Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Размерные элементы изданий.




Формат, количество и формат текстовых колонок, объем относят к размерным элементам газеты (журнала).

Формат издания — это размеры (длина и ширина) страницы издания, или часть исходного размера бумаги, используемой для печати, в границах кото­рой размешается газетный орнамент полосы. Формат издания зависит от фор­мата бумаги, то есть размеров (длины и ширины) бумажного листа (флатовая бумага) или ширины рулонной (ролевой) бумаги, выраженной в сантиметрах.

Нас интересует формат Международной организации стандартов (ISО) серии АО с исходной пропорцией 841x1189 мм. Далее следуют: А1 - 594x841, А2 - 420x594, АЗ - 297x420, А4 - 210x297, А5 - 148x210, А6 - 105x148, А7 -74x105, А8 -52x74, А9-37x52, А10-26x37 мм. В отечественной газетной журналистике используют три формата: большой (мировой) — А2 (420x594), малый — АЗ (297x420), сверхмалый — А4 (210x297) мм; в мировой же практике, кроме названных выше, используют еще рейнский (365x510) и среднеевропейский (315x470) форматы.

От формата газеты (размеров ее страницы) зависит формат полосы. Газет­ная полоса — оттиск на бумаге сверстанных материалов газетной страницы — всегда меньше страницы и составляет, как правило, 4/5 ее площади. Стандарт­ная ширина полосы формата А2 — 21 кв. 36 п., высота — 29 кв. 12 п.; у АЗ— 14 кв. 24 п. и 21 кв. (варианты: 14 кв. 24 п. х 21 кв.; 14 кв. 36 п. х 21 кв.; 15 кв. 24 п. х 21 кв. 24 п.).

Страниц, состоящих из текстовых колонок, в номере может быть 2, 4, 6, 8, 12,16, 24, 32, 64,128. Большинство газет формата А2 верстается на 8 колонок со стандартной текстовой колонкой размером 2,5 квадрата.Газеты формата АЗ предпочитают верстку на 5 колонок (2 кв. 24 п.; 2 кв. 36 п.) и на 6 колонок (2 кв. 12 п.). Последняя имеет преимущества: экономия газет­ной площади (по сравнению с набором 2,5 кв.) и большее количество вариан­тов композиционного размещения материалов.

Оптимальная ширина текстовой колонки, наиболее удобочитаемая длина строки, находится в пределах 2,5-4 квадратов (45 и 72 мм).

Колонки используются для организации текста и иллюстраций на странице и представляют собой важнейший элемент модульной структуры. Число и формат текстовых колонок: для формата А2 — 7 колонок х 2 кв. 36 п., 8x2 кв. 24 п., 8x2 кв. 18 п.; для формата АЗ - 4x3 кв. 6 п., 5x2 кв. 36 п., 6x2 кв. 12 п.; для А4 -3x3 кв., 4x2 кв. 12 п.

При размещении текста по колонкам необходимо выбрать выключку строк: по формату, вправо, влево, по центру.Свободная выключка строк — «рваная стро­ка» — это отказ от их одинаковой длины, с тем чтобы получить одинаковые пробелы между словами и совершенно избавиться от переносов.

Объем:А2 — 1440 строк, или 40 320 знаков; АЗ — 756 строк, или 18900 петитных знаков. 4 страницы газеты формата А2 — это 2 печатных листа, 4 страницы газеты формата АЗ — 1 печатный лист.

Формат журнала обозначается форматом печатной бумаги (в сантиметрах) и долей листа, образующейся от числа сгибов при фальцовке: 70x108/8, где 70 — ширина, 108 — высота, 8 — доля листа. Это наибольший формат для журналов, наименьший — 60x90/16. Общественно-правовые, научные, производственные журналы используют форматы 70x108/16 и 84x108/16, массовые иллюстриро­ванные - 60x90/8 и 70x108/8, детские - 84x108/16 и 60х90/8.

 

Типографская система мер.

Типометрия Дидо. Основы современной типометрической системы измерений были заложены еще в середине 18в. французским типографом Пьером Фурнье. Немного позднее Франсуа Амбруаз Дидо доработал его типометрию.

Основные единицы измерения в системе Дидо:

1 пункт (п.) – 1/72 французского дюйма, равного примерно 27,06 мм (1 п. = 0, 376 мм). Пункт Дидо еще называют европейским пунктом;

1 цицеро (циц.) – 12 пунктов (прибл. 4,51 мм);

1 квадрат (кв.) – 4 цицеро, или 48 пунктов (прибл. 18,04 мм).

