Виды одежды в женском и мужском византийских костюмах. Общая характеристика костюма: форма, покрой, силуэт, цвет, ткань и орнамент.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Византийская одежда, после перенесения столицы в Константинополь, поначалу ничем не отличалась от западноримской, так как римляне перенесли сюда свои обычаи. Но многообразное влияние Востока было так сильно, что очень скоро римляне утратили почти все, что было у них римского. При византийском дворе был введен восточный этикет со всей его роскошью. В одежде влияние Востока выразилось сначала главным образом в роскошных дорогих материях; вместо легких шерстяных тканей, из которых делались классические костюмы, на костюмы византийских вельмож идут тяжелые шелковые, атласные и парчовые ткани, падающие неподвижными складками. Постепенно с течением времени, находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому. Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому ее необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни. Отсюда красота — это добродетель во славу Бога. На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты — духовный. Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает изображение лица: огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький рот и подчеркнуто высокий лоб. Голова становится центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, а фигура становится плоской и бесформенной и лишается живых, естественных пропорций и линий. Одним из противоречий византийской культуры было то, что наряду с провозглашением аскетизма, ее характеризует страсть к роскоши, связанной с церковными ритуалами. Во внешнем облике человека это проявлялось в использовании дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышенной декоративности костюма.
Основные формы костюма Итак, на смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты — духовный, и тело всячески маскируется. В связи с этим все сильнее проявляется мотив окутывания всех частей тела до такой степени, что даже туника с рукавами, доходившая до ступней, постепенно становится совершенно гладкой и, лишенная складок, напоминает мешок, под которым уже даже не угадываются линии тела. Новое представление о красоте, использование неэластичных, с крупным, плоскостным орнаментом драгоценных тканей обусловили появление новых форм одежды, в которых господствующей становится футляр, простой по покрою, делающий тело как бы бесплотным. Эта форма, впервые появившись в Риме в период Империи, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие. Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие естественные формы фигуры. Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3, размеры головы к росту 2:6,5. Эти соотношения придают костюму монументальность, устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником — оплечьем, широким, круглым или фигурно вырезанным, пышно декорированным золотом и драгоценностями. Головной убор увеличивает размер головы человека. Византийская мода является наследницей моды античной и в то же время — предшественницей раннего средневековья. Именно здесь зародилась новая женская мода носить сразу по нескольку одежд, которые одевались одна на другую. Это были широкие туники рубашкообразного покроя, которым Византия добавила еще рукава. Нижняя одежда имела прилегающие рукава, а верхняя - широкие. Поверх этих туник одевался еще жесткий плащ. Таким образом, для византийской моды тело человека и природа не представляют интереса, она создает из фигуры как-бы стилизованный абстрактный треугольник, заполненный богатой декорацией и орнаментом.
Мужской костюм В первое время в Византии в форме и покрое одежды и мужчины, и женщины хранили верность древнеримской одежде. Мужчины носили длинную рубаху-юбку с узкими и длинными рукавами (туника или хитон), поверх туники иногда надевался талар, похожий на тунику, но доходивший до земли и без рукавов, к тому же настолько широкий, что плечи спускались на руки, образуя подобие широких рукавов. Характерной отделкой, встречавшейся на позднейших римско-христианских туниках, были две темные или пестрые полосы, спускавшиеся спереди и сзади до самого подола. Такими же полосами окаймляли и подол, и ворот, и низ рукавов. Поверх туник набрасывали плащ, который скрепляли на правом плече аграфом. Этот плащ походил на римский сагум, или лацерну (верхнее, преимущественно дорожное платье с капюшоном), однако был длиннее римского, причем у знати — из дорогого материала с богатой отделкой, часто с четырехугольной вставкой (таблионом) на груди — знаком высокого положения. Основными видами мужской одежды являются туника, штаны, далматик, пенула, лорум. По названиям они сходны с римскими, однако их формы претерпели существенные изменения. Из костюма почти исчезли драпировки, а там, где они остались, античную мягкость и пластику заменили тяжелые цилиндрические фалды, придающие силуэту и всей фигуре человека форму цилиндра. Туника напоминала позднюю римскую тунику с длинными, суженными книзу рукавами. Штаны, несомненно заимствованные из стран Востока, состояли из двух несшитых половин и прикреплялись тесемками к поясу. Длина штанов была различной: до коленей, до щиколоток, с носочной частью. Верхней одеждой императора и знати был плащ-мантия. Это — длинная широкая накидка, закрепленная на правом плече или у шеи застежкой — фибулой. Плащ украшался декоративными полосами по разрезу, у шеи и различными нашивками, сословными знаками. Обувь византийцев — сапоги, подвязанные узкими ремешками, или мягкие башмаки.
