Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место анкеты в социологическом исследовании




СЛАЙД 23 Анкетный опрос (или анкетирование) – один из наиболее распространенных и оперативных методов сбора первичной социологической информации по интересующим социолога проблемам. Метод анкетного опроса основывается на высказываниях отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых (респондентов).

Проводимый опрос не должен длиться более 30-40 минут, в противном случае респондент устает, и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов.

Для проведения анкетного опроса необходимо разработать специальный инструментарий – анкету.

Анкета – (от фр. «расследование») – это упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний, воплощенный в виде опросного листа, вопросника.

Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общие правила разработки, общую структуру и особенности.

СЛАЙД 24 ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ АНКЕТЫ

1. Содержание анкеты должно быть подчинено теме и задачам исследования

2. Язык анкеты должен быть понятен респондентам

3. Не должно быть психологического давления на респондента, навязывания определённой точки зрения

4. Респондент не должен решать сложных задач

 

СЛАЙД 25 Структура анкеты

Любая анкета включает в себя три основные части:

1 – вводную (обращение),

2 – содержательную (основную),

3 – заключительную (паспортичка).

Первая часть анкетыобращение - является своего рода введением. Обращение знакомит опрашиваемого с темой и целью опроса, описывает характер использования результатов, ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты. Во введении указывается, кто проводит исследование, обязательно подчеркивается анонимный характер заполнения анкеты, а также выражается благодарность за участие в анкетировании.

Вторая часть анкеты – основная – содержит вопросы к опрашиваемым. Составление содержательной части анкеты имеет особое значение, ибо от этого во многом зависит успех проводимого исследования.

Третья часть анкеты – паспортичка. В этом разделе представлены демографические сведения об опрашиваемых: пол, возраст, образование, место жительства, социальное положение и происхождение, стаж работы и др. Все эти сведения выявляются с целью проверки надежности информации.

 

 

Основные типы и виды вопросов

СЛАЙД 26 Вопрос анкеты – это обращение к респонденту с целью получения от него информации по теме исследования. Вопросы анкеты отражают интерпретации исследователем основных понятий исследования.

Вопросы анкеты классифицируются по разным основаниям.

1. По отношению к цели исследования – вопросы делятся на программно - тематические (содержательные), исходя из ответов на которые строятся выводы об изучаемом явлении, и на процедурные (функциональные), предназначенные для оптимизации хода опроса

Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос.

1. Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях и процессах в различных сферах жизни общества, о состоянии дел на производстве и в учебном заведении, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или их последствиях. Укажите, пожалуйста, Ваше семейное положение.
1) не женат/не замужем
2) состою в официальном браке
3) живу в «гражданском» браке
4) разведен (а)

Вопросы о знаниях. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области.

Какие из современных типов брака Вам известны? (возможны несколько вариантов)

2. официальный брак

3. «гражданский брак» (сожительство)

4. однополый брак

5. гостевой брак

6. пробный брак

Вопросы о мнениях. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения относительно тех или иных событий, основанные на индивидуальных представлениях.

Как Вы думаете, в чем положительные стороны гостевого брака?

1) на первое место в гостевом браке встают не чувства, а комфортность супругов

2) вы не будете видеть каждый день своего супруга, благодаря этому будет меньше ссориться

3) сохраняется полная свобода действий

4) возможность большее внимание уделять своей карьере

5) преодоление бытовой несовместимости

6) у гостевого брака нет положительных сторон

 

Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности, поступков или оценок. Например, Как правило, именно такие вопросы вызывают наибольшие затруднения, так как, пытаясь прямолинейными вопросами выяснить истинные мотивы поведения опрашиваемых, социолог хочет решить задачу, которая не всегда по силам не только респонденту, но и самому исследователю. Чем вызвано Ваше желание вступить в брак?

 

Вопросы об оценках имеют цель узнать оценку респондентами тех или иных явлений, процессов, событий. Примером могут служить часто встречающиеся в анкетах вопросы типа Как Вы оцениваете…?

Вопросы об отношении респондентов к каким-либо процессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д. Пример: Как Вы относитесь к государственной политике в области семьи?

1) положительно, государство оказывает существенную поддержку молодым семьям

2) скорее положительно

3) скорее отрицательно

4) отрицательно, государство не делает ничего полезного для молодой семьи

5) никак не отношусь

 

Функциональные вопросы решают различные задачи по управлению ходом опроса, его психологической атмосферой, логической строгостью. Основные виды функциональных вопросов: вопросы-фильтры, контрольные вопросы, контактные вопросы, буферные и др.

