Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пропорции в одежде и принципы членения формы одежды.




Лекция 20

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ КОСТЮМА

 

Пропорции в одежде и принципы членения формы одежды.

Ритм в построении костюма.

Симметрия и асимметрия в одежде.

Контраст, нюанс и подобие в форме, цветовых тонах, фактуре ткани.

Статичность и динамичность в костюме.

 

Пропорции в одежде и принципы членения формы одежды.

 

Пропорции в одежде – соотношение отдельных частей одежды между собой или к фигуре в целом. Пропорции в композиции костюма играют важную роль: от того, в каких соотношениях находятся отдельные части одежды между собой и фигурой в целом зависит образная выразительность костюма и внешний облик человека. Обычно правильное соотношение частей костюма исходит из естественных пропорций фигуры.

На протяжении веков пропорции одежды менялись в зависимости от того, что входило в понятие «красоты» в ту или иную эпоху. Так представление о женской красоте в ХIII-ХIV веках сложилось под влиянием готического стиля и выражалось в искусственно вытянутых формах: высокий головной убор; узкий короткий лиф; слегка расширенная юбка с длинным шлейфом; остроносая обувь создавали впечатление высокой фигуры; линия талии очень завышенная и делила фигуру в соотношении 1:6.

 

рис. 1

Ярким примером искусственных форм и пропорций является женский костюм ХVIIIв. Женщины затягивали тело корсетом до такой степени, что талия казалась осиной. С помощью каркасных сооружений юбке необъятной ширины придавали самые причудливые формы. Обувь была на очень высоком каблуке. Все это в сочетании с открытым лифом приводило к тому, что верхняя часть фигуры казалась несравненно меньше нижней, голова, руки и ноги—очень миниатюрными и изящными. Контрастным соотношением объемов верхней и нижней частей платья достигалось впечатление утонченной хрупкости и изящества женской фигуры. Силуэт всего костюма вписывался в треугольник (рис. 2).

рис.2

Форму треугольников повторяли очертания лифа и юбки. Сходясь вершинами на линии талии, эти треугольники акцентировали внимание на талии, зрительно делая ее еще тоньше. Соотношения размеров по горизонталям (ширина плеч, талии и низа юбки) также основаны на контрасте: плечи кажутся широкими по сравнению с очень тонкой талией, широкая юбка зрительно делает талию еще же.

Во этих примерах необходимо отметить очень существенную деталь: в каких бы соотношениях ни находились отдельные части костюма между собой, на сколько бы частей ни членилось само платье, оно во всех случаях длинное, закрывающее ноги. В ХХ в. платья начинают делать короче — не до пола. Усложняется проектирование костюма, так как добиться удачного зрительного соединения открытой части ног с одеждой — трудная и ответственная задача. В какой степени открыты ноги — очень важный фактор в композиции, такой же важный, как сужение или расширение линии талии, низа юбки, рукавов и т. д. От того, до какого места открыты ноги, какой формы и величины каблуки у обуви, зависит общее зрительное восприятие фигуры в костюме. На изменении соотношений открытой части ног и платья основывается в значительной мере формирование и изменение моды.

Классическим типом современной одежды считается тот, членения которого наиболее точно соответствуют конструкции человеческого тела: вырез горловины расположен по основанию шеи, рукав втачан на месте сочленения руки с плечом, а его длина доходит до кисти или до локтя, пояс расположен на естественной линии талии, низ жакета — на уровне линии бедер, а длина всего костюма — до колен или полностью скрывает ноги (вечернее платье, брюки); объем одежды обеспечивает свободу движений.

Для установления желаемых пропорций в одежде важным является определение длины изделия и расположение линии талии. На рис. 86 изображена одна и та же фигура в одном и том же платье, но с разными положениями линии талии. На левой фигуре (рис. 3, а) линия талии платья находится выше ее естественного месторасположения; здесь отношение частей 1 и 2 равно 1: 3. На средней фигуре (рис. 3, 6) расположение линии талии платья естественное; отношение частей 1 и 2 составляет 1: 2. Наконец, на правой фигуре (рис. 3, в) линия талик ниже ее естественного месторасположения; здесь отношение частей 1 и 2 равно 1: 1. Из сравнения фигур видно, что левая фигура производит впечатление более высокой, чем две другие, а правая кажется более приземистой. Такое разное зрительное восприятие одной и той же фигуры объясняется разным характером ее членения, т. е. разным положением линия талии платья при одинаковой длине.

рис.3

 

С помощью пропорций можно удлинить или укоротить фигуру, сделать ее более легкой, изящной или тяжеловесной.

Если в одежде линию талии перемещают вверх или вниз, то соответственно меняют и длину платья, чтобы сохранить гармоничные пропорции. Естественное положение линии талии в одежде соответствует гармоничным пропорциям фигуры в соотношении 3:5. При завышенной линии талии фигура человека в одежде кажется зрительно выше, а при заниженной несколько приземистой.

Платье на левой фигуре делится линией талии на меньшую и большую часть в контрастном отношении. Платье на правой фигуре разделено на две одинаковые части, образуя подобное отношение. На средней фигуре платье делится на меньшую и большую части в гармоничном отношении, так как это членение приближается к золотому сечению. Там, где отношение больших и малых частей платья выражено четко, ощущается динамика и ясность членения, платье в этом случае более выразительное. Если же мы имеем дело с подобным отношением частей платья, то создается впечатление однообразия, статичности (см. правую фигуру, где длина лифа, юбки и открытой части ног равны между собой).

Пропорции одежды по отношению к пропорциям фигуры могут быть:

1. подобными (гармоничными);

2. сближенными;

Контрастными.

В создании пропорций большую роль играет объем основных частей одежды. Если одежда облегает фигуру и размеры лифа, юбки и рукавов, повторяют соответствующие формы фигуры, то пропорции одежды по отношению к фигуре будут подобными. Если костюм не повторяет формы тела человека, но форма его частей близка по очертаниям соответствующим частям фигуры, то пропорции костюма по отношению к пропорции фигуры называется сближенным. Если модель резко отличается от пропорций фигуры, то такие пропорции называются контрастными.

Таким образом, выбор тех или иных пропорциональных соотношений обуславливается функциональными и эстетическими требованиями, которым должен соответствовать костюм. Поэтому не может быть какой-то одной пропорции, одинаково хорошей во всех случаях. Пропорции одежды решаются прежде всего с учетом пропорций фигуры и направления моды. При нахождении пропорций в моделировании костюма важно учитывать прическу, головной убор, длину изделия, обувь.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...