Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебники и учебные пособия




ГОУ ВПО «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра русского языка

 

Н.Г. НЕСТЕРОВА

 

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЖУРНАЛИСТА

 

Учебно-методический комплекс

 

Томск


УДК 82.085.2 + 659.3

ББК 83.7

 

Рекомендовано методической комиссией филологического факультета

Председатель комиссии: доцент И.В. Тубалова

Утверждено Ученым Советом филологического факультета

Председатель: Т.А. Демешкина

 

 

Современный русский язык в профессиональной подготовке журналиста. Учебно-методический комплекс. Составитель: Н.Г. Нестерова. Томск: Томский гос. ун-т, 2007.-

 

Назначение данного пособия состоит в оказании методической помощи студентам очной и заочной форм обучения факультета журналистики при освоении разделов «Фонетика и орфоэпия. Словообразование» современного русского языка, предусмотренных учебным планом специальности 021400 «Журналистика».

Пособие включает рабочую программу (основные темы курса, список литературы, задания для самостоятельной работы, методические рекомендации к их выполнению, вопросы для самоконтроля и к зачету); образцы различных видов анализа (фонетического, графического, орфоэпического, морфемного и словообразовательного); упражнения по фонетике, графике, орфоэпии, морфемике и словообразованию.

 

© Томский государственный

университет, 2007

© Н.Г. Нестерова


Содержание

Содержание. 4

Предисловие. 5

Рабочая программа. 8

I. Организационно-методический раздел. 8

II. Содержание курса. 8

III. Распределение часов курса по темам и видам работ. 9

IV. Формы итогового и промежуточного контроля. 10

V. Учебно-методическое обеспечение курса. 12

Методические примечания к проведению фонетического анализа. 15

Примечания к анализу суперсегментных единиц. 19

Фразовое, тактовое, логическое ударение. 20

Интонация. 21

Методические примечания к проведению графического анализа. 23

Упражнения по фонетике и графике. 25

Образец орфоэпического анализа текста. 29

Практикум по современной русской орфоэпии. 31

Варианты в произношении гласных. 31

Варианты в произношении согласных. 36

Варианты в произношениях сочетаний звуков. 40

Произношение некоторых грамматических форм.. 43

Ударение. 46

Тексты для анализа. 51

Задания для самостоятельной работы.. 53

Примечания к анализу коммуникативных неудач. 54

В текстах СМИ.. 54

Методические примечания к проведению морфемного анализа. 57

Методические примечания к проведению словообразовательного анализа. 59

Методические примечания к анализу окказиональных слов (окказионализмов) 61

Упражнения по морфемике и словообразованию.. 65

Варианты контрольных работ по морфемике и словообразовании. 67

Вариант № 1. 67

Вариант № 2. 67

Вариант № 3. 68

Вариант № 4. 68

Вариант № 5. 69

Вариант № 6. 70

Вариант № 7. 70

Вариант № 8. 71

Задания к лабораторной работе. 72

Комментарий к изучению курса для студентов заочной формы обучения. 73

 

Предисловие

Неоспорима роль средств массовой коммуникации (СМК) в корректировке речевой практики членов общества, в формировании речевых стандартов, что определяется самой спецификой СМК, призванных осуществлять массовую коммуникацию.

Социальные изменения последних десятилетий привели к децентрализации СМК, появлению негосударственных изданий, частных теле- и радиоканалов. Существовавшая прежде в нашем обществе государственная монополия на СМК обеспечивала распространение официального русского языка, а также утверждение его в качестве образцового. За изменившейся социокультурной ситуацией, связанной с демократизацией и деидеологизацией, последовали серьезные изменения в форме и содержании материалов и программ в печатных и электронных средствах массовой коммуникации, в том числе и такие негативные последствия, как стирание грани между демократичностью и вседозволенностью и изменение приоритетов в речевой культуре [Костомаров, 1999, Сметанина, 2002, Егошина, 2003 и мн. др.].

Рубеж веков ознаменовался также изменением соотношения между письменной и устной разновидностями языка средств массовой коммуникации в пользу устной речи, что объясняется в значительной мере интенсивным развитием радио и телевидения. Отмеченный факт привел к расширению границ устной публичной речи, весьма заметное место в которой заняли информационные, развлекательные и познавательные теле- и радиопрограммы. Речь в эфире и на экране характеризуется заметными фонетическими изменениями. Повысился темп речи, усилилась звуковая редукция безударных гласных. Сегодня журналисты, комментаторы, ведущие, пришедшие на смену профессиональным дикторам. активно насыщают русский язык просторечной лексикой, неправильным ударением, ненормативным произношением и чуждой русскому языку интонацией. К часто встречающимся речевым недостаткам, звучащим сегодня в эфире, относится: неверное произнесение сочетаний СШ - ЗШ; СЖ - ЗЖ; СЧ - ЗЧ и т. д.; сочетаний "предлог + слово" и отрицательная частица НЕ; вялое произнесение согласных, проглатывание окончаний; "тсяканье", "дзяканье" и т. п.

Между тем, нельзя забывать, что звучание речи адресовано подсознанию и обеспечивает понимание общего содержания.

Речь радиожурналиста является его визитной карточкой. Отсутствие технических навыков владения устной речью сводит на нет всё достоинство журналиста. Можно выделить две категории радиожурналистов: первые не готовы работать перед микрофоном из-за профессиональной неподготовленности. Их языковые ошибки и нарушения норм культуры речи совершаются бессознательно. Другая категория - журналисты, осознанно выбирающие ошибочное произношение в сочетании с упрощённой лексикой, близкой к жаргонной. Тем самым они нарушают этику речевой культуры, рассчитывая, что таким образом они приближают себя к аудитории и приобретают популярность. Однако эффективность общения уменьшается.

"Несколько лет назад погрешности и дефекты речи в эфире могли компенсироваться новизной или "смелостью" программ. Сегодня "новизна" и "смелость" стали привычными, а речевые недостатки создают общее негативное впечатление от телерадиовещания, в том числе информационного" [ Оссовская, 2003: 6] и находят отражение на каналах ОРТ, РТР, ТВЦ, НТВ, ТВ, «Культура», «Маяк», «Эхо Москвы», «Голос России».

Сосуществование вариантных форм явление в современном литературном языке распространённое, так как язык - это живой организм, в котором непрерывно отмирает одно и нарождается другое, поэтому языковеды не могут (и даже не должны) устанавливать раз и навсегда единое незыблемое правило. Нормализаторская деятельность не сводится ни к искусственному консервированию пережитков языка, ни к бескомпромиссному запрещению языковых новообразований: необходимо поддерживать жизнеспособные варианты и показывать функциональное своеобразие нового и старого способов выражения.

