мера защиты) выполняет восстановительную и карательную функции. Карательное воздействие налоговой ответственности, как и любого другого вида юридической ответственности, начинается с осуждения правонарушителя и деяния, им совершенного, которое обладает собственным карательным потенциалом, заключающимся в признании субъекта налоговым правонарушителем. В большей степени осуждение направлено на психику субъекта, а применение штрафа влечет сужение имущественной сферы правонарушителя и изменение отношений собственности. Анализ НК РФ показывает, что в качестве основного способа карательного воздействия этого вида юридической ответственности выступает применение штрафных санкций, а штраф - основная мера налоговой ответственности, определенная в ст. 114 НК РФ. Основанием реализации карательной функции налоговой ответственности является наличие правовой нормы, правонарушение, процессуальное решение. Осуждение, применение к субъекту санкции налоговой нормы не являются единственными способами осуществления карательной функции налоговой ответственности. За применением налоговой санкции, предусмотренной в налоговой норме, следует состояние наказанности правонарушителя. В ст. 112 НК РФ прямо определяется, что "лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции". В течение этого срока лицо находится в состоянии налоговой наказанности.

Состояние наказанности имеет не только карательный, но частнопревентивный аспект воздействия, т.к. обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, претерпевающее состояние наказанности, осознает, что в случае совершения повторного налогового правонарушения сумма штрафа на основании ст. 114 НК увеличивается в два раза. Индивидуализация - принцип юридической ответственности, а карательное воздействие должно быть индивидуализировано. Как может быть индивидуализирована налоговая ответственность, если в подавляющем большинстве случаев законодатель устанавливает абсолютно определенные и безальтернативные санкции. Между тем Конституционный Суд РФ в своих Постановлениях неоднократно указывал, что меры юридической ответственности должны быть справедливыми, соразмерными, дифференцированными, а сами эти принципы вытекают непосредственно из Конституции РФ.

Карательной функции налоговой ответственности неизбежно сопутствует воспитательная функция, но если кара не является индивидуализированной и справедливой, о воспитательном воздействии не может быть и речи. Одновременно с карательной функцией налоговой ответственности осуществляется ее восстановительная функция. Любая мера юридической ответственности является одновременно и карательной, и восстановительной. Налоговое правонарушение нарушает существующий порядок общественных отношений по взиманию и сбору налогов, а одновременно и правовую форму этих отношений - налоговые правоотношения, а восстановительная функция налоговой ответственности выступает средством восстановления нарушенных общественных отношений и возмещения причиненного вреда. С момента совершения налогового правонарушения у правонарушителя возникает обязанность подвергнуться неблагоприятным последствиям, вытекающим из факта совершения налогового правонарушения. Претерпевание виновным лицом этих последствий ведет к восстановлению общественных отношений. Обязанность, которая возникает с момента совершения налогового правонарушения, является одновременно и обязанностью возместить причиненный ущерб и тем самым способствовать восстановлению нарушенных общественных отношений. Применение к субъекту мер налоговой ответственности сужает его имущественную сферу, а следовательно, ведет к компенсации потерь, которые претерпело государство, но это только один аспект восстановительного воздействия. Другой аспект восстановительного воздействия состоит в принуждении налогового правонарушителя к правомерному варианту поведения, которое должно вести к стабилизации нарушенных им общественных отношений. Обязанность претерпевания государственно-принудительного воздействия налоговой ответственности выражается не только в виде пассивного претерпевания, но и в виде совершения определенных положительных действий. Например, добровольная уплата штрафа, недоимок по налогам, пени, приведение бухгалтерской документации в соответствии с предъявляемыми требованиями и т.д. Элементы добровольности, проявленные налоговым правонарушителем, могут исключать реализацию карательной функции. Так, добровольное внесение налогоплательщиком исправлений в налоговую декларацию до окончания отчетного периода исключает налоговую ответственность. Восстановительное воздействие в подобных случаях основывается не на государственно-принудительной, а на добровольной форме реализации юридической ответственности. Объект восстановительного воздействия налоговой ответственности зависит от объекта налогового правонарушения. Те общественные отношения, которые были нарушены конкретным налоговым правонарушением, как раз и требуют восстановления. Общественные отношения, выступающие объектом налогового правонарушения, одновременно являются и объектом восстановительного воздействия налоговой ответственности. Ввиду того, что эти общественные отношения являются урегулированными нормами налогового права, восстановительная функция направлена на приведение в нормальное состояние налоговых правоотношений. Косвенно в результате восстановления налоговых правоотношений происходит улучшение целого комплекса общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности. В НК РФ закреплены общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, что имеет большое значение при рассмотрении дела о налоговом правонарушении, совершенном физическими лицами.

Наравне с юридическими лицами, субъектами административной ответственности могут быть также и иные лица, которые приравнены к юридическим отраслевыми либо специальными законодательными актами. Например, филиалы предприятий (юридических лиц) которые не являющиеся юридическими лицами также могут быть подвергнуты административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства РФ. Налоговые санкции, установленные НК РФ, взыскиваются в судебном порядке, как с предприятий (юридических лиц), так и с индивидуальных предпринимателей (физических лиц) которые обладают этим статусом. Штрафы налагаемые за нарушения в сфере налогового законодательства установленные КоАП РФ и взимаемые с должностных лиц, уплачиваются в добровольном порядке, а в случае отказа либо невозможности добровольной уплаты, штраф взимается в порядке исполнительного производства. Порядок же привлечения должностных лиц, за совершение нарушений в сфере налогов и сборов прописан в КоАП РФ.