1 мм.= 2,66 пунк.

В традиционной российской полиграфии в этих единицах указываются размеры формата полосы набора, шрифта (кегль), интерлиньяжа, спусков, отбивок, втяжек и пр.

Также в полиграфии используется метрическая система измерений. Формат печатного листа, обрезной формат и поля указываются в сантиметрах и миллиметрах.

Англо-американская типометрия (типометрия Adobe). С развитием настольных издательских систем, российские издатели столкнулись с проблемой: все полиграфисты привыкли работать с системой Дидо, а программы верстки используют англо-американскую типометрическую систему измерений, аналогичную системе Дидо, но в ней за основу взят английский дюйм (25,4 мм), соответственно, пункт равняется 0,353 мм, а 1 пика (аналог цицеро) – примерно 4,24 мм.

Соотношения типометрии Дидо, англо-американской типометрии и метрической системы. Российские ГОСТы, ОСТы и СанПиНы используют типометрию Дидо, а верстальщики сочетают англо-американскую и метрическую системы. В результате выставляются неверные размеры, издания перестают соответствовать гигиеническим требованиям (например 11 пунктов, которым рекомендуется набирать учебники, соответствуют лишь 10,33 пунктам в системе Дидо…)

Соотношения системы Дидо и англо-американской системы

Система Англо-америк. Англо-америк. Система

Дидо, п. система, п. система, п. Дидо, п.

6 6,39 6 5,63

7 7,46 7 6,57

8 8,52 8 7,51

9 9,59 9 8,45

10 10,65 10 9,39

11 11,72 11 10, 33

12 12,78 12 11, 27

 

Размер шрифта

Кегль шрифта, Высота прописной

Пункты Дидо буквы, мм.

5 1,25

6 1.50

7 1,75

8 2,00

9 2,25

10 2,50

11 –

12 3,00

13 –

14 3,50

15 –

16 4,00

17 –

18 4.45

19 –

20 4,95

36 8,95

Технические редакторы и технологи в типографиях при разметке рукописи, верстке и спусков полос чаще всего указывают значения в единицах типометрии Дидо. Но в программах верстки метрическая система подчас удобнее. Можно перевести значение из системы Дидо в метрическую:

Перевод единиц системы Дидо в метрическую систему

Система Метрическая

Дидо система, мм

1 п. 0,376

2 п. 0,752

3 п. 1,128

4 п. 1,504

5 п. 1,880

6 п. 2,256

7 п. 2,632

8 п. 3,008

9 п. 3,384

10 п. 3,760

11 п. 4,136

12 п. 4,512

36 п. 13,536

48 п. 18,048

1 ¼ кв. 22,560

1 ½ кв. 27,072

1 ¾ кв. 31,584

2 кв. 36,096

2 ¼ кв. 40,680

2 ½ кв. 45,120

2 ¾ кв. 49,632

3 кв. 54,144

3 ¼ кв. 58,656

3 ½ кв. 63,168

3 ¾ кв. 67,680

4 кв. 72,192

4 ¼ кв. 76,704

4 ½ кв. 81,216

4 ¾ кв. 85,728

5 кв. 90,240

5 ¼ кв. 94,752

5 ½ кв. 99,264

5 ¾ кв. 103,776

6 кв. 108,288

6 ¼ кв. 112,800

6 ½ кв. 117,312

6 ¾ кв. 121,824

7 кв. 126,336

7 ¼ кв. 130,848

7 ½ кв. 135,360

7 ¾ кв. 139,872

8 кв. 144,384

8 ¼ кв. 148,896

8 ½ кв. 153,408

8 ¾ кв. 157,920

9 кв. 162,432

9 ¼ кв. 166,944

9 ½ кв. 171,456

9 ¾ кв. 175,968

10 кв. 180,480

При переводе значений в миллиметры такая точность, как в табл. размера шрифтов, необязательна.