В вопросе признания правильности речи, нормативности тех или иных фактов, следует опираться не на субъективную оценку и личный вкус, а на наличие трёх основных признаков:

1) массовость и регулярность употребления;

2) общественное одобрение данного языкового явления;

3) соответствие этого факта основным тенденциям в развитии языка, исторической
перестройке языковой системы.

На правительственном уровне с целью возрождения значимости русского языка,

культуры русской речи была принята Федеральная целевая программа «Русский язык», в

центре которой гуманистический стиль общения, предполагающий позитивное отношение друг к другу, вежливость, уважение партнёров общения, соблюдение этических норм общения, стремление речевого общения к элитарному типу речи.

Развитие средств массовой информации, особенно радио и телевидения, обусловившее распространение звучащего слова, накладывает серьёзную ответственность на работников СМИ, так как их речь может определённым образом влиять на речь массового слушателя. В связи с этим на звуковую сторону речи, на произношение, в курсе обращено особое внимание.

Неоспорим тот факт, что изучение правильного литературного произношения так же важно, как изучение правильного написания. Однако традиционно устной форме речи, и особенно в аспекте орфоэпическом, уделяется внимания меньше, чем письменной.

Существуют и объективные трудности в процессе овладения литературным произношением: орфоэпическая норма не остаётся неизменной. За весьма короткое для развития языка время (20-30 лет) могут происходить существенные сдвиги в соотношении произносительных вариантов.

Настоящий учебно-методический комплекс включает различного рода упражнения и задания, направленные на формирование представления о современной русской орфоэпии и предназначенные для закрепления нормативного произношения.

В процессе последовательного выполнения всех предложенных в орфоэпическом практикуме тренировочных упражнений у студентов и всех, кто будет заниматься самостоятельно, должно сформироваться представление о русской орфоэпии как о системе произносительных норм, об основных правилах произношения гласных и согласных звуков, звукосочетаний и отдельных грамматических форм, в которых возможны произносительные варианты. Материал в практической части комплекса расположен так, что с ним можно работать как с рабочей тетрадью, делая необходимые записи.

Не только в живой разговорной речи, но и с телеэкрана и радио нередко можно услышать слова с ненормативным ударением, поэтому в упражнения включаются слова, в которых часто допускаются ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения.

Преподавателям, лекторам, дикторам радио и телевидения весьма важно иметь чёткое представление о стилях произношения, что способствует более эффективному общению и чему в пособии также уделяется внимание.

Упражнения сопровождаются методическими примечаниями, которые позволяют теоретически обосновать произносительные варианты, а также показать изменяемость орфоэпической нормы с течением времени: включены фрагменты поэтических произведений А. С. Пушкина, подобранные для демонстрации особенностей употребления различных грамматических форм и звукосочетаний в XIX веке.

Важной составляющей при освоении курса является самостоятельная работа, направленная на формирование у студентов орфоэпического слуха. Его тренировке способствуют задания, основанные на рефлексии, на постоянном внимании к речи – своей и окружающих. Задания, связанные с наблюдением за звучащей в эфире речью и с самонаблюдением, требуют обращения к орфоэпическим словарям: лишь при таком условии можно убедиться в правильной квалификации предполагаемой орфоэпической ошибки. В результате у студентов совершенствуются навыки работы с орфоэпическим словарем и другими справочными пособиями, а также формируется представление о собственной орфоэпической культуре.

Особое внимание в структуре освоения курса уделяется проблеме успешности/неуспешности речевого взаимодействия в системе говорящий – слушающий. В связи с этим студенты должны выполнить задания по выявлению и анализу ситуаций, которые могут быть интерпретированы как коммуникативные неудачи.

Упражнения и задания для самостоятельной работы по словообразованию предполагают как наблюдение за звучащей в теле- и радиоэфире речью, так и анализ текстов печатных СМИ. Задачами работы по словообразованию являются: выявление тенденций современного словопроизводства, обнаружение продуктивных словообразовательных типов, анализ окказиональных слов с точки зрения их словообразовательных и семантических особенностей, обоснованности употребления, восприятия.

С целью привлечь внимание к томским авторам для анализа предлагаются отрывки из стихотворений, вошедших в сборники “Не вдруг напишется строка...Поэты Томского университета” (Томск: Издательство Томского университета, 1998) и “Над Томью серебряный город...” (Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1981). В качестве текстов для анализа предлагаются фрагменты из книги “История названий томских улиц” (Томск: Издательство “Водолей”, 1998), написанной коллективом преподавателей кафедры русского языка ТГУ.

Рабочая программа

Рабочая программа по курсу «Современный русский язык. Фонетика и орфоэпия. Словообразование» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021400 – ЖУРНАЛИСТИКА, утвержденного 10 марта 2000 г.

I. Организационно-методический раздел

1. Цель курса

Целью курса «Современный русский язык (Фонетика и орфоэпия. Словообразование)» является усвоение студентами теоретических знаний в области языка и выработка практического их использования в профессиональной деятельности журналиста.

Задачи учебного курса

Задачами курса «Современный русский язык (Фонетика и орфоэпия.Словообразование)» являются:

- знакомство с теоретическими вопросами современной фонетики, непосредственно связанными с орфоэпией и составляющими теоретические и практические основы устной публичной речи, навыки которой у студентов- журналистов и профессиональных журналистов реализуются прежде всего в практике теле- и радиокоммуникации;

- знакомство с современными тенденциями в области словообразования, и в частности, окказионального словообразования, активно реализующегося в устных и печатных средствах массовой коммуникации.

Место курса

Курс входит в блок лингвистических дисциплин, ведущихся на факультете журналистики ТГУ и закладывает основы культуры устной и письменной речи и риторики.

4.Требования к освоению курса

Для освоения курса студентам необходимо овладеть системой теоретических знаний, позволяющих понимать, объяснять и давать оценку современным тенденциям в области звуковой стороны языка и словообразовательных закономерностей (на это нацелены лекции и практические занятия). Самостоятельная работа студентов связана с выполнением домашних заданий, требующих работы с орфоэпическим словарем; с наблюдением за состоянием орфоэпических норм в теле- и радиоэфире, с анализом коммуникативных неудач, обусловленных ошибками в членении речевого потока, неверной постановкой логического ударения, неправильным интонированием, с интерпретацией и оценкой окказионализмов в устной профессиональной речи и в печатных СМИ.

II. Содержание курса

1. Фонетическое членение речи.

