Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансы предприятий – основное звено финансовой системы.




Финансы и финансовая система.

Сущ-ть и необходимость финансов.

Сущ-ть фин-сов вытекает из сущности денег. Но фин-сы включают в себя денежные ср-ва и фонды в самых разнообразных видах и формах их существования, кот. обладают свойством быть денежным эквивалентом.

Фин-сы как экон-я категория представляют собой сис-му, включающую все виды фин-совых ресурсов и те трансформации, кот. с ними происходят в процессе распределения полученных доходов, образования и использования денежных ср-в, необходимых для обеспечения расширенного воспр-ва и для удовлетворения общественных и личных потребностей граждан.

Существование и необходимость фин-сов обусловлено существованием товарно-денежных отношений (ТДО). В условиях ТДО движение общественного продукта (ВВП) происходит в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. Экономические отношения, возникающие в процессе перехода общественного продукта из пр-ва в потребление, составляют сущ-ть фин-сов.

Материальное содержание фин-сов - совок-ть фондов денежных ср-в.

Основа существования фин-сов - материальное пр-во.

Экон-я природа фин-сов раскрывается в их функциях:

1. Распределительная

Эта функция связана с процессом формирования и распределения ВВП, кот. осуществляется с помощью норм, ставок, тарифов, кот. устанавливаются государством.

Чистый доход государства - накопления государства + общественные потребности граждан.

Чистый доход общества - фонд накопления +фонд потребления.

Фонд накопления - расширение пр-ва в материальной сфере.

Фонд потребления - удовлетворение социальных нужд работников.

Нац. доход (НД) включает необходимый продукт (оплата труда работников мат. пр-ва +общественные потребности граждан) и прибавочный продукт (накопления пред-я + накопления государства).

Распр-е и перераспр-е доходов осуществляется 2 методами:

-фин-сово-бюджетный - осуществляется путем изъятия доходов пред-й и населения в бюджет.

-кредитно-банковский - банки аккумулируют ср-ва пред-й и населения в виде кредитных ресурсов и выдают эти ден. ср-ва на нужды эк. субъектов под %.

2.Контрольная

Распр-е ВВП сопровождается экон. контролем:

- контроль за процессом распределения ВВП и НД;

- контроль за фин-хоз. деят. пред-й;

- контроль за формированием и целевым использованием фондов денежных ср-в. Контролируется выполнение планов пр-ва и реализации, формирование и использование обор. ср-в пред-я, платежи в бюджет и внебюдж. фонды, правильность и своевр-сть расчетов.

Сущ-т 3 категории экон. субъектов, вступающих в фин. отн-я: гос-во, пред-я, население.

М/д ними сущ-т различные фин. связи, кот. проявляются в виде фин. потоков. Фин. потоки - внешние (между группами) и внутренние (распр-е ср-в внутри группы).

Основные фин. потоки:

гос-во - предпр-я (и наоборот);

предпр-я - население (и наоборот);

между различными фин. стр-рами;

между пред-ями (самые активные);

гос-во - население.

Из всех этих потоков склад. фин. сис-ма РФ.

Фин. сис-ма - это сис-ма форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных ср-в государства, пред-я и населения.

В фин. сис-ме РФ основ. звенья:

-гос. фин. сис-ма;

-фин. фонды соц. назначения (внебюджетные фонды);

-государственный кредит;

-фин-сы фондов страхования;

-фин-сы пред-я.

Осн. звено - фин-сы пред-я. Они обслуживают процесс пр-ва мат. благ, а значит процесс создания НД.

Гос. фин-сы - это бюджет РФ: фед., регион. и местн. бюджеты. Формируются гос. фин-сы за счет НД страны, кот. формируется пред-ями. Через гос. фин-сы проходит более 60% НД.

Фин. фонды соц. назн-я (внебюдж. фонды) имеют строго целевое назначение. Большинство страховых компаний проводят операции по страхованию жизни, страхованию имущества юридических и физ. лиц, страхованию ответственности.

Их около 20: 4 социальных (остальные - произвольного назначения): фонд соц. страх-я (2,9%), ПФ (26%) - важнейший среди социальных, фонд ОМС (5,1%) - территор.(2%) и федер.(3,1%), гос. фонд занятости.

