Философия Д. Беркли и Д. Юма
Видными представителями субъективного идеализма в Новое время были епископ Дж. Беркли и Д. Юм. Джордж Беркли (1685- 1753), английский философ, написавший «Опыты новой теории зрения», «Трактат о началах человеческого знания», «Алсифрон, или Мелкий философ», стремился опровергнуть материализм и обосновать религию. Он считал, что вещи - это комбинации наших ощущений; они, следовательно, существуют постольку, поскольку человек их воспринимает. Полемизируя с материалистами, которые отождествляли материю с субстанцией, т.е. с неким всеобщим, неизменным веществом, лежащим в основе всех конкретных предметов и явлений, Беркли язвительно заявлял: покажите мне вашу материю, н если я увижу ее, то признаю, что она существует. Если я не увижу, то могу согласиться с существованием понятия «материя» только в том случае, если вы, материалисты, под этим словом понимаете «ничто», т.е. утверждаете,.что материя - это ничто. Материалисты, окапавшись не в состоянии показать Беркли материю, стали обвинять Беркли в том, что он отрицает существование реальных предметов. В ответ Беркли заявлял: «Я вовсе не оспариваю существования какой бы то ни было вещи, которую мы можем познавать посредством чувства или размышления. Что те вещи, которые я вижу своими глазами, трогаю своими руками, существуют, - реально существуют, - в этом я нисколько не сомневаюсь. Единственная вещь, существование которой я отрицаю, есть то, что философы называют материей или телесной субстанцией». Почему Беркли так остро критиковал материалистов именно по вопросу о материи? Будучи церковным деятелем, он вел борьбу против атеизма, а опорой атеизма, по его мнению, было именно учение о материи. На основе учения о материи, или о телесной субстанции, утверждал Беркли, воздвигнуты были все безбожные построения и отрицание религии. Следовательно, «раз будет удален этот краеугольный камень, все здание неминуемо развалится».
Как очевидно, философия Дж. Беркли близка сенсуализму Дж. Локка, который он «очистил» от всех материалистических тенденций. Если Локк признавал объективность первичных качеств, а вторичные понимал как зависящие от способностей наших органов чувств и нашего разума, то Беркли все свойства вещей рассматривает в духе вторичных качеств, исключительно как зависящие от наших органов чувств. Все вещи, все их свойства - лишь наши ощущения, наши восприятия. По Беркли, быть, существовать - значит -«быть воспринимаемым». Чтобы противостоять обвинениям в солипсизме (в признании существующим только воспринимающего Я), Дж. Беркли апеллирует к абсолютно духовному принципу - Богу; в конечном счете, мир оказывается не моим представлением, а результатом одной высшей духовной причины, создающей и «законы природы», и законы отличия «более реальных» идей от менее реальных и т.д. То есть субъективно-идеалистические положения Беркли дополняет объективно-идеалистическими идеями.
Огромное влияние на развитие философии Нового времени оказал Д. Юм. Д. Юм (1711- 1776) - английский философ, историк, экономист, публицист. Свои принципы он сформулировал в сочинении «Трактат о человеческой природе», продолжая традиции сенсуализма. Тем не менее его позиция отличается как от позиции Локка, так и от точки зрения Беркли. Если Локк видел источник наших ощущений во внешней реальности, а Беркли - в духе воспринимающего субъекта, то Юм рассуждал следующим образом: существует ли внешний мир, материальная природа как источник наших ощущений, этого дока-зать нельзя. Наш разум имеет дело лишь с содержанием наших ощущений, а не с тем, что их вызывает. То что внешний мир не существует объективно, мы тоже не можем доказать. Наши восприятия также мало говорят нам как о его существовании, так и о его несуществовании. Такую позицию Юма можно охарактеризовать как агностицизм.
Все восприятия Д. Юм разделял на два вида по степени силы и живости. Первые - более сильные и более живые - это «впечатления», восприятия, которые осуществляются непосредственно, т.е. когда мы слышим, видим, чувствуем и т.п. Вторые - «идеи» (представления) - более слабые, поскольку они являются копиями «впечатлений». Юм отличал также восприятия, получаемые посредством воздействия внешнего мира, от восприятий нашего внутреннего мира (рефлексия). Что касается разума, то он, по мнению Юма, ко всем этим восприятиям не может ничего добавить; он может их лишь разделять, соединять и т.п. В концепции Юма важное значение отводится опыту. Его трактовка опыта противостоит локковской. Он исключал из опыта весь внешний мир. Опыт относится лишь к освоению восприятий в нашем сознании, к упорядочению впечатлений и представлений. С точки зрения Юма, между впечатлениями и представлениями (идеями) Moiyr существовать три типа отношений. Первый базируется на отношении сходства и различия. Второй - на отношении временного и пространственного сосуществования. Третий - это отношения причинности. Третьему типу отношений между впечатлениями и идеями Юм уделял наибольшее внимание. Он разделял все, чем занимается Человеческий разум, на два вида отношений: отношения идей (понятий и представлений) и отношения так называемых реальных вещей. Реальные вещи - это не предметы внешнего мира, а нечто производное из наших впечатлений и представлений, чему мы приписываем реальное, независимое от сознания существование. При анализе отношений между идеями мы приходим к утверждениям, которые получаем с помощью либо интуиции, либо доказательств. К утверждению типа: трижды пять равно пятнадцати - мы приходим с помощью одного мышления независимо от существующих вещей. Но есть «реальные вещи», «реальные процессы», относительно которых мы можем утверждать нечто противоположное, и это отнюдь не будет опровержением истинности этих утверждений. Мы, например, знаем, что солнце восходит каждое утро. Но если кто-то скажет, что завтра оно не взойдет, то это утверждение будет содержать не больше противоречия, чем первое.
В сущности, Юм отвергал причинно-следственные связи. То что мы считаем причинно-следственными связями, на самом деле - отношения пространственного сосуществования и временной последовательности. Из того что два явления следуют одно за другим, еще не следует, что первое является причиной второго, а второе следствием первого. «После» еще не означает «потому». Познание, по Юму, покоится на недоказуемом предположении. Опыт - не закон познания, но лишь следствие ассоциации идей, образующихся благодаря привычке. Но привычка, по Юму, - это отнюдь не отказ от разумного суждения, к которому призвала нас природа с такой же абсолютной необходимостью, как она - «определила нас дышать и ощущать». Привычка - это приобретенный инстинкт, дающий опытным умозаключениям более прочные основания, чем те, которые им дает разум. Если посредством разума познается отношение между идеями на основании сходства или несходства их содержания, то посредством привычки связывается факт с идеей и делается заключение о существовании или реальности объекта идеи при посредстве принципа действительности. Принцип действительности первичнее всех законов разума, он существует и действует раньше, чем появляется деятельность разума, разум покоится на инстинкте. Наши естественные убеждения, считал Юм, руководящие нами при познании вещей, представляют в большей степени следствие чувственной нашей природы, чем разумной; они предшествуют всякому размышлению и поэтому не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты доводами разума. В социальном плане ключевое значение для Юма имела концепция о свободе воли человека. Он рассматривал человека как автономное существо, определяющее самого себя и законы своих действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|