Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Банкет за столом с частичным обслуживанием




 

Этот вид банкета наиболее распространен при проведении товарищеских встреч, семейных торжеств, юбилеев и свадеб. На этих мероприятиях официанты не опекают присутствующих, а лишь время от времени подходят, чтобы переменить блюда.

Размещение гостей, как правило, произвольное, но почетных гостей стоит усадить в центре стола.

Банкетный стол сервируют строго по меню столовыми тарелками, приборами, стеклом и хрусталем, салфетками. За 30–40 минут до прихода гостей на стол ставят холодные блюда и закуски, напитки и вазы с фруктами, приборы со специями, оформляют стол цветами.

Банкет за столом с частичным обслуживанием продолжается 1,5–2 часа (кроме новогоднего банкета, который длится, как правило, до рассвета, и свадьбы, которая следует до своего логического завершения).

Как правило, если банкет проводится в обеденное время, то в меню добавляют первое блюдо — суп.

Обычно на каждые 3,0–3,5 м длины стола (что соответствует 4–5 сидящим за ним с каждой стороны) расставляют все холодные блюда, закуски и напитки, указанные в меню.

Блюда и закуски в посуде на ножках или с высокими бортами (вазы, салатницы) расставляют ближе к центру, а блюда с низкими бортами (блюда, лотки) ставят ближе к предметам сервировки, при этом чередуя закуски из рыбы, мяса и птицы.

Посуду с блюдами и закусками расставляют в один или два ряда в зависимости от ширины стола, количества закусок и размера посуды.

Сливочное масло обычно ставят рядом с икрой (если таковая имеет место).

Соусы надо ставить рядом с блюдами, которым они сопутствуют.

Вазы с фруктами и цветами устанавливают по оси стола, а расстояние между ними (по центру) используют для расстановки напитков.

Бутылки с напитками ставят этикеткой к сидящим за столом гостям. Некоторые из бутылок (особенно закупоренные пробками) могут быть откупорены заранее, закрытые же кронпробками (то есть лимонадными) откупоривают за 5 минут до приглашения гостей к столу (чтобы газированные напитки не выдыхались).

После напитков раскладывают хлеб на пирожковые тарелки каждого гостя (обычно кладут пшеничный и ржаной). После тщательной проверки, все ли в порядке, гостей приглашают к столу.

 

Банкет-фуршет

 

Название этого вида банкета происходит от французского выражения «а-ля фуршет» (al la fourchette), что буквально означает «на вилку» и тем самым вполне отражает основной характер этого мероприятия, поскольку основным «рабочим инструментом» во время еды является закусочная вилка.

Фуршет — на редкость популярный в настоящее время вид приема. Его организуют обычно в случаях, когда за сравнительно ограниченное время (1,5–2 часа) необходимо принять большое количество гостей (от 15–20 человек до нескольких сотен). В такой форме часто устраивают официальные приемы (в частности, дипломатические), юбилеи, иногда семейные торжества и, как уже было сказано, артистические и иные презентации.

Фуршет часто проводится под открытым небом. Если же его проводят в зале, то столы устанавливают в виде прямоугольника либо букв «П», «Т» или «Ш». Идеальный вариант оформления фуршета — длинный и большой стол.

У стен или по углам зала располагают дополнительно небольшие круглые или квадратные столы, накрытые скатертями, на которые ставят сигареты, пепельницы, спички, цветы в высоких вазах и бумажные салфетки.

Фуршетные столы накрывают банкетными скатертями так, чтобы концы их со всех сторон каждого стола свисали одинаково, на расстоянии 5—10 см от пола. Углы каждой скатерти подвертывают с торцовых сторон внутрь, скрепляют с боковыми сторонами, образуя прямой угол.

Различают два варианта сервировки фуршетного стола: одностороннюю и двустороннюю. Первый вариант используют для почетных гостей и устроителя банкета. Стол устанавливают перпендикулярно к основному столу на расстоянии 1,0–1,5 м или одной стороной к стене. Двусторонняя сервировка является более предпочтительной.

