Вопрос 18. Государственный строй ВКЛ и органы государственного управления.
В начальный период ВКЛ состояло из удельных княжеств, а также областей, находящихся в федеративных отношениях с центральной властью (Полоцкая, Витебская, Смоленская, Жемайтская земли), и из территорий собственно Литвы с частью белорусских земель. Особый автономный статус имели Киевская, Волынская и Подольская земли. Ими управляли князья - наместники. В 15в. Витовт создал новую политико-административную систему. Крупные вассальные княжества были преобразованы в воеводства, или поветы. В ВКЛ входило 6 воеводств: Виленское, Трокское, Киевское, Полоцкое, Витебское, Смоленское и (с 16 в.) 2староства - Жемойтское и Волынское. ВКЛ представляло собой монархию во главе с великим князем. Князь избирался шляхетским сословием из представителей княжеской династии. Великий князь командовал вооруженными силами, от его имени издавались законодательные акты и вершился суд. В его ведении были дипломатические отношения с др странами, объявление войны и мира. Он назначал на гос-ные должности и распоряжался гос-ным имуществом. При великом князе в качестве совещательного органа действовала паны-рада, в состав кот входили лица, занимавшие высшие гос-ные посты, члены великокняжеской семьи и представители наиб богатых влиятельных родов. Узкий круг лиц изнаиб приближенных к князю членов рады составлял переднюю, или тайную раду. Первонач рада была совещательным органом, но по мере роста эконом и политич роли феодальной знати она превратилась в орган, кот вместе с князем осуществлял законодательную, исполнительную и судебную власть. В нач15 в. (1401) начал действовать новый орган гос-ной власти - вальный (общий) сейм, в состав кот входили паны-радные, многочисленные служебные особы центрального и местного гос-ного аппарата, на его заседаниях могла присутствовать вся шляхта. С сер 16 в. вальный сейм состоял из Гос-ного совета, кот стали называть Сенатом, и из поветовых послов - депутатов, кот составляли Посольскую избу.
Функции исполнительной власти осуществляли: канцлер, хранивший гос-ную печать и заведовавший центральной канцелярией; гетман, который в отсутствие великого князя командовал армией во время войны; земский подскарбий, ведавший гос-ной казной. При дворе был также ряд должностей, скорее почетных, чем реальных. Это маршалокдворный, чашник, стольник, конюший, мечник и т.п. Во главе местной власти в воеводствах стоял воевода. Его заместителями были каштелян, коткомандовал военными подразделениями в воеводстве, а также подвоевода, заведовавший канцелярией. Городничий отвечал за ремонт и укрепление воеводского замка, ключник присматривал за сбором податей и т.д. В поветах во главе администрации стоял староста, в городах - войт. Сельская администрация была представлена тиунами, сотниками, старцами и др. Основой великокняжеского войска являлось всеобщее ополчение, так называемое «посполитое рушение». Военнообязанными были все мужчины, которые имели в собственности землю. Со своих земельных владений шляхтич должен был выставлять вооруженного и обученного ратника: одного от восьми служб (одна служба - примерно два крестьянских хозяйства). Высшей судебной инстанцией в государстве был великокняжеский суд, а также суд панов - рады и Сейма. В 1581 г. был создан Главный Трибунал ВКЛ, который рассматривал наиболее важные государственные дела. На местах действовал общесословный замковый (гродский) суд, который рассматривал уголовные дела шляхты, мещан и крестьян. Дела шляхты, князей и бояр рассматривал земский суд. Земельными тяжбами занимался подкоморский суд. В городах, имевших магдебургское право, действовали войтовско-лавочные и бурмистерские суды. В селах продолжал функционировать копный и общинный суд. Крепостных крестьян судили помещики. В XIV - XV вв. наметился переход от обычного права к письменному. Важным шагом в этом направлении было объединение криминального, административного и процессуального права в Судебнике Казимира (1468 г.). Вершиной систематизации и кодификации норм феодального права, первым общегосударственным сборником стал Статут ВКЛ (1529 г.), получивший затем вторую (1566 г.) и третью (1588 г.) редакции. Этот документ не имел равных в Европе.
