№№ п/п
| Название услуги в индивидуальной программе ранней помощи в Российской Федерации
| Описание услуги
| Примечание
|
1.Услуги на этапе выявления ребенка, нуждающегося в ранней помощи и направления в программу ранней помощи
|
1.1.
| Выявление детей целевой группы (детей младенческого и раннего возраста (от рождения до 3лет) с ограничениями жизнедеятельности, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей групп риска
| Осуществляется учреждениями системы здравоохранения (включая консультации, учреждения родовспоможения), организациями системы образования (дошкольные образовательные организации, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии), организациями системы социальной защиты (социальные службы, организации по защите ребенка), службами опеки и попечительства.
| В соответствии с базовыми перечнями услуг здравоохранения, образования, социального обслуживания
|
21.2.
| Направление в программу ранней помощи и информирование о ребенке
| Осуществляется учреждениями системы здравоохранения (включая консультации, учреждения родовспоможения), организациями системы образования (дошкольные образовательные организации, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии), организациями системы социальной защиты (социальные службы, организации по защите ребенка), а также по обращению родителей (законных представителей). Информирование о ребенке организаций программы ранней помощи или служб, отвечающих за предоставление ранней помощи ребенку и семье.
| Предполагается наличие организаций, предоставляющих услуги ранней помощи, разработка протоколов направления в программу ранней помощи.
Для организации этой работы предлагается разработать критерии включения в программу ранней помощи.
Предлагается рассматривать как новую услугу.
Предполагается разработка механизмов администрирования региональной программы ранней помощи и создание региональной базы данных
Предлагается разработать информационно-методические материалы, содержащие информацию по выявлению признаков отставания в развитии детей от 0 до 3 лет (оценочные шкалы, критерии признаков отставания в развитии и пр).
|
2.Услуги на этапе вхождения ребенка и семьи в целевую группу получателей ранней помощи
|
32.1.
| Координация получения услуг по программе ранней помощи
Информирование
родителей (законных представителей) о программе ранней помощи и других региональных ресурсах
| Установление нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи.
После выявления и направления в программу ранней помощи ребенка специалист-координатор является ответственными за информирование о получении возможных услуг ранней помощи для дальнейшей разработки индивидуального плана работы с семьей и ребенком
Информирование о других ресурсах помощи в регионе по данному конкретному случаю
| Предлагается рассматривать как новую услугу, или возможно как новую функцию в системе социальной защиты.
В настоящее время:
Статьей 7, Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» есть услуга по социальному сопровождению, на первом этапе считаем возможным ее использование при организации межведомственной координации.
Предлагается проработать вопрос подготовки такого специалиста-координатора программы ранней помощи
|
2.2.
| Обследование (оценка) развития ребенка и среды для последующего
составления индивидуальной программыранней помощи и сопровождения ребенка и семьи
| Углубленная оценка функционирования ребенка в контексте имеющихся нарушений и факторов окружающей среды. Проводится междисциплинарной группой экспертов при условии письменного согласия родителей. Рекомендуемый состав экспертов такой группы утверждается нормативным актом.
Выявление потребностей, ресурсов и приоритетов семьи, негативных факторов, влияющих на развитие ребенка, а также запросов, необходимых по мнению семьи.
Наличие таких нарушений, как генетические синдромы или аномалии, врожденные инфекции, различные неврологические заболевания, фетальный алкогольный синдром иные инвалидизирующие факторы являются показанием для включения их в программу ранней помощи.
По итогам оценки, при участии родителей, составляется индивидуальный план ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи.
| Результатом оценки является заключение, включающее медицинский диагноз и психолого-педагогическое заключение.
Для организации этой работы предлагается разработать критерии включения в программу ранней помощи.
Также для последующей оценки проведенной работы предлагается разработать, критерии эффективности полученных услуг и критерии завершения индивидуального плана ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи, выхода из программы ранней помощи.
Перечень состояний и нарушений, при которых ребенок всегда включается в программу ранней помощи также предлагается утвердить нормативным актом.
|
2.3.
| Разработка индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи
| Индивидуальная программа ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи, разработанная на основе углубленной оценки функционирования ребенка и семьи, является основой взаимодействия специалистов и семьи и позволяет планировать и финансировать услуги.
Основополагающий принцип формирования этой программы - это семейно-центрированность. Программа содержит данные о потребностях ребенка и семьи, включая информацию об уровне развития ребенка в различных областях. В ней также указаны конкретные мероприятия, необходимые для удовлетворения выявленных потребностей, а также данные о сотрудниках, принимающих участие в реализации программы.
