Музыка как представление изображаемого пространства
Асинхронность музыки и изображения служит основой приобретения музыкой самостоятельной роли в кино, при которой она берет на себя новые задачи — задачи дополнения изображения. Использование музыки или вообще звуковых явлений как средства ассоциации с пространством, фактически не показанным в кадре, было первым симптомом перехода к самостоятельному существованию звукового ряда по отношению к зрительному. Это вызвано специфической условностью, уже ранее выработавшейся в изобразительных искусствах и театре, согласно которой на показываемое пространство следует смотреть как на отрезок более широкого пространства, как на pars pro toto1.
1 Автономная музыка не может представлять «изображаемого пространства»; она является развертывающимся во времени, а не пространственным искусством Однако в виде исключения она может представлять и пространство в бетховенской увертюре «Леоно-
Картина, висящая на стене, отделена от реального пространства рамой, скульптура — цоколем. Функция рамы состоит в отделении различного рода пространств одно от другого: изображаемого пространства (например, пространство, окружающее образ Монны Лизы, с глубокой перспективой позади нее, или пространство поля, окружающее «Сеятеля» Ван-Гога) от реального пространства (комнаты или зала музея), где висит картина. Оба эти пространства гетерогенны, рама подчеркивает их различие. Ту же функцию выполняет и цоколь скульптуры, хотя и в меньшей степени, потому что скульптура как произведение, имеющее три измерения, конкретнее включено в наше пространство, чем картина, о характере пространства которой нам говорит только перспектива. В театре для отделения представленного, изображенного пространства, где разыгрывается драма, от пространства, где находится зритель, служат пределы сцены и занавес1. В музыкальных сценических формах (опере, балете, пантомиме, мелодраме) функцию отделения обоих типов пространства до некоторой степени выполняет «оркестровая яма».
Однако пространство, изображенное на сцене, воспринимается зрителем как наглядный фрагмент значительно более обширного не показанного пространства. Зритель субъективно дополняет показанный отрезок своим представлением о «продолжении» этого простран-
ра № 3» за сценой звучит мотив сигнала трубы, возвещающий о приближении Спасителя. Таким образом, этот мотив выполняет функцию отображения определенного в самых общих чертах «более обширного» воображаемого пространства. Хотя это и связано с программным характером данной увертюры и ее отношением к опере «Фиделио», все же она представляет собой исключительное явление в музыке. Ибо в принципе даже программные произведения не определяют никакого изображаемого пространства (ни Альп в «Альпийской симфонии» Р. Штрауса, ни степей в симфонии «В Средней Азии» Бородина) Современные стереофонические звуковые эффекты тоже служат не для тою, чтобы вызывать у слушателя представления о пространстве в смысле «изображаемого пространства», а лишь для добавления к звуковому материалу новых особенностей звучания. Только на сцене или в кино, особенно в кино, музыка может воплощать изображаемое пространство. 1 Границы между сценой и зрительным залом иной раз стираются, как, например, в классическом японском театре; в современном японском театре они часто уничтожаются сознательно.
ства, он воспринимает кусок улицы как часть всей улицы и появление артиста на сцене как появление не «из-за кулис», а из других, не показанных частей изображаемого мира [481].
Фрагментарный характер показанного пространства ощущается в кино значительно сильнее, хотя он и компенсируется сменой кадров. В принципе экран в состоянии показать все, он может нанизывать отрезки, изображающие расположенные далеко одна от другой части света, он может перескакивать из пустыни в центр большого города, из квартиры в лес или на море и т. п. Эта быстрая смена изображений показываемого мира превратилась не только в общепринятую условность, но и в одно из величайших достижений киноискусства. Кино обогащает познания зрителя наблюдениями мира, как никакое другое искусство, причем делает это наглядно, чего не в состоянии сделать даже литература, поскольку она передает содержание не визуально, а только посредством слов. Но экран тоже имеет свои границы. Его рамки точно так же ограничивают наглядно показываемый мир, как рама картины или пределы сцены. Но вне границ экрана (разумеется, и в широкоэкранных фильмах) фильм внушает зрителю представление о более широком пространстве, которое является продолжением показанного на экране и связанного с ним пространства. Наш опыт заставляет нас предполагать, что и в кино за пределами «показанного» лежит бесконечность «непоказанного», которое тесно связано с тем, что было или может быть показано каждую секунду (в кино именно «каждую секунду»). Благодаря специфике кино потенциальные возможности этого непоказанного мира действуют здесь гораздо сильнее, чем в других изобразительных искусствах. Это продолжение изображаемого пространства имеет свою внутреннюю логику; мы дополняем по принципу ассоциации фрагмент показанного горного ландшафта видами других гор и долин, море — его продолжением, городские улицы — другими улицами и т. д. В то время как «поле зрения» в кино ограничено экраном, «поле слуха» гораздо шире и конкретнее. Это значит, что мы фактически видим только то, что показано на экране, хотя и представляем себе «гораздо больше». Между тем слышать мы можем не только то, что обосновано изображением на экране, но и то, источник чего невидим. Таким образом, как и все явления звуковой сферы, музыка может самостоятельно представлять этот воображаемый мир; тогда она активно вмешивается в драматургию фильма, как специфическое средство отображения определенного содержания, она принимает участие в его построении, что-то добавляя к показанному кадру, предвосхищая явления, которые только будут показаны в дальнейших кадрах, мотивируя дальнейшее развитие действия или информируя обо многом вместо зрительного фактора. Такие описанные выше функции музыки, как синхронное подчеркивание зримого, полностью зависели от изображения, то есть были пассивными, тогда как здесь мы имеем дело с ее активными функциями, которые уже сами вмешиваются в действие1.
