Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок разрешения трудовых споров




 

Порядок разрешения трудовых споров. Конституция РФ (п. 4 ст. 37) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая и такой из них, как забастовка. Под трудовыми спорами следует понимать разногласия, возникающие по поводу применения трудового законодательства, установления либо изменения условий труда.

· Причинами споров могут быть:

o недостаточная осведомленность работодателей и работников в трудовом законодательстве, в результате чего оно применяется неверно;

o несовершенство самого законодательства в быстро меняющихся внешних обстоятельствах;

o разногласия между работниками и работодателем по вопросам установления новых или изменения действующих условий труда, например введения новых норм выработки;

o разногласия между работодателем и профсоюзом.

Индивидуальные трудовые споры (ст.ст. 381 - 397 ТК РФ), возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора, рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами общей юрисдикции.

Комиссия по трудовым спорам (КТС) избирается общим собранием трудового коллектива и работодателем. Избранными в состав комиссии считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на собрании. Порядок избрания, численность и состав КТС, срок ее полномочий определяются общим собранием трудового коллектива. Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря.

Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с участием профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В свою очередь, комиссия обязана рассмотреть спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя работодателя. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается только по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника на заседание комиссии без уважительной причины комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения.

КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профсоюза. По требованию комиссии работодатель обязан предоставить необходимые расчеты и документы. КТС принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания комиссии, но вправе изложить в нем свое особое мнение. Копии решения комиссии вручаются работнику и работодателю в трехдневный срок со дня принятия решения.

Решение КТС подлежит исполнению работодателем в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения работодателем решения комиссии в установленный срок, работнику выдается удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. На основании удостоверения, выданного комиссией и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения в суд, судебный пристав-исполнитель приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.

· Трудовые споры рассматриваются в судах общей юрисдикции в следующих случаях (ст.ст. 391 - 397 ТК РФ):

o если работник или работодатель не согласны с решением КТС;

o по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству;

o если на предприятии комиссии по трудовым спорам не собираются либо не созданы;

o по заявлению работника о восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об уплате за время вынужденного прогула или выполнения низкооплачиваемой работы;

o по заявлению работодателя о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию.

В судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, а также лиц, с которыми работодатель в соответствии с законодательством обязан был заключить трудовой договор.

· По иску о восстановлении на работе работник вправе требовать:

o непосредственного своего восстановления на работе;

o оплаты вынужденного прогула (даже если истец не потребует этого в исковом заявлении, суд обязан поставить данный вопрос перед ответчиком);

o возмещения морального ущерба (суды могут удовлетворять требования о возмещении морального ущерба в размере, пропорциональном стоимости иска).

Иски о восстановлении на работе подаются в суд в месячный срок со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Заявление о разрешении трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае причинения работником материального ущерба предприятию работодатель вправе обратиться в суд в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения решения суда о восстановлении на работе суд выносит определение о выплате ему среднего заработка.

Коллективные трудовые споры. Порядок разрешения трудовых споров, а также реализация права на забастовку, предусмотрены Законом РФ "О порядке разрешения трудовых споров" от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ и ст.ст. 398 - 418 ТК РФ.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со ст.ст. 29 - 31 ТК РФ. Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), утверждаются на общем собрании (конференции) работников. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.

Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства. Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае указанная Служба обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

Работодатели обязаны принять к рассмотрению направленные им требования работников. Работодатель сообщает о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение трех рабочих дней с момента получения требования работников. Представители работодателя (объединения работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований (ст. 400 ТК РФ).

· Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

o рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;

o рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, указанная Служба обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего трудового спора.

Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные ТК РФ. В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Решение об объявлении забастовки принимается общим собранием (конференцией) работников организации (филиала, подразделения, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации. Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с ТК РФ.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.

· В решении об объявлении забастовки указываются:

o перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

o дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников;

o наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

o предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки.

· Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:

o в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

o в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку (ст. 413 ТК РФ).

В случае создания непосредственной угрозы жизни или здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.
Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку (ст. 414 ТК РФ). Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 413 ТК РФ.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняется место работы и должность. Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время участия их в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг). Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.

Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены ТК РФ. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном ТК РФ. Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотрен ТК РФ.

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке (ст. 415 ТК РФ).

Действия сторон коллективного трудового спора, соглашения и рекомендации, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку (ст. 418 ТК РФ).

 

Заключение.

Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи субъектов трудовых правоотношений, т.е. общественные формы труда. С этой точки зрения, труд ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые возникают по поводу применения и реализации способности к труду

 

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

 

По учебной дисциплине «Правоведение»

 

Тема 11: «Основы семейного права».

 

 

Введение.

 

Российское законодательство не дает правового определения семьи. Такое понятие выработано в юридической литературе. Семья - это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления и иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений.

