Вопрос 3: Принципы построения налоговой системы
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, иных платежей, а также форм и методов их сбора и построения, реализуемых соответствующими финансовыми и правовыми институтами, образуют налоговую систему(систе-му налогообложения). Принципы организации налоговой системы экономическая наука определяет с точки зрения влияния налогов на социально-экономическое развитие общества и благосостояние его граждан. Принято выделять две группы принципов налогообложения: ♦ всеобщие (классические) принципы, которые определяют базовые характеристики налоговых отношений; ♦ современные функциональные принципы налогообложения, учитывающие уровень социально-экономического развития страны и задачи государственной экономической политики. Всеобщие (классические) принципы оформились в финансовой практике еще в XVI в., но впервые были научно сформулированы в XVIII в. А.Смитом в его известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Это: ♦ принцип справедливости - предполагает всеобщность и равномерность налогообложения. А.Смит писал, что плательщики должны участвовать в содержании правительства соразмерно доходам, которыми они пользуются под его покровительством и защитой; ♦ принцип определенности - означает, что налог должен быть точно определен по срокам, способам и сумме уплаты; ♦ принцип удобства - предполагает, что вид налога, способ платежа и срок уплаты должны быть удобны плательщику; ♦ принцип дешевизны (экономии) - предполагает, что содержание самих налоговых органов должно как можно дешевле обходиться налогоплательщикам. С развитием экономической системы классические принципы налогообложения совершенствовались, корректировались и дополнялись.
К настоящему времени оформились функциональные принципы налогообложения, отражающие основные тенденции налоговой политики и современные требования к налогообложению со стороны государства и налогоплательщиков. Это: ♦ всеобщность налогообложения; ♦ исключение двойного налогообложения; ♦ стабильность налоговой системы в течение достаточно длительного периода времени; ♦ простота и ясность системы и процедуры уплаты налогов; ♦ установление размера налога с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня его доходов; ♦ оптимальность налоговых изъятий, обеспечивающая достаточное финансирование государственных расходов и относительно небольшое и равномерно распределенное налоговое бремя для налогоплательщиков; ♦ минимизация затрат на взимание налогов; ♦ корректировка распределения доходов для обеспечения социальной стабильности в обществе; ♦ соответствие налогообложения структурной политике государства; ♦ воздействие на стабилизацию экономического цикла, уровень занятости, инфляцию и др. Вопрос 4: Основные понятия и элементы налогообложения Налоговая система строится на основе законодательных актов, определяющих права и обязанности субъектов налогообложения и регламентирующих отношения по поводу объектов налогообложения. Элементы налога — установленные в законодательном порядке принципы организации и действия налоговой системы. Они включают: ♦ плательщиков налога (налогоплательщиков); ♦ объект налогообложения (облагаемый доход, имущество); ♦ налоговую базу (единицы измерения объекта налога); ♦ налоговую ставку (ставки); ♦ налоговый период; ♦ порядок исчисления и сроки уплаты налога. Налогоплательщик - юридическое или физическое лицо,
владеющее объектом налогообложения и несущее в силу этого налоговые обязательства. Объект налогообложения - объект, с которого платится налог (доход, земля, имущество, заработная плата, капитал и т. д.). Налоговая ставка - размер налога с единицы налогообложения, та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога. Прогрессивный налог — налог, ставки которого увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика. Прогрессивным налогом облагаются, как правило, доходы физических лиц (индивидуальный подоходный налог). Пропорциональный налог - налог, ставка которого остается неизменной независимо от величины дохода налогоплательщика. Регрессивный налог - налог, ставки которого (или доля налоговых изъятий из дохода) снижаются по мере роста дохода налогоплательщика. Регрессивный характер носят косвенные налоги, поскольку они обратно пропорциональны платежеспособности налогоплательщика. Налоговое бремя - доля дохода налогоплательщиков, взимаемая через налоги. Налоговая льгота — полное или частичное освобождение от налогов в соответствии с законодательством. Налоговая база — часть объекта налогообложения, принимаемая за основу при исчислении суммы налога. Пошлина - обязательная плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за совершение юридически значимых действий и оформление соответствующих документов. Обычно пошлины существуют в виде регистрационных и гербовых сборов, почтовых, таможенных, судебных, наследственных, патентных, биржевых пошлин. Сбор - обязательный платеж, взимаемый властями на экономические и социальные нужды. Может быть адресным платежом на финансирование целевых программ (например, программ развития определенной территории) либо безадресным платежом за осуществление какого-либо вида деятельности. Устанавливается чаще всего в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляется в местный бюджет. Кривая Лаффера Объем налоговых поступлений зависит от уровня налоговых ставок. Общее правило формирования налоговых ставок гласит, что чем шире налоговая база, тем меньше могут быть ставки налогообложения и, наоборот, ставки налогов будут высоки, если налоговая база их относительно небольшая.
Идея о существовании некоего оптимального уровня налоговой нагрузки была выдвинута в 1970-е гг. американским экономистом А. Лаффером. Эта идея воплотилась в так называемой «кривой Лаффера», представляющей собой графическое отображение зависимости между объемом налоговых поступлений в государственный бюджет и уровнем налоговых ставок. Данная кривая указывает на наличие предельной ставки, при которой налоговые поступления в бюджет достигают максимума, а превышение этой ставки ведет к сокращению налоговых поступлений. Согласно кривой Лаффера зависимость налоговых поступлений от уровня ставки имеет нелинейный характер. Предполагается, что ставка налога выше оптимальной лишает стимулов к производству, а это приводит к сокращению налоговых поступлений. И наоборот, уменьшение налоговых ставок должно стимулировать предпринимательскую активность, вести к росту выпуска продукции, что соответственно увеличит сумму налоговых поступлений в бюджет. В свою очередь, расширение базы налогообложения должно компенсировать потери, вызванные снижением налоговых ставок. В 1980-е гг. правительство США использовало теоретические разработки А. Лаффера при проведении налоговых реформ. Однако в настоящее время представители западной экономической науки довольно критично оценивают концепцию кривой Лаффера. Статистически подтвержденной зависимости между величиной налоговых поступлений от размеров налоговых ставок не выявлено. Концепция кривой используется в основном в качестве одного из элементов более общих экономико-математических моделей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|