Строкомер. Отдельно следует сказать и о полиграфической линейке, которую практи­ки называют строкомером. Современные верстальщики отказываются от это­го инструмента, объясняя, что на дисплее компьютера все обозначено, а делать вычисления помогает калькулятор... Но линейка нужна не верстальщикам, а прежде всего дизайнерам — тем, кто занимается макетированием. Она совме­щает в себе как типометрию, так и метрическую систему мер, к тому же содер­жит основные величины, применяемые при оформлении печатной продук­ции, — нонпарель, петит, корпус, цицеро. При помощи строкомера легко рассчи­тать точный размер будущей иллюстрации. Наконец, используя металлическую линейку, можно нарисовать аккуратный, понятный до деталей макет. Причем полиграфическую линейку легко изготовить самому.Полиграфическая линейка как бы вобрала в себя многовековой опыт ти­пографского дела, закрепив гармоничные пропорции (вспомним о «золотом сечении»), те размеры, которые соответствуют особенностям человеческого восприятия печатного орнамента, а если конкретнее, — букв, цифр, символов, пробелов, линеек и т.д.

Шрифт – основа дизайна

Шрифт – комплект литер (букв), необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита; шрифт, независимо от техники его исполнения, представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма.

В полиграфии – одно из важнейших средств оформления любой печатной продукции.

В состав каждого шрифта входят литеры строчные, прописные, цифры и знаки. Капительные буквы – их размер соответствует строчным, а рисунок – прописным.

При ручном наборе использовались литеры, имевшие ножку, головку, очко, заплечики. Измерялись по следующим параметрам: рост литеры (расстояние от основания ножки до очка), кегль (расстояние между двумя гранями ножки по вертикали очка), толщина (расстояние между двумя боковыми гранями ножки), Кегль и толщина – величины переменные.

Существует сложившаяся терминология, позволяющая охарактеризовать каждый конкретный шрифт по всем его параметрам.

Гарнитура шрифта (Type family) – это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов.

Начертание (Type fase) – это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужирное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое).

Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях. В рамках одной гарнитуры насыщенность может изменяться от сверхсветлой до сверхжирной (light – ultra bold).

Пропорции шрифта – это показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.

Контрастность – это один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных до сверхконтрастных шрифтов.

Понятие комплектности или комплект знаков (по другой терминологии – полиграфический алфавит) определяется совокупностью всех необходимых для набора текста на одном или нескольких языках знаков: строчных, прописных, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов.

 

Исторические названия размеров шрифтов:

Бриллиант – 3 п.,

Диамант – 4 п.,

Перл – 5 п.,

Нонпарель – 6 п.,

Миньон – 7 п.,

Петит – 8 п.,

Боргес – 9 п.,

Корпус – 10 п.,

Цицеро – 12 п.,

Миттель – 14 п.,

Терция – 16 п.

 

Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля – титульными. Традиционно использовались шрифты, размеры которых измерялись четным количеством пунктов (исключением был боргес). Компьютерные издательские программы расширили возможности: кегль шрифта может быть 11, 13, 19, 25 пунктов и даже 9,3; 18,8 и т.д.

В газетной практике есть такое понятие, как «шрифтовое расписание». Это значит, что, выбрав шрифты, их необходимо закрепить за всеми элементами заголовочного комплекса. В целом шрифтовое расписание предусматривает не только шрифт и его начертания, но и кегль, а также то, какими буквами – прописными или строчными – набирается тот или иной элемент заголовочного комплекса.

Одногарнитурное оформление – набор всей газеты шрифтом одной гарнитуры с использованием разного начертания и написания. При малогарнитурном или многогарнитурном подходах используются несколько гарнитур, но все равно при этом одна гарнитура – основная.

Оптимальным считается вариант, когда рисунки шрифтов близки друг к другу, органично дополняют друг друга, но имеют и контраст. Шрифт должен быть уместен. Значит, из всего изобилия старых и новых шрифтов необходимо выбрать те, которые максимально полно и точно будут соответствовать типу издания

9 классификация шрифтов. В основу типографской классификации шрифтов положены два графических признака – засечки и контраст(6 основных и 1 дополнительную группы).

Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры.

Поскольку гарнитура – это комплект шрифтов одного рисунка в разных начертаниях и кеглях, шрифт, имеющий свои стилевые признаки, отличающие его от других шрифтов, считается самостоятельной гарнитурой и имеет свое название.

Степень контрастности, наличие и форма засечек и других концевых элементов, расположение наплывов и степень округлости, длина выносимых элементов – вот важнейшие признаки, определяющие основные графические особенности шрифтов и обеспечивающие самобытность каждого.

1. Группа рубленых шрифтов.

