Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальные проекты в области образования.




Динамика политического и экономического развития Российской Федерации на протяжении нескольких последних лет свидетельствует о том, что время создания основ новой государственности, новой социально-экономической модели общества, сопровождаемое переоценкой ценностей, поиском новых путей развития, бурной и не всегда согласованной правотворческой деятельностью, близко к завершению. Сегодня государство может больше внимания уделять проблемам социальной сферы, отдельного человека, отдельной семьи.

Национальные проекты, сформулированные в качестве особой концепции развития России Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, сегодня воспринимаются обществом по-разному. Диапазон мнений по поводу содержания проектов значителен: от особенностей развития страны на очередной год, связанных преимущественно с увеличением финансирования заявленных сфер, до определения национальных проектов как долгосрочных приоритетных направлений политики и даже как своеобразного эквивалента национальной идеи.

Национальные проекты не ограничены рамками одного года. Их реализация - приоритетная долгосрочная задача.

Появление самой идеи о выделении тех сфер жизни общества, на которые следует обратить особое внимание власти и общества, во многом обусловлено уникальным моментом в истории России, когда общественные институты и властные структуры готовы соединить свои усилия для достижения благополучия населения в масштабах всей страны.

Проблемы медицины, образования, доступного жилья и функционирующего сельского хозяйства - это не только, да и, пожалуй, не столько проблемы экономики. Это вопросы национальной безопасности, перспектив демографического развития, имеющие первостепенную политическую важность. Модное сегодня словосочетание "вложение в человека" на самом деле означает вложение в будущее государства, в решение вопроса о том, будет ли существовать российское государство с теми национально-культурными компонентами, которые образуют его уникальность и историческую неповторимость.

Здравоохранение, образование, жилищная политика, сельское хозяйство - есть ли в них как названных в единстве национальных проектах общее начало? Это лишь на первый взгляд разрозненные области, избранные в качестве национальных проектов по принципу "где больше наболело". Общее в них - это сфера, обеспечивающая права каждого человека на достойное существование и развитие, и общая цель, обусловленная положениями ст. 7 Конституции РФ, - достижение благополучия как отдельного гражданина, так и всего общества в целом. Без нормального, полноценного питания, качественного жилья, без доступных и отвечающих стандартам высокого уровня услуг систем образования и здравоохранения нельзя говорить об индивиде, имеющем собственную гражданскую позицию и политическую активность.

Национальные проекты - важнейшая часть реформы социальной сферы, реформы, вызванной не только переходом общества к жизни в условиях демократического социального государства с рыночно ориентированной экономикой, но и пересмотром принципов социального обеспечения. "Проблемная" социальная сфера, как уже неоднократно указывалось в экономических исследованиях, способна существенным образом тормозить экономическое развитие государства. Данные исследований, проведенных Всемирным банком в отношении стран с переходной экономикой, свидетельствуют о том, что перспективы экономического роста в этих странах в большей степени связаны с развитием человеческого и социального капитала и в несравненно меньшей пропорции обусловлены состоянием физического капитала и природными ресурсами.

Современный этап в развитии социальной политики российского государства должен стать во многом переломным, но не в плане глобального пересмотра курса развития, а в плане превращения во многом бессистемного реформирования в логическую обусловленную систему мер. Первые шаги уже сделаны: вместо планирования в рамках очередного года стало возможным осуществлять прогнозирование на среднесрочную и долгосрочную перспективу <программа 2020*(В сов. времена пятилетки)>.

Национальные проекты, как и любая иная конструктивная идея, имеют свою логику развертывания, последовательность в реализации задач: сначала - повышение в первую очередь заработной платы тем работникам социальной сферы, которые в силу известных должностных обязанностей оказывают услуги значительному числу граждан, наиболее часто встречаются с получателем услуг и от их профессионализма во многом зависит дальнейшее развитие событий (участковые терапевты, классные руководители), следом - специалисты иного профиля. Следующая задача - создание такой материально-технической базы, которая позволяла бы оказывать услуги высокого уровня, оснащение имеющихся учреждений аппаратурой и оборудованием. Далее - строительство новых центров, предоставляющих высокотехнологические медицинские услуги и осуществляющих методологическую деятельность. Данные меры позволят не только повысить качество услуг, но и сделать их более доступными для граждан, проживающих вдали от крупных центров европейской части России.

Национальный проект и реформирование той или иной сферы жизни общества - явления тесно связанные. Национальные проекты можно рассматривать как своеобразный "катализатор", позволяющий ускорить модернизацию социальной сферы.

Остановимся подробнее на содержании национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищной политике, сельском хозяйстве, а также определим соотношение между действующим законодательством и национальными проектами.

Россия согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ является правовым государством, следовательно, реализация политических решений должна проводиться не в обход, не в отрыве от действующей правовой базы, а в том числе и посредством правовой деятельности. Эта деятельность предполагает не только внесение изменений и дополнений в ряд финансовых документов (что уже происходит сегодня), но и разработку новых правовых актов, направленных на юридическое оформление структурных реформ в указанных сферах.