Прообраз таких функций киномузыки мы обнаруживаем уже в некоторых операх: в «Кармен» пиччикато струнных в сцене предсказания явно иллюстрирует шаги приближающегося, но еще невидимого контрабандиста; в «Борисе Годунове» Мусоргского в первой сцене второго акта в келье монаха Пимена мы слышим перезвон церковных колоколов, дающий представление о других частях монастыря; в «Хованщине» далекий звук фанфар указывает на приближение отрядов царских стрельцов; в «Пиковой даме» Чайковского звуки военной трубы информируют слушателя о том, что сцена происходит в казарме. Другим примером может служить известный фрагмент из второго акта «Дон-Жуана» Моцарта. Здесь наслаиваются друг на друга звуки двух оркестровых ансамблей, из которых один играет в трехдольном метре, а другой в двудольном. Такая полиметрия представляет собой сценический художественный прием: один оркестр сопровождает появление донны Анны и Эльвиры и выполняет роль аккомпанемента вокальным партиям; другой, играющий за сценой, отображает не показанную часть приемного зала, где уже звучит тан-
1 Еще Эйзенштейн [450] требовал включения в программу кино-училищ преподавания звуковой организации происходящего, то есть передачи фрагментов действия исключительно звуковыми средствами цевальная музыка (в ритме менуэта). Моцарт разделяет оба ансамбля также и тем, что локализует их в разных местах.
Киномузыка может выступать в этой функции в многочисленных формах при различной степени зависимости от наглядно показанных в кадре явлений. При этом она всегда апеллирует к ассоциативным способностям зрителя. Такие функции ей легче всего выполнять тогда, когда музыкальный фрагмент звучал уже раньше в связи с каким-нибудь кадром и режиссер рассчитывает на ассоциацию с ним в соответствующий момент. Например, если крики толпы и туш в оркестре сопровождают кадр, в котором какой-то участник соревнования достиг цели первым, то в следующей сцене, когда на экр'ане видны только возбужденные лица зрителей, новый туш в оркестре истолковывается как вторая победа. Между музыкой или шумами и изображением существуют связи настолько ясные, что вовсе нет необходимости заранее давать вместе изображение и звук Устарели прежние принципы монтажа, согласно которым ни один звуковой элемент нельзя давать без показа источника шума или его пояснения предыдущими либо последующими сценами. Именно сознательно создаваемая неопределенность источника звука или шума позволяет достигать специфических эффектов, создает беспокойство, интерес, напряжение. В американском фильме «Мой друг Шейн» сначала виден скачущий по прерии всадник и слышны удары топора, и только потом в кадре появляется крестьянин, разрубающий гигантский древесный ствол. В музыкальных фильмах мы часто видим сначала только дирижера без оркестра, не показанного ни целиком, ни частично. Музыка, сопровождающая эти кадры, представляет для кинозрителя нечто настолько само собой разумеющееся, что ее источник вовсе не обязательно показывать; она дополняет наше представление невидимыми в данный момент частями кинематографического пространства и указывает на связь жестов дирижера с действиями всей непоказан-ной группы исполнителей. Бела Балаш называет этот метод а синхронностью. Пудовкин и Эйзенштейн — з в у ко-з р и т е л ь-н ы м контрапунктом. От кинозрителя он требует повышенной активности. Звуковой ряд обогащает изображение, дополняя его целым рядом шумов, которые сами отображают обстановку, окружающую то, что показано в кадре. В фильме «Изменчивое счастье» на экране довольно долго видна крупным планом едущая крестьянская телега с возницей и седоком; а в звуковой сфере даны щелкание кнута, гудки обгоняющих телегу автомобилей, лай собак из дворов стоящих у дороги домов, крики играющих деревенских детей и т. д. Тем самым звуковая сфера обогащает кадр элементами, правда несущественными, с точки зрения действия, но имеющими значение характеристики той жизни, к которой в данный момент принадлежит едущая телега. Приближение или отдаление этих шумов служит признаком движения телеги. Таким образом, здесь звуковые явления отображают движение показанного зрительно предмета и одновременно дают представление о различном содержании меняющегося вокруг этого предмета пространства.
