Особенности развития организма и его тканей в детском возрасте
РАЗДЕЛ 1 Результаты исследований внедрены в практику челюстно-лицевых стационаров Киева, Перми, Алма-Аты, Баку, Ивано-Франковска, Донецка, Днепропетровска, Фрунзе, Риги, Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодара и других городов. Научные достижения сотрудников кафедры неоднократно обсуждались на международных симпозиумах в Германии, Голландии, Швеции, Италии, Чехии, Англии, Польши, на Кубе, во Франции. По результатам научно-исследовательских работ получено 32 авторских свидетельства и положительные решения по заявкам на изобретения, 15 патентов Украины, напечатано свыше 180 статей, тезисов. Экспозиции научно-исследовательских работ отмечены серебряными и бронзовыми медалями. В 1999 г. состоялся 1 съезд Ассоциации стоматологов Украины. На нем впервые была выделена секция хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии детского возраста, в работе которой приняли участие специалисты ведущих высших медицинских учебных заведений Украины. Сотрудниками кафедры проводятся совместные исследования со шведскими (Геттеборг) челюстно-лицевыми хирургами по проблемам комплексной реабилитации больных с врожденными несрашениями губы и нёба. В рамках Международной программы Eurocleft выполняется научное исследование но разработке стандартов лечения детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области. Особенности развития организма и его тканей в детском возрасте ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА Особенностью детского организма является его быстрый рост и развитие. При этом каждый ребенок проходит определенные общие для всех фазы развития. Ныне педиатры и врачи других специализации пользуются такой схемой периодизации детского возраста:
^. Внутриутробное развитие: 1. Эмбриональный период (до 2 мес). 2. Плацентарный период (от 3 мес до рождения). Б. Внеутробное развитие: 1. Период новорожденное™ (от рождения до 3-4 нед): а) ранний неонатальный период (от рождения до 7 мес); б) поздний неонатальный период (от 7 до 28 мес). 2. Период грудного возраста (с 4-5 нед до 12 мес). 3. Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет). 4. Дошкольный период (от 3 до 6 лет). 5. Младший школьный период (7-11 лет). 6. Старший школьный период (от 12 до 17-18 лет). Для детских стоматологов важной является детальная характеристика перио Период внутриутробного развития в среднем составляет 280 дней. В фазе эмо-рионалыюго развития, которая длится до 8-й недели, формируются внешние части тела и внутренние органы. В период эмбриогенеза особенно опасно воздействие разных неблагоприятных факторов: физических (механических, термических, ионизирующей радиации), химических (алиментарный фактор, гормональные дискорреляции, гипоксия, тератогенные яды, лекарственные вещества), биологических (вирусы, бактерии, простейшие). Воздействуя в этот период, они способствуют возникновению нарушений формирования мозга, сердечно-сосудистой системы и других органов. Это время возникновения тяжелых дефектов и деформаций в области лица и челюстей (несращения верхней губы и неоа) как следствия недоразвития носо-лобного отростка - сближения и соединения складок глаза, образования кист и свищей. Могут возникать разнообразные наруш ния развития мышечной и нервной систем организма реоенка.
Фетальный (плацентарный) период длится от 9-й недели до рождения. Выделяют ранний и поздний фетальный периоды. Раздел 1 Особенности развития организма и его тканей в детском возрасте
Ранний фетальный период (от начала 9-й до конца 28-й недели) характеризуется интенсивным ростом и дифференцированием тканей плода. Влияние неблагоприятных факторов обычно приводит к формированию недостатков развития и может проявляться задержкой роста и нарушениями дифференцирования (гипоплазии) органов и тканей (дпсп. тазип). Поздний фетальный период начинается после 28-й недели беременности и длится до начала родов. Воздействия на плод в этот период уже не влияют на процессы формирования органов и дифференцирования тканей, но могут вызвать преждевременное прерывание беременности рождением функционально незрелого ребенка с малой массой тела. Ранний антенатальный период. Действие тератогенних факторов в этот период приводит к нарушениям строения черепа и лицевых костей, недоразвития хрящей носа и ушей, закрытия глазной щели. К поздним фетопатиям относятся хронические воспалительные процессы, которые возникают в результате инфицирования плода в ранний период. С 4, 5-5 мес внутриутробного развития начинается минерализация временных зубов. В интранатальный период, который длится от начала родов до рождения ребенка, может возникнуть нарушение кровообращения в плаценте, которое часто вызывает асфиксию или гипоксию плода. В этот период возможны родовая травма (формирование кефалогематомы — " родовой опухоли", обусловленной кровоизлиянием, с отеком мягких тканей, вызванным давлением на предлежащую часть плода; травмирование височио-нижнечелюстного сустава), заражение плода условно-патогенной микрофлорой из родовых путей; возникновение точечных кровоизлияний на коже лица и слизистых оболочках, конъюнктиве. Период новорожденности начинается с момента рождения ребенка и длится 4 пед. Для всех основных систем новорожденного характерно состояние гармоничного равновесия, поэтому даже незначительные изменения внешних условий могут привести к серьезным нарушениям в состоянии здоровья малыша.