Имеют равное соотношение ширин основных и соединительных штрихов, засечки отсутствуют: Древняя, Рубленая, Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Правдинская, Гротеск, Букварная, Плакатная, Агат, Московская, Советская, Спутник.

2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками.

Примерно равное соотношение ширин соединительных и основных штрихов с едва наметившимися засечками в виде некоторого утолщения концов вертикальных штрихов: Акцидентная Телингатера, Волгоградская, Севастопольская, Октябрьская.

3. Группа медиевальных шрифтов.

Характеризуются умеренным контрастом основных и соединительных штрихов, с заческами в виде плавного утолщения концов основных штрихов и наклонным расположением оси симметрии округлых букв: Литературная, Банниковская, Заголовочная газетная, Лазурского, Ладога.

4. Группа обыкновенных шрифтов.

Гарнитуры с контрастными штрихами, с длинными тонкими заческами, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Оси округлых букв вертикальные: Обыкновенная, Обыкновенная новая, Елизаветинская, Северная, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур.

5. Группа брусковых шрифтов.

Шрифты с неконтрастными и малоконтрастными штрихами, с длинными утолщенными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением: Брусковая газетная, Балтика, Хоменко, Реклама.

6. Группа новых малоконтрастных шрифтов.

Шрифты с малым контрастом штрихов и длинными утолщенными засечками с округленными концами. Засечки соединены с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением: Коринна, Школьная, Энциклопедическая, Новая газетная, Бажановская, Журнальная, Академическая, Пискаревская, Малановская, Кудряшовская словарная, Кудряшовская энциклопедическая, Баченаса.

7.Дополнительная группа.

Шрифты, не имеющие ярко выраженных графических признаков (сюда же входят шрифты, подражающие рукописному начертанию букв): Пальмира, Каллиграфическая, Машинописная, «1812 год», Жихарева, Рукописная Коробова.

Все шрифты различаются по начертанию (основные графические признаки рисунка шрифта сохраняются).

1. По насыщенности (относительной толщине основных и соединительных штрихов).

- светлые (не более 23%), внутрибуквенный просвет в 2-4 раза больше толщины основного штриха.

- полужирные (до 34%), соотношение от 1:1 до 1:1,5.

- жирные (34% и более), внутрибуквенный просвет уже толщины основного штриха.

Это отношение толщины основного штриха знака к его высоте у строчных букв типа «Н», «П» и т.д. – для кеглей 8, 9, 10, 11 и 12.

2. По наклону (основных штрихов относительно горизонтальной линии шрифта).

- прямые – шрифты с вертикально расположенными основными штрихами.

- наклонные имеют, как правило, наклон в правую сторону на 15 градусов.

- курсивные; строчные буквы курсивного шрифта во многих случаях приближаются к построению рукописных букв.

3. По плотности очка (по относительной ширине, или расстоянию между основными штрихами).

- нормальные (свыше 60% до 85%),

- узкие (свыше 45% до 60%),

- сверхузкие (не более 45%),

- широкие (свыше 85% до 105%),

- сверхширокие (не менее 115%).

Плотность очка определяется по зрительному отношению сторон прямоугольника, образованного осями вертикальных штрихов и линиями, проведенными между верхними и нижними соединительными штрихами (высота знака).

4. По заполненности основных штрихов.

- контурные имеют контурное построение штрихов и за их пределами – тень, как бы отбрасываемую буквой, что создает впечатление объемности шрифта,

- оттеночные (оттененные),

- штрихованные.

 

10.Шрифтовые и нешрифтовые выделения в тексте. Выделения в тексте.

Шрифтовые:

1.Повышение (понижение) кегля без изменения гарнитуры.

2.Изменение начертания на полужирное.

3.Изменение написания на курсивное.

4.Смена гарнитуры (иногда вместе с начертанием).

5.Разрядка – увеличиваются пробелы между буквами (при этом должен увеличиваться и промежуток между словами).

6-7.В компьютерной верстке появились новые приемы: кернинг (корректировка расстояния между отдельными парами литер) и трекинг (автоматическое изменение величины межсимвольного интервала для всех литер внутри заданного отрезка текста).

- Кернинг позволяет уменьшить расстояние внутри отдельных пар литер и тем самым улучшить читаемость текста. Иногда кернинг используется и для увеличения расстояния между литерами. Часто это делается для повышения разборчивости белого текста на черном фоне. Более крупный шрифт, как правило, требует меньшей величины межсимвольных интервалов и пробелов между словами.