19. Формир-е законодательства ВКЛ. Статут ВКЛ — верховный закон ВКЛ, составлявший его правовую основу. Первый Статут, состоящий из 13 разделов (282 статей) был издан в 1529 году. Статут регламентировал вопросы гражданского, уголовного и процессуального права. Второй Статут был издан в 1566 году и отражал социально-экономические и политические изменения. Третий Статут был издан в 1588 году и действовал на территории ВКЛ до полной его отмены в 1840 году. В преамбуле последней конституции Литовской Республики Статуты названы правовыми фундаментами литовского государства. Статут ВКЛ издавался 3 раза: в 1529, 1566 и 1588 годах; и был написан на старобелорусском (западнорусском) языке. Кодекс был составлен в Великом Княжестве Литовском в 16 в и продолжал сохранять свою силу в бывших областях этого государства в качестве сборника их гражданских законов почти до половины 19в. Упоминания о «Статуте ВКЛ» встречаются в источниках ещё в последней четверти 15 и первой 16 в., но тогда под этими терминами разумелся не какой-либо кодекс, а вся совокупность земских «устав и ухвал», равно как земских и областных «привилеев», издававшихся литовским господарем с его радой. Необходимость кодификации законов, вытекавшая как из пестроты права, источниками которого служили старые обычаи и новые жалованные грамоты, или «привилеи», великих князей, так и из стремлений усилившейся шляхты высвободиться из-под тяжести великокняжеской власти, повела к изданию в 1529 г. на виленском сейме кодекса законов под именем Статута Великого Княжества Литовского. Большинство исследователей держится того мнения, что этот первый, или «старый», Статут никогда не был напечатан и действовал только в писанной форме. Профессор Ф. И. Леонтович приводил, однако, свидетельство одного акта 1552 г. о «друкованом», или печатном, Статуте. Статут 1529 г. не был особенно благоприятен для шляхты и заключал в себе немало устарелых и весьма суровых постановлений. Поэтому уже на берестейском сейме 1544 г. литовские чины просили короля Сигизмунда I об исправлении Статута, но пересмотр и новое издание последнего осуществились лишь при Сигизмунде Августе на сеймах 1564, 1565 и 1566 годов. Окончательно утверждена новая редакция, известная под названием второго Статута, привилеем 1 марта 1566 г.Вскоре поднялся вопрос о новом исправлении Статута. Исправленный на поветовых сеймиках и утвержденный на головном съезде литовских чинов в Волковыске (1504), он был просмотрен на варшавском элекционном сейме 1587 г. и окончательно утвержден на коронационном сейме 1588 г. В том же году этот «третий Статут» был издан на белорусском языке подканцлером Львом Сапегою в Вильне. Это белорусское издание и было оригиналом закона; многочисленные польские переводы, начавшиеся с 1616 г., такого значения не имели и носили частный характер.После присоединения территорий Великого княжества Литовского к Российской империи населению этих территорий предоставлено было первоначально пользование местными законами, и таким образом было сохранено значение Литовского Статута в гражданских делах. Это повело к необходимости перевода Литовского Статута на современный русский язык для пользования сенаторов, и в 1811 г. был напечатан такой перевод, выполненный под наблюдением обер-прокурора 3-го департамента сената Посникова с польского издания 1786 г.Издание 1811 г. получило широкое распространение в Малороссии и бывших литовских областях; уже через 10 лет понадобилось новое издание. Когда к нему приступили, в «Северном Архиве» появилась статья, доказывавшая, что польское издание 1786 г. дает весьма искаженный текст Литовского Статута. Перепечатка сенатского издания была приостановлена, и возникший вопрос перенесен на рассмотрение комитета министров, высочайше утвержденное положение которого признало подлинником Литовского Статута старобелорусский текст 1588 г., а наиболее верным переводом — польское издание 1616 г.Была образована особая комиссия из чинов министерства юстиции и министерства народного просвещения, на обязанность которой возложено было изготовление нового перевода Литовского Статута на современный русский язык, причем предполагалось тексту этого перевода дать обязательную силу. Работы комиссии были закончены к 1834 г., но под влиянием событий 1830-31 г. труд комиссии остался безрезультатным, а в 1840 г. действие Литовского Статута было отменено во всех бывших литовских областях. Судебник Казимира 1468 г. - законодательный памятник ВКЛ, обнародован в Вильнюсе 29 февраля 1468 г. Судебник действовал до создания первого Литовского статута 1529 г. Судебник (состоит из 25 статей) был составлен в период массовой раздачи земель феодалам, сопровождающейся, с одной стороны, закрепощением свободных крестьян, а с другой - освобождением этих земель и живших на них крестьян от государственный повинностей и великокняжеского суда. Основное внимание в Судебнике обращено на защиту прав феодальной собственности и регламентацию репрессивных мер против проявлений классовой борьбы.