Все они с 1992 года - внебюджетные, имеют самост. ист-ки доходов, но осн. ист-к - отчисления пред-й от ФОТ.

Гос. кредит - особая форма кредитн. отн-й м/д гос-вом и юрид. и физ. лицами, при кот. гос-во выступает главным образом в кач-ве заемщика ср-в. Политику в области гос. внутр. долга определяет Фед. собрание РФ. Оно устан. верхний предел долга при установлении фед. бюджета на предстоящий фин. год.

Фин-сы фондов страхования. Фин-сы страховых компаний, кот. формир. за счет платежей и исп-ся для возмещения и предупреждения потерь от стих. бедствий и т.д.

Упр-е финансами – это целенаправленная деятельность финансового аппарата, к-ая охватывает планирование финансовых ресурсов, оперативное упр-е финансовыми отношениями, финансовое регулирование и контроль за выполнением фин. планов. В РФ упр-е финансами осущ. высшими законодат. органами власти - федер. собранием (2 его палаты - гос. дума и совет федерации) и прав-вом РФ. Такое упр-е имеет место при рассм-нии и утв-нии Фед. бюджета РФ и утверждении отчета и его исполнении. Фед. собрание рассм. также законы о налогах, сборах, обязат. платежах. Кроме того, оно устанавливает пред. размер гос. внутр. и внешн. долга. Сис-му более оперативного упр-я финансами осуществляет Минфин.

Государственная фин. политика - совок-ть гос. мероприятий по использованию фин. отношений для выполнения государством своих функций. Фин. пол-ка по своему содержанию охватывает: опр-е общей концепции фин. политики, ее направлений целей и задач, создание фин. механизма, упр-е фин-совой деятельностью государства.

Задачи фин. политики:

-обеспечить формирование фин. ресурсов в максимально возможных объемах;

-установить рациональную сис-му распределения и использования фин-совых ресурсов с точки зрения гос-ва;

-регулирование и стимулирование эк. и соц. процессов фин. методами;

-выработка фин. мех-ма в соотвествии со стратегией;

-создание эффективной сис-мы упр-я финансами.

Финансовое планирование – установление будущего состояния и поэтапного распределения и использования финансовых ресурсов.

ФП охватывает доходы и расходы бюджетов всех уровней, денежные доходы субъектов хозяйствования. Финансовые планы определяют объемы финансовых ресурсов, источники, направление средств в фонды на нужды.

ФП решает задачи:

1.Определить объемы и источники финансовых ресурсов в размерах обеспечивающих выполнение плана.

2.Распр-е фин-ых ресурсов м/д отраслями пр-ва (как к гос-му уровню, так и к отдельному субъекту).

3.Выявляются дополнительные резервы пр-ва, доходов.

4.Проводится контроль за хозяйственно-фин-ой деятельностью субъектов хозяйствования по соблюдению ими режима экономии.

Задачи ФП реализуются по средством функций финансов.

 

Бюджетная система РФ

Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) и их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Бюджетная система – это совок-ть всех бюджетов, действующих на территории страны.

Государственная бюджетная система РФ состоит из 3 звеньев:

- федеральный бюджет,

- 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области;

- около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, сельских).

Бюджеты нижестоящих органов не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Центральная роль принадлежит гос. бюджету. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом. Через него мобилизуются ден. ср-ва пред-й, доходы населения и направл. на нужды хоз-ва, соц. сферу.

Функции гос. бюджета:

1.перераспр-е НД и ВВП

2.гос. регулирование и стимулирование эк-ки

3.фин. обеспечение соц. политики

4.контроль за образованием и использованием центр. фонда ден. ср-в

5.Бюджет представляет собой естественное звено сис-мы гос. регулирования в рын. эк-ке.

Доходы бюджета – важный фин. инструмент распр. и перераспределения ВВП и НД.

Доходы:

- по источникам поступления – доходы от пред-й и предпринимателей, платежи населения;

- по формам собственности – доходы гос. пред-я, акционерных, частных и т.д.

- по методам взимания – доходы налоговые и неналоговые

Осн. канал поступления в гос. бюджет – налоги. м.б. и неналоговые доходы: доходы от ВЭД, доходы от приватизации, виды рентных платежей, спец. отчисления (выручка от продажи гос. им-ва), доходы целевых бюджетных фондов.