Фонетика как учение о звуковой стороне языка, наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки. Фонетические единицы: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук. Коммуникативные неудачи, обусловленные неправильным членением речевого потока на фразы и речевые такты.

2. Звуковой состав русского языка и отражение его на письме.

Звук как минимальная единица звучащей речи и основная единица фонетики. Основы фоносемантики. Различие гласных и согласных звуков. Система гласных. Основные противопоставления согласных звуков. Позиционные чередования звуков речи. Исторические чередования. Особенности русской графики. Коммуникативные трудности, обусловленные различными комбинациями гласных и согласных звуков (зияние гласных, звукостык). Особенности звукового строя русского языка. Графика. Соотношение звуков и букв. Фонетический и графический анализ текста.

3. Суперсегментные единицы. Ударение в русском языке.

Функции ударения. Признаки словесного ударения. Слабое ударение. Побочное ударение. Тактовое, фразовое, логическое ударение. Коммуникативные неудачи, обусловленные неправильным фразовым, тактовым, логическим ударением.

4. Интонация как ритмико-мелодическая сторона речи.

Факторы, определяющие интонацию: мелодика речи, ритм речи, темп речи, паузирование, тембр речи. Коммуникативные неудачи в устной публичной речи (в телеречи, радиоречи), обусловленные нарушениями, связанными с неправильным интонированием.

5. Техника речи в профессиональной подготовке журналиста.

Речевое дыхание. Артикуляция. Дикция. Выделение ударных слогов (правила чтения, логическое ударение). Темп речи. Голос.

6. Русская орфоэпия.

Орфоэпия как совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение. Орфоэпическая норма. История становления произносительных норм. Основные орфоэпические правила в области гласных, согласных, звукосочетаний; особенности произношения грамматических форм, иноязычных слов. Орфоэпический анализ текста. Стили произношения. Современные тенденции в устной публичной речи. Практическое значение орфоэпии.

7. Основные понятия морфемики.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова: членимая и нечленимая, производная и непроизводная, мотивированная и немотивированная. Морфемный и словообразовательный анализ слова.

8. Основные понятия словообразования.

Словообразовательное гнездо. Словообразовательный тип.

9. Способы словообразования в русском языке.

Аффиксальные и композитивные способы словообразования.

Словообразовательные окказионализмы. Модели создания.

Окказиональные слова в средствах массовой коммуникации.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

  Наименование тем Всего часов Аудиторные занятия (час) в том числе Самостоятельная работа
Лекции Практические занятия
  Фонетическое членение речи        
  Звуковой состав русского языка и отражение его на письме        
  Суперсегментные единицы. Ударение в русском языке: словесное, фразовое, тактовое, логическое        
  Интонация как ритмико-мелодическая сторона речи        
  Техника речи в профессиональной подготовке журналиста        
  Русская орфоэпия        
  Основные понятия морфемики        
  Основные понятия словообразования        
  Способы словообразования в русском языке Словообразовательные окказионализмы        
  ИТОГО:        

IV. Формы итогового и промежуточного контроля

Итоговый контроль проводится в форме устного зачета и проверки потрфолио, подготовленного в рамках самостоятельной работы.

Вопросы для самоконтроля

Фонетика

  1. Что изучает фонетика как раздел науки о языке?
  2. Какова основная единица фонетики? Ее признаки?
  3. По каким признакам различаются гласные и согласные звуки?
  4. Сколько гласных звуков в русском языке?
  5. Что показывает «фонетический треугольник»?
  6. Каковы классификационные признаки гласных?
  7. Как различается сильная и слабая позиция для гласных звуков? От чего зависят позиционные чередования гласных?
  8. Что такое редукция гласных: количественная и качественная?
  9. Каковы классификационные признаки согласных?
  10. Как различается сильная и слабая позиция для согласных?
  11. Каковы основные противопоставления согласных в русском языке?
  12. Каковы типы чередований в области гласных?
  13. Каковы типы чередований в области согласных?
  14. На чем основано чередование звуков по глухости/звонкости; по твердости/мягкости; по природе звука?
  15. Как различаются позиционные и исторические чередования?
  16. Что такое диереза?
  17. На какие фонетические единицы членится звуковая цепь?
  18. Каковы основания для выделения фразы?
  19. Каковы основания для выделения речевого такта (синтагмы)?
  20. Как соотносятся понятия «фонетическое слово» и «слово» в лексике и грамматике?
  21. Как характеризуется слог с физиологической и акустической точек зрения?
  22. Для чего используется фонетическая транскрипция? Каковы основные принципы транскрибирования текста, слова?
  23. Что дает для понимания звуковой стороны языка фоносемантика?
  24. Что такое звукозапись и какова цель ее использования в художественном тексте? Приведите примеры.
  25. Какие коммуникативные неудачи и неудобства связаны со звуковой стороной языка? Приведите примеры звукостыка и зияния гласных.
  26. Каковы особенности словесного ударения в русском языке?
  27. Что лежит в основе выделения фразового ударения?
  28. Что лежит в основе выделения тактового ударения?
  29. Что лежит в основе выделения логического ударения?

 

Графика

  1. В чем состоит специфика устной и письменной форм общения?
  2. Каковы способы передачи речи на письме в прошлом и настоящем?
  3. В чем состоит преимущество буквенного письма?
  4. Что изучает графика?
  5. Что относится к графическим средствам?
  6. О каких алфавитах Вы знаете? Какие особенности их характеризуют?
  7. Каковы истоки современного русского алфавита?
  8. Как соотносятся буквы и звуки?
  9. Сколько гласных букв в русском языке?
  10. В чем заключаются особенности русской графики?
  11. В чем состоит суть слогового принципа русской графики применительно к гласным буквам?
  12. В чем состоит суть слогового принципа русской графики применительно к согласным буквам?
  13. Отступления от слогового принципа.
  14. Достоинства и недостатки слогового принципа графики.

Орфоэпия

  1. Что такое орфоэпическая норма?
  2. Каковы этапы становления орфоэпической нормы?
  3. Каковы основные орфоэпические правила в области гласных?
  4. Каковы основные орфоэпические правила в области согласных?
  5. Каковы основные орфоэпические правила в области звукосочетаний?
  6. Каковы основные орфоэпические правила в области грамматических форм?
  7. Чем вызываются отклонения от норм литературного произношения?
  8. Чем обусловлена важность сведений о стилях произношения?
  9. Какие стили речи выделял М.В. Ломоносов? С какими коммуникативными ситуациями их связывал?
  10. Какие стили русского произношения выделял Л.В. Щерба? Что лежит в основе их выделения?
  11. Какие стили произношения выделял Р.И. Аванесов?
  12. Какие справочные пособия, регулирующие нормы литературного произношения, необходимо знать журналисту?
  13. Какова роль произношения в сценической речи? В художественной литературе? Как она отражается в тексте?
  14. Какова структура орфоэпического словаря и каково его назначение?
  15. Каково практическое значение орфоэпии?