Музыка как фактор, заменяющий зримое изображение, встречается уже в старом английском фильме «Кавалькада». Только траурный марш информирует зрителя о том, что в эту минуту в другой, непоказанной, части изображаемого пространства проходит траурная процессия. Музыка информирует нас только о характере явления, а что речь идет о похоронах королевы Виктории, вытекает из предыдущего действия фильма. Так музыка выполняет не только функцию представления непоказанного пространства, но и характеризует происходящее в нем явление. В качестве другого интересного примера можно привести сцены из старого советского фильма «Октябрь», демонстрирующие события после победы революции. Огромная площадь Петрограда заполнена людьми, на площади появляется грузовик с оркестром, играющим марш, и уезжает; но вот уже приближается следующий, тоже с оркестром, исполняющим другой марш. Довольно продолжительное время оба марша наслаиваются один на другой, причем виден сначала только один оркестр, другого не видно, хоть он и слышен. Немного погодя перед камерой проезжает второй грузовик, но первый, раньше проехавший перед нами, все еще слышен из отдаленной части площади. Этот эффект принадлежит к числу наиболее простых и естественных приемов, посредством которых можно передавать движение и направление движения в непоказанном пространстве. Точно также обстоит дело и с шумами. Пыхтение паровоза, динамически нарастающее или ослабевающее, мы ассоциативно дополняем соответствующей локализацией источника звука. Используемая таким образом музыка органически переплетается с кадром. Она ускоряет развитие действия, так как берет на себя функции информации вместо зрительного фактора. Конечно, предпосылкой для этого должна служить активность кинозрителей, которые ассоциируют со звуковыми явлениями дополняющие их зрительные. Так, например, в фильме «Зоя» в сцене допроса героини сама музыка, драматическая и полная напряжения, избавляет режиссера от необходимости показывать наглядно сцену пыток. Подобное асинхронное построение отрезка фильма приводит к появлению других функций, выполняемых в «звуко-зрительном контрапункте». Это звуковое отображение непоказанного пространства обычно выполняет одновременно другие задачи, глубже затрагивающие сюжет, мы видим особенно ясно на примере одной сцены из польского фильма «Запрещенные песенки». Сцена разыгрывается в варшавской парикмахерской, и только музыка говорит зрителю (и героям) о том, что по улице за витриной проходит отряд нацистов. Топот сапог, резкие звуки военного марша, которые сначала приближаются, а затем отдаляются, информируют нас о происходящем на не видимой нами улице. Причем музыка информирует нас не только о самом источнике звука, но и о направлении его движения. Аналогичный пример находим в советском фильме «Пирогов», в котором динамическое нарастание песни ямщика (начало фильма) сообщает зрителю о приближении тарантаса Пирогова. Динамика музыкальною звучания указывает на локализацию источника звука и на изменение этой локализации. Элемент динамики, обычно связанный в музыке с нарастанием или ослаблением напряжения, которое она выражает, выполняет в данном случае конкретную информационную функцию. Динамические изменения в музыке, представляющей невидимые части пространства, могут происходить также и в форме контраста и прп- 15G обретать таким образом особое значение. Например, одна и та же музыка, то вдруг тихо, то громко звучащая из непоказаиных частей пространства, может означать, что где-то в комнате, откуда доносится музыка, закрыли дверь или окно и вновь открыли и т. п. В старой картине «Голубой ангел» этот эффект встречается много раз. То же самое мы встречаем во второй серии советского фильма «Молодая гвардия». Сцена, показывающая концерт, устроенный молодогвардейцами для маскировки поджога биржи труда, воспринимается кинозрителем с очень разных пространственных и слуховых перспектив (из изображаемого зала, из гардероба, с улицы и с места поджога), в разных динамических оттенках. Эта «концертная музыка» связывает разные по содержанию кадры. Роль музыки как средства информации о непоказан-ных явлениях может быть гораздо сложнее. В фильме «Запрещенные песенки» есть сцена в кафе, где задача музыки состоит в опровержении ложных известий. Героиня уверяет своего спутника, что в Варшаве больше нет немецких оккупантов, но под окнами кафе вдруг гремит песня нацистского отряда, разоблачающая ее ошибку. Необычайно интересный способ отображения непоказанного пространства предложил Сергей Эйзенштейн в своей «Заявке». Звук выстрела (стреляющий виден на экране) отдается многократным эхо, которое и дает нам представление о непоказанном далеком пространстве. К этому эффекту прибегают часто, например к эху зова в горах, чтобы охарактеризовать окружающую обстановку, в которой разыгрывается сцена. Или вот другой пример из советского фильма о полярной экспедиции — «Семеро смелых». Один из героев, оставшийся