Головные уборы — колпаки с остроконечной или сферической тульей и слегка отстающим околышем. Женский костюм Жесткой и пышной была одежда знатных дам. Туника и стола были богато украшены вышивкой, отделкой по краям и почти полностью утратили свой античный характер. Только плащ оставался еще близким к античному типу: он накладывался сзади на оба плеча, а концы спереди забрасывались крест-накрест назад. Вместе с длинной столой такая накидка придает фигуре аскетический вид. Этот костюм настолько соответствовал эстетике христианской религии, что стал постоянной одеждой святых в иконописи. Женская одежда состояла из туники, надевавшейся на голое тело, и из покрывавших ее столы и мантии. Сначала женщины носили столу в виде длинной рубашки, расширявшейся книзу и снабженной узкими рукавами. Вскоре столу начали шить с широкими рукавами, отчего стали видны узкие рукава нижней туники, сшитой обычно из полотна. Приблизительно до конца IV века греческие одежды хитон и гиматий встречались и у простых византиек; подобно мужчинам, они застегивали их на правом плече или спереди на груди. Иногда они накидывали их сзади на плечи, и оба верхних конца перекрещивались на груди и закидывались на спину. Верхний край хитона, лежащий на спине, натягивался на голову и образовывал нечто вроде капюшона. Мантия, представлявшая собой полукруглый кусок ткани, часто на концах украшалась кистями. Для мантий обычно выбирали однотонную ткань и подол всегда украшали красивым шитьем. Особенной любовью пользовались красная стола и голубая мантия. На византийских изображениях Богоматери постоянно повторяются эти цвета; и до сих пор наиболее употребительным одеянием Божьей Матери на ее изображениях являются красная рубашкообразная стола и наброшенная на голову синяя мантия. Основные виды женской одежды: туника, стола, далматик, пенула, мафорий, плащ-мантия. Так же как и в мужской одежде, силуэт женского костюма стремится к цилиндрической форме, маскирующей тело. Представление о византийской придворной моде и начале церковной одежды нам лучше всего дает хорошо сохранившаяся до нашего времени красочная мозаика в Равенне. Мозаичное изображение в церкви Сан-Витале торжественного шествия императора Юстиниана и его жены Феодоры, бывшей актрисы, в окружении свиты является самой великолепной демонстрацией моды всех времен.