Прежде всего, небольшие стопки тарелок из чисто практических соображений следует расставить в нескольких местах стола, чтобы избежать суеты и неразберихи. Предлагаемые блюда надо разместить симметрично, то есть одинаково слева и справа от середины стола, чтобы гостям не приходилось бегать туда-сюда с тарелками в руках.

Фуршет предоставляет большой простор фантазии в оформлении и многообразии закусок. Простой фуршет можно составить из самых обыкновенных и привычных блюд, сочетая горячее и холодное.

Меню фуршета состоит из большого количества холодных закусок. Подаются также кондитерские изделия, фрукты. Спиртные напитки выставляются на столах или разносятся официантами. Может быть устроен буфет. Иногда в конце приема подают шампанское, затем кофе.

Фуршетный стол может включать и горячие блюда (например, барбекю), которые подают как горячую закуску. Такие закуски удобны тем, что могут быть приготовлены небольшими порциями. Гостям они также удобны, так как их можно потреблять стоя с помощью одной вилки. Словом, фуршет — это удовольствие не для людей с больными ногами и не для стариков. Однако это не значит, что стулья на фуршетах совершенно исключены.

Вечерний прием-фуршет устраивается в особо торжественных случаях и начинается в 8 часов вечера и позднее. Отличается он от обычного приема-фуршета или приема-коктейля обилием предлагаемых напитков и закусок.

Существуют французские, итальянские и швейцарские фуршеты. Их меню отличаются от всех остальных блюдами, типичными для кухонь этих стран. Оригинальность и удобство фуршета заключаются в том, что благодаря разнообразию предлагаемых блюд каждый из гостей может найти что-нибудь по своему вкусу.

На фуршете гостям предоставляется свободный выбор места в зале, хотя, как правило, приемы этого вида проводятся стоя. Гости сами выбирают блюда и напитки, расставленные на столе, едят и пьют, стоя за фуршетным столом или около него.

Могут быть и исключения из этого основного правила. Например, для духовных лиц может быть поставлен отдельный стол где-нибудь в уголке зала.

Если же на таком банкете за столом с закусками стоят официанты, вы должны только указать на понравившееся блюдо, протянув вперед свою тарелку, или с улыбкой произнести: «Нет, спасибо».

Правила поведения на фуршетах довольно просты. Воспитанный человек никогда не станет вести себя как изголодавшийся дикарь, бросаясь к фуршетным столам и расталкивая соседей, чтобы побольше набрать в свою тарелку разных яств.

Фуршет уже сам по себе предполагает спокойную и свободную форму поведения, при этом никто никуда не торопится, не толкается, все ненавязчиво общаются с присутствующими и время от времени пробуют угощения.

Хозяева же, в свою очередь, должны предусмотреть, что гости подойдут к фуршетному столу не один раз, поэтому следует следить за опустевшими подносами и периодически их пополнять.

В любое время гости могут уйти с такого банкета, не дожидаясь его окончания.

 

Банкет-коктейль

 

Такой вид приема организуют при обслуживании участников международных симпозиумов, конференций, конгрессов, совещаний и др. На коктейле можно принять довольно большое количество гостей и в сравнительно небольшом помещении. Различают деловой банкет-коктейль продолжительностью 40–50 минут, который организуют в перерывах указанных мероприятий, и банкет-коктейль для отдыха продолжительностью 1,5–2 часа, проводимый обычно в конце совещаний, иногда на открытом воздухе.

На банкете-коктейле все пьют и едят стоя.

В зале банкетные столы расставляют лишь у стен или по углам, на них кладут сигареты, спички, ставят вазочки с бумажными салфетками и цветами.

Тарелки и приборы не подаются, а закуски и напитки предлагаются гостям в обнос на подносах. На нескольких подсобных столах размещают подносы для сбора использованной посуды.