в палатке один, включает радио, и вдруг на вой бури в ледяной пустыне наслаивается симфоническая музыка из далекого, теплого и светлого концертного зала; вызванные ею ассоциации связывают молодого героя с «большой землей», с жизнью. Музыка дает ему силы, она заглушает яростный вой пурги. Эта музыка изображает не только другое, отдаленное пространство, но и другую жизнь, другой мир, куда он вернется. Многочисленные «информативные» функции музыка выполняет в польском фильме «Голубой крест». Звуки очень далекого йодлера, проникшие в землянку партизан, указывают на большое расстояние между партизанами и немецким патрулем. Здесь музыка сообщает об очень многом: это внутрикадровая музыка, то есть ее слышат не только зрители, но и герои фильма; она говорит о непоказанном, очень отдаленном пространстве; самый тип этой музыки информирует партизан о том, кто именно поет (йодлер типичен для тирольцев или баварцев); в то же время она служит признаком грозящей опасности. Используемая таким образом музыка многофункциональна, она одновременно выполняет несколько очень важных задач как в отношении данной сцены, так и в области психологической жизни героев. Она, пробуждает в них страх, повелевает соблюдать осторожность, оказывает решающее влияние на их непосредственные действия, то есть на дальнейшее развитие сюжета. Представление непоказанного кинематографического пространства, а также драматургически интересная информация посредством музыки содержатся в следующей сцене советского фильма «Мы из Кронштадта»: в окопах офицер приказывает оркестру играть во время боя. Но противник получает перевес, невидимый оркестр звучит все слабее, из него выпадает постепенно все большее количество инструментов, пока не остаются лишь труба и барабан. Эти изменения, происходящие в самой музыке, говорят нам об очень многом: о том, что ряды обороняющихся редеют, о том, что музыканты убиты и сопротивление слабеет. Здесь музыка не только дает представление об изменениях в непоказанных частях пространства, но информирует также об исходе боя. Звуковые явления за кадром становятся драматически «красноречивыми». Приведенные примеры касаются сопровождающей действие внутрикадровой музыки, которая воспринимается не только зрителем, но и героями фильма. Однако она может быть предназначена только для зрителя. В виде примера укажем на сцену из старого советского фильма «Подруги». Окруженная немцами воинская часть ждет прорыва бронепоезда. Мы видим трех санитарок на маленькой станции, издалека слышен свисток поезда. Какого? Нашего или вражеского? Люди, изображенные на экране, этого еще не знают, но при помощи веселой музыки, вплетенной в грохот идущего поезда, зритель получает информацию о том, что спасители близко. Интересную роль играет музыка как отображение пепоказанного пространства в фильме Хитчкока «Окно во двор». Герой, вынужденный не покидать своей комнаты из-за перелома ноги, видит только то, что можно наблюдать в открытое окно, но слышать он может гораздо больше. Слуховые впечатления служат для него главным источником информации о жизни, которая идет в большом многоквартирном доме. Отдельным «героям» этой жизни соответствуют различные музыкальные мотивы, которые раздаются тогда, когда больной направляет свой бинокль на окно какой-нибудь квартиры. Здесь следует добавить, что техническое усовершенствование путем стереофонии создает в кино новые художественные приемы. Стереофония позволяет не только более точно локализовать звуковые явления, но и раздробить звуковой ряд на несколько одновременно развивающихся звуковых пластов, посредством чего можно достичь определенных драматургических целей, например деления на звуковой задний план (шумы деревенской жизни, пение петухов, возгласы людей) и на звуковой передний план. Локализация источника звука имеет свое драматургическое значение: наиболее важное всегда слышно на переднем плане. Различие звуковой локализации часто сопровождается дифференциацией звуковых явлений по типу (шумовые эффекты, музыка, речь). Благодаря стереофонии каждое акустическое явление возникает на фоне окружающей его разнообразной и чрезвычайно многослойной звуковой среды и, следовательно, приближается к действительности. Фильмы направления cinema verite1, стремящиеся отобразить на экране подлинную жизнь во всем ее многообразии, как раз связаны с развитием технических средств современного кино. Особенно широко и интересно применяется отображение непоказанного кинематографического пространства посредством разнообразных звуковых явлений во французском фильме «Если парни всего мира». Сюжетной осью служит здесь сотрудничество людей раз-
