Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и проведение исследования

 

Экспериментальное исследование построено нами в несколько этапов.1-этап – это, пожалуй, наиболее традиционный, будем так говорить, классический этап в работе психолога - тестирование на “входе”, т.е. психологическая диагностика детей.

Этот этап входит в спектр работы психолога в любом типе учебных заведений – будь это инновационное или традиционное.

Главная проблема всей практической психологии – проблема качества диагностирования. Школа №40 – это многопрофильное учебное заведение, основные профили которой – это гуманитарные, физико-математический и инженерно-технический. В нашем исследовании участвовали учащиеся 3 а (традиционная форма обучения), 3 б класс (обучение по Программа "Иносс –Рекорд - Старт"), 4 а (математический класс, обучение по Программе "Школа 2100"), 4 б (обучение по Программе "Школа 2100", лингвинистический класс), 4 в (обучение по традиционной форме). Всего участвовало в исследовании 106 учащихся. В прогимназические классы учащиеся поступали на основе психологического тестирования и зачислялись по результатам выше среднего и высокого уровня развития детей. Эти учащиеся обучались по более сложным образовательным программам. Однако по мере обучения в эти классы добавлялись учащиеся без тестирования.

Поэтому на первом этапе, на “входе”, нами не ставилась задача отследить все типы одаренности.

А их основных шесть.

1. интеллектуальная

2. академическая

3. творческая

4. специальная

5. художественная

6. психомоторная

Мы взяли за основу 2 аспекта – выявление превалирования образного или логического типа мыслительных операций у ребенка. Попытаемся сделать это не с помощью громоздких методик, направленных, в основном, на диагностирование природных психофизиологических особенностей.

Для этого мы взяли методику, которая включает в себя 7 тестов, каждый из которых направлен на определение уровня развития свойств мышления –групповой интеллектуальный тест (ГИТ).

Данная методика выявляет, насколько к моменту исследования ребенок овладел предлагаемыми в заданиях словами и понятиями, а также умением выполнять с ними некоторые логические действия. И здесь, чтобы качественно с помощью этой методики на групповом тестировании произвести отбор, нужна предварительная консультативная работа. Она носит характер собеседования психолога с каждым.

На этом предварительном собеседовании консультации надо уметь расположить к себе ребенка и родителей, не напугать, а наоборот дать почувствовать значимость, ценность его личности. И само тестирование должно носить характер групповой консультации.

В ходе всего тестирования соблюдается покой и тишина.

Инструкции зачитывает психолог и говорит напутственное слово и настраивает только на хорошую и благоприятную атмосферу.

Весь смысл работы психолога – это бережное отношение к душе ребенка и особенно, неординарному обострению чувствующего мир.

Как известно, в младших классах все учебные предметы (иногда за исключением таких, как рисование, пение и физкультура) ведет один педагог, чаще всего - учительница. Она изо дня в день учит и воспитывает своих питомцев, дисциплинируя и развивая их. Личные особенности учительницы младших классов - ее культура, педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера - становятся фактором биографии учеников. Параллельные классы (их при формировании обычно стремятся уравнять между собой, учитывая знания детей и занятие родителей) в дальнейшем нередко начинают настолько отличаться друг от друга - в соответствии с особенностями учительницы, что даже в самых старших классах сказывается это различие.

Ученики вторых, как и первых, классов - дети в возрасте 7-9 лет - нуждаются в покровительстве старших, следование указаниям учительницы для них в высшей степени естественно. Для них велик, несомненен учительский авторитет. Они довольно легко или даже охотно приобщаются к общему порядку и дисциплине (отдельные случаи иного поведения не могут заслонить характерной для этого возраста податливости воздействиям педагога). Им присуще по-своему очень ответственное отношение к занятиям.

Возраст учеников и характер начального обучения в школе в большой степени определяют особую роль учителя и расположенность детей к послушанию, которая заметно снижается в последующих классах.

