Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение объекта и предмета исследования




Лекция 7

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

СЛАЙД 1 Вопросы:

Программа социологического исследования.

Методы сбора социологической информации.

Методы анализа социологической информации.

Введение.

Эмпирическое знание.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает в курсе социологии овладение методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования. Это дает студентам возможность приобрести определенный опыт исследовательской работы и выработать новые знания.

СЛАЙД 2 Социологическое исследование – это один из основных методов в социологии, представляющий собой инструмент проникновения в реально сложившуюся социальную действительность. Оно составляет информационную базу развития общей социологической теории и обеспечивает прирост новых обоснованных знаний.

СЛАЙД 3 В зависимости от характера знания социологию делят на

теоретическую или академическую

– и эмпирическую или прикладную.

 

Сегодня мы поговорим об эмпирической (прикладной) социологии.

 

СЛАЙД 4 Эмпирическая социология – это обозначение всего комплекса эмпирических [ гр. empeiria – опыт ] социологических исследований в рамках социологии города, личности, моды, образования, семьи, труда и т.д.

Время становления эмпирической социологии относится к 1920-30-м годам, когда социологи-эмпирики образовали новый вид профессиональной деятельности. До этого эмпирические исследования существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса отдельных ученых (например, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Фердинанд Тённис).

Эмпирическое знание выразимо в языке наблюдений, операциональных определений, протокольных утверждений, графиков, таблиц и схем.

Эмпирическое знание выступает часто как система мнений, точек зрения, версий и первичных гипотез.

Эмпирическое знание неразрывно связано с теоретическим знанием, является его базисом и основанием. Оно задает непосредственную информацию для научных теорий.

Вопрос 1.

Для проведения научного социсследования необходимо (фактически всё то, что нужно и для любой научной работы – написания курсовой, дипломной, статьи, доклада, реферата): 1) разработать программу, 2) разработать инструментарий, 3) собрать необходимую информацию, 4) обработать эту информацию, 5) описать эту информацию.

Программа социологического исследования.

Чтобы выполнить свою роль, социологическое исследование должно быть тщательно теоретически и процедурно-методически подготовлено. Для этого необходимо разработать программу (общую концепцию) и инструментарий (систему методических и технических приемов осуществления исследования).

СЛАЙД 5 Программа социологического исследования -«это изложение основного содержания работы». это изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) предпринимаемой работы и гипотез исследования, с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез.

Программа представляет собой относительно самостоятельный документ, логически организующий всю исследовательскую работу. Она должна содержать алгоритм исследования - от постановки проблемы до обработки и анализа полученной информации.

 

СЛАЙД 6 Каждая программа социологического исследования состоит из двух основных разделов: I - теоретического, II - процедурного.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ раздел программы - это его методологическая часть, которая включает: 1) постановку проблемы; 2) формулировку цели и основных задач; 3) определение объекта и предмета исследования; 4) операционализацию понятий; 5) выдвижение основных гипотез.

Раскроем основное содержание каждого блока этого раздела программы.

 

Постановка проблемы исследования

СЛАЙД 7

Разработка программы начинается с постановки проблемы. В процессе выявления проблемы исследования социолог должен осуществить две основные процедуры: 1 – осмыслить проблемную ситуацию, 2 – сформулировать саму проблему.

СЛАЙД 8 Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не ясны.

Проблема - это результат теоретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой формулировке.

Постановка проблемы исследования означает необходимость обоснования актуальности, значимости изучения выбранной темы и раскрытие сути проблемной ситуации, ответ на вопросы, почему надо ее изучать и что даст ее исследование. Затем необходимо сформулировать саму проблему, то есть вычленить в узле социальной напряженности стороны реального противоречия.

Обратите внимание на ряд требований, предъявляемых к формулировке проблемы. Во-первых, необходимо стремиться к тому, чтобы в проблеме получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее. Во-вторых, важно избегать опасности постановки мнимых проблем, то есть проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных. В-третьих, не выдвигать проблем слишком широкого плана.

Определение целей и основных задач исследования

СЛАЙД 9

Цель социологического исследования – это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социолога.

Цель студенческого социологического исследования должна быть одна, и отражать то, что самое главное Вы хотите сделать своей работой. В целом формулировка цели означает сужение и конкретизацию темы и проблемы исследования. Например, цель - рассмотреть отношение воронежцев к современным типам брака. СЛАЙД 10 Задачи – это конкретный план работы (основные направления и этапы решения поставленной проблемы), выполнение которого позволяет достигнуть цели. Напр., задачи:

1) выявить степень информированности воронежцев о современных типах брака;

2) выявить, как воронежцы оценивают современные типы брака;

3) определить, какие типы брака наиболее популярны среди воронежцев.

 

Условно задачи можно разделить на основные и дополнительные. Основные должны заключать в себе поиск ответа на центральный вопрос исследования: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Оптимальное количество задач для учебного студенческого социологического исследования – 3-4.

Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки рабочих гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой.

Главное при формулировке задач – это не расширять цель исследования, не выходить за ее рамки и не повторять формулировку цели исследования в одной из задач

 

Определение объекта и предмета исследования

СЛАЙД 11 Объект социологического исследования - это носитель (источник) той или иной социальной проблемы; это сама деятельность людей занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. Напр., население г. Воронежа от 18 до 70 лет.

Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Он представляет собой определенную сторону или свойство объекта, которые непосредственно подлежат изучению и в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (что Вы хотите узнать об объекте). Предмет исследования – отношение воронежцев к современным типам брака.

Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой социальной проблемы выбран.

Операционализация понятий

СЛАЙД 12 Операционализация понятий – это специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов. Поэтому сутью этой работы является, во-первых, определение основных используемых понятий, а во-вторых, подбор качественным характеристикам социального объекта количественных индикаторов и способов измерения.

СЛАЙД 13 Операционализация бывает:

1 – дескриптивная (описание понятий) Брак, или брачный союз, супружество,Брачный Союз,Гражданский брак, Фактический брак, или незарегистрированный брак, или неформальный брак, Брак пробный,Гостевой брак, Однополый брак, Сексуальные меньшинства, Церковный брак, церковное бракосочетание.

2 – структурная (упорядочение понятий и выявление взаимных связей)

Типы брака Мотивы вступления в брак Функции брака Условия заключения

 

3 – факторная (установление связи между исходными понятиями и переменными)

В целом операционализация представляет собой конкретизацию, расчленение задач исследования и является основой для формулирования вопросов в опросном листе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...