1 Правда жизни в кино (фр.). ных стран в организации помощи тяжело больным матросам, о которой взывает коротковолновая радиостанция. В помощи участвует весь мир, люди различных континентов, рас и национальностей. Они связаны между собой исключительно посредством коротковолновых радиоаппаратов, которые каждый раз представляют для зрителя различные непоказанные пространства. В сознании зрителя наслаиваются три различных представления пространства, а именно: фактически показанного в кадре пространства, отдаленного пространства, воплощаемого звучащими из радиоприемника голосами, и пространства, не изображенного ни зрительными, ни звуковыми средствами, в котором больные ждут и которое всегда присутствует в сознании зрителя. Это пространство совсем кратковременно показано только в начале и в конце фильма. Режиссер превосходно «играет» на этом трояком ощущении пространства и передает все три вида его главным образом посредством звуковых явлений. Идея объединения народов, которая проводится в этом фильме, осуществляется в первую очередь путем художественного использования звуковых элементов в такой функции. В данном случае средством отображения далеких недоказанных кинематографически пространств был радиоаппарат. Реже для этой же цели используется... телефон. Изобретательный способ использования телефона мы находим в очаровательном французском фильме «Мой дядя». Директор фабрики разговаривает с кем-то по телефону, но собеседник директора находится в маленьком бистро, где завела свою песенку пианола. Песенка перемежается с разговором и таким образом дает представление о месте, откуда говорит один из собеседников. Но по окончании разговора в бистро забыли повесить трубку, и всякий раз, когда директор пытается позвонить по телефону, он слышит пианолу с ее легкомысленной музыкой. Здесь звуки выполняют троякую роль: они отображают незнакомое директору пространство, одновременно передавая атмосферу, находящуюся в полном контрасте с атмосферой директорского кабинета и тем самым создавая комический эффект. Кроме того, музыка тут представляет сама себя. Комизм положения усиливается, по мере того как директор все чаще хватается за трубку, и телефон все время «занят» валь- сом. Этот эффект завершается резким скачком, когда режиссер, наконец, показывает нам болтающуюся телефонную трубку и стоящую рядом пианолу, которая громко играет вальс. Звук локализуется только в этот момент, прежде он и для директора и для зрителя был чем-то «неизвестным». Резкая смена «слуховой перспективы» возникает вследствие наплыва, переносящего зрителя в совершенно иное внутреннее помещение, которое раньше было изображено только звуками вальса. Многообразное функционирование музыки умело используется также в фильме «Пепел и алмаз». На экране показан бар, где два человека, входящие в «Армию Крайову», говорят о неудавшемся покушении на коммуниста и проектируют совершить его вновь. Издали доносится танцевальная музыка, но вдруг она обрывается и вместо нее из другого помещения ресторана слышен голос певицы, исполняющей песню Варшавского восстания. Здесь музыка приобретает функцию особого комментария показанной сцены Это внутрикадровая музыка; герои фильма, так же, как и зрители, ее слышат и реагируют на нее. И зрители понимают, что герои фильма связывают песню с недавней историей Варшавы и противопоставляют прошлому настоящий момент. Таким образом, музыка действует в нескольких плоскостях: она дает понятие о непоказанных частях ресторана; она представляет собой песню варшавских повстанцев и как таковая, содержащая эмоциональную зарядку, понятна всем персонажам фильма; она указывает на воспоминания героев фильма; кроме того, она помогает зрителю понять нынешнюю ситуацию, пробуждая в нем определенные воспоминания о прошлом и вызывая определенные комментарии к настоящему. Зритель понимает, что песня рассказывает о том, какими были эти два варшавских повстанца, тогда как изображение показывает, до какой роли они дошли теперь, то есть в изображаемое кадром время. Музыка делает здесь возможным художественный эллипс, которого не мог бы достигнуть один зрительный ряд. В связи с этим режиссеры сделали вывод о возможности применения специфической полифонии происходящего в зрительной и звуковой сферах Другими словами, самостоятельная сюжетная линия, проведенная исключительно звуковыми средствами, может быть па- 161 раллелыюй сюжетной линии, изображаемой только зрительными средствами. Превосходный пример этого дает английский довоенный фильм «Темный ангел». На экране один за другим быстро сменяются кадры, изображающие деревенскую улицу в различные времена года. Один и тот же ландшафт в нежной весенней зелени, летнем цветении, осеннем увядании и зимних снегах. Сжато во времени здесь показана смена времен года отдельными фрагментами в течение нескольких лет в деревне, где живет героиня фильма. Однако звуковое сопровождение этих мирных и идиллических картин дано как противопоставление этим кадрам, ибо в звуковой сфере слышны топот марширующих солдат, стрельба, шум боя, стоны раненых, военная музыка и т. п., то есть шумы и музыка, отображающие другую сюжетную линию, которая разыгрывается совсем в другом месте и переживается другим героем фильма. «Раздвоение» начинается