Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Санкт-Петербургская фонологическая школа




Еще более существенные различия в понимании функции фонемы сложились между представителями МФШ и СПФШ. Представители СПФШ в качестве основной функции фонемы выдвигают не ее различительные и отождествляющие возможности, а связывают основную функцию фонемы с ее способностью обозначать и опознавать звуковую оболочку слов, поэтому эту функцию они называют конституирующей, или словоопознавательной. При этом они не отрицают ее дистинктивную, смыслоразличительную роль. Такое функциональное понимание сущности фонемы определяет все остальные положения учения о фонеме. Если главная задача фонемы состоит в том, чтобы эффективно участвовать в процессе узнавания и опознавания звуковой оболочки слова, то этот процесс прямо не связан со смысловым содержанием слова. Мы способны воспринимать и записывать буквами слова, которые нам не известны, т.е. фонемный анализ возможен и без морфологического анализа. Буквенная же запись такого рода слов как раз и свидетельствует о такой возможности. Следовательно, единицей фонологического анализа является не морфема, а конкретная словоформа. Во-первых, это свидетельствует о свободе и независимости фонемы от морфемы. Во-вторых, это позволяет подчеркнуть самостоятельность фонологического уровня как одного из уровней языка, чем СПФШ резко отличается от МФШ.

В звуковой цепи встречаются звуковые отрезки двух типов: полного и неполного типа произнесения. Они различаются возможностями фонологического анализа. При полном типе произнесения все носители языка однозначно определяют фонемный состав звуковой последовательности, а при неполном однозначное определение фонемного состава невозможно. Таким образом, с функциональной точки зрения отрезки полного типа произнесения приспособлены для опознания фонемного состава, а неполного типа не приспособлены для выполнения словоопознавательной функции фонемы. Отрезки двух типов по-разному распределяются в слове: полного типа обычно располагаются в стержневой (предударно-ударной) части слова, а неполного типа – в заударной части. Распределение двух типов отрезков зависит также от стиля произношения: при диктовке отрезков полного типа больше, чем при быстром и небрежном стиле произношения. При таком подходе нет места для сильных и слабых позиций в слове, так как с опознавательной точки зрения они одинаковы и отличаются друг от друга лишь по степени различительных возможностей фонемы, что для СПФШ не является главным в функциональных свойствах фонемы. Сторонники СПФШ не отрицают явления нейтрализации, но понимают само явление исходя из своих представлений. В позиции нейтрализации фонема не снижает своих различительных возможностей, т.е. фонема не подвергается нейтрализации, в этой позиции лишь накладывается ограничение на использование определенного класса фонем, например, в конце слова не используются звонкие шумные согласные и т.п. Вследствие этого в позиции нейтрализации происходит чередование фонем, например сады / сады/, сад /сат/. Ясно, что подобный подход ориентирован прежде всего на анализ звучащей, а не письменной речи. По мнению представителей СПФШ, письменная форма речи полностью основывается на полном типе произнесения, когда нельзя различным образом определять фонемный состав звучащего отрезка. В то же время отрезки неполного типа произнесения позволяют различным образом определять фонемный состав отрезка. Таким образом, признается, что фонемный состав конкретной словоформы у разных носителей языка может быть различным, например, слово может - / можыт/, / можэт/, / можат/ и т.п. Все зависит от языковой компетенции носителя языка, т.е. от уровня владения языком, а также от его грамотности.

Графика

Письмо. Основные этапы истории письма

В современной науке письмом называют систему начертательных знаков, используемых для фиксации звуковой речи. Письмо гораздо моложе звукового языка, его возникновение в зависимости от типов письма отделено от нас примерно 3000-10000 лет. Возникновение письма было вызвано прежде всего практическими потребностями: необходимостью общения на больших расстояниях и необходимостью хранения и передачи знаний будущим поколениям.

Предыстория письма

Подлинная история письма начинается с появления начертательного письма. Но и до этого люди общались на расстоянии и во времени разнообразными способами и средствами. В качестве преднамеренных сигналов сначала использовались ветви, стрелы, дым костра и другие естественные и искусственные предметы, с помощью которых передавались те или иные сообщения.

Первоначальными средствами непосредственной передачи посланий были предметы, которые выступали как символы, то есть предметная символика. Греческий историк Геродот (5 в до н.э.) рассказал о своеобразном предметном письме, направленном скифами персидскому царю Дарию, с народом которого скифы воевали. Оно состояло из птицы, лягушки, мыши и пучка стрел. Жрецы Дария разгадали это послание, прочитав его примерно так: «Если вы, персы, не можете летать, как птицы, скакать по болотам, как лягушки, прятаться в землю, как мыши, то вас ждет гибель от наших стрел». Приводимые способы общения людей представляют собой тип предметного письма, в котором каждый предмет сам по себе что-либо прямо обозначает: стрела – поражать, птица – летать, мышь – прятаться и т.д. Символика в подобных сообщениях более или менее очевидна. Более высокую ступень предметного письма представляет собой условная сигнализация, в которой предметы, вещи используются лишь как условные знаки. «Письмо» условными знаками предполагает предварительную договоренность людей о том, что тот или иной предмет или та либо иная вещь должны обозначать.

Перуанское письмо древних инков представляло собой систему шнуров из шерсти различного цвета с завязанными на них простыми и сложными узлами. Каждый из узлов имел определенное значение. Так, простой узел равнялся 10, двойной – 100, два простых узла рядом равнялись 20 и т.д. важную роль играл цвет шнура. Желтый цвет шнура обозначал золото, белый цвет – серебро и т.п.

Сходным с «письмом» кипу является ирокезское «письмо» вампум. Оно представляет собой нити с нанизанными на них кружочками из раковин разного цвета и размера. Белый цвет раковин обычно символизировал счастье, здоровье, благополучие; темный – несчастье, вражду, борьбу, смерть. Некоторые из таких ожерелий насчитывали до 6-7 тысяч раковин. Обычно отдельные нити с нанизанными на них ракушками соединялись вместе, образуя своего рода пояса вампум. Самый широкий пояс вампум состоит из 49 рядов ракушек. При помощи поясов вампум некоторые племена американских индейцев составляли мирные договоры, заключали союзы и уполномочивали послов. В этих племенах хранились целые архивы таких документов. Время от времени документы выставлялись для всеобщего обозрения. Особые хранители архивов рассказывали молодому поколению о содержании документов и о связанных с ними исторических событиях.

Предметная символика была предысторией письма. Собственно письмо, то есть начертательное, представляет собой письмо, связанное с использованием графических знаков для фиксации и передачи звукового языка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...