Ученики начальных классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится быть в положении учеников, их привлекает и самый процесс учения. Удовольствие от узнавания нового обычно превышает трудности и огорчения. Они с готовностью встречают очередную порцию грамматики и арифметики, терпеливо осваивают технику письма.

Учение означает для них осваивать и закреплять преподносимое им. Они пока почти исключительно вбирают, впитывают и, судя по всему, имеют для этого поистине необыкновенные данные.

Известно, что дети отличаются свежестью, яркостью детского восприятия и чрезвычайной отзывчивостью детей на окружающее. Ученики начальных классов всем существом откликаются на отдельные моменты высказываний учительницы; они очень живо реагируют на все новое, на каждую шутку, на какой-нибудь пример из жизни. По самому незначительному, казалось бы, поводу у них возникает состояние полной заинтересованности и умственной активности. Ни один эпизод урока не оставляет их безразличными.

Для них характерна готовность детей реагировать сразу же. Время на уроках в начальных классах очень уплотнено: ученики с такой непосредственностью и поспешностью откликаются на все, что происходит в классе, что каждый урок для них насыщен многими действиями и некоторыми происшествиями.

Младшие школьники особенно активно реагируют на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств. Достаточно учительнице принести в класс книжку в новой обложке или начать рисовать на доске какие-нибудь иллюстрации к задаче, чтобы каждому захотелось это поскорее рассмотреть. Наглядные пособия, применяемые на уроках, всегда вызывают жадное любопытство.

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младших школьников, в частности ее познавательная сфера. Мышление школьника характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений, на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения.

В процессе обучения в младшей школе ученик овладевает умениями не только наглядно-действенного, наглядно-образного, но и, главное, в младшем школьном возрасте интенсивно развивается и словесно-логическое, отвлеченное мышление. При решении учебных задач у детей формируются такие приемы логического мышления, как сравнение, связанное с выделением в предметах общего и различного, анализ, связанный с выделением и словесным обозначением в предмете разных свойств и признаков, обобщение, связанное с отвлечением от несущественных особенностей предметов и объединением их на основе общности существенных особенностей.

По мере обучения в школе поведение детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным. Поэтому произвольность к концу обучения в начальной школе становится одним из главных новообразований этого возраста.

С учетом выше изложенного группой специалистов: М.К. Якимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой в 1993 году в Городе Обнинске был разработан групповой интеллектуальный тест развития интеллектуальных способностей. Он предназначен для диагностики интеллектуальных способностей учащихся 10-12 лет.

Данная методика выявляет, насколько к моменту исследования ребенок овладел предлагаемыми в заданиях словами и понятиями, а также умением выполнять с ними некоторые логические действия.

Её применение позволяет решать следующие задачи:

· анализ успешности и развитие по мере перехода из класса в класс;

· сравнение эффективности различных программ и методик обучения;

· оценка результативности работы педколлектива и отдельно взятых педагогов;

· отбор в спецклассы и спецшколы;

· установление причин школьной неуспеваемости;

· выявления учащихся, нуждающихся в индивидуальных программах обучения.

Методика включает в себя 7 тестов (см. Приложение 1). Каждый тест данной методики проводится по строго фиксированному времени:

Тест 1 "Инструкции" - выявляет сформированность у учащихся умения анализировать текст. Время работы - 4 мин. Максимальное количество баллов - 20.

Тест 2 "Математика" - выявляется уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению. Время работы - 6 мин. Максимальное количество баллов - 20.

Тест 3 "Предложения" - определяются некоторые стороны речевого развития: понимание, сформированность письменной речи. Время работы - 5 мин Максимальное количество баллов-20.

Тест 4 "Различия" - определяется умение учащихся сравнивать понятия. Время работы - 2 мин Максимальное количество баллов - 40.

Тест 5 "Числовые ряды" - определяется уровень развития логического мышления. Время работы - 4 мин. Максимальное количество баллов - 20.