со сцены прощания влюбленных на перекрестке: она остается в деревне, он уходит на войну. И обе эти совершенно различные по содержанию сюжетные линии од новременно воспринимаются нами двумя различными органами чувств: одна — зрением посредством изображения, другая — слухом только посредством слуховых явлений. Звуковой ряд служит самостоятельным носителем действия и единственным информатором о действии, происходящем в это же время в пространстве, которое находится на большом расстоянии. Он представляет здесь собственное пространство и происходящие в нем события. Таким образом, он используется не как сопровождение, не как иллюстрация зрительных кадров, а как их дополнение, углубление, в функции совершенно самостоятельного кинематографического контрапункта. Подобно тому как музыкальный контрапункт объединяет две или больше мелодические линии в одно целое более высокого порядка, кинематографический контрапункт таким же образом объединяет две разнородные по характеру их восприятия линии действия. Этот фрагмент фильма демонстрирует изображаемый мир в чрезвычайно интересной временной конденсации: проходящие годы режиссер показывает только при помощи нескольких отрывков, которыми он символизирует смену времен года; так, он сокращает реальное течение лет до каких-нибудь нескольких секунд. Кроме того, нам приходится здесь иметь дело с конденсацией пространства, ибо зритель переживает одновременно двоякое чувство пространства, передаваемое как при помощи зрительных явлений, так и при помощи звуковых. Наконец, и сюжетная линия, отображаемая только посредством звуков, также сжата во времени: некоторые типичные акустические явления говорят о долгих годах войны. Но понимание всего представленного требует от слушателя аналитической установки по отношению к обеим самостоятельно функционирующим сферам данного отрезка фильма. Приведенный пример показывает, что функции подобного рода может выполнять не только музыка, но и звуковые эффекты. В одной из сцен фильма «Частная жизнь Генриха VIII» такую функцию выполняет один-единственный глухой стук; он информирует короля, придворных (и публику в зале), что в это мгновение под ударом топора, нанесенного палачом, скатилась голова королевы. Правильное понимание зрителями этого шумового эффекта возможно, потому что они к нему подготовлены. В другом случае такой же шум мог бы быть истолкован совершенно иначе. Стук топора представляет для нас непоказанное продолжение показанного кинематографического мира и, помимо того, совершенно определенное событие — казнь королевы. Здесь мы тоже имеем дело со своего рода звуко-зрительным контрапунктом, только, в соответствии с характером шумовых явлений, на более коротком отрезке. Однако отдельные шумы могут появляться также повторно и не относиться непосредственно к показанной сцене, хотя они при этом и будут связаны со всем фильмом в целом. Например, сцена драки между апашами в фильме «Под крышами Парижа» разыгрывается под шум пыхтящего совсем близко и несколько раз просвистевшего непоказанного паровоза. Это лишь усиливает впечатление, что дело происходит в предместье, но с самим сюжетом пыхтение паровоза не имеет ничего общего. В советском фильме «Великий гражданин» все более плотный хор нетерпеливых гудков автомобилей «скорой помощи» информирует нас о катастрофе — прорыве плотины; причем делает он это косвенно, ибо непосред- ственно гудки свидетельствуют только о Том, что едут какие-то автомобили. Но из всей ситуации вытекает, что речь идет об автомобилях «скорой помощи», что имеются человеческие жертвы и что люди пострадали при катастрофе на строительстве плотины. Такой художественный прием основан на ассоциативном мышлении кинозрителя, на которое рассчитывает режиссер. Иногда целый сюжетный эпизод разыгрывается только в звуковой сфере в непоказанном нам кинематографическом пространстве, например ссора за дверью. Либо нам вообще не показывают спорящих, либо показывают их значительно позже, и такая «задержка» может представлять собой превосходный эффект. Приведем в виде примера сцену в баре, где к голосу певицы вдруг присоединяется суровый мужской голос из непо-казанной части зала; камера бродит по всему залу, пока не задерживается на поющем летчике, «помогающем» певице. Этот момент превращается в завязку действия. Пением предвосхищается образ этого персонажа, и музыкальный эффект получает драматургически важное продолжение. Звуковые эффекты, дающие представление о непо-казанных частях кинематографического пространства, могут, однако, гораздо глубже затрагивать ход действия и даже становиться исходной точкой развития сюжета. Так, например, в фильме «Дон-Кихот» торжественные фанфары возвещают о прибытии в убогое жилище Дон-Кихота посланных от испанского герцога прежде, чем они появляются в кадре. И тут же начинается новый фрагмент действия во дворце герцога. Нарастающий гул голосов людей, провожающих священника, осужденного немцами на смерть (в итальянском фильме «Солнце еще взойдет»), информирует нас о том, что толпа сопровождающих его на смерть становится все более многочисленной. В чехословацком фильме «Ромео, Джульетта и тьма» лай пуделя и стук его лап с приближением собаки к убежищу спрятавшейся от нацистов еврейки говорит о том, что сторонница Гитлера — хозяйка пуделя — недалеко, и опасность растет. Здесь тоже налицо явная би-функциональность шумовых эффектов. Особенно интересным примером представления непо-казанного места, еще и далекого по времени, служит японский фильм «Злодей спит спокойно». Герой фильма проигрывает одному чиновнику магнитофонную ленту с частичными записями разговора, разоблачающего героя и его сообщников. Запись на ленту была сделана тайно в ресторане, и потрясающие рассказы преступников прерываются легкой развлекательной музыкой, представляющей место действия, где была сделана запись, в данном случае в ресторане. Но лента проигрывается в автомобиле, из которого оба пассажира наблюдают, как преступники идут в похоронной процессии. Слышны записанные на ленту голоса преступников, но сами они идут молча. Таким образом, здесь мы имеем дело с изображением двоякого рода: с представлением далекого непоказанного места, еще и во временном отношении далекого от показанного. В связи с этим необходимо рассмотреть также интересные эффекты, возникающие в результате приближения или удаления микрофона и камеры от источников звука; ибо здесь мы тоже имеем дело со специфическим представлением непоказанного кинематографического пространства. В фильме «Под крышами Парижа» камера и микрофон сначала движутся по всему дому вниз, пока они не наталкиваются на источник звука, то есть на группу поющих на улице людей и на уличного певца. Должно быть, этот художественный прием понравился Рене Клеру, так как перед концом фильма он применил его в обратном направлении: камера и микрофон уходят с улицы все дальше на крыши Парижа, охватывают все более широкую перспективу города, при этом песня все больше и больше отдаляется. Если эффекты приближения и отдаления в непоказанном пространстве большей частью достигаются при помощи приближения или отдаления источника звука при статическом кадре, то здесь мы имеем дело с художественным приемом обратного порядка. Местоположение источника звука остается неизменным, а камера и микрофон сначала приближаются к источнику звука, а затем удаляются от него. В заключение укажем еще на некоторые интересные примеры того, как одно и то же звуковое явление дается в двух различных «слуховых перспективах». В указанном фильме Рене Клера есть такая сцепа: рассерженный шумом у соседей жилец верхнего этажа стучит башмаком по полу; камера немедленно переска- 165 кивает в квартиру шумящих: мы теперь слышим тот же стук, но он раздается сверху, в перспективе жильцов нижнего этажа. Одно и то же явление, даваемое в двух различных слуховых перспективах, представляет в каждом случае другое пространство: в первом случае показанное, а во втором — непоказанное, но уже известное зрителю. Меняется не только местоположение микрофона в пространстве, но и его функция, когда он встает на позицию других персонажей фильма. Эффекты подобного рода играют особенно важную роль во французском фильме «Приговоренный к смерти бежал». Место действия в фильме—-тюрьма, камера осужденного, строящею план побега исключительно на основе точного расчета времени возникновения шумов, слышных извне. Вся жизнь для него заключается во внешних шумах: в звуке шагов часовых по коридору тюрьмы, в звуке шагов заключенных, идущих на прогулку, в грохоте и звоне проходящего мимо тюрьмы трамвая. Все эти шумы для него — единственная связь с действительностью, с внешним миром, с волей. Эти шумы, выросшие по своему значению для заключенного до гигантских размеров, принимают увеличенные размеры и для нас. Зритель отождествляет свое слуховое восприятие со слуховым восприятием осужденного (режиссер способствует этому соответствующим фоническим преобразованием звуков и искусными стереофоническими эффектами, например, приближения к двери камеры или отдаления от нее шагов часовых). Здесь шумы представляют три вида незримого пространства: коридор тюрьмы, двор и улицу. Приведенный пример наталкивает нас на интересную проблему «субъективного микрофона». Нормально восприятие в кино совершается по принципу отождествления глаза зрителя с «глазом кинокамеры». Зритель не только видит лишь то, что позволяет ему видеть камера, но он еще видит это так, как показывают ему режиссер и кинооператор. В то время как читатель романа представляет себе описанный 'автором предмет только приблизительно так же, как автор, кинозритель целиком находится в этом отношении во власти режиссера. Однако иногда камера находится не вне героя, а, так сказать, «в нем», и тогда коренным образом меняется восприятие зрителем мира, окружающего героя. В фильме «Летят журавли» в сцене, когда настигнутый немецкой пулей герой