В21.Феодальное землевладение и крестьянское хозяйство в 14-1 пол. 16 Соц-экон основой развития бел земель в средневековую эпоху являлось с/х. Верховным собственником земли был великий князь. Значит земельным фондом владели бывшие князья и родственники князя, кот называли магнатами. За военную и гражданскую службу князь наделял людей землей во временное или постоянное пользование. Этих людей называли боярами, а с 15 в. - шляхтой. Землевладельцами явл также церковные учреждения и духовные иерархи. Крестьяне собственной земли не имели. Они работали и жили на земле магнатов или шляхтичей, за что до конца 15 в. в основном рассчитывались с помещиком продуктами - зерном, медом, домашней утварью и т.п. Крестьяне относились к низшему сословию и обыкновенно назывались «люди», «мужики», «подданные». Формой общественной организации явл соседская сельская община, кот входила в состав более широкой организации - волости. Община владела правом разбора некот криминальных дел в копном суде, распределением и сбором дани и налогов. В общественном пользовании общины были пастбища, сенокосы, леса и воды. В соответствии с характером земельной собственности, на кот проживали крестьяне, они подразделялись на помещичьих, гос-ных и церковных. В зависимости от кол-ва земли, кот они пользовались, и характера повинностей, крестьяне делились на тяглых, огородников, бобылей, коморников, кутников и др. От степени личной зависимости от феодалов выделялась челядь невольная (крестьяне, кот не имели своего хозяйства, жили в имениях феодалов), челядь придворная (прислуга), «похожие» люди (крестьяне с правом перехода из одного имения в другое) и «непохожие» люди (крестьяне, кот были лишены такого права). В середине 15 в. в Зап Европе увеличился спрос на зерно, торговля кот давала помещикам большой доход. Поэтому они стали переходить к фольварочной системе хозяйства. Помещики на лучших землях (в 200 - 400 га) организовывали хоз-во, в кот выращивали зерновые культуры и разводили скот. С этого времени крестьяне за пользование землей должны были отрабатывать определенное кол-во дней на помещичьей земле (барщина) своим инвентарем или платить деньгами (чинш). Вначале барщина отрабатывалась 2 дня в неделю, но постепенно она увеличивалась. В середине 15 в. началась аграрная реформа, кот получила название «волочной помери». Целью ее был более полный учет и распределение земли, унификация крестьянских повинностей. В кач-ве основной единицы налогообложения была волока (19,5 десятины, или в современном исчислении 21,3 га), а главн повинностью - барщина. В Поднепровских и Подвинских хоз-ных волостях единицей налогообложения была «служба», а повинностями крестьян оставались чинш и различных видов дань. В связи с реформами ускорялся процесс закрепощения крестьянства. Начало законодательного оформления крепостного права в ВКЛ было положено привилеем 1447 г, а «Уставы на волоки» 1557 г. распространила его на ту часть крестьян, кот еще сохраняла право перехода от феодалов. Это было зафиксировано Статутом 1566 г, кот определил 10-летний срок сыска беглых крестьян, а Статутом 1588 г. этот срок был удвоен. Т.о. юридически было закреплено крепостное право. С этого времени крестьяне потеряли личную свободу, помещики могли их продавать, менять, закладывать в залог. В зап и центр Беларуси осуществление реформы привело к смене общинного землепользования подворным. В 14 – 1-й пол 16 в. производительные силы феодализма обусловили интенсивный процесс отделения ремесла от с/х, что сопровождалось ростом городов и поселков городского типа - местечек. Наиб крупными городами (свыше 8 тыс. человек) были Витебск, Могилев, Пинск, Полоцк, Слуцк, Гродно, Брест.