Индивидуальная программа разрабатывается ведущим специалистом (куратором случая) на основе заключений всех специалистов после детальной оценки уровня развития ребенка и потребностей семьи
Компетенция ведущего специалиста (куратора случая) максимально соответствует потребностям ребенка и семьи для координации выполнения индивидуальнойпрограммы.
По согласованию с семьей определяется место проведение мероприятий (встречи в учреждении и/или визиты домой), частота и длительность встреч, виды и методы работы, предполагаемая длительность программы.
Утверждаются процедуры, критерии и периодичность оценки достигнутых результатов
| Предлагается для организации этой работы подготовить и утвердить методики разработки индивидуальной программы ранней помощи, привлечения к исполнению плана необходимых специалистов и пр.
|
3.Услуги на этапе реализация индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи
|
3.1.
|
Сопровождение реализации индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения семьи
| Ведущий специалист (куратор случая) отвечает за разработку индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи, пересмотр программы и координацию взаимодействия специалистов по реализации этой программы, а также сопровождение перехода ребенка из программы ранней помощи в другие программы сопровождения ребенка и семьи.
| Предлагается разработать стандарт услуги и порядок ее оказания
|
63.2.
| Консультирование и обучение членов семьи
| Консультирование семьи по вопросам ранней помощи, возможностям и перспективам организации жизни семьи, имеющей ребенка с особенностями развития.
Обучение (тренинги) членов семьи навыкам ухода, коммуникации, обучения и воспитания ребенка исходя из особенностей его развития. Обучение и консультирование родителей и членов семьи по развитию, формированию психического здоровья и адаптации ребенка.
| Предлагается разработать методические материалы, стандарты и программы обучения родителей и членов семьи, а также программы подготовки специалистов по работе с семьей в программе ранней помощи.
|
63.3.
| Социально-психологические услуги Психологическая помощь ребенку и семье
| Социально-психологическое консультирование по вопросам внутрисемейных отношений, представлений, взаимодействия и отношений родителей и членов семьи между собой и с ребенком. Оценка психического функционирования и здоровья ребенка. Поддержка взаимодействия и формирования адаптивных отношений ребенка и родителей (близких взрослых). Проведение игровой психотерапии эмоционально-поведенческих расстройств у ребенка.
| Предлагается дополнительно проработать вопрос о подготовке психологов по этому направлению.
|
63.4.
| Формирование и развитие социально-бытовых навыков ребенка
| Поддержка приобретения ребенком навыков, необходимых для игры и других видов деятельности в повседневной жизни, в том числе с использованием вспомогательных устройств и приспособлений, включая содействие формированию навыков самостоятельного приема пищи и питья, других навыков самообслуживания. Создание среды, которая соответствует потребностям ребенка.
Оценка деятельности ребенка в домашней и семейной среде.Индивидуальные и семейные консультации и акции, направленные на развитие социальных навыков.
Обучение и консультирование членов семьи по вопросам поддержки деятельности ребенка в естественных ситуациях
| Предлагается рассматривать как новую услугу
|
63.5.
| Формирование и развитие речи, навыков общения
| Выявление, направление и предоставление услуг по развитию навыков общения ребенка, включая устную речь, дополнительную и альтернативную коммуникацию. Обучение и консультирование членов семьи по вопросам поддержки развития речи и навыков общения у ребенка.
| Предлагается рассматривать как новую услугу
|
3.6
| Развитие двигательной активности
| Оценка подвижности моторного развития ребенка и организация формирования и развития навыков двигательной активности развитие двигательных навыков у ребенка. Обучение и консультирование членов семьи по вопросам поддержки моторного развития подвижности ребенка в естественных ситуациях
| Предлагается рассматривать как новую услугу. Предлагается проработать вопрос о подготовке и компетенциях специалиста по двигательной активности, необходимости методического обеспечения его работы в программе ранней помощи.
|
63.7.
| Использование вспомогательных технологий и оборудования
| Рекомендации по подбору и помощь в обеспечении специальным оборудованием и материалами, в том числе адаптивными вспомогательными устройствами для детей специального использования детьми с задержками развития или инвалидностью.
Обучение и консультирование членов семьи по вопросам использования вспомогательных технологий
| Предлагается рассматривать как новую услугу.Предлагается проработать вопрос о подготовке и компетенциях специалиста по вспомогательным технологиям и оборудованию
|
63.8.
| Поддержка развития детей с нарушениями слуха
| Тестирование слуха ребенка, направление на слухопротезирование и получение смежных услуг.