Расходы бюджета:

1. по роли в процессе воспр-ва

- затраты, связ. с фин-нием мат. пр-ва

- затраты, связ. с содержанием непроизв. сферы.

2. по функцион. назначению

- на нужды всего нар. хоз-ва

- на соц. сферу - на нужды образования, науки, культуры, медицины и т.п.

- на оборону – оплата поставок армии, фин-ние кап. строит-ва, пром. пред-й в военно-пром. комплексе.

- на упр-е - на содержание органов гос. власти и гос. упр-я, министерств, ведомств, юстиции, суда, прокуратуры;

- на правоохранит. деятельность и обеспечение безопасности

- на содействие НТП

- на обслуживание гос. долга

- на оказание фин. помощи субъектам РФ

Дефицит бюджета

Когда доходы меньше расходов наступает бюджетный дефицит. Определенный уровень бюджетного дефицита считается нормальным (менее 10 % от суммы доходов). Если дефицит превышает этот уровень, то гос-во ищет доп. источники погашения дефицита бюджета (внешние источники финансирования – кредиты междунар. фин. организаций, внутренние резервы).

С 1990 по 1995 для покрытия бюдж. дефицита исп. эмиссии денег (это мощный инфляционный фактор).

С 1995 года эмиссия не прим. Исп. разл. гос. цен. бумаги (ГКО), облигации, казн. обяз-ва и др.

Осн. задачи политики в области фин-я дефицита фед. бюджета6

- продолжение курса неинфляционного покрытия (привлечение ср-в населения);

- сокращение объема внешних заимствований.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. (основывается на принципах – единства, полноты, реальности, гласности, самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему).

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой налоговой и социально-экон-ой политикой. Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме. Реальность означает, правдивость бюджетных показателей. Принцип гласности требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

Закрепленные доходы – это доходы, полностью поступающие в соотв. бюджеты.

Регулирующие доходы – ср-ва, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной сис-мы нижестоящему бюджету.

Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и территориального бюджетов.

БП охватывает стадии:

- составление проекта бюджета

- процедура рассмотрения и утверждения бюджета

- исполнение бюджета

- составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение

Участники:

1.президент

2.правительство во главе с премьер-министром

3.федеральное собрание(совет федераций и государственная дума)

4.органы исполнительной власти (федеральные службы, агентства)

5.органы денежно-кредитного регулирования во главе с ЦБ

Осн. задачи бюджетной политики в наст. время:

-удержать эк-ку от спада пр-ва

-обеспечить фин. стабилизацию

-стимулировать инвестиц. активность

-снизить непр-венные расходы бюджета на гос. дотации отд. отраслям мат. пр-ва

-укрепить доходную базу бюджета за счет усовершенствования налогообложения, усиление контроля за полнотой уплаты налогов

-усилить контроль за величиной гос. долга.

Разрабатывают и утверждают федеральный бюджет РФ (и соответственно отчет об исполнении госбюджета) высшие органы РФ – Фед. собрание и 2 его палаты (Гос. дума и Совет Федерации). Составление проекта и исполнение фед. бюджета лежит на МинФине РФ (есть бюджетный департамент).

Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъек­тов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

В настоящее время в РФ действуют следующие основ­ные государственные внебюджетные социальные и эконо­мические фонды:

социальные — Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд со­циального страхования (ФСС), фонды обязательного меди­цинского страхования (ФОМС);

экономические — Федеральный и территориальные дорожные фонды, фонды научных исследований и экспери­ментальных разработок (НИЭР), фонды технологического развития и др.

К источникам доходов внебюджетных фондов отно­сятся:

* специальные целевые налоги и сборы, установлен­ные для соответствующего фонда.

* отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

* средства бюджета.

* займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков.

Доходами внебюджетных фон­дов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у вне­бюджетных фондов положительное сальдо может быть ис­пользовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

 

Финансы предприятий – основное звено финансовой системы.

Финансы предприятий – составляют основу финансовой системы РФ. Финансы пред-й – совок-ть экон. отношений, возникающих в процессе формирования пр-венных фондов, пр-ва и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.

Функции финансов пред-я

Финансам предприятий присущи теже функции, что и общегосударственным финансам, - распределительная и контрольная. Обе тесно связаны между собой.