По своему соц-эконом статусу города подразделялись на гос-ные (великокняжеские) и частновладельческие, принадлежавшие отдельным феодалам. Иногда феодалы скупали участки в самоуправляющихся городах и распространяли свою юрисдикцию на всех, кто жил на этой территории. Население этих так называемых «юридик» было неподвластно магистрату. Горожане стремились избавиться от зависимости феодалов и получить свободу и право на самоуправление. С конца XIV в. князья начали дарить городам право на самоуправление, так называемое магдебургское право. Первым получил это право Брест (1390 г.). До второй половине XVI в. магдебургское право получили почти все крупнейшие города Беларуси. Главным органом административного руководства городом был магистрат. Он состоял из рады (выборного органа) и лавы (суда). Во главе рады стоял войт, назначаемый великим князем. Местом работы рады были ратуши. Основную массу населения городов составляли ремесленники, купцы, которых называли горожанами. Большинство населения городов занималось ремеслом. В целях защиты своих экономических интересов ремесленники объединялись в союзы по профессиям, которые назывались цехами. Члены его делились на мастеров, товарищей, или челядников, и учеников. Цеха были организацией мастеров. Чтобы добиться этого звания, необходимо было в течение нескольких лет пройти школу ученика и подмастерья. В эти годы быстро развивалась торговля как внутренняя, так и внешняя. Купцы вели торговлю с Ригой и другими западноевропейскими городами. В городах проводились ярмарки по продаже товаров. Такими были основные особенности социально-экономической жизни Беларуси в XIV - XVI вв. Усиливалась экономическая зависимость крестьян от феодалов. Центрами культурной жизни, развития ремесла и торговли становились города.
22. Аграрная реформа Сигизмунда 2 Августа. Аграрная реформа 1557 г. В 13-пер пол 16 в на тер Белоруссии продолжается формирование феодальных отношений. С/х работой занимается большая часть населения. Гл. занятия людей: земледелие, животноводство, ремесло, охота, рыболовство. С/х было натуральным. Сельский двор называли – дым, что обозначало семью и её собственность. Значит роль в сельской жизни играла община. Она организовывала крестьянское землепользование и выплату феодальной ренты. Управляли общиной старцы и десятские, кот выбирались самой общиной. За пользование землей крестьяне выплачивали ряд повинностей. Крестьяне делились в зависимости от повинности на тяглых, осадных, огородников и слуг; по степени феодальной зависимости на пахотных, непахотных и челядь. Главным владельцем земли в ВКЛ являлся князь. Земли делились на гос-венные и частные. В 16 веке 1/3 населения проживала на гос-венных землях (восток ВКЛ), на западе - частные земли. Мелкие землевладельцы как правило служили у князя. Их стали называть шляхтой, а крупные землевладельцы-паны, магнаты. Некоторые из них были князьями, другие получали землю за военную гос службу. Рост городов, торговли, ремесел в 15 ст вызвал подъем спроса на зерно и др. с/х продукты. В середине 16в чтобы увеличить доходы с гос-венных земель Великий князь Жигимонт 2 Август проводит реформу «валочная памера». Суть: увеличить доход казны путем точного учета крестьянских земель и обложить крестьян повинностью пропорц. кол-ву занимаемых ими земель. Единица обложения-волока=21,36 га. Вся земля в имениях делилась на волоки. Лучшие из них отводились под княжеское хоз-во. Другие раздавались крестьянам (волока или ее часть так чтобы точно установить повинность). Вслед за гос землями была проведена реформа феод земель. К концу 16-пол 17в-реформа завершена. В результате к этому времени окончательно оформилось крепостное право. 30. Статут 1588 г. законодательно оформил существование Великого княжества Литовского как самостоятельного суверенного государства. Систематизация права, на основе которого создавался новый Статут, была осуществлена на принципах, свойственных переходной эпохе от средневековья к Новому времени. Здесь отразилась высокая профессиональная культура белорусских юристов, работавших под руководством А.