Вопросы-фильтры. Эти вопросы, которые задаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же с целью выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.

Необходимость в вопросах этого видавозникает тогда, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от некоторой ее части. Для того чтобы отделить носителей информации, то есть тех, кому следует задать отдельные специализированные вопросы, и задается вопрос-фильтр. Каждый такой специализированный блок вопросов открывается вопросом-фильтром, имеющим отсылку, указывающую на то, к заполнению какого вопроса следует переходить, чтобы выделить носителей необходимой информации.

Например:

Состоите ли Вы в браке?

Да (ответьте на вопр. 14-15)

Нет (переход к вопр.16)

Обратите внимание на то, что вопросы-фильтры должны быть всегда закрытыми.

 

Цель контрольных вопросов – выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же проблеме, теме. Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии как от основного вопроса, так и друг от друга.

По своей психологической функции, определяющей отношение респондента к самому факту анкетирования и к тем вопросам, на которые ему предстоит ответить, последние делятся на контактные и буферные.

Для установления контакта с респондентом, создания у него положительной мотивации на опрос применяются так называемые контактные вопросы, которые прямо могут быть и не связаны с темой исследования (не обрабатываться), но позволяют отвечающему высказаться на тему, более актуальную и близкую для него, показывающую его информированность и компетентность. Их цель – создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие. Буферные вопросы. Целью этого вида вопросов является переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому. (Как Вы думаете …описание проблемы)

СЛАЙД 27 2. По форме вопросы делятся на три основные группы: 1) открытые, закрытые, полузакрытые;

Первая группа вопросов по формеоткрытые, закрытые, полузакрытые - отличается характером ответов на поставленные вопросы, степенью стандартизации ответов.

Вопрос открытого типа предусматривает свободную форму ответа: «Скажите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению Вашего интереса к работе?», то есть опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий всю неповторимость индивидуального сознания, языка, стиля, запаса информации, круга ассоциаций. Однако ответы на открытые вопросы достаточно трудоемки с точки зрения техники обработки, поэтому их используют в массовых опросах редко.

Вопрос закрытого типа: То есть в анкете задается вопрос и на него предлагаются варианты ответов, из которых опрашиваемый может выбрать те, которые наиболее отвечают его установкам. Закрытый вопрос всегда предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса. Такие вопросы достаточно легко обработать, отпадает необходимость последующей интерпретации полученных ответов, но при этом есть опасность навязать свои ответы респонденту в случае предоставления недостаточно полного реестра вариантов ответов.

Вопрос полузакрытого типа основан на добавлении к списку ответов фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и т.д.). Укажите, какие именно». Здесь, наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляется возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, то есть соединяются признаки открытого и закрытого вопросов.

СЛАЙД 28 3. По конструктивным особенностям вопросы могут быть:

шкальные, когда ответ на вопрос дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель. Этот вид вопросов применяется обычно при определении интенсивности интересующего исследователя признака. Например: “Сколько времени Вы тратите на просмотр телепередач в выходные дни?” – “До 30 минут”, “От одного часа до двух часов”, “Более трех часов”;

дихотомические, когда предполагается ответ по принципу «да-нет», то есть когда ответы носят взаимоисключающий характер. Например, вопрос: “Читаете ли Вы газеты?”, предполагает только два дихотомических (противоположных) варианта ответа – либо «да», либо «нет».

7.альтернативные, когда из предложенного перечня вариантов ответов нужно выбрать только один или предложить свой вариант, если это полузакрытый вопрос. Важно, чтобы предложенный перечень альтернатив был полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены; Какие положительные стороны официального брака имеют значимость для Вас? (возможны несколько вариантов)

 

вопросы-меню (поливариантные), когда респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов, а в полузакрытых вопросах – дописать еще и свое мнение. Исследователь должен оговорить, какое количество вариантов ответов респондент может выбрать – неограниченное, не более 3-х или др.

СЛАЙД 29 4. По расположению вопросы можно разделить на линейные и табличные.

Линейное расположение вопросов означает, что и сами вопросы, и варианты ответов на них напечатаны построчно. Например:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...