Вопрос 5: Государственный бюджет. Государственные доходы и расходы.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Прототипом бюджета в средние века была смета доходов и расходов государя, которая отражала, по сути, государственные доходы и расходы. Сам термин бюджет происходит от английского слова «budget» - мешок, в котором хранилась бумага с законопроектом, утверждавшем субсидию английскому королю в XVI -XVII вв. С конца XVII в. бюджетом стал называться утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства. Государственный бюджет в его современном виде появился в первой четверти XIX в. Государственный бюджет выражает финансовые отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов государства. С точки зрения материального содержания бюджет - это совокупность денежных доходов и расходов государства в течение определенного периода времени (финансового года). Государство пополняет бюджет и распоряжается имеющимися средствами на плановой основе. Поэтому бюджет - это план государственного хозяйства, находящий свое выражение в форме росписи государственных доходов и расходов. Государственный бюджет ежегодно рассматривается и утверждается парламентом как коллективным представителем налогоплательщиков. Принятый закон о бюджете является законом, на основании которого собираются доходы и производятся расходы в текущем финансовом году. Доходная часть государственного бюджета формируется за счет государственных доходов - денежных средств, которые собирает государство. Государственные доходы подразделяются на налоговые и неналоговые доходы. Налоги составляют в настоящее время от 80 до 90% доходов бюджета в развитых зарубежных странах. В структуре налоговых доходов бюджета промышленно развитых стран ведущее место занимают прямые налоги. Так, индивидуальный подоходный налог составляет от 20 до 40 % всех поступлений. Подоходным налогом облагаются личные доходы граждан независимо от источника получения (заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, авторские гонорары и др.), уменьшенные на сумму законодательно разрешенных льгот и скидок. Налог на прибыль корпораций (фирм) составляет около 10 % поступлений в бюджет.
В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. По своей природе они близки к налогам и выплачиваются лицами, нанятыми на работу (в процентах к заработку), и фирмами (в процентах к общему фонду заработной платы). При этом затраты фирм на социальное страхование работников включаются в производственные издержки. Существенную роль в бюджетах современных стран играют косвенные налоги. В США важнейшим косвенным налогом является налог с оборота, им облагается вся валовая выручка от реализации товаров и услуг. В западноевропейских странах значительные поступления в бюджет обеспечивает налог на добавленную стоимость (около 20%, а во Франции - до 40 %). Доля акцизов в бюджете составляет примерно 5%, поступления от таможенных пошлин - от 2 до 8 %. В Республике Беларусь, как и в большинстве стран с переходной экономикой, в структуре налоговых доходов преобладают косвенные налоги. Так, налог на добавленную стоимость приносит около 30 % доходов бюджета, около 10 % - подоходный налог и 10 % - налог на прибыль. К неналоговым доходам относятся доходы от эксплуатации государственной собственности и доходы от ее продажи (приватизации), а также поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг. Кроме того, к неналоговым доходам относятся различного рода штрафы, поступления от реализации конфискованного, переданного в дар государству или иного имущества. В последние годы увеличивается доля доходов, получаемых государством в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акции частных корпораций и иные ценные бумаги.
Государство может получать чрезвычайные доходы, обусловленные необходимостью удовлетворения чрезвычайных потребностей, например для проведения законодательных и экономических реформ, на случай войн, стихийных бедствий и пр. Государственные расходы являются второй составной частью бюджета. Они представляют собой расходы, осуществляемые уполномоченными государственными органами для удовлетворения общественных потребностей. Государственные расходы призваны обеспечить финансовыми ресурсами потребности государства, связанные с выполнением им своих функций. Одной из основных классификаций государственных расходов является классификация по их общественному назначению. Государственные расходы по их общественному назначению направляются на: ♦ социальные нужды (социальное обеспечение и защиту; образование, здравоохранение, науку, культуру и др.); ♦ национальную оборону (военные расходы); ♦ государственное управление и правоохранительную систему; ♦ народнохозяйственные нужды (экономические расходы) и др. Расходы на социальные нужды - самый крупный вид расходов. К ним относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа. Социальное обеспечение охватывает неработающих граждан и граждан, не могущих работать постоянно или временно по состоянию здоровья. Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходам. В их состав включаются следующие виды расходов: на содержание личного состава, на вооружение, на материально-техническое оснащение; на строительство военных объектов, на военные исследования и разработки; на пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей; на подготовку кадров; на создание запасов и ресурсов на случай войны и др.
Расходы на государственное управление включают затраты на содержание законодательных органов, правительства, местных органов власти и управления, милицию, органов судопроизводства и прокуратуры. Расходы на народнохозяйственные нужды, или экономические расходы, способствуют структурной перестройке общественного производства, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей экономики. Важное место принадлежит государственным инвестициям. Они идут на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, мелиорация), финансирование новых прогрессивных отраслей (атомная, космическая и т. д.), финансирование убыточных отраслей (угледобыча, сельское хозяйство) и депрессивных регионов, финансирование фундаментальных научных исследований, требующих крупного сосредоточения финансов. Возрастание роли государства в регулировании макроэкономики выразилось в появлении во второй половине XX в. новых тенденций в развитии функций государственных финансов. Важнейшая из них - стабилизация экономики и содействие устойчивому экономическому росту. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета, как правило, растут, а во время инфляционного подъема -сокращаются. Государственные расходы по форме их выделения принято подразделять на четыре группы. К первой группе относят государственные закупки, обеспечивающие потребление в государственном секторе. Они включают заработную плату работников бюджетной сферы, а также расходы, связанные с приобретением товаров и услуг, закупаемых для текущего потребления в этой сфере. Ко второй группе государственных расходов относят государственные инвестиции, включающие затраты, производимые государством на капитальное строительство и развитие действующих объектов государственной собственности и инфраструктуры. Третью группу расходов составляют трансферты (социальные выплаты) частному сектору (домохозяйствам). К трансфертам относятся все выплаты, производимые государством, но не являющиеся компенсацией за оказываемые ему текущие услуги. Это - государственные пенсии, выплаты лицам с низкими доходами и пособия по безработице. Посредством трансфертов государство перераспределяет доходы между социальными группами. Четвертую группу государственных расходов составляют выплаты по государственному долгу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|