 

Вопросы к зачету (раздел «Фонетика. Орфоэпия»)

  1. Предмет и задачи изучения фонетики.
  2. Фонетическое членение речи. Фонетические единицы: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук.
  3. Звук как единица языка. Звуковой состав русского языка: гласные и согласные звуки. Понятие о фоносемантике.
  4. Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков. Редукция гласных: количественная и качественная.
  5. Основные противопоставления согласных звуков. Позиционные чередования гласных и согласных звуков.
  6. Типы ударения: словесное, фразовое, тактовое, логическое.
  7. Интонация как ритмико-мелодическая стороны речи. Факторы, определяющие интонацию.
  8. Фонетический анализ текста.
  9. Соотношение между буквами и звуками. Особенности русской графики.
  10. Слоговой принцип графики применительно к гласным и согласным буквам.
  11. Отступление от слогового принципа графики.
  12. Предмет и задачи изучения орфоэпии. Понятие орфоэпической нормы.
  13. Становление орфоэпических норм.
  14. Основные орфоэпические правила в области гласных, согласных, звукосочетаний, грамматических форм.
  15. Стили произношения.

 

Вопросы к зачету (раздел «Морфемика. Словообразование»)

1. Морфема как основная единица морфемики.

2. Типы морфем по положению их в слове и по выполняемой функции.

3. Свободные и связанные корни.

4. Типы слов в русском языке: основа производная / непроизводная, мотивированная/немотивированная.

5. Исторические изменения в составе слова. Опрощение. Усложнение.

6. Методика морфемного членения слова.

7. Объект изучения словообразования.

8. Системные отношения в словообразовании.

9. Словообразовательное гнездо.

10. Словообразовательный тип (модель).

11. Словообразовательное значение.

12. Способы словообразования в русском языке.

13. Аффиксальные способы словообразования.

14. Композитивные способы словообразования.

15. Цель и методика словообразовательного анализа.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Учебники и учебные пособия

Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. – М., 1987.

Современный русский язык / Под ред. Д. Э. Розенталя. – М., 1986. – Ч.I.

Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В трёх частях / Под ред. Е. И. Дибровой. – М.: “Просвещение”, “Владос”,1995.

Словообразование современного русского языка (практические задания и лабораторные работы). Пособие для студентов-филологов педагогического университета. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004.

Словари и справочники

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. 12000 слов. – СПб., 2000.

Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / С.Н. Борзунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. Под ред. Р. И. Аванесова. 6-е издание, стереотипное. – М.: “Русский язык”, 1997.

Словарь ударений для работников радио и телевидения. – 4-е изд. М., 1991.

Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1984.

Введенская Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2003.

Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник / Под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова. – М., 1959.

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1984.

Зарва М.В., Агеенко Ф.Л. Словарь ударений русского языка. – М., 1993.

Литература по проблемам СМИ

Босый П.Н. Современная радиоречь в аспекте успешности / неуспешности речевого взаимодействия. Дисс… канд. филол. наук. – Томск, 2006.

Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления. – М., Флинта.: Наука, 2003.

Засурский Я.Н. Самый открытый источник информации // Вестник московского ун-та. Журналистика. Серия 10. – М., 2004. – № 2. – С. 3-5.

Лаптева О.А. Живая русская телеречь с телеэкрана: Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Пели Ева Коммуникативно-прагматический анализ коммерческих газетных/журнальных реклам. – М., 2003.

Стернин И.А. Общественные процессы и развитие современного русского языка. Очерк изменений в русском языке конца XX века. – Воронеж – Пермь, 1998.

Сурикова Т.Н. Этические проблемы языка массовых коммуникаций: молодежные СМИ, политическая и потребительская реклама // Вестник московского ун-та. Журналистика. Серия 10. – М., 2004. - № 1.

Литература к разделу «Фонетика. Орфоэпия»

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд. – М., 1984.

Вейлер А.А. О зависимости количественных показателей единиц языка от пола говорящего лица // Вопросы языкознания. – 1976. – № 5. – С. 138-143.

Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Сенкевич М.П. Мастерство эфирного выступления. – М., 1996.

Горбаневский М.В., Караулов Ю.К., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. – М., 1999.

Гришина О.А. Синтагматическое членение как средство интонационного исследования (на материале речи дикторов красноярских телекомпаний // Фонетика –орфоэпия-письмо в теории и практике: Сб. науч. трудов/ Отв. ред. Т.М. Григорьева. – Красноярск,1998.

Винокур Г.О. Русское сценическое произношение. М., 1948.

Зарва М.В. Русское словесное ударение. – М., 2000.

Илюхина Е.И. К проверке гипотезы о влиянии тембра голоса диктора на процессы непроизвольного запоминания и понимания речевого сообщения (предварительные наблюдения) // Общение. Текст. Высказывание. – М., 1981. – С. 145-165.

Крысин Л.П. Русский литературный язык на рубеже веков //Русская речь, 2000. – № 1.

Лаптева О.А. Слушаем радио и телевизор // Русская речь, 1996. – № 4.

Лаптева О.А. Общие особенности устной публичной (научной) речи // Современная

русская научная речь. Т.1. Общие свойства и фонетические особенности / Под

общей ред. О.А. Лаптевой. – Красноярск, 1985.

Оссовская М.П. Проблемы орфоэпии в современной речи на телевидении

и радио. Автореф. дисс…канд. филол. наук. - М, 2003.

Панов М.В. О стилях произношения. – СПб.: Развитие современного русского языка. – М., 1963.

Панов М.В. Социофонетика // М. В. Панов. Современный русский язык. Фонетика. – М.: “Просвещение”,1979.

Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII - XX вв. – М., 1990.

Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке. – 2-е изд. – М., 1982.

Щерба Л.В. О разных стилях произношения и об идеальном фонетическом составе слов. О нормах образцового русского произношения. К вопросу о русской орфоэпии. – В сб.: Избранные труды по русскому языку. – М., 1957.

Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. – М.: «Владос», 1999.

Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. Учебное пособие. – М.: «Флинта», «Наука», 2003.

Литература к разделу «Словообразование»

Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество: Монография. – Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996.

Земская Е.А. Современный русский язык. – 1973.

Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). – М., 1996. – С. 30-140.