На банкете-коктейле меню состоит из мелкопорционных закусок, которые предлагаются в следующей последовательности: аперитив; холодные закуски — бутерброды (канапе) с зернистой икрой осетровых и лососевых рыб, семгой (кетой, балыком), осетриной, ветчиной, колбасой, сыром, а также тарталетки с паштетом, салатом; горячие закуски — люля-кебаб, котлетки, рыба в кляре, кусочки шашлыка; десерт — пломбир, желе, крем, фрукты, орешки; горячие напитки — кофе, чай.

В зале устанавливается банкетная стойка, где предлагаются горячие напитки — кофе, чай, а также холодные — соки, воды (минеральная и фруктовая), коктейли.

 

Комбинированный банкет

 

Комбинированный банкет как бы соединяет в себе 2–3 банкета воедино, например банкет-фуршет и банкет с полным обслуживанием или банкет-коктейль и банкет с полным обслуживанием. Для проведения такого торжества требуется два смежных зала. Часто организуют банкет за столом с полным или частичным обслуживанием, на котором кофе (а иногда и десерт) подают в другом зале.

 

Банкет-чай

 

Такой вид приема проводят во второй половине дня, обычно в 16–18 часов. Продолжается он не более 2 часов, как правило, организуется только для женщин.

В центре банкетного зала ставят круглый, овальный или прямоугольный стол и стулья (кресла). Вдоль стен — диваны, кресла, а между ними 1–2 небольших столика, накрытые цветными скатертями, для цветов, сигарет, пепельниц, спичек и салфеток.

Меню банкета-чая состоит из мучных кондитерских изделий (торты, пирожные, сладкие пироги, печенья), шоколадных конфет, шоколада, варенья, меда, сахара, фруктов, молока или сливок и др. В меню банкета иногда включают 1–2 сладких блюда — желе, мусс, крем, пломбир и др. Подаются также десертные и сухие вина, соки, воды, кофе и чай.

Банкет-чай выглядит торжественнее, когда чай наливают из самовара (но это уже не европейская манера, а российская). Самовар на подносе ставят на краю чайного стола или отдельно на приставной стол, накрытый скатертью. Слева от самовара ставят второй поднос, накрытый салфеткой, с чайными чашками, блюдцами и чайными ложками. На подносе перед самоваром чуть справа ставят заварочные чайники.

На накрытый цветной скатертью чайный стол против каждого места гостя ставят десертную тарелку, справа и слева от нее раскладывают десертные ножи и вилки, а при наличии в меню фруктов — фруктовый прибор (за десертной тарелкой). Ко всем сладким блюдам, кроме конфет в обертке и фруктов, подают специальные приборы для раскладывания (лопатки, вилки, щипцы и др.). Розетки ставят стопками по 5–6 штук у каждой вазы с вареньем, медом или джемом.

Последовательность подачи блюд и изделий на банкете-чае следующая. Сначала предлагаются сладкие блюда, которые расставляются на столе за 30–40 минут до начала банкета. Затем подают чай с мучными кондитерскими изделиями, при этом сладкий пирог или торт заранее нарезают на порционные куски. Последними подаются фрукты, орехи, конфеты.

При подаче сладких блюд вместо десертной тарелки и приборов перед каждым гостем ставят пирожковую тарелку, накрытую резной бумажной салфеткой, с десертной ложкой (ручка повернута вправо от гостя). На тарелку устанавливают креманку со сладким блюдом. Затем использованная посуда убирается, и ее заменяют десертной тарелкой и приборами.

В меню банкета-чая можно включить кофе. В этом случае на поднос с чайными чашками ставят и кофейные чашки с блюдцами и кофейными ложками, а рядом с заварочными чайниками — кофейник с горячим кофе.

 

Журфикс и бранч

 

Прием журфикс (франц. jour fixe — определенный день) проводится, как банкет-чай, с 16 до 18 часов в определенный для приема гостей день недели. В настоящее время журфикс стал достоянием истории и вместо него устраивают бранч.