П. Воловича и Л.И. Сапеги, которые в ту пору возглавляли Великое княжество Литовское в качестве канцлера и подканцлера. Новые общественно-политические отношения были закреплены в Статуте статьями, которые ограничивали права государя, утверждали разделение власти, когда законодательная власть закреплялась за сеймом, исполнительная — за Великим князем и радой, а судебная — за великокняжеским и Главным судом, а также и другими не менее важными положениями. Утверждение верховенства права в те далекие времена свидетельствует о высоком уровне государственности, который был присущ белорусским политическим лидерам. Третий Статут действовал после разделов Речи Посполитой до 1840 г. на белорусских землях, которые вошли в состав Российской империи. Историческая судьба белорусской государственности очень трудна. Нашим предкам приходилось в жесточайших условиях отстаивать свою государственную самостоятельность и независимость в борьбе с Королевством Польским. После разделов Речи Посполитой национальный государственно-правовой процесс прервался более чем на 120 лет, когда белорусские земли оказалась в составе Российской империи. Статут Великого княжества Литовского еще действовал, но статьи, касающиеся государственного устройства, остались только на бумаге.
23. соц-эк-кое развитие городов Беларуси в 14 – 1-й пол 17 в. По своему соц-эконом статусу города подразделялись на гос-ные (великокняжеские) и частновладельческие, принадлежавшие отдельным феодалам. Иногда феодалы скупали участки в самоуправляющихся городах и распространяли свою юрисдикцию на всех, кто жил на этой территории. Население этих так называемых «юридик» было неподвластно магистрату. Горожане стремились избавиться от зависимости феодалов и получить свободу и право на самоуправление. С конца 14 в. князья начали дарить городам право на самоуправление, так называемое магдебургское право. Первым получил это право Брест (1390 г.). Во второй половине 16 в. магдебургское право получили почти все крупнейшие города Беларуси. Главным органом административного руководства городом был магистрат. Он состоял из рады (выборного органа) и лавы (суда). Во главе рады стоял войт, назначаемый великим князем. Местом работы рады были ратуши. Основную массу населения городов составляли ремесленники, купцы, кот называли горожанами. Большинство населения городов занималось ремеслом. С целью защиты ремесленного производства от произвола феодалов, конкуренции и организации сбыта продукции городские ремесленники объединялись в цехи. Горожане настаивали и в конце концов добивались от верховной власти получения их населенными пунктами магдебургского права. Согласно ему, мещане выходили из-под юрисдикции земледельцев, освобождались от ряда феодальных повинностей, выбирали городские органы власти – магистрат, суд. Первыми из бел. городов получили право на самоуправление Берестье (1390), Слуцк (1441), Городня (1496), Полоцк (1498), Менск (1499). Рост обмена продуктами между городами и деревней, увеличение товарно-денежных отношений привели в 16 веке до количественного роста городов и городского населения ВКЛ – урбанизации. В большинстве городов проживала от 1,5 до 3 тыс. жителей. Значительными центрами с населением больше чем 10 тыс. жителей были Брест, Могилев, Пинск и Витебск. Практически все города в 16 – 1 пол. 17 века получили Магдебургское право (право на самоуправление). Магдебургским правом также пользовались некоторые местечки – населенные пункты переходного от деревни до города типа. Их количество постоянно увеличивалось. В 16 в. в белорусских городах, где от 25 до 50% населения занималась ремеслом, возникли цехи – организации мастеров по различным специальностям. Ремесленник, который не входил в такую организацию, не мог продавать продукцию не местном рынке. В малых городах и местечках обычно с весны до начала осени в дни религиозных праздников проходили ярмарки. Большие города являлись торговыми центрами.