Способы номинации в современном русском языке / Под ред. Д.Н. Шмелёва. – М., 1982.

Намитокова Р.Ю., Нефляшева И.А. Окказиональное слово на газетной полосе // Русский язык: исторические судьбы и современность: 1 Международный конгресс исследователей русского языка. Труды и материалы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – С.142 -143.

Ярославцева А.Е. Репрезентация речевых стратегий и тактик в агитационном тексте. Дисс....канд. филол.наук. – Томск, 2007.

Методические примечания к проведению фонетического анализа

Для того чтобы как можно точнее записать звучащую речь, пользуются фонетической транскрипцией специальной системой записи звуков с учётом всех их физиолого-акустических свойств.

Для записи звуков русского языка используются следующие знаки:

буквы русского алфавита: а, о, у, б, д, п, т и т.д.;

запятая справа над буквой для обозначения мягкости согласных фонем [б'];

горизонтальная черта над буквой для обозначения долготы со­гласных ] [ш'], [ж'];

[•а], [•о], [•у] ] для положения t'at, t'a (где t обозначает любой твёрдый согласный, at'] любой мягкий согласный);

[•а], [•о], [•у] для положения tat';

[α] заместитель фонем [о], [а] в первом предударном слоге и
в начале слова;

э] заместитель фонем [о], [а], [э] в первом предударном сло­ге после t';

э] заместитель фонем [а], [о], [э] в первом предударном слоге после [ш],[ж];

[ъ] заместитель фонем [а], [о] во втором и третьем предудар­ных слогах после t и в заударных слогах после t; заместитель [а], [о], [э] в заударных слогах после t;

[ь] заместитель [а], [о] после t' во втором и третьем предударных слогах; [э] и [и] во втором и третьем предударных слогах после [г], [к], [х]; заместитель [а], [о], [э], [и] в заударных слогах после t';

[γ] для обозначения варианта фонемы [х] в позиции перед звонким согласным на стыке слов;

[j] для обозначения сонорного (йот).
Примеры:
дорогой [дърαгоj•],
красота [кръсαта],
стужа [стужъ],
баян [бαj•ан],

роль [рол'],

тянет [т'•а•н'•ьт].

Основная же цель фонетического анализа выделить фонетические единицы и дать им характеристику.

Фонетическими единицами являются фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук.

Фраза представляет собой относительно законченное смысловое целое; это отрезок речи, объединенный особой интонацией и заключенный между двумя достаточно длительными паузами (знак паузы ||).

Фраза делится на речевые такты (синтагмы).

Речевой такт это менее законченное, чем фраза, смысловое целое; тоже характеризуется особой интонацией и тактовым ударением, но паузы между тактами не обязательны, и они короче межфразовых пауз. Один такт от другого отделяется полупаузой (знак полупаузы |).

Примечание. Обратите внимание на то, что: 1. для публицистического текста в его устной реализации нормой является дробное синтагматическое членение;

2. синтагматическое членение связано с лексико-синтаксической организацией текста;

3. синтагматическое ударение выполняет не только выразительную функцию, но и функцию воздействия на слушателя.

В речевом такте выделяются фонетические слова.

Фонетическое слово это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Безударные слова (чаще это предлоги, союзы, частицы), примыкают к ударному, образуют с ним одно фонетическое слово. При транскрибировании соединяются с ударным словом дужкой (∩).

Безударные слова, примыкающие к началу ударного слова, называются проклитиками, а примыкающие к концу ударного слова энклитиками.

Сложные слова могут иметь второстепенное ударение (знак ').

Фонетическое слово членится на слоги. Слогообразующими являются гласные звуки, но могут быть и сонорные согласные, на­пример, корабль [кα-ра-бл΄].

По наличию отсутствию ударения слоги делятся на ударные и безударные. Среди безударных следует выделять 1-й предударный (он стоит непосредственно перед ударным), абсолютное начало слова (слово начинается с безударного гласного) и остальные безударные, т.е. все заударные и остальные предударные. В абсолютном начале слова и в первом предударном слоге происходит несильная редукция (изменение) гласных звуков, а в остальных безударных сильная редукция.

По структуре слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный), закрытыми (оканчиваются на согласный); прикрытыми (начинаются с согласного) и неприкрытыми (начинаются с гласного).

Слоги состоят из звуков. Различаются гласные и согласные звуки.

Характеризуя гласные, следует вначале сказать, в какой позиции находится данный звук в сильной или слабой. Сильная позиция позиция ударная, слабая позиция безударная.

Далее нужно указать звуковые дифференциальные признаки гласных звуков: подъем определяется по движению языка от верхнего неба к нижнему, ряд определяется по движению языка от передних зубов к корню языка; огубленность - по участию губ. Гласные звуки в сильной позиции характеризуются следующими звуковыми признаками:

[а] гласный нижнего подъема, среднего ряда, неогубленный;

[о] гласный среднего подъема, заднего ряда, огубленный;

[у] гласный верхнего подъема, заднего ряда, огубленный;

[ы] гласный верхнего подъема, среднего ряда, неогубленный;

[и] гласный верхнего подъема, переднего ряда, неогубленный;

[э] гласный среднего подъема, переднего ряда, неогубленный.

 


Схематически сказанное можно представить в виде фонетического треугольника.

В слабых позициях гласные изменяются.

При этом звуки [и], [ы], [у] редуцируются только количественно, т. е. становятся более краткими, чем в ударной позиции, при транскрибировании передаются теми же буквами, что и при обычном письме. Остальные гласные редуцируются качественно, т.е. в слабых позициях может несколько измениться ряд, подъем, огубленность. Способы обозначения при транскрибировании см. в рекомендациях по фонетической транскрипции. (См. также фонетический треугольник).

При характеристике согласных звуков следует учитывать, в сильной или слабой позиции находится согласный. Сильной позицией для всех согласных является положение перед гласными. Слабой позицией для звонких согласных является позиция в абсолютном конце слова и перед глухими согласными, например, рыбка [рыпкъ], столб [столп]. Слабой позицией для глухих согласных является позиция перед звонкими согласными, например с∩богом [з∩богъм]. В слабых позициях согласные изменяются, в частности, звонкие оглушаются, а глухие озвончаются.

В сильной позиции согласные имеют следующие звуковые дифференциальные признаки:

1. По их участию в образовании голоса и шума:

а) Сонорные (л - л', м - м', н - н', р - р', j – йот) и шумные (остальные согласные);

б) звонкие и глухие. Сонорные только звонкие, среди шумных только глухими являются х,х', ц, ч', остальные шумные парные по глухости звонкости (б п, б' п'; в ф, в' ф'; г к, г' к'; ж ш, ж' ш; д т, д' т'; з – с, з' с').

