Костюм древних египтян. Виды одежды, используемые материалы, головные уборы, украшения, обувь.
Всё в культуре и моде Древнего Египта было подчинено канону, и мода органично вливалась в египетскую систему культурных ценностей. Египтяне избегали вносить какие-либо новшества в свою культуру. Конечно, это не отрицало возникновения новых идей и приёмов, но они появлялись медленно и воспринимались не столько как принципиально новые веяния, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Египетские женщины, конечно же, хотели выглядеть красивыми и привлекательными, но их дизайнерская фантазия ограничивалась общепринятыми культурными рамками. Общий вид и каждая деталь египетской одежды подробнейшим образом продуманы, здесь нет ничего случайного. И хотя весь костюм построен на контрастах, однако это не снижает его выразительности, гармоничного целостного впечатления. Фигура человека в египетских памятниках всегда точно геометрически стилизована и вместе с ней всегда неизменно и в одном стиле с ней выдержана одежда. В этой стилизации замыслы моды проявлялись весьма выразительно, может быть, даже более резко, чем это было в действительности. Египетские художники и скульпторы учились искусству стилизации в дворцовых школах при храмах. Оно было предписано определенными канонами, установленными традициями и точными нормами, которые никогда не нарушались. Эта ясность и точность изображения во всем касалась и изображения одежды: одеяния на древнеегипетских фресках всегда подчиняются определенным правилам. Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной, в четвертом тысячелетии она остается такая же, как во втором. В принципе речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами, но и здесь действуют точные законы. Различные сословия в древнем Египте носили различную одежду.
Климат в долине Нила вообще не требовал одежды как таковой - достаточно было "прикрыть срам". Уже в ранний период существования Египта, а в особенности в историческую эпоху, вплоть до Нового царства, мужчины, по крайней мере состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепленной спереди посередине к поясу. Первоначально это была узкая полоска кожи, связанные или сплетенные тростниковые стебли ("пояс с полоской"). Когда в дальнейшем "пояс с полоской" был частично вытеснен передником, остался только узкий кусок материи, который оборачивался вокруг тела и завязывался. Низшие слои населения носили передник вместе с поясом, который продолжал служит драпировкой. В период между Древним и Новым царством передник становится повсеместно распрастраненной характерной основной одеждой. Передник представлял собой кусок ткани, средняя часть которого, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальное же оборачивалось вокруг тела, а свободный конец пропускался под средней частью. Смещению конца препятствовал также пояс. До начала Нового царства женщины всех сословий носили закрытую, доходящую до лодыжек рубаху, которая начиналась под грудью и держалась на бретелях. Варьировалась только ее форма, что влекло за собой некоторую "изменчивость" моды, которая проявлялась в основном в различных формах выреза на груди. В эпоху Среднего царства особенно заметна тенденция к обнажению груди. Рубаха всегда тесно прилегала к телу, однако, если судить по рельефам в гробницах, движений она не стесняла. В гробницах 5-й династии были обнаружены рубахи с клиновидным вырезом и длинными рукавами, которые должны были служить ночной одеждой.
До правления Тутмоса III простую рубаху могли носить и знатные женщины. Затем произошла быстрая перемена. Рубаха исчезает или сохраняется только как одежда работающих женщин, подобно простым формам передника у мужчин. Место рубахи занимает одеяние совершенно иного рода - плащ, который по-видимому, уже в эпоху Древнего царства составлял часть наряда знати - как мужчин, так и женщин. Материалом для одежды служили белое льняное полотно и хлопковая ткань. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, туловище было свободно от одежды. И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего - королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастируют белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен. В отличие от мужчин, женщины и рабы изображались с кожей другого цвета — желтого. Все здесь четко предписано и строго выполняется. Женское платье Древнего и Среднего царства также чисто функционально. Это платье «шито по мерке» из тонкого полотна. Оно представляет собой как бы тесно облегающий «футляр» (позднее эта одежда стала называться каласирис (kalasiris), точно обрисовывающий фигуру, поэтому существует предположение, что платья были вязанными. Одежда разделялась на юбку и жилет. Юбка своей длиной (доходит до половины икры) и высоким поясом подчеркивает стилизованную женскую фигуру: идеалом является высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги, а это означает, вероятно, что и походка была строго предписана. Жилет состоял из двух широких бретелек, завязанных, как правило, только на плечах, оставляя грудь обнаженной; но эта натуралистическая подробность не выставляется напоказ (как, например, позднее в критской моде), этот натурализм сдержан и не привлекает к себе внимания.