- Трекинг дает возможность регулировать общую величину межсимвольного интервала и осуществляется следующими способами: непосредственно как операция над выбранным отрезком текста; как элемент стилевого оформления; как установка по умолчанию (то есть программа будет автоматически осуществлять трекинг на заданную величину, если только верстальщик не укажет иное значение). Увеличение трекинга повышает плотность текста и позволяет разместить на той же площади большее количество слов. Это делает публикацию более темной. И наоборот, уменьшение трекинга осветляет полосу.

8. Набор прописными буквами.

9. Набор капителью (размер капительных букв соответствует строчным, а рисунок – прописным).

Нешрифтовые (композиционные):

1.Втяжка (выделяемые строки набираются на неполный формат, с отступом от левого края). Ширина втяжки должна заметно (хотя бы в два раза) превышать ширину абзацных отступов.

2.Увеличенный интерлиньяж (текст на шпонах). Интерлиньяж – это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Оптимален интерлиньяж в 120 процентов от кегля шрифта.

3.Постановка боковой линейки.

4.Подчеркивание.

5.Зарамливание.

6.Использование фоновых подложек.

7.Выделение цветом.

8.Использование выворотки (белые буквы на черном, а также на фоне какого-то другого цвета).

Можно сочетать шрифтовые и нешрифтовые выделения, и самое главное – сохранять систему применения выделений.

 

11.Шрифтовое оформление отдельных элементов текста Лид (врезка, вводка) – несколько предложений, которые как бы вводят читателя в публикацию, сразу выражают главную идею или, напротив, интригуют – суть определяется автором. Этот особый текстовый блок следует по-особому оформлять, используя шрифтовые и нешрифтовые выделения.

Постскриптум – его оформление может быть аналогичным оформлению лида.

Выносы в тексте стали активно использоваться с внедрением компьютерной технологии. Это два-три предложения, выражающие какую-то мысль, способную наиболее заинтересовать читателя, привлечь его внимание к публикации. В большом тексте может быть несколько выносов.

Оформление авторской подписи:

1 строка – инициал и фамилия;

2 строка – указание на должность; указание на звание помещают в первой строке, слева от фамилии.

Авторскую подпись, как правило, выключают вправо. Необходимо сохранять единообразное оформление. Фамилию набирают полужирным прямым прописным петитом, боргесом или корпусом; звание – строчным полужирным или светлым шрифтом того же кегля. В конце подписи ставится точка. Фамилию автора можно переносить в начало текста, подчеркнуть линейками. Групповую подпись можно располагать столбцом, каждую выключая вправо, или же подряд, избегая переноса фамилий.

Иногда применяются рисованные (клишированные) авторские подписи, а также факсимиле. В последнем случае желательно набрать фамилию автора еще и обычным шрифтом.

Территориальную ссылку набирают светлым строчным или прописным прямым петитом, помещают отдельной строкой ниже авторской подписи и выключают влево.

Подписи к иллюстрациям обычно набирают шрифтом полужирного начертания меньшего, чем основной текст, шрифта. Иногда применяют курсив. Один из современных приемов – расположение фамилии автора снимка сбоку фотографии, вертикально, мелким кеглем.

Эпиграф. Формат набора – не меньше формата набора основного текста и не превышающий две трети его. Шрифт должен отличаться, кегль – на 1 ступень меньше.

Инициал (буквица, «фонарик») – прописная литера 16-24 п. Высота – 2-3 строки. Продолжение слова набирается прописным. Цифры обычно не оформляются инициалами – лучше их набрать словами. Если в начале текста идут имя и фамилия, то затем все необходимо набрать прописными буквами.

Варианты размещения буквицы: верх очка буквицы держит линию с верхом прописных букв, которыми набрано слово; буквица возвышается над первой строкой абзаца; буквица набрана с абзацным отступом; буквица набрана без абзацного отступа; под буквицей нет дополнительного белого пространства; под буквицей есть дополнительное белое пространство (буквица «парит» в воздухе) – по высоте нескольких строк или всего абзаца.