Тест 6 "Аналогия" - определяется уровень развития анализа отношений понятий. Время работы - 3 мин. Максимальное количество баллов - 40.

Тест 7 "Символы" - выявляется уровень развития произвольности деятельности у учащихся. Время работы - 4 мин. Максимальное количество баллов = количество баллов х 0,2= в баллах.

Исследование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Количество в группе не должно превышать 12-15 человек. Задания выполняются в специально приготовленных тестовых тетрадях, дается общая инструкция.

Подготовка к проведению исследования: тестовая тетрадь на каждого ученика, простой карандаш, ластик и лист для записей. Каждый ученик сидит за отдельным столом.

Нормативы:

Тест 10-5 б. = низкий уровень

6-9 б. = средний уровень

10 и выше = высокий уровень

Тест 2: 0 - 4 б. = низкий уровень

5-7 б. = средний уровень

8 б. и выше = высокий уровень

Тест З: 0 - 5 б. = низкий уровень

6 - 8 б. = средний уровень

9 б. и выше = высокий уровень

Тест 4: 0 - 24 б. = низкий уровень

25-29 б. = средний уровень

30 б. и выше – высокий уровень

Тест 5: 0-9 б. = низкий уровень

10-14 б. = средний уровень

15 б. и выше = высокий уровень

Тест 60-12 б. = низкий уровень

13 - 20 б. = средний уровень

21 б. и выше = высокий уровень

Тест 7до 80 знаков = низкий уровень

81 - 100 знаков = средний уровень

более 100 знаков = высокий уровень. Возрастные нормы интеллектуального развития:

3 класс = 70-90 баллов,

4-5класс = 80-100 баллов, 6 класс = 90 - 110 баллов,

если в 4 - 5 классе - 60 - 79 б. = близкий к норме

40 - 59 б. = низкий уровень

если в 6 классе - 70 - 89 б. = близкий к норме

50 - 69 б. = низкий уровень

Если набранное количество баллов превышает возрастную норму можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития учащегося.

Результаты исследования

 

Проведем психологическое тестирование по ГИТ учащихся третьих и четвертых классов, обучающихся по разным образовательным программам. Результаты психологического тестирования детей по ГИТ в начальных классах следующие.


Таблица 1

Средние значения исследуемых классов по ГИТ

 

С/тесты 1 2 3 4 5 6 7 Общий итог
3 "А" 4,89 3,56 3,94 18,50 6,06 10,61 15,04 62,59 - низкий
3 "Б" 6,40 3,36 5,84 21,00 7,64 10,16 20,48 74,88-норма
4 "А" 7,41 5,77 5,64 18,36 8,23 15,14 27,88 88,43-норма
4 "Б" 7,53 3,79 6,11 25,79 8,37 11,79 17,54 80,91-норма
4 "В" 5,14 5,05 4,91 20,91 7,77 11,23 22,77 77,77-низкий
Среднее значение 6,274 - средний 4,306 - низкий 5,288 - низкий 20,912 - низкий 7,614 - низкий 11,786-низкий 20,742 - средний 76,916-низкий

 

Как видно по таблице №1, лишь по субтесту №1 и №6 средние значения исследуемых классов показывают средний уровень, по другим субтестам эти показатели низкие. При этом общий итог (его среднее значение) на класс в 3 а и 4 в на низком уровне (классы с обучением по традиционной форме), а в других классах в пределах нормы.

Рассмотрим каждый субтест отдельно.

Диаграмма 1

Как видно по диаграмме №1, в 1 с/тесте средние значения 3 а класса ниже, чем в 3 б классе. В 4 а классе и в 4 б классе среднее значения примерно одинаковые и они выше, чем в 4 в классе. При этом надо отметить, что 3 а и 4 в класс являются обычными, не прогимназическими классами по сравнению с другими классами. По данному субтесту можно говорить о том, что сформированность умения анализировать текст у детей обучающихся по традиционной форме ниже, чем в прогимназических классах.