Бранч (англ. brunch) — неформальный вид приема, проводимый между завтраком и ланчем (отсюда название: первые буквы от англ. breakfast — завтрак, остальная часть слова образована от lunch — ланч). Этот вид приема довольно часто используется в таких странах, как США, ЮАР.

Бранч обычно проводят в выходные дни, и на него часто приглашают семьи друзей, включая детей. Это хорошая возможность поближе познакомиться с коллегами в свободной, дружеской обстановке. Бранч можно проводить для своих соседей на даче.

По характеру проведения бранч близок к завтраку или легкому ланчу и состоит, по сути, из тех же блюд. Можно подать яйца, бекон, сосиски, тушеное мясо, рыбу, блинчики, томаты, приготовленные на гриле, а также булочки, масло, сыр. Предлагаются кофе, чай, соки, прохладительные напитки в большом количестве. Иногда подают вино.

Меню и организационные моменты при проведения бранча должны быть по возможности упрощены, так чтобы хозяйка значительную часть времени могла провести вместе с гостями.

 

Деловой ланч

 

Довольно распространенным на Западе является деловой, или рабочий, ланч с коллегами или партнерами в ресторане, клубе, бистро. В некоторых странах, например во Франции, перерывы на обед длятся 1,5–2 часа, что дает возможность использовать это время не только для обеда, но и для деловых бесед.

Характер проведения делового ланча обычно меняется в зависимости от целей и приглашаемых лиц. Это может быть небольшой ланч в бистро, с тем чтобы обсудить какие-то вопросы, а может быть полный ланч в хорошем ресторане, состоящий из трех блюд: закуска, основное блюдо, десерт.

На деловом ланче присутствуют без супруг (супругов). На него не обязательно посылать официальное приглашение. Можно (а если он проводится в бистро, то следует) ограничиться лишь телефонным звонком или предварительной договоренностью при предыдущей встрече.

Форма одежды повседневная, то есть та, в которой люди ходят на работу. Если деловой ланч проводится в бистро, то требования к одежде минимальные. Допускаются даже джинсы. Ресторан предъявляет более высокие требования к одежде: как правило, это костюм с галстуком для мужчины, деловой костюм или платье для женщины.

Обычно платит тот, кто приглашает, но возможно, что затраты делятся поровну, особенно при обеде с коллегами. Если от вас исходит инициатива пообедать вместе, чтобы обсудить дела, но вы не предполагаете оплачивать счет за вашего коллегу, оговорите это предварительно.

Если на деловой ланч приглашает женщина, то она берет на себя все функции приглашающего — выбирает и заказывает ресторан, оплачивает счета, пробует вино.

 

Прием по-буфетному

 

Прием по-буфетному проводится с 8 до 9 часов вечера, как и прием-коктейль, но приглашенные при этом едят и пьют не стоя, как на коктейле, а садятся за стол по своему выбору. Закуски выставляются на отдельном столе.

 

Прием «бокал шампанского»

 

Прием «бокал шампанского» проводится от 12 до 13 часов. Подают шампанское, сухое вино, виски, водку. Закуски под шампанское — орешки, маслины, конфеты. Одежда — повседневная.

 

Шведский стол

 

Такое явление, как шведский стол, характерное для гостиниц и отелей, используется туристическими фирмами при организации всевозможных поездок. Обычно, приходя на шведский стол, вы платите фиксированную сумму, которая не зависит от того, что и в каких количествах вы съедите. За отдельную плату подаются только вода, соки и алкогольные напитки.

В ресторанном помещении на отдельных столах выставлены различные холодные закуски, горячие блюда, десерты и фрукты. На каждом из этих столов приготовлена стопка чистых тарелок, которые вы и используете при самообслуживании.

Наполнив тарелку, вы садитесь за отдельный столик и спокойно принимаете пищу. Если же у вас возникло желание положить в тарелку еще что-нибудь, то по правилам этикета, соблюдаемым на шведских столах, с грязной тарелкой за добавочной порцией не ходят! Использованная посуда остается на столе, и, пока вы себя обслуживаете, ее убирает официант.