2. По месту образования шума, т. е. по месту преодоления преграды, на которую

наталкивается выдыхаемый воздух, все со­гласные делятся на:

а) губные (губно-губные: б - б', п - п', м - м'; губно-зубные: в - в', ф - ф';

активным, т. е. подвижным органом при их образова­нии, является нижняя губа, пассивным в первом случае верхняя губа, во втором зубы;

б) язычные (заднеязычные: г - г, к - к', х - х'; среднеязычный j; остальные переднеязычные).

3. По способу образования шума, т. е. по способу преодоления преграды, различаются:

а) смычные согласные (образуются путем смыкания активного и пассивного органов речи, а затем размыкания в момент прохождения воздушной струи):

б б', п п', д д', т т', г г', к к';

б) щелевые (между активным и пассивным органом образуется щель, через которую проходит воздушная струя): j, в в', ф ф', з – з, с с', ж ш, ж' ш', х х';

в) аффрикаты, или смычно-щелевые (при их образовании имеет место вначале смычка, а затем щель): ц, ч';

г) дрожащие (вибранты): р р' (при их образовании кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи, вибрирует);

д) смычно-проходные (образуются путем полного смыкания органов речи с одновременным прохождением струи воздуха через полость рта или полость носа. Выделяются носовые, смычно-проходные: н – н', м м' и боковые (ртовые): л л':

4. По наличию или отсутствию смягчения (палатализации) все согласные делятся на твердые и мягкие. Только твердыми являются: ж, ш, ц; только мягкие ч', ш', j; остальные шумные и сонорные согласные являются парными по твердости-мягкости.

Примечание. Наблюдения показывают, что в речи дикторов радио и телевидения нет единообразия: используются различные произносительные варианты, как традиционный, так и новый в хронологическом плане. Отмечается редукция согласных и гласных звуков, характерная для разговорного стиля.

При характеристике звуков следует отмечать случаи ассимиляции (уподобления) звуков, диссимиляции (расподобления) звуков, диерезу (выкидку звуков).

Следует отмечать случаи фонетических (позиционных) че­редований звуков и исторических чередований звуков. Фонетические чередования на письме не отражаются, они проявляются только в звучащей речи, вызваны фонетическими процессами, происходящими в фонетической системе современного русского языка (м[о]ре м[α]рей, ры[б]а ры[п]ка). Исторические чередования отражаются как в устной речи, так и на письме. Они были вызваны фонетическими процессами, действовавшими когда-то в языке (старик старче: [к] чередуется с [ч], [и] с нулем звука [Ø]).

 

Примечание:

К числу самых распространённых ошибок сегодня специалисты относят:

1."аканье": гАвАрИл вместо гъварИл (* знак ъ обозначает звучание между а и ы; знак Ь обозначает звучание близкое к [и]);

2. "яканье ":пЯтнАдцать вместо пе/итнАдцать (свойственное среднерусским и южнорусским говорам);

3. неверная редукция гласных: скЫзала вместо сказАлъ, бЕсперспективно вместо бьпьрспе/иктИвнъ;

4. стяжение гласных: на рене вместо на арене, по органазиции вместо паарганизации;

5. недостаточная йотация: наЭхал вместо на[j]Ехъл, ИлЕна вместо [jи]лЕна, поИвление вместо пo[jи]вление;

6. звучание E в заимствованных словах: прЭсса вместо прЕсса, фЭдЭрация вместо фьде/ ирАци[j]ь, бутЕрброд вместо бутЭрбрОд, тЕмп вместо тЭмп;

7. И после твёрдого согласного: как и сегодня вместо как ы сегоднь, в итоге вместо в ытоге [Оссовская, 2003].

Примечания к анализу суперсегментных единиц

Все звуки человеческой речи относятся к сегментным, или линейным, единицам языка. Взятые в определенной последовательности, они создают слова. Но в создании слов и более крупных отрезков звучащей речи участвуют и суперсегментные (надсегментные) единицы – ударение и интонация.

Словесное ударение - это выделение одного из слогов в слове силой звука (или другими фонетическими средствами (большей длительностью, тембром).

В современном русском языке словесное ударение характеризуется следующими признаками:

1. Ударный слог произносится с большей силой, т.е. это ударение силовое, или
динамическое, ударный гласный самый громкий в слове.

2. Гласные ударного слога произносятся с большей длительностью, чем гласные
безударных слогов, т.е. ударение количественное.

3. Ударные гласные могут отличаться от безударных и по своему качеству. Ср.
[л'эс] - [л'иса], т.е. ударение качественное.

4. Словесное ударение в русском языке разноместное, или свободное, оно может
стоять на любом слоге в двусложных и многосложных словах: шл я па, тепл о, х о лодно, но при этом существуют определённые акцентологические нормы: полож и ть, крас и вее, звон и т.

5. Ударение может быть а) фиксированным, неподвижным, (если сохраняется на
одном и том же слоге во всех формах слова – журнал и ст, журнал и ста, журнал и сту и т.д.

б) подвижным т.е. оно перемещается со слога на слог в разных словоформах: ст о л, но стол а, том и ч, но томич е й.

6. Слово, как правило, имеет одно словесное ударение. Сложные слова наряду с
основным могут иметь побочное, второстепенное ударение: н е фтепров о д,
маш и ностро е ние
. Чаще это редко употребляющиеся слова, книжные. Второстепенное

ударение обычно располагается ближе к началу слова (оно первое, а основное второе) и с

меньшей силой выделяет ударный слог, чем основное (ср .: а эроф о тосъ ё мка).. Но далеко не все сложные слова обладают второстепенным ударением(ср .: листоп а д).

NB! Необходимо помнить о добавочном ударении, его отсутствие может затруднять понимание сообщения, ср.: ГосБанк и ГАЗБанк.

Ударение в русском языке выполняет разнообразные функции: 1) разграничивает

омографы: зам о к -- з а мок; 2) различает разные формы одного и того же слова: рук и – р у ки. Основная же функция ударения состоит в том, что оно организует звуковую оболочку слова.

Некоторые слова в тексте не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Такие безударные слова называются клитиками (проклитики, энклитики) (см.: Методические примечания к фонетическому анализу текста).

Абсолютные энклитики и проклитики примыкают к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся так же, как и в одном лексическом слове, например: до с а да и досада; при в о льном и прив о льном.

Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают некоторые фонетические признаки,

самостоятельность слова, например союз но: мор о з, н о с о лнце. Ср .: на с о лнце.