Набор стихотворений. Приемы оформления: начальные строки всех строф набираются без абзацного отступа; между словные пробелы должны быть равны или близки к ширине знака (изменение пробелов допускается для размещения строки в заданном формате); если строки стихотворения должны быть набраны с разными втяжками (отступами), один отступ от другого должен отличаться не менее чем на величину пробела; в стихотворениях, набираемых со ступенчатой выключкой («лесенкой»), первые строки размещают по одной вертикали, на которой окончился текст предыдущей строки в группе (при малых форматах колонки – меньше 3 кв. – допускается перекрытие строк внутри группы на одинаковую величину (кегельную, цицеро) по всему стихотворению). Не следует делать переносов – лучше переносить целые слова, выключаемые отдельной строкой вправо.

 

 

Разделительные средства.

В дизайне периодического издания всегда решается двуединая задача – разделение и объединение частей формы. Реализуется она, в частности, в помощью вертикальных и горизонтальных линий и образуемых из них рамок. Линии различаются по рисунку, толщине и цветовой насыщенности. Компьютерные программы позволяют создавать собственные линейки различного стиля и кегля.

Линейки – наборные печатающие элементы, рост которых равен росту литер, а длина и кегль изменяются в зависимости от вида линейки и ее назначения.

Виды линеек: тонкая, полутупая, тупая, двойная, рантовая, ассюре, пунктирная, шатированная, фигурная.

Главное назначение – разделять весь представленный материал на блоки, удобные для читательского восприятия. Вторая роль линеек (а также пробелов и украшений) – связующая. Разъединяя, они в то же время что-то и объединяют. Отделяя один смысловой блок от другого, мы тем самым и выделяем его среди остальных. Линейки – это еще и активное декоративное средство. Принято использовать вертикальные линейки не более 2 пунктов, горизонтальные – от 4 до 12 пунктов. Использование вспомогательных графических элементов – не самоцель; основными свойствами разделительных средств должны быть нейтральность и универсальность.

Украшения – усики, звездочки, ромбики, точки и т.д. – могут сделать внешний вид полосы привлекательнее, красивее (из них иногда даже составляются линейки). Но это еще прекрасные указатели, ориентиры, средства акцентировки отдельных участков текста. То есть украшения еще и руководят вниманием читателя.

Пробел – не есть нечто непроизвольное, случайно образовавшееся. Это вполне осмысленный элемент. Необходимое условие аккуратности, привлекательности издания – продуманное распределение горизонтального и вертикального пространств между элементами формы – свободных от печати участков полос, обычно называемых пробелами. Как и линейки, они могут разделять, выделять и объединять. Разнобой в применении пробелов делает полосу неряшливой, плохо читаемой. Пробелы между колонками (6-12 пунктов).

Избранный стандартный пробел должен оставаться неизменным в пределах газетного номера. Стандартным пробелом должны отделяться: заголовок от начала статьи, заголовок от фотографии, подпись к ней от самого снимка, фотографии друг от друга и так далее – то есть все элементы, относящиеся друг к другу. Расстояние, отделяющее не связанные между собой элементы, рекомендуется сделать в два раза больше. Четко выдержанные пробелы в газете – это свидетельство культуры оформления.

Вообще белое пространство – один из самых выразительных приемов в оформлении. Пробелы (белое пространство) должны располагаться на полосе равномерно.

Шпации – для заполнения промежутков между словами и, если нужно, между буквами. Они имеют кегль, равный шрифту, с которым применяются.

Квадраты – для заполнения больших свободных от текста промежутков. Кегль равен кеглю шрифта, толщина – 1 квадрат.

Шпоны – для увеличения промежутков между строками текста или заголовков. Кегль – 1, 2, 3, и 4 п. Интерлиньяж для всего основного текста номера должен быть неизменным.

Реглеты – от 6 до 12 п.

Бабашки – 48х48, 48х24, 48х36. Для заполнения крупных пробелов.

Марзаны – кегль 24, 36 и 48 п., длина – от 2 до 12 квадратов.

 

13.постоянные элементы газеты. К начальным – постоянным – конструкционным элементам газет и журналов, служащих каркасом формы любого издания относятся формат и объем(как размерные основы его конструкции), заглавная (или титульная) часть, текстовые колонки, заголовки, иллюстрации, колонтитулы, линейки, пробелы и др.

Заглавная (титульная) часть – средство ориентации, «образ», фирменный знак и торговая марка издания. Уже по ней мы можем судить о темах, идеях, проблематике, наконец, о типе газеты или журнала. Графическая индивидуальность названия определяется специфическим рисунком шрифта. Возникают предварительные ассоциации (например, логотип «Российской газеты» стилизован под титульный шрифт кирилловского печатного полуустава старопечатных книг, что указывает на особую ее «российскость»).