Иногда даже после нормальных родов у новорожденных наблюдаются физиологические отклонения от нормы. В первые дни жизни ребенка сосуды кожи расширены и она имеет вид гипере-мированной (так называемый физиологический катар). Приблизительно у половины детей на 2-3-й день после рождения наблюдается физиологическая желтуха, связаная с усиленным распадом эритроцитов и незрелостью энзиматических систем пигментного обмена. Подобные нарушения исчезают самостоятельно и не имеют нежелательных последствий. В результате отхождения мекония, потери воды (главным образом через легкие и кожу), а также в связи с недостаточным количеством получаемой пищи в первые дни жизни наблюдается так называемая физиологическая потеря массы тела ребенка на 6-9 % от первоначальной. Температура тела новорожденного нестойкая и в первые 2 дня может снизиться па 1-1, 5 " С. У некоторых детей на 3-4-й день наблюдается так называемая транзиторная лихорадка, при которой температура тела несколько часов держится на уровне 38 " С. Новорожденный почти беспрерывно спит, поскольку в его центральной нервной системе преобладают процессы торможения. Вместе с пограничными состояниями в период новорожденности возможно возникновение и некоторых патологических. Новорожденные высокочувствительны к гноеродной инфекции, условно-патогенным штаммам кишечной палочки, сальмонелл, которые способствуют возникновению септических и токсико-септи-ческих заболеваний. Но вместе с тем они почти не восприимчивы ко многим острым детским инфекциям. Это обусловлено наличием пассивного иммунитета ребенка, образованного путем проникновения антител матери (Ig, секреторный IgA). Грудной период начинается с 1 -1, 5 мес жизни и длится до 1 года. Для грудного ребенка характерно значительное усиление обменных процессов на фоне выраженной функциональной незрелости разных органов и систем, прежде всего органов пищеварения, дыхания и нервной системы. В эндокринной системе происходят определенные сдвиги: в возрасте 4-5 мес усиливается и на протяжении всего 1-го года жизни продолжает нарастать инкреторное влияние щитовидной железы, проявляются функции прегипофиза и вилочковой железы. Значительное напряжение и лабильность обменных процессов у детей грудного возраста является фоном, на котором погрешности в питании способствуют развитию таких заболеваний, как гипо- и наратрофия, али-1 ментарная анемия, рахит, спазмофилия.
Первоначальный пассивный иммунитет постепенно ослабевает, и уже во второй половине 1-го года жизни дети могут тяжело болеть корью, ветряной оспой, коклюшем и другими инфекционными болезнями. Целесообразность знаний их проявлений в полости рта для стоматолога бесспорна1. Приобретенный иммунитет в грудном возрасте еще очень слабый или вообще отсутствует. Низкая восприимчивость грудного ребенка к инфекциям обусловлена незрелостью рецепторных аппаратов, не отвечающих на патогенные факторы реакциями, обычно наблюдающимися при острых инфекциях. Это состояние может определяться как " иммунитет ареактивности". Случайный контакт с разнообразными инфекциями приводит к продуцированию специфических антител, одновременно сенсибилизируя организм. Входными воротами инфекции чаще всего бывают кожа, слизистая оболочка полости рта и дыхательных путей. Склонность к диффузным реакциям и неспособность к торможению патологического процесса очень характерны для этого возраста. 11а 1-м году жизни продолжается формирование и минерализация временных! и начинается минерализация постоянных зубов. Преддошкольний период — от 1 года до 3 лет — характеризуется заметным снижением темпов роста. Быстро созревает центральная и периферическая нервная система. Для ребенка этого возраста характерна значительная эмоциональная лабильность. Развивается лимфоидная ткань лимфатических узлов, миндалин, аденоидов На фоне такой гиперплазии в них часто возникают воспалительные процессы. Дс конца 2-го года жизни прорезываются все временные зубы. Системы пищеварения и дыхания у детей до 3 лет еще не заканчивают своего развития. ' Достаточно детально об этом написано в учебнике " Терапевтическая стоматология детского возраста" под редак цией проф. Л. А. Хоменко (2001).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|