Недостаток финансовых источников развития оказалось невозможным восполнить за счет привлечения заемных средств.
Во – первых, высокие темпы инфляции и ее непредсказуемый, скачкообразный характер не позволяют определить равновесную цену денег, а следовательно, и проводить эффективное кредитование. Принявшие всеобъемлющий, массовый характер неплатежи еще больше увеличили риски кредитования. Все это способствовало резкому росту стоимости кредита. Ухудшение соотношения между возросшей процентной ставкой и уровнем рентабельности предприятий в результате снижения последней, сделало долгосрочное кредитование практически недоступным для предприятий. В – четвертых, длительность сроков окупаемости из-за высокой капиталоемкости производства, рыночная нестабильность и непредсказуемость самой хозяйственной ситуации начисто лишают предприятия возможностей привлечения банковского капитала. Наконец, ошибки приватизации и расплывчатость прав собственности, низкая рентабельность и тяжелое налоговое бремя делает иллюзорной и ставку на привлечение иностранных инвесторов.
Отсутствие собственных и недоступность кредитных средств поставили российские предприятия в чрезвычайно тяжелые условия. Сталкиваясь, с одной стороны, с настоятельной необходимостью в структурной перестройке, развитии производственного аппарата и обновления продукции, предприятия, с другой – полностью лишены средств для осуществления этих преобразований. Более того, многие из них оказались перед реальной угрозой технико – экономической деградации производства, так как не обеспечевают из-за нарушения непрерывности кругооборота фондов даже простого воспроизводства. Следовательно, проблема заключается не в том. Кризисное явления охватили все стадии и фазы индивидуального воспроизводства. Поэтому с полной уверенностью можно говорить о воспроизводственном кризисе на микроуровне экономики. Учитывая зависимый характер индивидуального процесса воспроизводства по отношению к общественному, решение его проблем требует радикальных корректировок в хозяйственной и инвестиционной политике государства.
Заключение Десятилетие рыночной трансформации позволило странам с переходной экономикой ликвидировать тотальное огосударствление хозяйства, провести широкую приватизацию и создать условия для развития предпринимательства на базе частной и смешанной собственности. В сфере производства реальные результаты трансформации не вполне отвечали поставленным целям. Предприятия многих отраслей, особенно крупные, плохо адаптировались к условиям рынка, в большинстве оставались экономически неэффективными, сохраняли избыточную занятость, дорогую социальную инфраструктуру. Индустриальные гиганты по – прежнему оставались монополистами на соответствующих сегменты рынка. Тяжелое финансово – экономическое положение большинства крупных предприятий способствовало увеличению взаимной задолженности и привело к невозврату кредитов, невозможности платить налоги и взносы в социальные фонды. Главной причиной продолжающегося трансформационного кризиса предприятий была слабость структурных реформ в экономике.
В переходной экономике, как правило, сохраняется достаточно масштабный государственный сектор, включающий стратегически важные предприятия. Однако предприятия, находящиеся полностью или частично в государственной собственности, подвергаются реорганизации – преобразованию в акционерные общества с соответствующим изменением системы управления, позволяющей отделить функции профессионального менеджмента от контроля собственника. Под государственным контролем остаются также сделки купли – продажи земель сельскохозяйственного назначения. Частный сектор переходной экономики включает предприятия двух типов: частные фирмы на собственной основе, учреждения на средства граждан и негосударственных юридических лиц, а также частные и смешанные компании, образованные путем частичной или полной приватизации государственных предприятий. Тип этих компаний по структуре акционерного капитала и особенностям корпоративного управления зависит от конкретного метода приватизации. Ключевую роль в рыночной адаптации как и государственных, так и приватизационных предприятий играет их последовательная и целенаправленная структуризация. Последняя имеет организационный и финансовый аспект. В результате организационной реструктуризации число и характер субъектов реального сектора приближается к нормам рыночной экономики. Финансовая реструктуризация способствует оздоровлению активов, расчистке балансов компаний по критериям рыночной экономики. Значительную роль в реструктуризации играют банки.
Список использованной литературы:
1. Загорулько М.М. и др. Основы экономической теории и практики: Учебно-методическое пособие. Волгоград: ВГУ, 1994 2. Курс экономической теории. Учебное пособие / Рук. Авт. Колл. А.Б. Сидорович. – М.: МГУ им. Ломоносова, изд. «Дис» 1997 3. Курс экономической теории: Учебное пособие; Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров: МИМО, 1994
4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник. М.: Дело, 1998 5. Бузгалин А.В. Переходная экономика 6. Экономика. Издание 3-е, под редакцией А.С. Булатова. Юристъ, Москва. 2000
ТЕСТ
1. Коммерциализация – это
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|