Не определяет законодательство и термин член семьи, широко используемый в СК РФ и иных правовых актах. Из анализа действующего законодательства следует, что данный термин применяется в отношении лиц, связанных семейными правами и обязанностями. Ими могут быть лица, проживающие одной семьей, члены разных семей, бывшие члены семьи, связанные имущественными и личными неимущественными правами, которые вытекают из брака, родства, усыновления и иной формы устройства детей на воспитание. Семейные отношения возникают именно между членами семьи.

Общие положения. Отношения, регулируемые семейным законодательством

 

Предмет и метод семейного права. Семейное право как отрасль права регулирует определенный вид общественных отношений.

· В соответствии со ст. 2 СК РФ предметом регулирования семейного законодательства являются:

o условия и порядок вступления в брак;

o прекращения брака и признания его недействительным;

o личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством - между другими родственниками и иными лицами; а также формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейное законодательство регулирует как имущественные, так и личные неимущественные отношения. Имущественные отношения - это алиментные обязательства членов семьи (родителей и детей, супругов, бывших супругов, других членов семьи), а также отношения между супругами по поводу их общего и раздельного имущества.

Личными неимущественными отношениями являются отношения, касающиеся вступления в брак и прекращения брака, отношения между супругами при решении вопросов жизни семьи, выбора фамилии при заключении и расторжении брака, отношения между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей и др.

В семейном праве основными являются личные отношения. Они во многом определяют содержание норм, регулирующих имущественные отношения, так как имущественные отношения всегда связаны с ними и вытекают из них.

· В литературе выделяют следующие специфические черты отношений, регулируемых семейным законодательством:

o субъектами семейных отношений могут быть только граждане;

o семейные отношения (как личные, так и имущественные) возникают из своеобразных юридических фактов: родство, материнство, отцовство, усыновление, принятие ребенка на воспитание в приемную семью;

o семейные отношения, как правило, являются длящимися и связывают между собой не посторонних людей, а близких родственников: супругов, родителей, детей и др.;

o для семейных отношений характерны строгая индивидуализация их участников, их незаменимость в данных отношениях другими лицами, в том числе и иными членами семьи, и, как следствие этого, неотчуждаемость семейных прав и обязанностей. Семейные права и обязанности являются внеоборотными, непередаваемыми ни в порядке универсального правопреемства, ни по соглашению сторон;

o по своему содержанию семейные отношения являются преимущественно личными и лишь затем имущественными1. Семейным отношениям присущ особый лично-доверительный характер, поскольку главное место в них занимают именно личные связи членов семьи.

Следует отметить, что значительная группа личных семейных отношений (любовь, уважение, дружба) не урегулирована нормами права. Более того, далеко не все имущественные отношения в семье можно регулировать правом, что объясняется спецификой функций, присущих семье.

· К основным функциям семьи относят следующие:

o репродуктивная (продолжение рода);

o воспитательная;

o хозяйственно-экономическая;

o рекреативная (взаимная моральная и материальная поддержка);

o коммуникативная.

Метод семейного права - это совокупность приемов и способов, при помощи которых нормы семейного права воздействуют на общественные семейные отношения. Метод семейного права характеризуют как дозволительно-императивный. Дозволительность семейно-правового регулирования заключается в том, что семейное право наделяет участников этих отношений возможностью действовать определенным образом, удовлетворяя свои потребности и интересы в сфере семейных отношений (например, возможность заключения брачного договора, соглашения об уплате алиментов и т.п.).

Однако наряду с диспозитивными нормами в семейном законодательстве присутствуют и императивные нормы (например, нормы, определяющие условия вступления в брак, препятствия к заключению брака, лишение родительских прав, усыновление и т.п.). Сущность семейного права проявляется не только через специфику его предмета и метода, но и основные начала (принципы) семейного права, которые отражают наиболее характерные черты данной отрасли. Под принципами семейного права понимают закрепленные действующим семейным законодательством основополагающие начала, руководящие идеи, которые определяют сущность данной отрасли права и имеют общеобязательное значение. Они зафиксированы в п. 1 ст. 1 СК РФ.

· К ним относятся:

1. признание брака, заключенного только в органах ЗАГСа. В соответствии с п. 2 ст. 1 СК РФ признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. Брак, заключенный по религиозным обрядам, фактические брачные отношения не влекут возникновение взаимных прав и обязанностей супругов;

2. добровольность брачного союза означает право каждого вступающего в брак самостоятельно определить своего избранника, недопустимо воздействие кого-либо на их волю при решении вопроса о заключении брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, - обязательное условие заключения брака. Данный принцип предполагает и свободу в расторжении брака как по желанию обоих супругов, так и по заявлению одного из них;

3. единобрачие (моногамия). СК РФ не допускает заключения брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

4. равенство супругов в семье. Этот принцип вытекает из положений Конституции о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, о свободе выбора места пребывания и места жительства, рода занятий, о равенстве прав и обязанностей родителей в отношении своих несовершеннолетних детей;

5. разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Данный принцип выражается в предоставлении членам семьи возможности свободно определять свои взаимоотношения внутри семьи. Он конкретизирован в п. 2 ст. 31 СК РФ, в соответствии с которым вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов;

6. приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов. Нормы семейного законодательства устанавливают, что дети являются самостоятельными носителями семейных прав. В СК РФ закреплен целый ряд прав несовершеннолетних (имущественные и личные неимущественные права - глава 11 СК РФ). Статья 54 СК РФ особо выделяет право несовершеннолетнего ребенка жить и воспитываться в семье, так как именно семейное воспитание в большей степени дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом особенностей его личности;

7. обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семейный кодекс предусматривает приоритетную защиту именно нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетних детей, инвалидов, лиц пенсионного возраста), так как они по объективным причинам лишены возможности обеспечить себя необходимыми средствами к существованию. Закон содержит нормы, направленные на реализацию данного принципа (право на алименты несовершеннолетних детей, обязанность совершеннолетних детей содержать своих родителей, обязанность супругов по взаимному содержанию).

Семейные правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами семейного права, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейные правоотношения обладают присущей им спецификой.

Во-первых, они возникают, изменяются или прекращаются на основе специфических юридических фактов, предусмотренных в законе, таких, как: заключение и расторжение брака, рождение, усыновление, устройство в приемную семьи и ряд других. В большинстве случаев семейные правоотношения возникают из совокупности юридических фактов. Например, для усыновления ребенка необходимо волеизъявление усыновителя, согласие родителей ребенка или лиц их заменяющих, согласие ребенка, достигшего 10 лет, решение суда об усыновлении.

Во-вторых, субъектный состав семейных правоотношений определен законом. В их число входят супруги, родители или лица их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители), дети (в том числе усыновленные), другие родственники и лица, и в случаях, прямо предусмотренных СК РФ (дедушка, бабушка, внуки, братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица). Закон наделяет субъектов семейных правоотношений правоспособностью и дееспособностью. Семейная правоспособность - это способность гражданина иметь семейные права и обязанности (право на вступление в брак, право на усыновление ребенка и др.). Она возникает с момента рождения, но ее содержание зависит от возраста. Семейная дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять семейные права, создавать семейные обязанности. В полном объеме дееспособность граждан в семейных правоотношениях возникает с 18 лет. Лица, признанные в судебном порядке недееспособными, не обладают семейной дееспособностью.

Наличие полной дееспособности не является обязательным условием для участия в семейных правоотношениях. Так, несовершеннолетний обладает частичной дееспособностью, что не препятствует возникновению правоотношений между ним и его родителями (правоотношения по воспитанию, образованию и содержанию ребенка).

В-третьих, семейные правоотношения, как правило, носят длящийся характер. Большинство семейных отношений не ограничено какими-либо временными рамками.

В-четвертых, семейные правоотношения строятся на безвозмездной основе. В их число входят отношения по предоставлению безвозмездной материальной помощи нуждающимся членам семьи, безвозмездное предоставление содержания нетрудоспособным членам семьи.

Основным источником регулирования семейно-правовых отношений после Конституции РФ является Семейный кодекс РФ, принятый 8.12.1995 г. и вступивший в действие с 1.03.1996 г. В нем закреплены основные принципы построения семейных отношений, права и обязанности членов семьи, гарантии защиты их прав и интересов.

· В число источников семейного права входят принимаемые в соответствии с Семейным кодексом другие федеральные законы, например:

o Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", принят 15.11.1997 г.;

o Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", принят 24.07.1998 г.;

o Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принят 24.06.1999 г.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации, что закреплено и в ст. 3 СК РФ. Из этого следует, что в число источников семейного права включаются и законы субъектов Федерации. Принимаемые субъектами Федерации законы могут регулировать семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. В частности, по тем вопросам, которые СК РФ непосредственно относит к ведению субъектов Федерации (например, об организации и деятельности органов опеки и попечительства, об определении иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей и др.).

Источниками правового регулирования семейных отношений являются также иные нормативные правовые акты. Это, прежде всего указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Так, например, постановлением Правительства РФ определяется порядок передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей.

Семейный кодекс закрепляет важное положение (ст. 4) о случаях и пределах применения к семейным отношениям гражданского законодательства, а в ст. 6 СК РФ норм международного права, которые имеют приоритет перед нормами национального права.

Большое значение для правильного применения норм семейного законодательства имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ, в которых обобщается практика по делам, вытекающим из семейных отношений, хотя источниками семейного права они не являются.

· К ним относятся постановления Пленума Верховного суда РФ:

o от 25.10.1996 г. "О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов";

o от 4.07.1997 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления";

o от 28.05.1998 г. "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей";

o от 5.10.1998 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака".

 

2. Правовые вопросы заключения и прекращения брака

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...