Некоторые слова могут иметь ударение более слабое, чем у самостоятельных слов - слабое ударение. Оно обнаруживается в некоторых двусложных и трёхсложных предлогах и союзах: ч е рез окн о, о коло д о ма, е сли сможешь; в модальных словах: собир а лся б ы ло у е хать.

Фразовое, тактовое, логическое ударение

Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов сопровождается более сильным ударением. Такое выделение одного из слов речевого такта называется тактовым ударением..

Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым.. Обычно тактовое ударение бывает на последнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет последний такт фразы.

Улица названа в память замечательного русского поэта трагической судьбы Николая Алексеевича Клюева, чьё творчество только сейчас становится известным литературоведам и широкому кругу читателей.

Тактовое и фразовое ударения не связаны со смыслом. Слово, выделяемое фразовым или тактовым ударением, не является более важным в смысловом отношении. Функция фразового и тактового ударения состоит в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт, а тактов во фразу.

Тактовое ударение может перемещаться и на другие слова такта. Это связано с актуальным членением предложения, когда тактовое ударение выделяет рему. т.е. обычно то новое, о чем сообщается в предложении. Снег выпал. Новым может быть сообщение о том, что речь идет именно именно о снеге, а не о дожде, например, и тогда тактовое ударение будет выделять это слово.

Выделение в речевом такте более сильным ударением какого-либо слова для его особого значения называется логическим ударением. Оно сильнее тактового и может падать на любое слово речевого такта. Логическое ударение часто связано с явным или

подразумеваемым противопоставлением. Ср.:

Я учусь на факультете журналистики (а не ты).

Я учусь на факультете журналистики (а не работаю).

Я учусь на факультете журналистики (а не на каком-либо другом).

Примечание. Работникам СМИ чрезвычайно важно знать о различных типах ударения и учитывать его. В СМИ нередки нарушения, связанные с неправильным выделением логического ударения. Так, длительное время в качестве рекламной заставки к одной из молодёжных радиопередач на Томском радио звучало: Это радио молодых.! (в то время как никто из радиослушателей, вероятно, не сомневался, что слушает радио.


Интонация

У каждого говорящего свой средний темп и тон речи. Но в некоторых местах речевого такта и фразы происходят повышение или понижение тона. Такие движения тона вверх или вниз от среднего уровня называются интонацией (ср. монотонно).

Тон (от греч. tones - букв. «натянутая верёвка, натяжение, напряжение) - высота звука.

В речи высота гласных, сонорных и согласных звуков формируется при прохождении выдыхаемой воздушной струи через голосовые связки, глотку, рот и нос.

В результате колебания голосовых связок возникает основной тон звука. Чем больше частота колебаний, тем выше тон, и наоборот.

Мужские голоса по тону ниже женских: связки у мужчин длиннее и толще. Частота их колебаний меньше. Однако при выражении смысловых различий слушающие воспринимают относительные, а не абсолютные изменения тона.

Глотка, рот и нос создают систему резонаторов, через которые проходит модулируемый голосовыми связками воздух. В ротовой полости образуются разночастотные колебания частиц воздуха - обертоны. (Они различаются от формы и объёма рта, которые меняются во время артикуляции звуков). Обертоны придают основному тону характерную для звука окраску - тембр. С помощью тембра различается качество звуков, смысловые различия предложений - вопрос, сообщение, завершённость -незавершённость).

В тональных языках - китайский, вьетнамский, бирманский - тон используется

для выражения лексических значений, лексических различий.

Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, передаёт

разнообразные оттенки эмоций.

Таким образом, интонация - это ритмико - мелодическая сторона речи, которая служит в предложении средством выражения синтаксических отношений и эмоционально- экспрессивный окраски. Интонация зависит от многих фонетических факторов; основные:

1 мелодика речи - повышение и понижение тона во фразе{ ср. в повествовательном предложении тон к концу понижается, а в вопросительных – повышается);

2) ритм речи - чередование ударных и безударных слогов, долгих и кратких слогов (ср. поэтическую речь и прозу);

3) темп речи- звуковая окраска речи, передающая разные качества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок;

4) паузы - перерыв в речи;

5) тембр речи – звуковая окраска речи, передающая эмоционально-экспрессивные оттенки (тембр веселый, мрачный, игривый и т.п.)

Кроме нейтрального голоса, выделяют также: голос расслабленный; напряженный; скрипучий, придыхательный.

 

Нельзя не отметить, что интонация является одним из различительных признаков стилистических особенностей речи. Хотя это интереснейшая проблема считается ещё не вполне разработанной и нельзя привести точные акустические характеристики различных стилей, существование их отчётливо ощущается мастерами устного слова. Показательно в этом смысле замечание Ираклия Анронникова о том, что, когда Юрий Левитан читал важные правительственные документы, в которых заложены большие гражданские чувства, «самый тембр его голоса, артикуляция, манера произносить фразу, интонация, окраска каждого слова уже предвещали значительность экстренного сообщения».

Владимир Яхонтов высказал такую мысль: диктора должен волновать его материал, как бы «сух этот материал ни был». «У спокойного, безразличного диктора плоские, пустые интонации, у него нет эмоциональной и «эстетической границы» между Пушкиным

и Энгельсом». Характерно, что, говоря об эмоциональной и эстетической

стилем художественным и научным, Яхонтов имел в виду различие не в их словесно-структурной ткани, а именно в интонационном облике, возникающем лишь в устном воспроизведении.

Методические примечания к проведению графического анализа

С фонетическим анализом связан графический анализ. Его задача — определить соотношение между буквенным и звуковым составом слов, составляющих текст, и отметить случаи отступле­ния от слогового принципа русской графики.

Букв в русском языке меньше, чем звуков. Звук может нахо­диться в сильной и слабой позиции, а на письме, как правило, звук обозначается одной буквой (по сильной позиции), фонетиче­ские чередования на письме не отражаются. В связи с обозначени­ем звука в сильной и в слабой позиции говорят об основном зна­чении (назначении) буквы (в этих случаях буква соответствует звуку) и о второстепенном значении (назначении) буквы (буква не соответствует звуку).

Несоответствие количества букв и звуков может быть связано

с рядом факторов:

— с наличием в графическом варианте слова мягкого знака (который звука не обозначает);

— с наличием в написанном слове йотированных букв, которые в определенных позициях обозначают два звука;

— с диерезой;

— с ассимиляцией по природе звука.

Основным принципом русской графики является слоговой принцип, т. е. единицей чтения и письма выступает слог. Слоговой принцип проявляется в обозначении на письме твердости и мягкости согласных, а также в обозначении звука [j] на письме.