Сурдопедагогическая и сурдологопедическая дефектологическая помощь ребенку. Обучение и консультирование членов семьи по развитию ребенка и общению с ребенком с нарушением слуха
| Предлагается проработать вопрос о подготовке и компетенциях специалиста по поддержке развития детей с нарушениями слуха
|
63.9.
| Поддержка развития детей с нарушениями зрения
| Оценка зрения, направление на другие услуги, необходимые для развития зрительных функций, общения, ориентации и мобильности и т.д.
Тифлопедагогическая помощь ребенку. Обучение и консультирование членов семьи по развитию ребенка и общению с ребенком с нарушением зрения
| Предлагается проработать вопрос о подготовке и компетенциях специалиста по поддержке развития детей с нарушениями зрения
|
63.10.
| Поддержка развития ребенка
| Поддержка развития ребенка по основным областям (физическое развитие, включая развитие подвижности, слуховых и зрительных функций; познавательное развитие, общение, социальное взаимодействие, развитие адаптивных навыков, включая самообслуживание) включает: содействие формированию позитивных отношений с ребенком, выявление естественных ситуаций, в которых может быть реализована развивающая программа, работа с ребенком и другими членами семьи, информирование членов семьи, нормальном развитии ребенка, обучение родителей организации развивающей среды для ребенка, консультирование других людей, вовлеченных в воспитание и поддержку развития ребенка - по инициативе родителей, мониторинг развития, внесение изменений в индивидуальный план сопровождения ребенка и семьи, координация реализации плана с другими специалистами и другие.
| Предлагается рассматривать как новую комплексную услугу, которая может включать другие услуги поддержке развития и адаптации ребенка.
Предлагается разработать профстандарт специалиста по ранней помощи.
|
63.11.
| Социально-педагогические услуги, направленные на формирование у детей позитивных интересов, в том числе в сфере досуга
| Привлечение к различным социальным мероприятиям: музыкальные встречи, игровые группы, празднование и пр.
|
|
63.12.
| Медицинские услуги по уходу за ребенком
| Медицинские услуги при оказании паллиативной помощи в домашних условиях. Обучение законных представителей ребенка уходу за ребенком (уход за катетерами, трахеостомой, кормление через зонд, перевязки и т.п., уход за ребенком, находящимся на ИВЛ в домашних условиях).
Подбор специального оборудования, обучение и консультирование родителей и семьи по вопросам медицинского ухода
|
|
63.13.
| Патронажные услуги
| Бытовые, социальные, медицинские услуги на дому
|
|
63.14.
| Медицинские услуги по подбору питания ребенка
| Индивидуальная оценка, разработка и мониторинг программы питания ребенка, консультирование и обучение родителей и семьи
|
|
63.15
| Услуга по сопровождению ребенка на этапе перехода из программы ранней помощи в образовательное учреждение как завершающий этап индивидуальной программы ранней помощи
| Обеспечение преемственности программы ранней помощи и непрерывности обучения ребенка при переходе в образовательную организацию,
в том числе:
помощь в выборе образовательной организации, прохождении ПМПК, участие в разработке индивидуального образовательного маршрута по основной или адаптированной образовательной программе, рекомендации по созданию специальных образовательных условий, помощь в адаптации и включению ребенка в образовательный процесс на начальном этапе и пр.
|
|
4. Сопутствующие услуги
|
4.1.
| Транспортные услуги
| Обеспечение транспортной доступности услуг ранней помощи для ребенка и семьи
|
|
4.2.
| Услуга социальной поддержки семьи
| Предоставление услуги временного краткосрочного пребывания ребенка вне дома с сопровождением или предоставление помощи в заботе о ребенке в домашних условиях с целью поддержания благополучия в отношениях родителей и ребенка, профилактики нежелательного обращения с ребенком и помещения ребенка в стационарное учреждение
|
|
| | | | | |
[1] Для целей данной концепции к детям из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещенные в образовательные, медицинские и социальные организации для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей - дома ребенка, детские дома, детские дома-интернаты и другие, а также дети из семей, находящихся в социально опасном положении.
[3] Скрининг - быстрый, доступный, приблизительный метод обследования с целью выявления детей с подозрением на стойкое нарушение в развитии, нуждающихся в более точной диагностике или помощи