Посредсвом распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом.

Производной функцией от распределительной является контрольная функция. Ее основа – стоимостной учет затрат на пр-во и реализацию продукции, формирование доходов и денежных фондов.

Особенности организации финансов предприятий разных организационно-правовых форм хозяйствования

На организацию финансов оказывают влияние 2 фактора:

1. организационно-правовая форма хозяйствования (ОПФХ),

2. отраслевые технико-экономические пок-ли.

ОПФХ определяется ГК РФ и отражает содержание финансовых отношений в процессе создания уставного капитала.

Согласно ст. 50 ГК РФ предусматриваются следующие формы организации:

-коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, пр-венные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные пред-я);

-некоммерческие (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и другие фонды, учреждения).

Участники полного товарищества должны внести не менее половины своего вклада в складочный капитал полного товарищества к моменту его регистрации, остальная часть д.б. внесена в оговоренные в учред. договоре сроки. При невыпонении этого правила участник обязан уплатить товарищу 10% с невнесенной части вклада и возместить причиненные убытки.

В учредительном договре товарищества на вере оговариваются условия о величине и составе складочного, а также размер и порядок изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале, состав, сроки внесения вкладов и ответственность за нарущение обязательств.

Уставный капитал ООО не м.б. менее суммы, определенной законом, и образуется за счет вкладов его участников на момент регистрации он д.б. оплачен не менее чем на половину. Оставшаяся часть оплачивается участниками в течение года. Неоплаченная часть УК д.б. возмещена в течение года его участниками. При нарушении данного порядка общество должно либо уменьшить свой УК и зарегистрировать его уменьшение и зарегистрировать его в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации.

ОАО и ЗАО образуют УК из номинальной ст-ти акций общества, приобретенных акционерами. Мин УК ЗАО – не менее 100 МРОТ, а ОАО – не менее 1000. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50 человек. Это ограничение направлено на против создания фиктивных АО. При учреждении АО все его акции д.б. распределены среди учредителей. По окончании второго и каждого последующего фин. года, в случае, если ст-ть чистых активов ЧА окажется меньше УК, то Ао обязано объявить и зарегистрирвоать в установленном порядке уменьшение своего УК. Если ст-ть указанных активов общества становится меньше определенного законом мин. размера УК, общество подлежит ликвидации.

Унитарное предпритие согласно ГК РФ- это гос. и муниц. пред-я, ненаделенные правом собственности на имущество, а соб-ть закрепленная за ним.

Произ-ый кооператив – добровольное объединение на основе членства и совместной хоз. деятельности. Осн. положения:

-участниками м.б. граждане (не менее 5) и юр. лица

-имущество формируется собственниками, кот. делится на паи его членам. Часть имущества м.б. отнесена к неделимым фондам. Такое пред-е не имеет права выпуска акций и к моменту гос регистрации каждый член кооператива д. внести не менее 10% пая, а остальная часть в течение года;

-все участники несут солидарную ответственость по обязательсвам кооператива,

-управляется кооператив общим собранием.

Как видим, фин. отношения между учредителями строятся по разному. В зависимости от ОПФХ.

Т.о. отраслевая принадлежность и ОПФХ оказывают существенное влияние на организацию финансов коммерч. орг-й, т.к. по-разному формируются затраты на произ-во и реализацию продукции, вал. доход, есть особенности в налогообложении и т.д.

Коммерческий расчет, самоокупаемость и самофинансирвоание в финансововй деятельности предприятий.

Самофинансирование – финансовая стратегия упр-я фондами денежных средств организаций в целях накопления капитала достаточного для финансирования расширенного воспр-ва. Самофинансирование обеспечивается высокой нормой накопления капитала и доходности. Основной принцип с/ф – развитие только за счет собственных средств с привлечением кредитов банка в необходимых случаях.

Коммерческий расчет – метод хозяйствования путем соизмерения затрат и рез-в хозяйственной деятельности, осуществляемой в целях максимизации прибыли при минимизации изд-к. Предполагает работу на принципах с/ф.

Самоокупаемость – метод финансирования, к-ый означает возмещение текущих затрат за счет полученных доходов, т.е. выручка должна обеспечить каждому безубыточно работающему предприятию получение дохода достаточного для покрытия текущих затрат.

