Функции, задачи и принципы оформления периодических изданий
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Основные понятия и термины газетно-жирналъного дизайна. Профессиональная лексика дизайнеров складывалась на протяжении всей истории журналистики. Она включает в себя разговорный характер оформительского лексикона сугубо технические, научные термины и понятия, иностранных заимствований. О формлениия газеты - система размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование цветов. Дизайн ( дизайн — англ. — замысел, проект, чертеж, рисунок) — это художественное конструирование. Иллюстрации, основной текст, заголовки, линейки, украшения являются средствами, отдельными элементами для проектирования печатной полосы как единого целого на основе модульной верстки. Цель дизайна — представить читателю публикуемые материалы таким образом, чтобы они воспринимались им логично и ясно. Дизайн газеты - своеобразная визитная карточка издания. Форма газеты / журнала -совместное произведение оформителей и типографов, в котором целесообразно выявлены содержание периодического издания и его внутренняя организация при помощи размерно-пространственных и графических элементов и полиграфического исполнения. «Лицо» периодического издания — понятие комплексное, вбирающее в себя представление о направлении (характере, политике) газеты/журнала, проблематике, тематике, жанровой палитре, особенностях языка и стиля, специфических формах и приемах подачи материалов, а также об особенностях дизайна конкретного издания. Это понятие можно сопоставить с понятиями образа, имиджа, которые возникают в сознании читателя и на создание которых влияют как объективные, так и субъективные причины: опыт, профессиональное мастерство, вкус журналистов, дизайнеров и полиграфистов.
Композиция в газетно-журнальном дизайне означает построение номера и каждой из его страниц. Под типом композиции подразумевают характерные для данного издания роль и значение каждой из полос, а также постоянство размещения в номере основных разделов и рубрик. Устойчивая композиция номера — один из основных компонентов долговременной модели.Индивидуальность «лица» конкретной газеты определенного типа, целостность газеты достигаются за счет взаимодействия композиции и графики. Графика газеты/журнала - внешнее оформление, выразительные средства которого - контурная линия, штрих, пятно, фон белого листа, с которым изображение образует контрастное соотношение. Следует различать материальные средства оформления (бумага, краска, шрифт и т.д.) и структурные ( ритм, гармония, композиция). Их взаимодействие на всех уровнях и является процессом оформления газеты. Верстка — это технический процесс монтажа печатной формы, который раньше производился непосредственно в типографии. Сегодня все допечатные процессы, включая компьютерную верстку, производятся в редакции. Более узкое значение термина верстки — размещение конкретных материалов в номере, макетирование полос, то есть создание их композиционно-графического плана, предназначенного для верстки как таковой. Выделяя такие основания, как конфигурация материалов, направление их разверстки, степень симметрии их размещения на полосе, можно придерживаться простой или ломаной верстки, вертикальной, горизонтальной или смешанной, симметричной или асимметричной. Все компоненты «лица» получают свою фиксацию в так называемой модели периодического издания.
Композиционно-графическая модель (КГМ) — модель, включающая в себя наиболее типичные особенности содержания и формы: главную тематику, структуру, формы организации и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты / журнала. КГМ включает в себя: • «формулу» издания, сжато определяющую главные задачи и общественную роль данного издания; • «типологическую концепцию» (особенности читательской аудитории газеты/журнала, содержание и тематические направления, жанры и формы подачи, стиль, объем, периодичность и тираж); • «графическую концепцию», определяющую характеристики структуры газеты Функции, задачи и принципы оформления периодических изданий Функции оформления —совокупность «обязанностей» оформления, характер их исполнения. Функции оформления: 1)визуализации информации (утилитарную); 2)комментирования (идеологическую); 3)распространения культуры (эстетическую); 4)релаксации (рекреативную). С понятиями функции соотносится понятие задачи (то, что требует выполнения, решения). Задачи оформления: 1) способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов; 2) облегчить их восприятие; 3) руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена общества, какой-либо социальной группы). Принципы дизайна: 1)подчиненность содержанию;2) единство стиля3)Контрастность 4) пропорциональности(золотого сечения, найденного эмпирически и закрепленного расчетами в античном мире (Евклид, Платон) и в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи). Великий итальянец ввел термин «золотое сечение», обозначающий гармоническое деление, закономерно установленную гармоничную связь отрезков линии, величины площадей и объемов. 5) Направленность 6) Экономность и сдержанность 7) Экспериментальностъ 8*) системность (суперпринцип). Системность -основа любой проектной деятельности, в т.ч.дизайна. Робин Уильяме, автор «Недизайнерской книги о дизайне», представила свою классификацию более частных принципов дизайна Это — правила контраста, повтора, выравнивания и приближенности.