Суть слогового принципа применительно к согласным буквам заключается в том, что в русском языке различают твердые и мягкие согласные звуки и обозначение твердости и мягкости осуществляется на письме последующей гласной буквой.

Помимо этого, в конце слов, а также перед согласными мягкость предшествующих согласных обозначается на письме мягким знаком.

Суть слогового принципа применительно к гласным буквам заключается в том, что чтение гласных йотированных букв (е, ё, ю, я, и) определяется соседством с другими буквами, в особом обо­значении звука [j], который перед гласным звуком не обозначается самостоятельной буквой. Сочетание [j] с последующим гласным звуком обозначается одной гласной буквой. Буквы е, ё, ю, я, и читаются как сочетание [j] с соответствующим гласным в трех случаяx: в начале слова, после гласных, после букв ъ и ь в значении разделительных знаков. В других позициях буквы е, ё, ю, я, и являются смягчающими гласными.

Слоговой принцип графики в русском языке соблюдается не во всех словах. Например, согласные [ж], [ш], [ц] являются всегда только твердыми, следовательно, отступление от слогового принципа будет в случаях, если после этих согласных употребляются гласные, указывающие на мягкость согласного, например: жить, шить, женщина, ценный. Согласные [ч'] и [ш'], наоборот, всегда мягкие. Следовательно, после них должны писаться только буквы и, е, ё, ю, я. Однако в языке наблюдаются отступления, ср.: чудак, чашка, щука.

Отступления от слогового принципа при обозначении звука [j] наблюдаются в написании некоторых заимствованных слов. Например, при написании слова фойе (j) обозначен два раза, буквой й и буквой е [jэ], следовательно, слоговой принцип нарушен; в соответствии со слоговым принципом нужно было бы писать фое, маёр.

Образец анализа

1. Вот пошел он к синему морю;

Видит, – море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

2. Запись в транскрипции:

[ вот пαшол он к∩с'ин'ьму мор'у ||

в'ид'ит | мор'ь сл'ихкъ ръзыгралъс' ||

стал он кл'икът' зълαтуjу рыпку |

пр'иплыла к∩н'иэму рыпка и спрαс'илъ |

ч'иэво т'иэб'э надъбнъ старч'ь || ].

3. В этом фрагменте 3 фразы; 7 речевых тактов, 22 фонетических слова; имеются слова с проклитиками.

3. Слогоделение

[вот пα-шол он к с'инь-му мо'-р'у ||

в'и-д'ит | мо-р'ь сл'иэх-къ ръ-зыг-ра-лъс'||

стал он кл'и-кат' зъ-лα-ту-jy рып-ку |

при-плы-ла к∩н'иэ-му рып-къ и-спрα-с'и-лъ|

ч'иэво т'иэ-б'э на-дъб-нъ | стар-ч'ь ||]

4. Характеристика слогов

[в'и] – ударный, открытый, прикрытый:

[д'ит] – безударный, закрытый, прикрытый;

5. Характеристика звуков в слове

к синему [к∩с'ин'ьму]

[к] – согласный, шумный, глухой парный, смычный, заднея­зычный, твердый парный;

[с'] – согласный, шумный, глухой парный, щелевой, перед­неязычный, мягкий парный;

[и] – гласный, ударный, переднего ряда, верхнего подъема, неогубленный;

[н'] – согласный, сонорный, переднеязычный, смычно-проходной, носовой, мягкий парный;

[ь] – гласный безударный, сильно редуцированный;

[м] – согласный, сонорный, губно-губной, смычно-проходной, носовой, твердый парный;

[у] – гласный, безударный, заднего ряда, верхнего подъема, огубленный.

6. В пределах данного фрагмента возможно охарактеризовать лишь потенциальные чередования звуков. Например:

морю - моря о || α — позиционное чередование;

рыбка- рыба б || п — позиционное чередование;

золотую - золото ъ ||о; α || ъ — позиционные чередования;

старче - старик к || ч — историческое чередование;

и 11 Ø –(нуль звука) — историческое чере­дование.

8. Слова, в которых количество букв и звуков не совпадает:
разыгралось - 11 букв, 10 звуков (мягкий знак звука не обозначает).

кликать - 7 букв, 6 звуков (мягкий знак звука не обо­значает).

Золотую - 7 букв, 8 звуков (буква ю после гласной обозначает два звука).

Отступление от слогового принципа графики в слове по­шёл: буква ё указываетна мягкость произношения предшествующего звука, но [ш] всегда

твердый.

Упражнения по фонетике и графике

1. Подчеркните согласные, мягкость которых обозначается:

а) с помощью гласных;

б) с помощью Ь.

 

Пень, сено, сито, льёт, небо, день, дети.

 

2. Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки:

а) с буквами, обозначающими один звук;

б) с буквами, обозначающими два звука.

 

Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, вымя, ёмкость, всё, гиря, темя, зятья, вьюга, редька.

 

3. Отметьте, в каких случаях наблюдаются отклонения от слогового принципа графики.

Люк, цинк, пращур, небо, вершина, трюк, жила, циклон, желчь, люблю, чурки, шёпот, джем, журавль, цель, песня, жить, ширь, цитата.

 

4. Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными гласными звуками.

Атом, вьюн, глаз, грязь, ёж, ель, жизнь, клад, ключ, плуг, поэт, ряд, сук, сыр, цирк, чёрный, шёлк, шест, шик, шок, эвенк, юг.

5. Затранскрибируёте, объясните, какими звуками различаются данные слова.

 

Мал – мял

Стал – сталь

Зубов – дубов

Друг – круг

Юг – луг

Лёд – льет

Мел – мель

Есть – сесть

Сук – лук

 

Кит – гид

Куб – губ

Завал – завял

Вол – вёл

Мол – моль

Яд – сад

Юля – пуля

Барабан – барабань

 

Ель – мель

Полю – полью

Луг – люк

Рад – ряд

Шест – жест

Кон – конь

 

6. Объясните, почему в словах после выделенных согласных в одних случаях пишется Ь, а в других нет.

 

Нянька, нянчить, закончить, возьми, грусть, гость, восьмидесятый, пальба, полька, угольщик, ночка, дочка.

 

7. Одинаков ли звуковой состав слов:

 

люк – куль

сел – съел

соль – лось

тело – лето

трос – торс – сорт

 

8. Одинаково ли качество ударных гласных в следующих парах слов:

 

крюк – круг

позёр – позор

рад – ряд

фляга – флаг

 

9. Какими общими и различительными признаками обладают следующие пары гласных:

 

[а] - [ы]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...