Так, анализируя гл. 28 КоАП РФ видим, что, для привлечения должностного лица за совершение им налоговое правонарушения, должностному лицу из налогового органа (сотруднику налоговой инспекции) требуется возбудить дело об административном правонарушении посредством составления протокола, или по своей собственной инициативе, или по сообщению правоохранительных органов или каких либо других органов государственной власти, или местного самоуправления, либо по заявлению физического лица, предварительно при необходимости проведя административное расследование с вынесением соответствующего определения. После чего: заявление о привлечении к ответственности должностного лица (сотрудника организации (юридического лица)), протокол и другие материалы по административному правонарушению направляются должностными лицами налоговых органов для их рассмотрения в суды (арбитражные и общей юрисдикции). Суды в 15-дневный срок со дня получения материалов по административному правонарушению с соблюдением всех процессуальных норм, установленных гл. 29 КоАП РФ, выносит постановление о назначении административного наказания (взыскания) либо о прекращении производства по данному делу об административном правонарушении. Процессуальные нормы для рассмотрения дел об административно – правовых нарушениях очень подробно прописаны законодателем в КоАП РФ. Однако при этом во время рассмотрении дел об административных правонарушениях судебные органы также пользуются руководящими нормами АПК РФ, ГПК РФ, в которых предусмотрен свой, собственный порядок рассмотрения дел. В результате появляется коллизия, так как возникает противоречие процессуальных норм административного, арбитражного и гражданского права. В случае, когда судебное решение о взыскании налоговых санкций по НК обжалуется начинают действовать правила АПК РФ и ГПК РФ, а сам обжалуемый судебный акт называется "Решение". Тогда же, когда обжалуется постановление о наложении штрафа на должностное лицо, за нарушение законодательства в сфере налогов и сборов, действует правило гл. 3 КоАП РФ.

В соответствии с НК РФ все правонарушения в сфере налогов и сборов выявляются вследствие выездных камеральных проверок. По итогам выездной камеральной налоговой проверки в срок не позднее двух месяцев с момента составления справки о проделанной проверке должностное лицо налоговых органов должно составить по установленной форме акт налоговой проверки. Все реквизиты необходимые для составления акта налоговой проверки закреплены в ст. 100 НК РФ. В случае выявления нарушения налогового права в результате камеральной проверки, налоговый орган уведомляет об этом налогоплательщика с требованием внести соответствующее изменение в декларацию в предписанный срок, либо выполнить необходимую доплату по налогам и пеню. При невыполнении налогоплательщиком требования выдвинутого налоговым органом о внесении изменений в декларацию и оплате доначисленой суммы налога, должностное лицо налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное налоговое правонарушения. Статья 101 НК РФ предусматривает порядок производства по делам о налоговых правонарушениях по результатам камеральной проверки. При этом порядок принятия решений по результату камеральной налоговой проверки вообще не прописан в НК РФ, а значит не урегулирован, что явно является пробелом в праве. Практика же применения налогового законодательства сложилась таким образом, что налогоплательщик привлекается без извещения о наличии правонарушения, без участия в принятии решения о его привлечении к ответственности, без возможности высказать свое мнение, защищаться от штрафа. В связи с этим учение о вине налогового правонарушителя сводится к нулю: виноват, не виноват ‑ отвечай, если допустил ошибку в налоговой декларации либо пропустил срок представления налоговой декларации. На основании решения налоговых органов о наложении на виновных лиц налоговых санкций налоговые органы за взысканием санкций обращаются с заявлениями об их взыскании в арбитражные суды. Что касается проблемы соотношения административной ответственности юридических лиц с ответственностью уполномоченных должностных лиц в административном порядке, следует отметить, что если к совершению юридическим лицом административного правонарушения приводят действия или бездействие конкретных должностных лиц, то в такой ситуации встает вопрос об ответственности этих лиц. Кроме того, в специально придуманных законодательством случаях деяние должностного лица также образует состав административного правонарушения, т.е. в конкретной ситуации могут существовать два правонарушителя ‑ юридическое лицо и должностное лицо. В других ситуациях должностные лица могут привлекаться к дисциплинарной ответственности, так как налицо нарушение ими служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 119 НК РФ налогоплательщик-предприниматель может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, предусмотренного названной статьей, за нарушение срока предоставления налоговой декларации или иных документов. Одновременно административная ответственность должностных лиц организаций за такие нарушения, как сокрытие (занижение дохода), нарушение правил учета, непредставление декларации о доходах, включение в декларацию искаженных данных, неисполнение законных требований налоговых органов, предусматривается, как уже отмечалось, в КоАП РФ. Субъектами ответственности являются и должностные лица предприятий (учреждений, организаций), которые могут быть привлечены к административной ответственности за налоговые правонарушения, ‑ руководитель и главный бухгалтер.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением ими правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Следует также отметить, что привлечение юридического лица (организации) к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает при наличии соответствующих оснований должностных лиц этой организации от административной, уголовной или иной ответственности (п. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ). К административной ответственности могут привлекаться как граждане РФ, иностранные граждане, так и апатриды (лица без гражданства). Иностранные граждане и апатриды (лица без гражданства) привлекаются к административной ответственности на общих основаниях, в частности и за свершение налоговых правонарушений. Вопрос об ответственности за административные правонарушения иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом в административной юрисдикции, разрешается дипломатическим путем. Действующее налоговое законодательство и административное законодательство не содержит запрета на прекращение административных дел производством за малозначительностью (ст. 2.9 КоАП РФ) совершенного правонарушения должностными лицами предприятий (учреждений, организаций). В связи с этим при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В налоговом законодательстве отсутствует перечень малозначительных правонарушений. Следует отметить, что к административной ответственности могут быть привлечены иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации.