3.Формообразующие факторы: внутренние(типологический, конкурентный и эстетический), внешние(технологический, рекламный, международный, национально-традиционный и читательский), личностные(субъективный фактор). типологический формообразующий фактор. Если газета или журнал претендуют на влиятельность и независимость (экономическую в том числе), они прежде всего ориентируются на читательскую аудиторию, которую называют главным типоформирующим признаком. Также особое место при формировании типа издания занимает владелец (учредитель, издатель). Естественно, опытный дизайнер учитывает вкусы и тех, и других. ТФ подразделяют на объективные, объективно-субъективные и субъективные. К объективным факторам можно относ.: 1) общественно-экономическую формацию; 2) тип общества; 3) социально-экономическое положение и политическую ситуацию в стране и регионе (ареале распространения); 4) конъюнктуру информационного рынка; 5) своеобразие потенциальной читательской аудитории (менталитет населения); 6) технологический фактор (уровень развития информационных технологий, компьютерной и полиграфической техники); 7) международный фактор (влияние типов журналистики, СМИ других стран). К объективно-субъективным факторам: 1) цель (политическая; экономическая; «престижная»); 2) экономико-правовая модель издания (рыночная, ориентированная на независимость издания модель предполагает наличие учредительного договора и целого набора других документов); 3) тип журналистики (общественно-правовая; развлекательная др.); 4) профессиональные и этические стандарты (понимание журналистики как духовно-практической деятельности, понимание общественной миссии журналистики); • характер информирования (объективный, объективированный, субъективный, или безоценочный, оценочный, смешанный); 5) авторский состав; 6) целевая читательская аудитория; 7) внутренняя структура (тематика и проблематика, разделы и рубрики) ;8) жанры и формы подачи материалов; 9) реклама; 10) география материалов
; 11) язык и стиль; 12) дизайн; 13) объем; 14) тираж, ; 15) периодичность. Среди субъективных факторов выделим не только квалификацию и мастерство редакторов, менеджеров, журналистов, технических работников, дизайнеров, полиграфистов и др., но и квалификацию читателей (сотворчество, читательская активность). Продумывая дизайн, следует прежде всего учитывать тип издания. Некоторые разновидности газет и журналов заметно отличаются по внешнему виду (детские — деловые), в других различия в форме минимальные. В дизайне возможны заимствования, но требования к созданию оригинального, незаемного «лица» сохраняются. Важно сохранить общие типологические особенности, но при этом привнести в дизайн и нечто эксклюзивное. Требование фирменности диктуется следующим формообразующим фактором — соревновательным, или конкурентным. Не менее важен эстетический фактор, проявляющийся в том, что каждый дизайнер, даже начинающий, творит по законам эстетики, ориентируясь на категории пропорции, равновесия, ритма, контраста и др. Внешние факторы - технологический. С начала девяностых годов российская периодика стала издаваться на основе новых компьютерных технологий. С того времени верстка периодических изданий осуществляется на редакционном компьютере, а в типографию для печати доставляется либо пленка (калька), либо файл верстки (на дискетах, по линиям связи). Электронно-лазерный набор уменьшил число клавиатурных процессов, наступила эпоха персональных компьютеров. И не просто компьютеров, а целой системы автоматизированных рабочих мест — устройства ввода, автоматизированного рабочего места редактора со сканерами, лазерными принтерами, средств печати по каналам связи. Рекламный фактор. Журналисты рассматривают рекламу как один из основных источников финансирования, как особую — коммерческую — разновидность информации, требующей специфического, более яркого, фирменного в каждом конкретном случае оформления. Реклама благотворно влияет на дизайн газет/журналов в целом, поскольку рекламодатели, требуя броской рекламы, понуждают дизайнеров находить все новые и новые приемы дизайна, добиваться адекватной передачи фирменных цветов, фотоизображения, отличной печати. То есть редакционная техника, программное обеспечение и полиграфическое оборудование должно соответствовать мировым стандартам. Сегодня, когда в изданиях на равных представлены и редакционная, и рекламно-справочная части, этот факт нельзя не учитывать при создании композиционно-графических моделей газет и журналов. Специфичность отечественной прессы диктуется также менталитетом наших журналистов и аудитории, особым психотипом, важнейшие черты которого — художественность, импульсивность, эмоциональность, интроверти-рованность, релятивность. Все это находит отражение в дизайне газет и журналов, учитывающем национально-традиционный и читательский факторы.
Личностный фактор: графика газеты/журнала будет тем более продуманной с эстетической и функциональной сторон, чем более профессионально выполняют свою работу все участники формообразовательного процесса — от макетчика до печатника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|