На мозаике храма св. Виталия изображена императрица Феодора со свитой. На ней белая стола с богатой вышивкой по бокам и внизу и пурпурная императорская мантия с каймой крупного орнамента, На шее массивное широкое ожерелье из золота и драгоценных камней, на голове золотой венец, на ногах вышитые золотом башмаки. Роскошно одеты и придворные дамы, на них одноцветные вышитые столы и пенулы из узорчатых тканей. Женщины неимущих классов, хотя и сохраняли в своей одежде основные формы и силуэт, но делали ее более легкой и приспособленной к условиям труда и быта, из дешевых, скромных тканей. Византийки для предохранения причесок и вместо головных уборов употребляли пестрые платки и шарфообразные повязки. Знатные дамы часто носили чепцы, полностью закрывающие волосы, к которым были прикреплены обрамляющие лицо валики из двухцветных лент. Обувью женщин служили богато украшенные, пестрые, мягкие, похожие на чулки полусапожки. Мужчины римские сандалии и башмаки сменили на более или менее высокие сапоги, которые, в свою очередь, позднее были заменены богато украшенными красными полусапожками, обернутыми ремнями, плотно облегавшими голень и ступню. Предметом роскоши как у мужчин, так и у женщин был пояс, сделанный иногда из золота и украшенный драгоценными камнями. У женщин драгоценными украшениями служили серьги, всевозможные пряжки и браслеты. Были в ходу роскошные ожерелья, к которым подвешивались медальоны. Ткани, цвет, орнамент В VI веке в Грецию была перенесена культура тутового шелкопряда, и шелк стали производить в Византии, что сделало его дешевым и доступным почти всем слоям общества. Шелковые материи ткались с систематично повторяющимися рисунками: квадратами, кругами, звездами, арабесками и орнаментальными изображениями растительного мира. В конце концов даже самые дорогие ткани перестали удовлетворять страсть византийцев к роскоши, и для того, чтобы придать материи еще больше блеска, затканные парчовые рисунки стали оттенять пестрым шелковым шитьем. Даже христиан не миновала эта страсть к роскоши, и они нередко украшали свои одеяния целыми картинами из Священного Писания. Византийские ткачи славились умением изготовлять великолепные шерстяные, шелковые, парчовые ткани, ковры. Фактура византийских тканей была разнообразна, но преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями, драгоценными камнями.
Изготовление шелковых тканей и пурпурового красителя стало в Византии государственной монополией. Дорогие шелковые ткани, конечно, имели право носить только высокие сановники, а самые дорогие — только члены императорской фамилии. В Европу эти материалы попадали, прежде всего, как ценные дары для королевских дворов. Такую ценную ткань в качестве подарка получил, например, в 1164 году чешский король Владислав II от венгерского короля Стефана III и греческого императора Эммануила. Иногда эти драгоценные материалы попадали в Европу и другим путем: например,случайно, во время крестовых походов либо через международную торговлю, осуществляющую обмен товарами между Востоком и Западом. Чаще всего парча была украшена геометрическими мотивами из кругов, квадратов, крестов и звездочек, либо стилизованными животными и растениями. Эти образцы стали основой орнаментики Средневековья. Золотоузорная парча и цельнозолотный алтабас — наиболее роскошные золотные ткани, напоминающие тонкий металлический лист. Их использовали для декоративных нашивок, каймы, наплечников. Костюмы императора и высокой знати целиком изготовлялись из этих тканей. Рисунок — крупный, четкий, плоскостной, что также имело большое значение в нивелировке форм тела. Изображения животных (львы, слоны, быки, орлы, утки, павлины, грифоны, фениксы) вписывались в круги, многоугольники, ромбы. Их объединяли в единый узор розетками, растительными завитками. Часто фигуры животных располагали парами лицом друг к другу. Раппорт рисунка нередко достигал 30—40 см в диаметре. Для каймы использовался геометрический или растительный орнамент: пальметты, листья аканта. Вставлялись также христианские монограммы, например греческие буквы X («хи») и Р («ро») (начальные буквы имени Христа) или те же буквы с добавлением букв «альфа» и «омега>>, обозначающих начало и конец; это мог быть также крест с буквами X и Р или старинный Т-образный крест с добавлением букв «альфа» и «омега».Позднее появились узоры религиозные — кресты, ангелы. Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков. Высоко ценился пурпур, его темно-красные оттенки были цветом одежды императора. Для узоров использовались яркие насыщенные желтый, коричневый, белый, черный, кремовый. Часто узор выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. Так, изображение орла и льва являлось символом власти на одежде императора и знати.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|