Предметное самоопределение философии, ее функции и признаки.
Стр 1 из 27Следующая ⇒ Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: · онтология (учение о бытии); · гносеология (учение о познании); · человек; · общество. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: · сущность бытия; · происхождение бытия; · материя (субстанция), ее формы; · сознание, его происхождение и природа; · взаимоотношение материи и сознания; · бессознательное; · человек, его сущность и существование; · душа, духовный мир человека; · общество; · общество и человек; · природа; · природа и общество; · духовная сфера жизни общества; · материально-экономическая сфера жизни общества; · социальная сфера общества; · общественно-экономические формации, цивилизации; · перспективы человека, общества; · экология, проблемы выживания; · особенности познания; · влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; · ограниченность и безграничность познания; · движение; · философские категории; · диалектика и ее законы; · иные вопросы. Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: · диалектика; · метафизика; · догматизм; · эклектика; · софистика; · герменевтика. Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
· обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); · статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); · однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии. Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: · материализм; · идеализм; · эмпиризм; · рационализм. При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: · имеет очень много общего с научным знанием — предмет, · методы, логико-понятийный аппарат; · однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. Можно выделить следующие особенности философского знания: · имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.); · носит предельно общий, теоретический характер; · содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; · во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; · является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; · изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; · имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); · испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; · в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется; · опирается на категории — предельно общие понятия; · неисчерпаемо по своей сути; · ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем. Разделы философского знания Онтология (греч. ontos – сущее, бытие, logos – учение) – учение о бытии; о сущем в мире. Онтологические вопросы: существует ли мира сам по себе или он существует от Бога? обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? каковы основные законы и движущие силы его развития? и т.п.
Гносеология (греч. gnosis – знание, познание, logos – учение) – учение о познании. Основные вопросы: способен ли человек познать мир? что такое истина? какими методами можно достичь истины? и др. Антропология (греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении, сущности и эволюции человека. Праксиология (греч. "praxis" – действие) – учение о человеческой деятельности, о ее эффективности, о реализации человеческих целей и ценностей в реальной жизни. Аксиология (греч. axios – ценный) – учение о ценностях; изучает формы и способы ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений. Эстетика (греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – учение о прекрасном и безобразном, комическом и трагическом, возвышенном и низменном; занимается исследованием сферы прекрасного, искусства и тех эстетических эмоций, которые прекрасное вызывает в человеке. Логика (греч. logos – слово, разум) – учение об основных законах и формах мышления. Создателем логики является античный философ Аристотель. Эпистемология (греч. episteme – знание, logos – учение) – учение о научном познании, исследующее достоверное знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие. Этика (греч. ethos – нрав, обычай, характер) – учение о нравственности, морали, цель которого – обоснование модели достойной жизни (что такое добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т.д.). Генезис – появление, становление и развитие От мифологии до философии Философия пришла на смену мифологии, и ее возникновение знаменовало собой колоссальный переворот в стиле мышления. В мифах человек выражал свою слитность с природой, на которую он переносил собственные свойства, то есть очеловечивал ее. Рождаясь, индивид включался в сложившуюся систему мифов, ориентировавших его отношение к миру. Он постигал природу в воображении; но на определенном этапе такой стиль мышления вступал в противоречие с новой общественной потребностью, рождавшейся на основе усложняющейся практической деятельности, - потребностью в научном познании мира. Философия и возникла как ответ на эту потребность; она разрешила возникшее противоречие в пользу рациональности, закладывая тем самым необходимую основу для научного познания, идущего на смену эпосу, фантастическим повествованиям о природе и человеке. При всей кажущейся современному человеку наивности рассуждений древних мудрецов они совершили великий подвиг, начав осмысление и изучение явлений природы, исходя из нее самой, обратившись от сверхъестественного к силам естественным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|