Подзаконные нормативные акты
Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства. В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на общие, ведомственные, местные и локальные (внутриорганизационные). 1. Общие подзаконные акты издаются правотворческими органами общей компетенции. С их помощью осуществляется оперативное государственное руководство и координация экономической, политической и социально-культурной жизни страны. · Главное место в системе общих подзаконных актов принадлежит: o указам президента как главы государства, которые обладают наибольшей юридической силой после закона и регламентируют основные направления внутренней и внешней политики государства; o акты правительства (следующая ступень), принимаемые на основе и во исполнение законов и указов Президента и решающие оперативные вопросы управления экономикой, социально-культурным строительством, обороной страны и т.д. 2. Ведомственные нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции министерствами, госкомитетами и иными ведомствами, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующего ведомства (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и др.
3. Местные нормативные акты принимаются представительными и исполнительными органами на местах (в районах, городах, поселках и т.д.). В Российской Федерации это органы местного самоуправления. 4. Локальные (внутриорганизационные) нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, организаций для регулирования их внутренней деятельности (организация труда, служебная дисциплина) и распространяют свое действие на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Таковы, например, Правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии.
Система права Система права - это объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права. Отрасль права - это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия. Например, те нормы, которые регулируют трудовые отношения и определяют права и обязанности рабочих и служащих, составляют трудовое право.
Наиболее объемные по содержанию отрасли права могут делиться на отдельные части, которые обычно называются подотраслями. Отрасль права, в свою очередь, обычно делится на составные части, именуемые правовыми институтами. В правовой институт входят нормы, регулирующие однородные отношения и отличающиеся качественным единством. Так, семейное право делится на такие институты, как порядок заключения и прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, алиментные обязательства членов семьи и др. Наряду с отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые (комплексные) институты, состоящие из норм различных отраслей и регулирующие взаимосвязанные отношения в определенной сфере государственной жизни (транспортное, морское право и др.). 1. Основаниями деления права на отрасли и институты являются предмет и метод правового регулирования. o Предмет правового регулирования - это качественные особенности своеобразия регулируемых правом отношений в различных сферах жизни общества. Так, правовой регламентации подвергаются имущественные, семейные, организационно-управленческие, трудовые, финансовые и прочие качественно самостоятельные отношения. o Метод правового регулирования - второе, дополнительное основание деления права на отрасли. Это установленные правом специфические способы и приемы, с помощью которых государство воздействует на определенные виды общественных отношений. Так, право может воздействовать на поведение людей путем властных категорических требований (административное, уголовное право), а может и давать им возможность в рамках закона самим устанавливать свои права и обязанности путем соглашений (гражданское и некоторые другие отрасли права). 2. Широко известно провозглашенное еще в римском праве деление права на две отрасли - публичное и частное право. o Публичное право - эта та часть системы действующего права, которая регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, фирмами, предприятиями, отношения между государственными органами, причем в этих отношениях орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества.
o Частное право защищает частный интерес личности, обеспечивает его свободную самореализацию, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами. Оно регулирует отношения между отдельными лицами, фирмами, предприятиями. · 3. Система современного российского права складывается из следующих отраслей: o конституционного (государственного); o административного; o финансового; o гражданского; o семейного; o трудового; o права социального обеспечения; o экологического; o уголовного; o уголовно-процессуального; o гражданское процессуального; o уголовно-исполнительного. · Особое место занимают o международное публичное право o и международное частное право Следует различать систему права (деление юридических норм на отрасли и институты) и систему законодательства, т.е. деление нормативных правовых актов на определенные части. Это результат целенаправленной деятельности законодателя, формирование им всего массива актов, регулирующих общественные отношения. Система права служит основой для деления законодательства на отрасли и институты, побуждает законодателя издавать нормативные акты, придерживаясь, в первую очередь, устоявшегося деления права на отрасли и институты. Отраслями законодательства, например являются конституционное, гражданское, трудовое право и др. Вместе с тем в современной правовой системе существуют также комплексные отрасли законодательства, которые складываются из норм различных отраслей права (законодательство о здравоохранении, образовании, транспорте, связи и др.). За последние годы в Российской Федерации активно формируются новые комплексные отрасли законодательства (налоговое, таможенное право, законодательство о приватизации и др.).
Толкование правовых норм.
Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм. Толкование права можно также определить как процесс познания права, состоящий в разъяснении смысла и содержания его норм в целях правильного и единообразного понимания его норм. Толкование права составляет целую отрасль юридических знаний, которая называется юридической герменевтикой. Толкование права осуществляется с использованием ряда приемов (способов). В зависимости от средств толкования выделяют следующие виды толкования: грамматическое (филологическое), систематическое, историко-политическое и юридическое. Грамматическое толкование основано на знании языка, правил морфологии и синтаксиса. Важную роль здесь играют знании препинания, союзы, вводные слова (казнить нельзя помиловать). Систематическое толкование – это установление места юридической нормы в системе права (ст. 134 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны труда, а в чем заключаются эти правила, она не говорит). Историко-политическое толкование – это анализ юридических норм путем изучения конкретных исторических условий, которые использовал законодатель (спекуляция – законная предпринимательская деятельность). Юридический способ толкования основан на профессиональных знаниях юридической науки и профессиональной техники (незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ - оборот). В зависимости от вида толкования выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование может быть легальным (орган, издавший закон), аутентичным (орган государственной власти, издавший норму права, издает акт, разъясняющий данную норму). По характеру действия официальное толкование может быть нормативным и казуальным. Нормативное – официальное разъяснение текста закона компетентным органом государственной власти (Конст. Суд РФ, Высш.Арбитраж.Суд РФ и т.д.) Казуальное – это официальное разъяснение нормы права пол конкретным юридическим фактам, т. Е. установление прав и обязанностей субъектов в рамках конкретного правоотношения, напр., судебное решение, приговор. Неофициальное толкование – оно не носит обязательного характера. Оно бывает доктринальное (научное), обыденное и профессиональное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|