Логотип включает в себя название газеты, обозначение типа издания, постоянный призыв (лозунг), указание, чьим органом является, календарные сведения, порядковый номер, год издания газеты, цену, иногда периодичность, тираж, изображения орденов, если таковые существуют, графические элементы (линейки, рамки, подложки, рисунки и даже иногда фотографии). В идеале именно логотип определяет всю графическую модель газеты, и прежде всего комплект шрифтов – и заголовочных, и текстовых. Логотип при необходимости повторяется в колонтитуле, в адресном блоке на последней полосе, на фирменных документах редакции.

Тип издания – это сообщение о том, какая именно газета: общественно-политическая, молодежная областная, вечерняя ежедневная и т.д.

Постоянный призыв обычно набирают светлым строчным или прописным шрифтом простого четкого рисунка 10-12 п. Должен быть контрастным по отношению к названию. Постоянный призыв нередко подчеркивают прямой тонкой линией.

Указание, чьим органом является газета, набирают в 1-2 строки строчным или прописным петитом или корпусом, чаще всего прямого полужирного начертания.

Календарные сведения дают либо строкой, либо «календариком»

Внутренними титулами являются названия тематических разделов (блоков, секций и т.д.) – они могут объединять несколько подразделов, самостоятельных тематических полос (это как бы «газеты в газете»). Внешне повторяют основной титул издания.

Чем более полное представление об издании дается в титульной части, тем лучше: периодичность, вид издания, функциональное назначение и тематика, читательская аудитория и регион распространения, политическая ориентация. Часто в титульный комплекс вводятся цитаты или образные выражения, выступающие как девиз издания. Весьма популярна графическая символика. Применяются уточняющие характеристики («русское издание», «приложение», «выходит по средам», «цена договорная» и др.). Газеты, имеющие свои страницы в Internet, указывают соответствующий адрес.

Колонтитул, колонцифра, дата выхода, номер выпуска входят в указатель принадлежности страницы данному изданию, но для удобства весь комплекс этих элементов называют колонтитулом. Он не просто служебная деталь, а акцентированная составляющая газетно-журнальной графики (увеличенный размер, сложная композиция, графические, цветовые, тоновые эффекты и др.). Каждая страница должна оформляться колонтитулом. Его составляющие: логотип (уменьшенное название газеты в графической форме) или название газеты, набранное каким-то другим шрифтом, порядковый номер страницы и дата выхода данного номера газеты. Колонтитул может размещаться вверху или внизу полосы, может быть разверстан на всю ширину полосы или занимать место в углу полосы. Колонтитул может объединяться с суперрубрикой.

Страницы состоят из текстовых колонок. Их может быть в номере 2, 4, 6,

8, 12, 16, 24, 32, 64, 128.

Колонки используются для организации текста и иллюстраций на странице и представляют собой важнейший элемент модульной структуры.

 

14. виды заголовков. Важнейшая функция заголовка – руководство вниманием читателей. Яркий заголовок повышает эффективность восприятия материала. Заголовок должен быть литературно грамотным, отредактированным, нештампованным. Должно быть единство заголовка и текста. Краткость, афористичность – качества хорошего заголовка.

Заголовочный комплекс включает в себя и основной заголовок, и рубрику, и подзаголовок, и лид.

В современном заголовочном комплексе можно представить все информационные свойства публикации: предмет разговора; авторские и редакционные оценки; время и место действия; жанр; авторство; адресность публикации. В заголовочном комплексе очень важно варьировать начертания и написания шрифтов. При таком подходе можно буквально все виды заголовков набирать одной гарнитурой.

Виды заголовков:

1. Основной заголовок – дает представление о стоящем под ним материале.

2. Подзаголовок – чаще всего тематический (поясняет, уточняет, развивает, интригует)

а) служебный подзаголовок указывает на характер, направление газетного выступления, на его литературную форму или источник информации (Репортаж с берегов Дона; От нашего корреспондента …);

б) внутренний подзаголовок относится к отдельному разделу объемного материала.

3. Рубрика (надзаголовок) – указывает на отдел или раздел газеты (Панорама новостей; По районам области…); может характеризовать направление или жанр материала (Под острым углом; Реплика; Свидетель – пресса; Очерк; Фельетон…).

