Приемы повышения эффективности общения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Модуль 1. Организация общения детей дошкольного возраста. Лекция №1. Тема: Понятие общения, виды общения, средства общения, уровни общения, функции общения. Критерии удовлетворенности. Цель: Сформировать представление о понятии «общение», виды общения, средства общения, уровни общения, функции общения. План: 1. Понятие общения. Виды общения. Структура и средства общения Функции общения Уровни общения Приемы повышения эффективности общения 6. Критерии удовлетворенности.
Литература: 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. 2. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М., 2000. 3. Бодалев А.А. Психология общения. - М.- Воронеж, 1996. 4. Большой психологический словарь. / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с. 5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., ЧеРо, 1996. 6. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987. 7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - СПб., 2003. 304 с. 8. Каган М.С. Мир общения. - М., 1988. 9. Казаринова Н.В, Куницына В.Н. Межличностное общение. - СПб., 2001. 10. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. 11. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1990. 12. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. - Дубка, 1998. 13. Леонтьев А.А. Общение и деятельность общения /Межличностное общение / Сост. и общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. - СПб., 2001. Стр. 39-59. 14. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей// Принципы развития в психологии/ Под редакцией Л.И. Анцыферовой. - М., 1986г.
15. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М., 1986. 16. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и детьми. - М., 1980. 17. Линдгрен А. Полное собрание сочинений. -СПб.: Азбука-классика,2004. 18. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. 445 с. 19. Межличностное общение/ Сост. И общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. - СПб., 2001. 20. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979. 21. Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения / Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. А.Л. Свенцицкий. Хрестоматия. - СПб., 2000. Стр. 362 – 376. 22. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989. 23. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб., 2004. 24. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.:Питер,1999. 416 с. 25. Рогов Е.И. Психология общения. - М., 2002. 26. Филатова О.Г. Социальная психология. - СПб., 2000. 27. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер. с англ. - Мн., 1992.
Изложение учебного материала: 1. Понятие общения. Виды общения. Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Существует множество подходов, раскрывающих сущность понятия «общение». Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживання и взаимного понимания друг друга. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для становления взаимоотношений между людьми». Общение как процесс взаимодействия гораздо шире: общение внутри групп - межгрупповое, в коллективе - межколлективное. И только в процессе взаимодействия человека с человеком, группой, коллективом реализуется потребность личности в общении. Благодаря общению человек усваивает формы поведения.
Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Но из всего обилия трактовок общения можно выделить главные: 1. общение – вид самостоятельной человеческой деятельности; 2. общение – атрибут других видов человеческой деятельности; 3. общение – взаимодействие субъектов. Возникает вопрос о видах общения. Это сложный вопрос, по поводу которого в научных публикациях не существует однозначного подхода. У различных авторов можно найти неоднозначные трактовки классификации общения и по целям, и по функциям, и по участникам. В зависимости от содержания, целей и средств, общение можно разделить на несколько видов. По характеру общение бывает: формальным (деловое) и неформальным (светское, обыденное, бытовое). По содержанию общение может быть представлено как: Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов. Когнитивное - обмен знаниями. Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности. Иллюстрацией когнитивного, и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.
Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте - оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга. Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т. п. По целям общение делится на биологическое и социальное. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них. Классификация общения. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Светское общение – это закрытое беспредметное общение: точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Формальное общение («Контакт масок») – отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски вежливости, строгости и т.п., позволяющих скрыть истинные эмоции и отношение к собеседнику. Примитивное общение, когда другого человека оценивают как нужный или мешающий объект(если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и могут не скрывать этого). Формально-ролевое общение – и содержание и средства общения регламентированы социальными ролями собеседников. Личностное общение (Духовное), напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта. Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении. Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации - это способ передачи её от одного к другому. По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п, Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией, Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.). Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные: контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях). Прямое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное. К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и саморазвитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации. 5. Если за основу взять уровень взаимодействия индивидов в процессе общения, то выделятся: · Личностно-ориентированное (межличностное); · Социально-ориентированное (Субъект этого общения как бы удвоен: с одной стороны, осуществляет такое общение один человек как личность, а с другой, субъектом такого общения выступает тот или иной коллектив или общество в целом); · Предметно-ориентированное общение (предметом является взаимодействие). 6. Выделяют непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение является исторически первой формой, на основе которой в более поздние периоды развития цивилизации возникают другие виды общения. Это естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (например, беседа, игра и т.п.). Опосредованное общение – это неполный психический контакт при помощи каких-либо устройств (например, разговор по телефону, переписка и т.п.). 7. Различают также межличностное, групповое и массовое общение. Межличностное общение – это непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах. Главное условие межличностного общения – определенное знание индивидуальных особенностей друг друга участниками общения, что возможно только на основе совместного опыта, эмпатии, взаимопонимания. Массовое общение – это множественные, обычно мимолетные непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т.п.). Многие авторы отождествляют массовое общение с понятием массовой коммуникации. Массовая коммуникация – близкий к опосредованному общению процесс, когда сообщения адресуются не отдельным лицам, а большим социальным группам при помощи средств массовой информации. Е.И. Рогов выделяет три основных типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое (Рогов Е.И., 2002). Императивное общение еще называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнеров стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект действия. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается. Манипулятивное общение – сходно с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению, но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Партнер воспринимается как носитель определенных, «нужных» нам свойств и качеств. Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как показывают исследования, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Выделяют 4 основных типа манипулятивных систем. 1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родителя, учителя или начальника. Жизненная философия – главенствовать и властвовать, во что бы то ни стало. 2. Пассивный манипулятор – противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым, позволяя окружающим думать и работать за него. Жизненная философия – никогда не вызывать раздражения. 3. Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрышей и проигрышей. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь – это постоянная битва, а люди – соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Жизненная философия – выигрывать любой ценой. 4. Безразличный манипулятор играет в безразличность, индифферентность. Старается уйти, отстраниться от контактов. Его методы то активны, то пассивны. Жизненная философия – отвергать заботу. Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному, так как основано на равноправии партнеров. Диалогическое, или так называемое гуманистическое, общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений: · Психологический настрой на эмоционально состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»); · Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности); · Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности); · Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»); · Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип персонифицирования общения). В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1. Установление контакта. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.), которая побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. 2. Ориентировка в целях, в ситуации общения и в личности собеседника. 3. Обсуждение вопроса, проблемы. 4. Принятие решения. 5. Выход из контакта. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный - от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Сегодня описаны и исследованы многочисленные формы невербальных знаковых систем. Из них главные: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика, визуальное общение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|