Строгая стилизация фигуры и наряду с этим натуралистическая деталь — такое сочетание в истории моды встретится ещё неоднократно; чем более стилизована одежда, тем более выразительна натуралистическая деталь. Египетские стилизация и натурализм особые. По сравнению с позднейшими аналогами (например, испанская мода периода маньеризма, мода поздней готики и рококо) кажется, что в данном случае речь идет о каком-то завершенном эталоне, которому предшествовал длительный период развития. Не является ли египетская мода как бы высшей стадией несохранившейся предшествующей «моды неолита»? Обратим внимание на все изящные детали египетской моды. Мужская и женская одежда основана на контрасте как цвета, так и материала. На мягком гладком материале женской одежды или на обнаженном теле выделяются рельефные цветные полосы фаянсовых бус (чаще всего синих и зеленых цветов), которые образуют как бы воротник и дополняют мужскую и женскую одежду. Красочные украшения контрастируют чаще всего с белым цветом одежды, колоннообразные фигуры — с густыми черными волосами или париками, геометрически обрамляющими лицо. Египтяне гримировались, и, как мужчины, так и женщины, и согласно установленной традиции, подкрашивали глаза, брови и губы. В период Нового царства мы встречаемся с новой стилизацией одежды, с еще большей роскошью и разнообразием красок. Привлекательность и очарование становятся обязанностью и правилом египетских канонов моды. Об искусстве того времени говорят, как о женском искусстве. Каласирис, положенный до сих пор только женщинам, носят теперь и мужчины. Новой частью одежды является теперь верхний плащ; собственно, это как бы шаль, мягко собранная в складки поверх жилетки и перекрещенная на груди, отчего образуются короткие рукава. В этой новой одежде мы опять видим стилизованный треугольник. Он проявляется в изображении юбки, имеющей в своей передней части вид колокола, и в форме рукавов. Однако теперь речь идет не о форме чисто геометрической, а скорее о стилизованном лотосе.
Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы). К числу самых изысканных относятся пекторали. На них часто встречается изображение жука-скарабея и разных божеств. Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно, никто и никогда не превзошел. Оно и положило начало нашему сегодняшнему ювелирному искусству. В сфере косметики египтяне также были признанными специалистами. Еще царица Шеш, мать Туты, второго царя первой египетской династии, изобрела отличное средство для ращения волос. А вслед за этим появилась и другая косметика: всевозможные краски, румяна, притирания, фальшивые волосы, парики и т. п. Разумеется, все эти соблазнительные вещи были в большом ходу особенно у женщин. Кое-что из них сохранилось до сих пор, благодаря тому, что в Египте издавна существовал обычай хоронить вместе с покойником все, что он любил при жизни. В берлинском музее хранится туалетный ящичек одной египетской царицы, который, очевидно, был одним из первых, потому что пролежал в земле почти 4000 лет. А из древностей, относящихся к Новому царству, в британском и берлинском музеях хранятся женские парики с длинными локонами из овечьей шерсти, зеркала, всевозможные украшения, шкатулочки и другие женские безделушки. У египтянок был очень распространен обычай подкрашивать брови и кончики век. Судя по раскопкам, они долгое время пользовались для этой цели зеленой краской и лишь позднее стали употреблять черную. Чтобы увеличить блеск глаз и придать бровям кокетливый изгиб, они подводили и то и другое при помощи кисточки или иглы из слоновой кости. Очевидно, этим занимались особые специалистки из числа прислужниц, по крайней мере, это можно предполагать по изображениям, сохранившимся на памятниках. Кроме того, египтянки употребляли румяна для щек и губ, белила для лица и голубую краску для того, чтобы ярче оттенять жилки. Ногти на руках окрашивались в красный цвет. Египетские драгоценности, египетская мода, как и всё искусство Египта в целом, почти во все времена были привлекательны своей таинственностью и стариной, а в наше время они, в прямом смысле слова, пережили свое возрождение. В двадцатых годах нашего века внешние события повлияли на возрождение египетской моды (открытие гробницы Тутанхамона в 1920 году). Сегодня общая линия египетской моды привлекает как творцов салонной моды, так и неформальную молодежь - единством тела и одежды, идеалом стройной, плоской фигуры с длинными ногами, стилизацией головы и прически, броской гримировкой лица и изящным подчеркиванием некоторых открытых частей тела. Сегодняшний ренессанс египетской моды является выражением антиклассических тенденций всей нашей эпохи и проявлением его в одежде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|