Если вы хотите что-то выпить (алкогольное или безалкогольное), вам стоит обратиться к официанту, который предложит вам карту вин и перечень безалкогольных напитков, а затем выполнит ваш заказ.

Заваривать кофе или чай вы должны сами, все необходимое для этого находится на десертном столе.

 

Официальные приглашения

 

Одним из важнейших моментов организации приема является составление списка гостей. Прежде всего определяется общее количество приглашенных лиц, которое не должно превышать возможностей обслуживания и помещения, где будет проходить прием.

Приглашения на официальный прием отпечатываются на бланках, изготовленных в типографии. Имя, фамилия и должность приглашенного пишутся от руки или печатаются на компьютере (с последующей расклейкой на открытке). Для приемов по случаю национального праздника или в честь какого-либо государственного деятеля или делегации заказываются специальные бланки, на которых указано, по какому случаю проводится прием.

В случае, когда завтрак или обед дается в честь какого-либо высокопоставленного лица, приглашение ему высылается только после того, как сделано устное предложение, которое им принято. В этом случае буквы «R.S.V.P.» на письменном бланке зачеркиваются и над ними пишутся буквы «p.m.», или «pour memoire», или «to remind» («для памяти»).

Когда под буквами «R.S.V.P.» написано «regrets only» («только в случае отказа»), то ответить следует, если по каким-либо причинам приглашенный не сможет присутствовать на данном мероприятии.

Приглашения рассылаются с курьером или почтой не позднее чем за 1–2 недели до приема. Приглашения официальным лицам и видным деятелям рекомендуется всегда рассылать с курьером. Если мужчин приглашают на прием вместе с женами, то это указывается: на первое место всегда ставят имя мужа.

В приглашении на приемы типа фуршет (где гости закусывают стоя) указывается время начала и окончания приема (17.00–19.00, 18.00–20.00 и т. д.). На такие приемы можно прийти и уйти в любое время в пределах указанного периода. Приходить к началу такого мероприятия и находиться там до конца необязательно.

Приглашение, если оно отсылается в организацию, может быть не персональным, а с указанием лишь числа приглашенных от организации, учреждения, фирмы. В этом случае с ответным письмом принято направлять именной список лиц, которые будут присутствовать на приеме. Во всех случаях ответ на приглашение обычно направляют отпечатанным на специальном бланке или в виде частного письма. Ответить на приглашение можно и по телефону, если он указан в пригласительной карточке. Обязательным является сообщение о принятии приглашения в тех случаях, когда в полученном приглашении на прием оставлены незачеркнутыми буквы «Р.S.V.Р.» или фраза «Просьба ответить». Если дан положительный ответ на приглашение, посещение приема является обязательным. Опоздание считается нарушением этикета. Если из одного учреждения приглашено несколько представителей и они являются на прием не вместе, первыми должны приходить младшие по должности, а затем старшие.

Когда в пригласительной карточке буквы «Р.S.V.Р.» зачеркнуты или отсутствуют (приглашения на приемы, проводимые стоя), давать тот или иной ответ не нужно.

 

Сервировка стола

 

Перед приглашением на банкет тщательно продумайте сервировку стола, то есть сколько человек будет присутствовать на званом вечере и как разместить приборы, чтобы они не загромоздили стол.

Для организации и проведения банкетов требуются скатерть (желательно белая), салфетки и полотенца. Банкетная скатерть должна быть цельной и достаточно длинной (края должны свисать примерно на 20–30 см); если же она слишком короткая, это считается безвкусным. Под скатерть рекомендуется подложить фланель или какую-нибудь другую тяжелую мягкую ткань, тогда скатерть ляжет ровнее, а стук тарелок и приборов смягчится.