Организация финансовой работы на предприятии проводится по 3-м направлениям:

1. Финансовое планирование – часть бизнес –плана, его формой является баланс доходов и расходов. В фин. Плане находят отражение результаты фин. Деятельности пред-я, взаимоотношения с бюджетом, фондами и банками. Гл. Задача фин. Плана – проверка синхронности поступления и расходования денежных средств, подтверждение будущей ликвидности пред-я и расчета пост. Наличия на банковском счете ден. Сумм, достаточных для покрытия обязательств.

2. Оперативная финансовая работа - составление ряда документов, подтверждающих выполнение фин. Плана. Ими является: расчет лимита денежных средств в кассе, кассовый план, прогноз движения денежных средств, отчетность по движению ден. Средств и др. Фин. Сметы.

3. Контрольно-аналитическая работа – прежде всего опер. Контроль, позволяющий выявить недостатки в фин. Деятельности:

- проверка своевременности и полноты поступления ден. средств;

- расходование средств в соответствии с планом, сметами, обязательствами,

- анализ фин. состояния для определения резервов роста эффективности использования средств (анализ дебит. и кредит. Задолженности).

Ответственность за организацию фин. работы несет гл. бухгалтер, а выполняется всеми работниками бухгалтерии. Распорядителем финансовых ресурсов является руководитель.

Т.о. организация финансовой работы должна способствовать более эффективному использованию ресурсов пред-я, увеличению прибыльности и рентабельности.

Задачи фин. службы пред-я

-изыскание путей увеличения увеличения прибыли и повышения рентабельности,

-обеспечение фин. ресурсами заданий по производству,

-выполнение обязательств перед бюджетом, банком, поставщиками и др. юрид. лицами,

-содействие эффективному использованию кап. вложений и произ. фондов,

- контроль за правильным использованием фин. ресурсов, обеспечение сохранности и ускорение оборачиваемости оборотных средств.

 

Финансовый рынок в РФ.

Финансовый рынок необходим для нормального развития экономики, т.е постоянно требуется мобилизация временно свободных денежных средств физич и юрид лиц и их распределение и перераспр-ие на коммер-ой основе между различными секторами экономики.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) – механизм перераспред-я капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. Это представляет совокупность кредитно-финансовых институтов, направляющих потоком денежных средств от собственников к заемщикам и обратно.

Функции фин.рынка: ценообразование, информационная, аккумуляция временно свободных ден. ср-в, формирование ссудного капитала, перелив ден. ср-в из одних фондов в др-е, обеспечение взаимодействия м/д продавцами и покупателями.

Структура фин. рынка:

Фин-й рынок® рынок золота, валютный рынок, рынок капиталов(долгосрочные активы), денежный рынок

рынок капиталов®р-к ссудного кап-ла(кредитные отношения), р-к долевых ценных бумаг(отношения собственности)

денежный рынок®дисконтный рынок(продажа и покупка векселей), рынок межбанковских кредитов, рынок депозитных сертификатов.

Финансовый посредник – финансовый институт, оказывающий помощь движению денежных средств.

Их роль: приобретение и продажа от своего имени различных финансовых продуктов, обеспечение наиболее эффективного движения денежных средств.

Виды:

1.Кредитные организации депозитного типа (коммерческие банки)

- коммерч-е банки

- сберегательные институты (сбербанк, ипотечные банки)

- кредитные союзы – институты взаимного кредитования

2. договорные сберегательные учреждения

- страховые компании

- пенсионные фонды

3. финансовые компании – формируют свои средства путем выпуска кратко и среднесрочных бумаг.

4. инвестиционные фонды – одновременно привлекают средства за счет эмиссии собственных акций и ведут торговлю ценными бумагами других инвестиционных фондов.

Функции:

1.поиск и сведение друг с другом поставщиков и потребителей финансовых ресурсов.

2.облегчают доступ экономических агентов, нуждающихся в финансировании к финансовым ресурсам

Понятие РЦБ включает отношения, возникающие при эмиссии и обращении ценных бумаг, а также деятельность профессиональных участников РЦБ. Назначение: вовлечение дополнительных инвест. ресурсов.