падает в болото и весь мир кружится перед ним, камера показывает именно этот кружащийся туманный ландшафт, и таким образом кинозритель глубоко проникает в угасающее сознание умирающего солдата. Киноэстетика говорит здесь о «субъективной камере». То же относится и к микрофону. Для кинопублики существует только перспектива камеры и микрофона Но микрофон может быть «включен» во внутреннюю жизнь героя, он может не только объективно регистрировать реальные шумы и музыку, но и передавать зрителям деформированные слуховые качества, исходя из точки зрения героя, так, как их воспринимает персонаж фильма в данном своем психическом состоянии. Например, в упомянутом фильме «Приговоренный к смерти бежал» микрофон передает усиленные до ненормальных размеров звуковые эффекты, потому что они так звучат для героя в перспективе его восприятия и воображения окружающего и непоказанного пространства. Этот режиссерский прием, конечно, помогает публике вживаться в состояние героя, хотя прием этот и выходит далеко за пределы условности реалистического отображения мира. Нечеловеческий голос демона, который в японском фильме «Кровавый трон» предсказывает герою будущее, тоже соответствует этой же лишенной реальности условности: именно так слышит этот голос японский Макбет, и так слышим его мы сквозь призму его восприятия. В реальной жизни наше поле слуха многослойно, мы слышим всевозможные шумы действительности, но воспринимаем их бессознательно, замечая только в тот момент, когда они прекращаются. В прежнем кино отбор этих явлений заходил слишком далеко; он изолировал кинозрителя от нормальной «слуховой среды». Стереофония в состояниии восстановить все поле слуха, хотя и она должна произвести какой-то отбор, чтобы сосредоточить внимание кинопублики на центральных явлениях Мы можем, например, слышать разговор двух человек на фоне отдаленного собачьего лая, шепот заговорщиков на фоне детского смеха, пение солдат на фоне отдаленного грома пушек или стук типографской машины на фоне упражнений на рояле. Многослойность звуковой сферы, подразумевающая разную слуховую перспективу, делает показанные сцены пространственно пластичнее, причем всегда на основе достигаемого исключительно звуковыми средствами представления непоказанных, отдаленных фрагментов пространства, служащих «продолжением» показанного. Все вышеприведенные примеры указывают на явление зрительно-звукового контрапункта. Если сформулировать суть этого контрапункта в психологических категориях, то можно сказать, что зрительные наглядные представления через посредство звуковых «наглядных» представлений дополняются зрительными воображаемыми представлениями. Это происходит благодаря тому, что у зрителей на основании их жизненного опыта некоторые визуальные представления ассоциируются с определенными звуковыми; ведь часто и в повседневной жизни воспринимаемые только слухом явления вызывают в нас представления об определенных зрительных явлениях и достаточно о них информируют. Поэтому аналогичная функция звуковых явлений в кино вполне понятна слушателю. В действительной жизни, как и в кино, звуковые эффекты выполняют эту функцию чаще, чем музыка, потому что они более однозначно связаны с определенными зрительными явлениями. Музыка выполняет эту функцию в тех случаях, когда она выступает в своей «собственной роли», — марши, танцы, концертная, траурная и другая музыка. Таким образом, возник целый ряд киномузыкальных эллипсов, новых форм взаимопонимания между режиссером и публикой, вошедший в условности режиссерской техники, в кинопоэтику. Еще в годы зарождения средств звукового кино Бела Балаш с полным правом говорил, что звуковое кино и особенно звуковые эффекты «учили по-новому слышать мир», так же, как кинокадр учит по-новому его видеть. Добавим еще, что киномузыка может собственными средствами создавать некоторое представление о характере пространства в том же плане, как это происходит в автономной программной музыке. В фильме «Снега Килиманджаро» в музыке, сопровождающей изображение бескрайней и безлюдной степи, в оркестре участ вуют только самые высокие и самые низкие регистры, а середина звукового поля остается «пустой», беззвучной. Тем самым, так же, как в симфонической картине Бородина «В Средней Азии», музыкальными средствами ясно передается пустота показанного пространства. В музыкальной семантике это — часто используемое средство изображения музыкального пейзажа. Активное вмешательство звуковой сферы в кинематографические приемы приводят к тому, что звуковые явления сделали непригодными некоторые чисто зрительные средства, созданные немым кино: например, быстрая смена кадров становится невозможной вследствие собственного темпа развития музыки. Таким образом, созданная в кино активная звуковая сфера не только заменяет некоторые зрительные средства, но и в значительной мере определяет темп развития и ритм зрительных явлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|