Договор перевозки груза: понятие, общая юридическая характеристика, основные элементы договора.
Ст 785 ГК: По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Договор: возмездный, взаимный, реальный(исключение: чартер/фрахтование –консенсуальный. Суть чартера- перевозчик предоставляет грузоотправителю вместимость всего или части тр средства, т.е. грузоотправитель вправе использовать всё или часть тр средства самостоятельно) Договор перевозки являет публичным, когда перевозка осуществляется транспортом общего пользования. Основные элементы: 1.Предмет: - транспортная услуга в связи с перемещением грузов. 2.Субъектный состав: Перевозчик – юр лицо, ИП, оказывающие услугу по перемещениюгрузов; Грузоотправитель - лицо(физ/юр) передающее перевозчику груз в пункте отправления и указанном в транспортных документах; Спорный вопрос о правовом положении грузополучателя, если он не совпадает с грузоотправителем: -договор перевозки является трёхсторонним(грузоотправитель-перевозчик-грузополучатель) -договор является односторонним, т.е. грузоотправитель и грузополучатель выступает на 1 стороне; -договор перевозки в таком случае явл договором об исполнении третьему лицу. Грузополучатель имеет право требовать получения товара. -это договор в пользу 3-го лица(договор наделяет лицо правом требовать исполнения обязанности, но предполагает наличие обязанностей в том числе и по оплате). 3.Форма: заключение договора подтверждается спец транспортными документами. Тр. Документы: 1)транспортная накладная(грузоотправитель заполняет накладную и передаёт перевозчику, а грузоперевозчик передаёт грузоотправителю квитанцию, которая подтверждает факт принятия грузоперевозчиком)
2)коносамент- документ использующийся на морском транспорте(подтверждает заключение договора перевозки, принятие груза; является товарораспорядительным документом). Морской перевозчик, получая груз на борт судна, выдаёт отправителю коносамент. К передаче груза приравнивается коносамент(его передача). Бывает 3 вида: именные, ордерные, предъявительские. 4.Цена договора: фрахт- размер платы за оказанную услугу(определяется по соглашению сторон).Если перевозка осуществляется транспортом общего пользования, то будет действовать система утверждённых тарифов. 5. Срок – соглашение сторон.
Особенности заключения договора перевозки груза. Перевозочные документы.
Пунктом 2 ст. 785 ГК РФ закреплено, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Письменная форма договора о перевозке определяется обязанностью перевозчика составить и выдать грузоотправителю соответствующий документ о принятии груза к перевозке. Таким документом может быть транспортная накладная, коносамент или иной документ, предусмотренный транспортным уставом или кодексом. Согласно указаниям по применению и заполнению форм по учету работ на автомобильном транспорте, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78 (далее – Постановление № 78), товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Тр. Документы: 1)транспортная накладная(грузоотправитель заполняет накладную и передаёт перевозчику, а грузоперевозчик передаёт грузоотправителю квитанцию, которая подтверждает факт принятия грузоперевозчиком)
2)коносамент- документ использующийся на морском транспорте(подтверждает заключение договора перевозки, принятие груза; является товарораспорядительным документом). Морской перевозчик, получая груз на борт судна, выдаёт отправителю коносамент. К передаче груза приравнивается коносамент(его передача). Бывает 3 вида: именные, ордерные, предъявительские. Ответственность сторон по договору перевозки грузов.
Перевозчик обязан: 1.подать тр средство; 2.обеспечить доставку груза в пункт назначения; 3.доставить груз в установленные сроки и обеспечить его сохранность; 4.уведомить грузоотправителя о доставке груза в пункт назначения;
Грузоотправитель обязан: 1.предъявить груз для перевозки; 2.оплатить услугу по перевозке;
Ответственность: 1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие: непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий; прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом; в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами. 2.Ответственность в виде неустойки. Её размер определяется положениями устава или кодекса; 3.Переозчик нарушает сроки доставки: последствие в виде возможности взыскания неустойки. 4.Неисполнение обязанности по доставке грузов, его сохранности: условия ответственности: ответственность за недостачу, порчу груза наступает при наличии его вины, при этом его вина предполагается, а доказывать отсутствие вины должен сам перевозчик. Размер ответственности за утрату, повреждение, недостающий груз – ответственность наступает за реальный ущерб в размере фактических конечных расходов.
Сис-ма правил, получивших название морская авария: а)общая - распределение убытков между всеми участниками морского предприятия. Применение правил морскй вари возможно при наличии 3 условий: 1)убытки, вызванные разумными действиями 2)убытки вызванные намеренными действиями 3)чрезвычайность Диспашер – определяет отсутствие или наличие общей аварии, рассчитывает убытки. Если отсутствует хотя бы 1 признак общей аварии, авария считается частной и убытки ложатся на того, кто их нанёс и ответственен за их причинение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|