24. Реформация, контрреформация на бел землях. К концу 7 в. в Европе сложились две большие религиозные зоны: восточная, православно-византийская и западная, римско-католическая. Граница между ними проходила по Западному Бугу. Беларусь стала местом встречи и взаимодействия этих религий, что определило уникальное историческое положение ее в Европе, обусловило индивидуальность ее культуры и конфессиональную особенность, наложило особый отпечаток на менталитет белорусского народа. До 14 в. в Беларуси нераздельно господствовала православная церковь. Кревская уния эту монополию нарушила. Католическая вера стала вероисповеданием руководящих кругов государства. Ягайло обязал окатоличить все население Литвы. Через полтора года после Кревской унии было создано Виленское католическое епископство, которому Великие Литовские князья пожертвовали огромные земельные владения. Важную роль в распространении католической веры играли монашеские ордена францисканцев, августинов, бернардинцев и др. К середине 14 в. католическая церковь укрепилась в Литве и пограничных с ней районах северо-западных белорусских земель. Несмотря на то, что позиции православия все более потеснялись, оно по-прежнему задавало тон в духовной жизни общества. В 14 в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией (протестантизм - Лютер, Кальвин), а в православии - ересями. С 50-х гг. 16 в. идеи протестантизма стали распространяться в Великом княжестве Литовском. Основным направлением реформации в Беларуси стал кальвинизм. Его социальной основой была феодальная знать, часть средней и мелкой шляхты. Среди простого народа идеи западноевропейской Реформации не получили сколько-нибудь широкого распространения. Первую реформаторскую общину создал в Бресте магнат Николай Радзивилл Черный. Затем такие общины были созданы в Несвеже, Клецке, Заславле, Минске, Витебске, Полоцке и других городах и местечках. В 16 - первой половине 17 вв. на территории Беларуси было создано восемьдесят пять кальвинистских и семь арианских общин. В 60-е гг. из кальвинизма выделилось радикальное течение - антитринитаризм, которое требовало социальных преобразований, осуждало крепостничество. Наиболее известными деятелями антитринитаризма были Сымон Будный, Якуб Калиновка, Павел из Визны, Петр Ганенза. Реформация содействовала повышению духовно-культурной жизни. В это время распространились гуманистические идеи, увеличилось число грамотных. Особую роль в этом играли школы и книгопечатание. Были основаны типографии в Бресте, Несвиже, Любче, Лоске, Тяпино. Публиковались религиозно-публицистические произведения и педагогическая литература. В Беларуси находили приют беглецы, которые пострадали за новую веру в других странах. С учением о единстве божества выступил Феодосий Косой со своими единомышленниками, убежавший в Беларусь из Москвы. Они выступали против иконопечатания, необходимости церкви, призывали к неподчинению светским и церковным властям. Увидев, что движение выходит из-под контроля, феодалы в 70-х гг. стали отходить от Реформации. В 17 в. она сходит с исторической арены в Великом княжестве Литовском. Программу выхода из реформационного кризиса Ватикан разрабатывает на Тридентском соборе. Ставку в спасении католической церкви он сделал на Орден иезуитов, созданный в 1534 г. Иезуиты входили в сферы жизни европейских стран, охваченных Реформацией, и влияли на мир в угодном для римской курии направлении. Впервые в Великом княжестве (в Вильно) они появились в 1569 г. по приглашению католического епископа Протасевича. Хорошо организованные, грамотные, отличные ораторы, они сразу же завоевали авторитет у определенной части зажиточных слоев населения. В Вильно ими была создана бесплатная школа, так называемый коллегиум. Через какое-то время коллегиумы возникли в Полоцке, Несвиже, Мстиславле, Витебске, Минске, Орше, Могилеве. Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютеранство, кальвинизм, унитаризм и другие религиозные течения. Через пять лет после приезда иезуитов в Вильно в католичество перешло шесть тысяч человек. В конце 16 в. высшие слои общества уже в массовом порядке меняли протестантскую веру на католицизм. К концу 17 в. Контрреформация в княжестве победила.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|