Национальные проекты тесно связаны с реализацией федеральных программ. В настоящее время действует более 40 федеральных целевых программ. Из них наиболее значимыми для воплощения национальных проектов и взаимосвязанными с ними являются федеральные целевые и иные программы: "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)", "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации", "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)", "Дети России" на 2003 - 2006 годы, "Социальное развитие села до 2010 года", "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Вместе с тем следует учитывать, что действующая нормативная правовая база не "отторгает" национальные проекты, но для их правового оформления требуется немало усилий, кропотливой работы по устранению отдельных противоречий, взаимоувязки норм, а также систематизация действующего законодательства. Возможно, определенного пересмотра в связи с национальными проектами потребуют нормы соответствующих отраслей законодательства.

Так например, в области образования запланировано принятие двух указов Президента Российской Федерации (о государственной поддержке способной и талантливой молодежи, ежегодном поощрении лучших учителей), пяти постановлений Правительства Российской Федерации (о поддержке образовательных учреждений, порядке награждения молодежи, о финансировании), четырех распоряжений Правительства Российской Федерации (о создании университетов и бизнес-школ).

Как видим, специфика отраслей социальной сферы, в отношении которых предусмотрены национальные проекты, привнесла значительное разнообразие как в форму, так и в содержание планируемых нормативных правовых актов.

Помимо указанных актов преимущественно подзаконного уровня предполагается также и активизация законотворческой деятельности, причем не только на уровне Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, но и Государственной Думы <*>.

<*> В Государственной Думе во фракции "Единая Россия" создан Экспертно-консультативный совет по реализации национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса".

Большая часть из намеченных нормативных правовых актов уже приняты.

Реализация национального проекта "Образование" будет сопровождаться разработкой нормативной правовой базы по следующим вопросам:

- государственный образовательный стандарт с последующим мониторингом деятельности государственной и частной систем образования;

- введение обязательного 11-летнего образования;

- новые формы контроля за качеством образования;

- питание, диспансеризация и оздоровление школьников;

- внедрение инновационных и информационных технологий;

- доступность детских дошкольных учреждений;

- гарантии прав в области образования в связи с переходом российской армии на контрактную основу;

- различные формы стимулирования учреждений, педагогических работников и обучающихся;

- развитие непрерывного, в том числе непрерывного профессионального образования.

Следует отметить, что в развитии системы образования на среднесрочную перспективу много таких задач по модернизации российского образования (такие как, например, участие институтов гражданского общества в системе образования), которые поставлены уже давно, в том числе и на уровне актов Правительства Российской Федерации.

Между тем реализация национальных проектов, помимо нормативного правового и финансового аспектов, имеет и другие проблемные стороны. Претворение национальных проектов в жизнь неизбежно требует соответствующего контроля за целевым использованием государственных средств, поскольку реализация национальных приоритетов связана со множеством рисков. Среди них хотелось бы указать на: недофинансирование; разворовывание средств; увеличение финансирования бюджетной сферы без проведения соответствующих структурных реформ.

Еще один важнейший аспект - распределение полномочий по осуществлению национальных проектов между уровнями власти: федеральным, субъектов Российской Федерации и муниципальным. Здесь остро стоит проблема грамотного с конституционной точки зрения и в то же время финансово подкрепленного разграничения функций в сферах реализации национальных проектов.

Национальные проекты, и это следует рассматривать как позитивный момент, широко обсуждаются на разных уровнях. Одно из замечаний, высказываемых общественностью, - недостаточное и не всегда качественное отражение конкретных мер в области национальных проектов в законодательстве. Перечень правотворческих инициатив не должен исчерпываться уровнем Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Гражданское общество также должно выступить с идеями по реформированию социальной сферы в рамках национальных проектов.

 

Президент Российской Федерации Владимир Путин
5 сентября 2005 года объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов:

1. «Образование»

2. «Здоровье»

3. «Доступное жилье»

4. «Развитие агропромышленного комплекса».

По мнению главы государства, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. Решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создаст необходимые стартовые условия для развития, так называемого человеческого капитала.

«Доступность и качество образования прямо влияют на национальные перспективы», - эти слова Президента РФ В.В.Путина очень точно выражают суть проекта «Образование».

 

Роль приоритетного национального проекта «Образование» в системе модернизации российского образования:

Цель проекта:

Выработать механизмы, способные кардинально изменить и поднять качество отечественного образования, создать основы для прорывного инновационного развития страны, укрепления ее конкурентоспособности.

Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования.

Основные направления проекта:

· Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования

· Внедрение современных образовательных технологий

· Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня

· Повышение уровня воспитательной работы в школах

· Развитие системы профессиональной подготовки в армии

Ожидаемый результат:

Достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

Описание проекта:

Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи.

Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей.

Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов.

Открытие новых бизнес-школ напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Компонент «Информатизация» направлен на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни.

Направления приоритетного национального проекта «Образование» образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги.

Национальный проект «Образование» - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...