Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и средства общения.




Структура общения представляет собой единство трех его сторон:

· перцептивной, которая предполагает восприятие и понимание партнерами друг друга в процессе общения. Перцептивные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием; «читать» настроение партнёра по вербальным и невербальным характеристикам; понимать психологические эффекты восприятия и учитывать их для снижения его искажения.

· коммуникативной (обмен информацией между общающимися индивидами), это эффективное использование средств общения как вербальных, так и невербальных.

· интерактивной (взаимодействие общающихся субъектов), сюда относятся позиции, стили, стратегии, которые используют партнёры по общению. Среди возможных позиций в общении можно выделить «пристройку» к партнёру «свысока», «на равных», «снизу», либо отстранённую позицию.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека прояв­ляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, пра­вильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонаций.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, сред­ний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (рав­номерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плав­ная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специ­фические звуки, возникающие при общении: смех, хмыка­нье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализа­ции - «хм-хм», «э-э-э» и др.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Знак – любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации (например, стол, стул – это знаки).

К средствам общения относят:

1. Язык - система слов (знаков), выражений и правил их соеди­нения в осмысленные высказывания, используемые для об­щения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным об­щение при помощи языка; если я говорю «стол», то уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я - это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значе­ние слова преломляется для человека через призму его соб­ственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл - поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность способны придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительно­сти речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Функции общения.

В соответствии с целями можно выделить функции межличностного общения.

Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели:

1) контактная функция - установление контакта как состояния обоюд­ной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2) информационная функция - обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;

3) побудительная функция - стимуляция активности партнера для на­правления его на выполнение определенных действий;

4) координационная функция - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5) функция понимания - адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состоя­ний;

6) эмотивная функция - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и со­стояний;

7) функция установления отношений - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;

8) функция оказания влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

В соответствии с содержанием общения различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Сегодня существует много различных классификаций функций общения. О.Г. Филатова выделяет следующие функции общения:

1. Инструментальная – передача информации для совершения определенных действий;

2. Трансляционная – передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д.;

3. Экспрессивная – взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний;

4. Функции самовыражения;

5. Функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности;

6. Функции социализации и др.

Е.И. Рогов выделяет 5 основных функций общения:

1. Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;

2. Формирующая – проявляется в процессе развития человека и становления его как личности;

3. Функция подтверждени я – проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах;

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений;

5. Внутриличностная – одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем поступки.

По мнению Е.В. Андриенко можно выделить совокупность трех групп функций общения, если рассматривать его в определенной системе отношений.

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как Группвида и личности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (аффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функцииопределяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами.

В.Н. Панферов выделяет функции человека как субъекта общения:

1. Коммуникативные функции – осуществляют взаимосвязь людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Информация облекается в форму различных знаков, образующих язык общения. Поэтому эффективность коммуникативных функций предопределяются решенностью проблемы канал – знак;

2. Информационные функции – обеспечивают прием и хранение информации, служат целям передачи социального наследования индивидуального и общечеловеческого опыта. Информация передается по каналам связи в виде знаков и их комплексов (слов, жестов, мимики и др.), за которыми закреплены определенные значения. Эффективность информационных функций общения зависит от успешности решения проблемы знак – значение;

3. Когнитивные функции – направлены на интерпретацию отношения знак – значение в целях определения смысла и обогащения опыта самопознания и взаимопознания партнеров для оптимального взаимодействия. Эффективность когнитивных функций общения зависит от успешности решения проблемы значение-смысл, связанной с определением возможностей партнеров решать и выполнять конкретные задачи совместной жизнедеятельности;

4. Эмотивные функции – проявляются в переживании человеком своих отношений с людьми, а также в эмоциональной связи с действительностью. Взаимоотношения людей тесно связаны с их представлениями друг о друге. Поэтому эффективность эмотивных функций общения зависит от успешности решения проблемы смысл – отношение;

5. Конативные функции – обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны с устремлением человека к тем или иным ценностям, выражают побудительные силы человека, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения. Конативные функции в процессах общения проявляются в рамках проблемы отношение – поведение, эффективность решения которой предполагает согласованность взаимодействий партнеров;

6. Креативные функции – направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Этому служат специальные механизмы психической деятельности, осуществляющие психологическое взаимовлияние партнеров. Креативные функции в процессах общения включаются в решение проблем, возникающих в контексте соотношения поведение – личность.

Все указанные функции трансформируются в одну, главную функцию общения регуляторную, которая проявляется во взаимодействии человека с другими людьми. Тогда в этом смысле общение будет являться механизмом социально-психологической регуляции поведения в совместной деятельности людей.

Уровни общения.

Общение может происходить на разных уровнях. Определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. Особенно влиятельными оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг другу. Е.В. Андриенко (2000г.) выделяет 3 уровня общения:

Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. Fatuus – глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся не особенно заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит некий характер автоматизма и ограниченности.

Следующий уровень общения – информационный. На этом уровне происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения обычно носит стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира, такой уровень может быть еще определен как духовный. Данный уровень взаимодействия возникает в особых ситуациях и в особых условиях, когда у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощущение единения с миром, ощущение счастья и т.п.

Личностный уровень является просоциальным уровнем, то есть полезным для общества, так как побочным эффектом такого общения выступает нравственное совершенствование людей. Фатический и информационный уровни могут иметь как социально-положительный (просоциальный), так и социально-отрицательный (антисоциальный) контекст.

Н.В. Казаринова и В.Н.Куницына (2001) ссылаются на то, что характер цели и возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них:

· ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;

деловой, или манипулятивный, уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества; Соответственно общение является психологиче­ски отстраненным - доминирует «Я-Вы»-контакт;

интимно-личностный уровень; цель — удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для него характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность - доминирует «Я- Ты»-контакт.

Общение может происходить на разных уровнях. Другой подход к рассмотрению уровней общения предлагает: Б. Ломов.

Он выделяет три уровня: макро-, меза- и микроуровни. На макроуровне чело­век общается с другими людьми в соответствии со сложившимися общест­венными отношениями, традициями, обычаями. Он определяет своеобразную стратегию общения личности на протяжении всей жизни. На мезауровн е об­щение происходит в пределах содержательной темы один или много раз. Общение на микроуровне - это акт контакта (вопрос-ответ, мимический, полетомимический акт и др.). Микроуровень объединяет простейшие элементы, лежащие в основе других уровней общения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...