Диаграмма 2

 

Как видно по диаграмме №2, уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению в третьих классах существенно не различается. В 4 а – математическом классе, безусловно, этот параметр выше всех в 4 б (лингвистический) и 4 в (традиционная форма) классах. При этом в 4 в классе, выше, чем в 4 б классе.

Диаграмма 3

Как видно по диаграмме №3, речевое развитие, его понимание, сформированность письменной речи в 3 б выше, чем в 3 а классе; а в 4 в ниже, чем в других 4-х классах. То есть, обучение по традиционной форме обучения менее способствует речевому развитию учащихся.


Диаграмма 4

Диаграмма № 4 позволяет нам увидеть, что умение учащихся сравнивать понятия выше в 3 б и 4 б классе. То есть, программа обучения не влияет на данную способность учащихся.

Диаграмма 5

По диаграмме №5 можно увидеть, что уровень развития логического мышления выше в прогимназических классах.

Диаграмма 6

По диаграмме №6 выявляются различия уровня развития анализа отношений понятий: в 3-х классах эта способность примерно одинакова, в 4 а (математическом) она выше, чем в других 4-х классах. При этом традиционная форма обучения развивает эту способность не хуже, чем инновационные программы обучения.

Диаграмма 7

Диаграмма №7 также выявляет различия между классами по уровню развития произвольности деятельности у учащихся: в 3 б и 4 а она выше, чем в других классах.

Поскольку изучение классов позволило выявить нам различия по их уровню, для изучения особенностей одаренных детей сгруппируем в отдельную группу (основную группу) детей с высоким общим показателем по ГИТ и отдельно с низким показателем (контрольная группа независимо от их принадлежности к классу.

Таблица 2.

Средние значения по ГИТ в основной и контрольной группах

С/тесты 1 2 3 4 5 6 7 Общий итог
Основная группа 9,57 6,52 7,67 29,76 10,43 20,95 28,03 112,93
Контрольная группа 5,48 3,78 4,75 18,67 6,96 9,52 19,31 68,48

 

Как видно по таблице №2, в основной группе по всем субтестам имеет выше средние значения, чем в контрольной группе. Проверим данные основной и контрольной группы на наличие достоверных различий между ними по t-критерию Стьюдента.  критерий Стьюдента

 - среднеарифметическое значение

 - среднеквадратическое отклонение

 - стандартная ошибка

Таблица 3.

класс группа m2 tрас

3 А

Основная группа 117,4 0 0

3,79

Контрольная группа 59,37 63,05 223,86

3 Б

Основная группа 112,93 24,03 96,31

4,76

Контрольная группа 62,86 16,49 14,31

4 А

Основная группа 111,72 9,26 10,8

7,34

Контрольная группа 75,11 14,03 14,06

4 Б

Основная группа 115 12,73 81

3,93

Контрольная группа 76,89 14,86 12,99

4 В

Основная группа 113,2 12,74 40,6

5,82

Контрольная группа 69,9 16,28 14,72

итог

Основная группа 112,93 14,46 9,96

12,22

Контрольная группа 68,48 16,63 3,25

 

По таблице находим t-табличное, которое равно 1,98. Таким образом, по всем классам основной и контрольной группах прослеживается наличие достоверных различий средних значений.

Выводы и рекомендации

 

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

У одаренных детей лучше сформировано умения анализировать текст.

Одаренные дети лучше овладевают программными знаниями по математике, способность к рассуждению проявляется лучше.

Для одаренных детей характерно высокое речевое развитие: высокий уровень понимания речи, сформированности письменной речи.

Одаренные дети отличаются по умению сравнивать понятия.

Для одаренных детей характерным является раннее развитие логического мышления.

Одаренные дети отличаются по уровню развития анализа отношений понятий.

Уровень развития произвольности деятельности у одаренных детей выше.

Одаренные дети обладают высоким уровнем сформированности мыслительных операций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...