Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приемы повышения эффективности общения




Модуль 1. Организация общения детей дошкольного возраста.

Лекция №1.

Тема: Понятие общения, виды общения, средства общения, уровни общения, функции общения. Критерии удовлетворенности.

Цель: Сформировать представление о понятии «общение», виды общения, средства общения, уровни общения, функции общения.  

 План:

1. Понятие общения. Виды общения.

Структура и средства общения

Функции общения

Уровни общения

Приемы повышения эффективности общения

6. Критерии удовлетворенности.

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М., 2000.

3. Бодалев А.А. Психология общения. - М.- Воронеж, 1996.

4. Большой психологический словарь. / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., ЧеРо, 1996.

6. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.

7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - СПб., 2003. 304 с.

8. Каган М.С. Мир общения. - М., 1988.

9. Казаринова Н.В, Куницына В.Н. Межличностное общение. - СПб., 2001.

10. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.

11. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1990.

12. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. - Дубка, 1998.

13. Леонтьев А.А. Общение и деятельность общения /Межличностное общение / Сост. и общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. - СПб., 2001. Стр. 39-59.

14. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей// Принципы развития в психологии/ Под редакцией Л.И. Анцыферовой. - М., 1986г.

15. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М., 1986.

16. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и детьми. - М., 1980.

17. Линдгрен А. Полное собрание сочинений. -СПб.: Азбука-классика,2004.

18. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. 445 с.

19. Межличностное общение/ Сост. И общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. - СПб., 2001.

20. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979.

21. Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения / Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. А.Л. Свенцицкий. Хрестоматия. - СПб., 2000. Стр. 362 – 376.

22. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.

23. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб., 2004.

24. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.:Питер,1999. 416 с.

25. Рогов Е.И. Психология общения. - М., 2002.

26. Филатова О.Г. Социальная психология. - СПб., 2000.

27. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер. с англ. - Мн., 1992.

 

Изложение учебного материала:

1. Понятие общения. Виды общения.

Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Существует множество подходов, раскрывающих сущность понятия «общение».

Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятель­ность, взаимную связь между людьми.

Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д. Парыгин отме­тил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживання и взаимного понимания друг друга.

А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью раз­личных средств коммуникации для становления взаимоотношений между людьми». Общение как процесс взаимодействия гораздо шире: общение внутри групп - межгрупповое, в коллективе - межколлективное. И только в процессе взаимодействия человека с человеком, группой, коллективом реализуется потребность личности в общении. Благодаря общению человек усваивает формы поведения.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Но из всего обилия трактовок общения можно выделить главные:

1. общение – вид самостоятельной человеческой деятельности;

2. общение – атрибут других видов человеческой деятельности;

3. общение – взаимодействие субъектов.

Возникает вопрос о видах общения. Это сложный во­прос, по поводу которого в научных публикациях не существует одно­значного подхода. У различных авторов можно найти неоднозначные трактовки классификации общения и по целям, и по функциям, и по участникам.

В зависимости от содержания, целей и средств, общение можно разделить на несколько видов.

По характеру общение бывает: формальным (деловое) и неформаль­ным (светское, обыденное, бытовое).

По содержанию общение может быть представлено как:

Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

Когнитивное - обмен знаниями.

Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности. Иллюстрацией когнитивного, и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъ­екту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте - оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т. п.

По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них.

Классификация общения.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение кон­кретной проблемы или реализацию определенной цели.

Светское общение – это закрытое беспредметное общение: точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Формальное общение («Контакт масок») – отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски вежливости, строгости и т.п., позволяющих скрыть истинные эмоции и отношение к собеседнику.

Примитивное общение, когда другого человека оценивают как нужный или мешающий объект(если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и могут не скрывать этого).

Формально-ролевое общение – и содержание и средства общения регламентированы социальными ролями собеседников.

Личностное общение (Духовное), напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации - это способ передачи её от одного к другому. По средствам общение может быть непосредственным и опосредствован­ным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, го­лова, туловище, голосовые связки и т.п, Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией, Это или природные предметы (палка, брошенный ка­мень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи сим­волов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное вос­приятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные: контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сто­ронами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Прямое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.

К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным.

Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невер­бальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсор­ные или телесные контакты. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и саморазвитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

5. Если за основу взять уровень взаимодействия индивидов в процессе общения, то выделятся:

· Личностно-ориентированное (межличностное);

· Социально-ориентированное (Субъект этого общения как бы удвоен: с одной стороны, осуществляет такое общение один человек как личность, а с другой, субъектом такого общения выступает тот или иной коллектив или общество в целом);

· Предметно-ориентированное общение (предметом является взаимодействие).

6. Выделяют непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение является исторически первой формой, на основе которой в более поздние периоды развития цивилизации возникают другие виды общения. Это естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (например, беседа, игра и т.п.). Опосредованное общение – это неполный психический контакт при помощи каких-либо устройств (например, разговор по телефону, переписка и т.п.).

7. Различают также межличностное, групповое и массовое общение. Межличностное общение – это непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах. Главное условие межличностного общения – определенное знание индивидуальных особенностей друг друга участниками общения, что возможно только на основе совместного опыта, эмпатии, взаимопонимания. Массовое общение – это множественные, обычно мимолетные непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т.п.). Многие авторы отождествляют массовое общение с понятием массовой коммуникации. Массовая коммуникация – близкий к опосредованному общению процесс, когда сообщения адресуются не отдельным лицам, а большим социальным группам при помощи средств массовой информации.

Е.И. Рогов выделяет три основных типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое (Рогов Е.И., 2002). Императивное общение еще называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнеров стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект действия. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается.

Манипулятивное общение – сходно с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению, но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Партнер воспринимается как носитель определенных, «нужных» нам свойств и качеств. Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как показывают исследования, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Выделяют 4 основных типа манипулятивных систем.

1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родителя, учителя или начальника. Жизненная философия – главенствовать и властвовать, во что бы то ни стало.

2. Пассивный манипулятор – противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым, позволяя окружающим думать и работать за него. Жизненная философия – никогда не вызывать раздражения.

3. Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрышей и проигрышей. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь – это постоянная битва, а люди – соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Жизненная философия – выигрывать любой ценой.

4. Безразличный манипулятор играет в безразличность, индифферентность. Старается уйти, отстраниться от контактов. Его методы то активны, то пассивны. Жизненная философия – отвергать заботу.

Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному, так как основано на равноправии партнеров. Диалогическое, или так называемое гуманистическое, общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

· Психологический настрой на эмоционально состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»);

· Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

· Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности);

· Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»);

· Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип персонифицирования общения).

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Установление контакта. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.), ко­торая побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях, в ситуации общения и в личности собеседника.

3. Обсуждение вопроса, проблемы.

4. Принятие решения.

5. Выход из контакта.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществля­ется по следующим основным каналам: речевой (вербальный - от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Сегодня описаны и исследованы многочисленные формы невербальных знаковых систем. Из них главные: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика, визуальное общение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...