Tаким образом, по рассматриваемой проблеме можно сделать следующие выводы. Во-первых, субъектами налоговой ответственности наряду с юридическими лицами являются также должностные лица предприятий, учреждений, организаций (руководитель и главный бухгалтер), которые могут быть одновременно привлечены к административной ответственности за налоговые правонарушения. Во-вторых, административные штрафы за нарушение налогового законодательства могут быть применены и по отношению к иностранным гражданам, руководителям представительств иностранных юридических лиц и полностью принадлежащих иностранным инвесторам предприятий, действующих на территории РФ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях отличается от КоАП РСФСР, прежде всего тем, что в нем кодифицирована административная ответственность как физических, так и юридических лиц, созданы единые процессуальные правила применения мер административной ответственности. Ныне нормы КоАП РФ являются единым федеральным правовым источником, на котором базируется административная ответственность за нарушения федеральных правил, принятых в установленном порядке. Для этих целей потребовалось внести изменения более чем в тридцать законов РФ и федеральных законов, принятых в России начиная с девяностых годов в различных сферах общественных отношений и содержавших конкретные составы административных правонарушений с административными санкциями. Речь идет, в частности, о Таможенном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, о Законах РФ "О защите прав потребителей", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О стандартизации", "О федеральных органах налоговой полиции", "О валютном регулировании и валютном контроле", о Федеральных законах "О рекламе", "Об экспортном контроле", "О ветеринарии", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и ряде других законодательных актов Российской Федерации.

Содержание ряда федеральных законов, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в области строительства, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, отражено в соответствующих нормах КоАП РФ, в связи с чем эти законы утратили силу с введением в действие настоящего Кодекса.

Объединение всех материальных и процессуальных норм об административной ответственности физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и всех юридических лиц (организаций) дает возможность правоприменителям лучше ориентироваться в соответствующих правилах, имея в виду, что число лиц, управомоченных применять административные санкции, достаточно велико и их конкретные полномочия существенно отличаются.

Единый порядок применения материальных норм и их исполнения, установленный Кодексом для всех субъектов административной юрисдикции, призван обеспечить законность и последовательное соблюдение прав и законных интересов юридических лиц.

Необходимо отметить, что введение в действие с 1 июля 2002г. нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явится важным шагом по укреплению правовой системы нашего общества, позволит более последовательно, именно на базе федерального закона, обеспечить охрану и защиту прав граждан и их организаций от административного произвола, осуществлять предупреждение преступных проявлений, своевременно применяя меры воздействия, не влекущие за совершение некоторых видов неправомерных действий уголовной ответственности. Административная ответственность - такая разновидность юридической ответственности (вместе с материальной, дисциплинарной, уголовной), которая проявляется в применении уполномоченными органами и должностными лицами определенных административно правовых взысканий к лицам, совершившим административные правонарушения.

В этом своем качестве административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности:

осуждение (порицание) поведения виновного правонарушителя обществом или государством, выражающееся в наступлении для него отрицательных последствий (в виде санкций - штрафа, исправительных работ, лишение специального права, конфискации и т.д.).

С другой стороны административная ответственность это составная часть административного принуждения и обладает всеми его качествами (выполняется субъектами исполнительной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).

Юридические лица, как субъекты административной ответственности, в таком качестве Кодексом об административных правонарушениях не предусматривались: в нем, по принятии не было ни одной статьи об ответственности юридических лиц. Хотя согласно действующего законодательства, субъектами административной ответственности считаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица. Исходя их этого, необходимо включить статьи об административной ответственности юридических лиц в Кодекс об административных правонарушениях, т.к. Он является основным актом, устанавливающим административную ответственность.

Административное правонарушение - негативное социально-правовое явление, поскольку оно наносит вред охраняемым нормам административного права, общественным и личным интересам. В связи с этим общество (государство) ведет вынужденную борьбу с ними посредством установления соответствующих административно - правовых запретов. Интересы охраны законности и правопорядка, поддержание государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом.

Административная ответственность выражается в различных мерах взыскания. Однако меры административного взыскания, после их применения не влекут таких серьезных последствий, как например, после применения уголовного наказания.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...