4. «Шапка» – заголовок, объединяющий несколько газетных материалов, каждый из которых может иметь свой заголовок.

а) лозунговая – обращается к читателю,

б) обобщающая – выражает основную мысль подборки,

в) информационная – сообщает о каком-либо событии.

Заголовок «ленточка» разверстывается на всю ширину полосы.

Правила размещения и деления заголовков на строки:

правильно дели заголовки на строки (союзы «и», «а», «но» и др., частицы «не» и «ни», предлоги «за», «из», «под», «в», «к» и т.д. нельзя отрывать от слов, к которым они непосредственно относятся);

правильно размести заголовок относительно текста (симметрично, асимметрично, над текстом, сверху между колонками текста, сбоку от текста, внутри текста).

Нельзя разрезать заголовком текст. В материалах, заверстанных наверху газетной полосы, не рекомендуется перемещать заголовок в середину, т.к. в этом случае статья как бы обезглавливается. Есть, правда, выход: можно зарамить материал и начинать его с инициала.

Важно смоделировать подачу всех видов заголовков в газете, в конкретных тематических страницах, в спецвыпусках.

Приемов оформления заголовков много: в рамке, с оборкой, с «воздухом», выключка влево, выключка вправо, акцентирование отдельных участков заголовков (больший кегль, использование прописных букв, серой подложки, линейки).

 

Несколько правил оформления заголовков:

1. Остановите выбор на едином шрифте для заголовков материалов, связанных с новостями.

2. Если вы хотите, то выберите другой шрифт для заголовков статей других разделов газеты.

3. Не используйте эти шрифты для рекламы.

4. Выберите нужный интервал между буквами и применяйте его последовательно и единообразно с определенным шрифтом.

5. Используйте прописные и строчные буквы в заголовках.

6. Определите требования к вашему заголовку (шрифты, стиль, интервал между буквами) в вашем руководстве по дизайну газеты.

Есть два правила, которые необходимо соблюдать при размещении заголовочного комплекса: читатель должен с первого взгляда определить, что этот заголовочный комплекс относится именно к этому материалу; между заголовочными элементами должна быть достаточно четкая субординация.

При оформлении заголовочного комплекса важно умело использовать белое пространство («воздух»).

 

15. виды иллюстраций. В периодических изданиях среди изобразительного материала преобладают фотографии (средства информации, документального свидетельства), которые воспринимаются быстрее, чем текст, которым читатель доверяет больше, чем рисункам. Это средство художественно-технического оформления газет и журналов.

Фотографии: заставка-символ (символико-пиктографическая функция), иллюстрация (иллюстрационная функция), самостоятельный фотоснимок (информационная функция), фото в объявлениях (рекламная функция).

Принципы иллюстрирования:

ориентация на конкретную аудиторию;

принцип организованности и целостности;

принцип жанрового разнообразия;

оптимальность изобразительного материала;

выразительность фотопубликаций;

единство

Иллюстрация (от латинского – освещать, сопровождать) может быть вспомогательным, равным или ведущим по отношению к текстовому материалу содержательно-смысловым компонентом и самоценным произведением фотографического или изобразительного искусства. 12-13% всей площади номера, как правило, занимают иллюстрации.

Различаются фотографические и нефотографические иллюстрации.

Фотоиллюстрация – это:

1. Средство акцентирования внимания читателя.

Снимок нередко играет роль зрительного центра полосы. В композиционном плане фотография как бы замыкает на себя остальные публикации и является исходной точкой в знакомстве с содержанием материалов полосы. Для фотографии (фотоблока) определяется центральное место на полосе, а вся полоса монтируется вокруг нее (такую верстку иногда называют «мельницей»).

2. Средство ориентации.

Заставочная фотография (фотомонтаж, коллаж) сразу подскажет читателю тему публикации. Заставки-символы могут выступать и в качестве постоянной, разовой рубрики.

3. Средство художественного оформления газетных страниц.

Текст и фотографии могут представлять собой содержательное единство, вместе раскрывать тему, усиливать друг друга.

Очень важны информационные снимки (пресс-фотография) – в этом случае текст («текстовка») лишь дополняет или поясняет фотоизображение.

Оформителю следует задумываться о правильном расположении снимка на полосе. Нельзя, чтобы герои фотографий смотрели «из полосы». Надо учитыва

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...