Основные функции РЦБ:

Учетная – обязательный учет в специальных списках(реестрах) всех видов ц/б, обращающихся на рынке, регистрация участников РЦБ, фиксация фондовых операций, оформленных договорами купли-продажи, залога, траста, конвертации.

Контрольная – проведение контроля за соблюдением норм закон-ва участниками рынка

Стимулирующая – мотивация физич и юридич лиц стать участниками РЦБ.

Перераспределительная – перераспределение(посредством обращения ц/б) денеж средств (капиталов) между предприятиями, госуд-ом и населением, отраслями и регионами.

Регулирующая – регулирование (посредством конткретных фондовых операций) различных общественных прцессов.

Участники РЦБ:

1)эмитенты – органы исполнит власти или местного самоуправл, круп-е акцион-е компании, частные предприятия (осуществляют выпуск цб).

2)инвесторы – физ и юрид лица, приобретающ-е ц/б от своего имени и за свой счет:

-стратегические (имеют цель, при вкладывании своих средств, контроль над деятел-ю акцион общ-ва)

-портфельные или институциональные (формир-т свой портфель по ц/б, имея цель-получение дохода)

3)профессиональные участники

-брокеры (действуют на основе договора поручения или комиссии, или доверенности на совершение сделок)

-дилер (юр лица, дейсв-ет от своего имени и за свой счет, заключ-т договора, консул-ют)

-управляющие (предприн-ль или юр лицо осущест от своего имени за вознаграждение в течен опред срока переданными ему в доверительное управление ц/б, котор принадлеж третьему лицу)

-клиринговые орган-ии (занимаются деятел-ю по опр-ию взаимных операций и их зачету по поставкам ц/б и расчетами по ним)

-депозитарии (юр лицо, осущ деят-ть по оказанию услуг,по хранению сертиф-в ц/б или учету прав на ц/б)

-регистраторы (юр лицо, осущ деят-ть по сбору, фиксации, обработке, хранению и по доставлению данных составляющих, ведение реестра владельца ц/б)

-организаторы торговли ц/б (предостав-т услуги, способств-ие заключ-ю сделок по ц/б)

4)участники, котор оказывают оказывют на него регулирующее воздействие

-президент,

-федерал собрание разрабат законод,

-минист-во финансов (осущ общее гос регулир-е,эмитент гос ц/б)

-ЦБ РФ (общее рувков-во гос регул, проф участник рынка)

-федерал комиссия по ц/б (разрабатывает «правила игры» на рынке, лицензир-т деят-ть профес участников, контролир-т соблюдение закон-ва, обеспоч-т раскрытие инфор-ии,пресекает деят-ть лиц без лицензии)

Сущность ц.б., акции, облигации, специальные ц.б., их характеристика.

Ценная бумага - это документ, установленной формы и реквизита, удостоверяющий имущ-е права осущ-е или передача кот-х, возможны только при его предъявлении. Гл. свойство ц.б. – явл. возможность обмена на деньги путем превращения в ден. форму, либо путем погашения, купли-продажи, залога, возврата эмитенту.

Основными видами ценных бумаг являются акции и облигации, однако к данному рынку относят и другие финансовые инструменты.

Акция – это ц.б., выпускаемая АО, закрепл права ее держателя на получение части прибыли в виде дивидендов, на участие в упр. и на часть имущества, остающегося после ликвидации АО.

Облигация – эмис. ц.б., закрепляющая права его держателя на получение от эмитента в установленный срок ее ном. стоимости и зафиксированного процента от этой стоимости.

Вексель – письм. долговое обяз-во строго установленной формы, наделяющее его владельца правом требовать с лица, подписавшего это обяз-во, уплаты суммы ср-в к опред. сроку.

Опцион - двухсторонний дог-р о передаче права для покупателя и обяз-ва для продавца купить и продать определ. актив по фиксир. цене в заранее согласованную дату или в течение опред. периодов времени. Похож на фьючерс, но в отличии от него выполнение условий опциона не обязательно.

Фьючерс - контракт на покупку или продажу к-л товара в будущем. Заключение договора фьючерса не означает, что сделка совершена. Сделка состоится только тогда, когда товар перейдет от 1 собственника к другому и будут выплачены ср-ва. Соблюдение условий фьючерса явл. обяз-вом в отл. от опциона.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...