Качественная и количественная редукция русских безударных гласных. Факторы, влияющие на степень редукции гласных в безударном положении.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Говорящий как бы экономит на этих гласных свои произносительные усилия, редуцирует (уменьшает) мускульные затраты, необходимые для их производства. При этом одни гласные звуки произносятся короче, чем когда они стоят в ударном слоге (это явление называется количественной редукцией гласных звуков), а другие - не только короче, но и с изменением качества своего звучания (это явление называется качественной редукцией). В заударной части слова (кроме позиции в конечном открытом слоге) гласные звуки претерпевают наибольшие изменения, как количественные, так и качественные, так что на слух они воспринимаются как очень короткие гласные неопределенного качества. Исключение составляет лабиализованный гласный верхнего подъема [у], который во всех позициях сохраняет свое качество. Такие же изменения происходят с гласными в предударной части слова в непервом предударном слоге и не в абсолютном начале. Поскольку они претерпевают наибольшие изменения (как количественные, так и качественные), говорят, что они подвергаются качественной редукции гласных 2-ой степени. В этих позициях гласные звуки становятся очень короткими и по своей артикуляции приближаются к гласным звукам среднего ряда и среднего подъема. Два типа транскрипции. Транскрипция – специальное фонетическое письмо для фиксации речи. Фонематическая транскрипция отражает фонемный состав слова или последовательности слов. Фиксирует речь с точностью до фонемы. Фонетическая отражает некоторые особенности реализации фонем в разных условиях. Фиксирует речь с точностью до аллофона. Орфоэпия как лингвистическая дисциплина. Орфофония. Способы установления орфоэпической нормы.
Орфоэпия и орфофония. Орфоэпия – наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации. Большое значение в развитии литературного произношения имел театр, сохранявший нормы орфоэпии в наиболее чистом виде. Орфофония – это правила произношения вариантов фонем. Орфофонические различия часто не осознаются носителями языка. Орфоэпия – выявление нормативного фонемного облика слова Орфофония – выявление нормативной реализации фонем - аллофонов Орфоэпическая норма Норма – категория отрицательная Норма – ограничение дальнейших возможностей системы Мартине составил словарь по 17 из 100 200 самых частотных слогов + спонтанная речь, русский родной, среднее образование, житель столицы, из 150 -15 потомственные петербуржцы Кодифицированная предписывающая Вариативность нормы – сосуществование двух способов выражения одной языковой сущности 39 основных отличий Спорные вопросы в системе русских фонем. 1. /ы/ - гласный смешанного ряда. МФШ считает, что ы – аллофон И, так как Ы стоит только после твёрдых согласных, а И – после мягких. 2. /g’/ /k’/ /х’/ - мягкие заднеязычные, в МФШ они аллофоны твердых фонем, так как заимствованных слов и имен собственных МФШ не признает, а «ткёт» - исключение Трудности фонемной трактовки. Дифтонгоидность русских гласных. 1. Долгие звуки Долгих фонем в русском языке нет, а есть бифонемные сочетания согласных. В некоторых языках внутри долгого гласного не всегда проходит разница двух соседних морфем, и поэтому долгие гласные в таких языках – отдельные цельные фонемы, а не сочетания двух кратких. Критерий слоговой границы. Критерий морфемной границы Гласные (пообедать) Согласные (бесспорный, банный) 2. Дифтонги – сочетания гласного с полугласным. Бывают восходящие и нисходящие. В русском – только фонетические, фонематических нет (мой – моя).
3. Дифтогоид – гласный с призвуками. [ы i ] Влияние мягких согласных – и-образная артикуляция. Неоднородный характер О – трифтонгоид даже в изолированном произнесении. [ u o] 4. [ž:’] «ж» долгое мягкое в Москве (вожжи, визжит, дождь) 5. [š:’] /šč / или /š:’/. Одна фонема или бифонемное сочетание?
Ассимиляция согласных по глухости Ассимиляция согласных по звонкости. Исключение:перед согласными /v/, /v’/ ассимиляция по звонкости в русском языке не происходит.Исключение из исключения:в случае, если после /v/, /v’/ стоит звонкий согласный, ассимиляция по звонкости происходит (русские/v/, /v’/ обладают способностью как бы пропускать через себя звонкость правого согласного): от воды /at-vadы/ — от вдовы /ad-vdavы/ Ассимиляция согласных по месту и способу образования. З/С + Ш =/šš/ из шкóлы, сшить; З/С + Ж = /žž/ изжáрить, сжать; Т/Д + Ч = /čč/ или /č/ лётчик, перевóдчик; Т(Ь)Д + С/Ц = / cc/ или /с/ отцá, мóется, блюдце, С/З/Ш/Ж/СТ/ЗД + Ч = /š:’/ счáстье, извóзчик, веснýшчатый, мужчина, жёстче, звёздчатый;
С/З + Щ = /š:’/ расщепить, из щéли. Ассимиляция по мягкости. С/З + /t’/ = /s’t’/ стенá, растéние, из темноты; С/З + /d’/ = /z’d’/ сдéлать, здесь, вездé, раздéться; С + /n’/ = /s’n’/ снять, пéсня, коснись, ресница; З + /n’/ = /z’n’/ жизнь, болéзнь, изнéженный, рáзница; Н + /s’/ = /n’s’/ пéнсия, консилиум; Н + /z’/ = /n’z’/ бензин, вонзить, претéнзия; Н + Ч = /n’č/ блинчик, кóнчить, рáнчо, саранчá; Н + Щ = /n’š:’/ бáнщик, кáменщик, жéнщина; Н + /t’/ = /n’t’/ бáнтик, континéнт, сантимéтр; Н + /d’/ = /n’d’/ кандидáт, бандит, Голлáндия; Т + /n’/ = /t’n’/26отнять, отнести, пятнистый; Д + /n’/ = /d’n’/ одни, днём, поднять, вóдник; Г + К = / x’k’/ лёгкий, мягкий.
Инвентарь фонем Дифференциальные признаки Дистрибуция – распределение в речи Как они сочетаются Какие значения
Язык – система потенциальных средств Речь – форма существования системы Функции языка Коммуникативная (общение и информация) Мыслеоформительная Эмотивная
Форманты есть у гласных и сонантов, а у согласных – шумовые частот. Главные резонансные форманты – 2. 3я форманта развита у гласных переднего ряда.
Система звуковых единиц. Ударные гласные в потоке речи. Богатство выразительных возможностей русского литературного языка. Модификации звуков в консонансах (СС). Сочетания ГГ, ГС и СГ в потоке речи. Модификации гласных и согласных в этих сочетаниях. Коартикуляция в потоке речи. Системные особенности сонантов. Корреляция русских согласных по звонкости-глухости. Артикуляторный механизм звонкости. Орфоэпические трудности современного русского литературного языка. Безударные гласные в потоке речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|