Вот примерный набор посуды, который может понадобиться для сервировки банкетного стола:

• тарелки глубокие,

• тарелки мелкие,

• тарелки закусочные,

• тарелки пирожковые,

• селедочницы,

• салатники,

• соусники,

• блюдо овальное,

• блюдо круглое,

• подставка для хлеба,

• перечницы, солонки, розетки под горчицу,

• графин для воды,

• графин для фруктового сока,

• графин для водки,

• рюмки для водки, для вина, фужеры, бокалы для шампанского,

• ножи, вилки столовые и десертные.

В салатницах должны лежать ложки или щипцы, чтобы было удобно накладывать салат.

Для каждого из приглашенных на стол ставится столовая мелкая тарелка, на нее закусочная, а слева от них так называемая пирожковая, или тарелка для хлеба. Справа от каждой мелкой тарелки располагаются ложка и нож (острой стороной лезвия в сторону тарелки), слева — вилка. Ложки и вилки должны лежать выпуклой стороной книзу. Если есть возможность, хорошо поставить возле каждого прибора одну маленькую солонку. Салфетки, сложенные в форме обычного треугольника или более нарядно в форме цветка, положите на закусочные тарелки.

Самое удобное расположение приборов — это когда ими можно пользоваться как бы по очереди. То есть с дальнего края от сидящего находятся приборы для закуски, справа ложка для супа, затем приборы для основного блюда: справа нож, слева вилка.

Существует самый простой и распространенный малый столовый прибор. Обед, для которого подается такой прибор, обязательно включает в себя суп, второе блюдо и десерт.

Вилка лежит слева от тарелки, а нож и ложка для супа — справа. Перпендикулярно им (за тарелкой) располагаются десертные ложка и вилка (ручка вилки направлена налево, а ручка ложки — направо), а справа от них — бокалы для вина. Маленькая тарелка для хлеба с соответствующим ножом находится слева от сидящего. Исключительно вспомогательную роль выполняют подтарельники (из них не едят) — это подставки либо для других тарелок и приборов, либо для различных салфеток.

Если известно, что среди приглашенных будет левша, то прибор для него сервируется в зеркальном порядке.

Если обед состоит из большего количества блюд (например, из пяти: закуска, суп, рыбное блюдо, мясное блюдо, десерт), то столовых приборов на столе, соответственно, требуется больше.

Рядом тогда могут лежать распределенные таким же образом нож и вилка для мяса.

Если к столу подаются необычные блюда, например крабы, то необходимые для них приборы подаются дополнительно, на отдельном подтарельнике.

В зависимости от числа сидящих за столом поставьте 2–3 тарелки с тонкими ломтиками черного и белого хлеба, расположив их так, чтобы хлеб находился по возможности близко к каждому прибору.

Вино, за исключением шампанского, нужно поставить на стол в уже откупоренных бутылках с тщательно протертыми горлышками. Бутылки с минеральной водой перед подачей на стол также необходимо открыть. Водку и различные настойки лучше всего подавать в специальных графинах.

Шампанское открывают перед тем, как наливать в бокалы.

Закуски располагаются в разных местах стола, чтобы любой из гостей мог без труда до них дотянуться.

Солонки, горчичницы, соусницы лучше всего поставить ближе к середине стола.

На столе праздничного банкета, как правило, присутствует достаточно большое разнообразие алкогольных напитков. Поэтому возле каждого прибора желательно поставить мелкую рюмку для водки, рюмку для вина, фужер для шампанского, высокий бокал для минеральной воды или фруктового сока.

Очень нарядно и празднично смотрятся на накрытом столе для банкета живые цветы. Их следует поставить в невысокие вазочки и разместить в нескольких местах по средней линии стола так, чтобы они не мешали сидящим за столом пользоваться блюдами и общаться между собой.

При большом числе присутствующих на банкете гостей горячие блюда принято разносить. Причем следует знать и соблюдать следующее правило: кушанье, разложенное уже на тарелки, подается гостю с правой стороны; кушанье, предлагаемое на блюде, подается, наоборот, слева, и гость должен сам положить его себе на тарелку.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...