Работа с одаренными детьми
Потребность одаренных детей в эмоциональном комфорте очень велика, особенно в признании и осознании собственной цены. Способность детей к большому количеству и смене восприятий порождает и уязвимость, которая связана с повышенной чувствительностью. "Их концентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Иногда также дети чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют. Нейтральная реплика может восприниматься ими на свой счет. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых" Поэтому, родители должны терпеливо относиться к эмоциональным перепадам детей. Им следует помочь понять, что не все реплики и замечания относятся к ним. Одаренные дети, как уже говорилось выше, тяжело переживают социальную несправедливость. Необходимо найти пути, чтобы ребенок и вся семья принимали бы участие в каких-то, скажем, пожертвованиях, благотворительности способствующих установлению справедливости, или в других аналогичных мероприятиях. Воспитываться должна и терпимость к сверстникам, не обладающим острым восприятием. Иными словами, детей нужно учить воспринимать человека таким, какой он есть, и особенностям общения с людьми. Высокая увлеченность и концентрация внимания на занятии может привести к стремлению доводить все до совершенства, что не очень желательно, поскольку чувство неудовлетворенности возрастающее тогда, когда достигнутые результаты оказались хуже планируемых, приводят к серьезным переживаниям. В связи с этим родителям следует посоветовать не предъявлять слишком высоких требований к детям и не завышать ожиданий. Особенно когда родители демонстрируют способности ребенка знакомым и он чувствует, что делает родителям приятное, это ведет к усилению формирования перфекционистских стремлений.
Родители в воспитании должны уделять внимание всем сторонам развития детей, чтобы не развилось ошибочного стремления быть лучшим во всем. Обязательно нужно поощрять за старание, даже за невысокий результат, иначе дети будут избегать трудностей. В силу очень большого любопытства одаренных детей и склонности браться за несколько дел сразу, необходимо учить их находить соответствие между энтузиазмом и прагматизмом, формированию приоритетов и постановке целей. "Для достижения этого полезно вместе с ребенком проследить реальный распорядок каждого дня недели, который включает домашние и личные заботы - равно как и сон. Для этого следует завести журнал и дать ребенку возможность в течении недели подумать самостоятельно над тем, как же он проводит свои часы и минуты. Особенно эти рекомендации будут продуктивны, если родители контролируют и свое время. Конечный результат должен заключаться в таком распределении сил и времени, когда начатое дело благополучно завершилось. Помощь взрослых должна заключаться в выборе основных идей и направлений, в виде наводящих вопросов и собственных предложений. И конечно, нужно стараться распределить усилия ребенка во времени, чтобы уменьшить возможность неуспеха, а значит, раздражений. Рука об руку с опытом преуспевания идет неумение пережить неудачу. А значит, к этому нужно детей готовить. Например, можно привлечь их к занятиям физкультурой, спортивными играми, особенно детей со слабым физическим развитием. Поведение на уроке одаренных детей таково, что они первыми тянут руку в ответ на вопрос учителя, что нередко порождает отчужденность одноклассников и раздражение учителя. В таком случае авторы рекомендуют родителям предложить детям альтернативные подходы к ситуации в виде ряда смежных вопросов, чтобы:
а) оценить альтернативы; "Может быть, учитель, задавая вопрос, уверен, что ты знаешь на него ответ? "; "Не думаешь ли ты, что вопросы задаются учителем для того, чтобы всем дать шанс подумать, а немедленный готовый ответ лишает их такой возможности и необходимости? "; "А даешь ли ты другим детям возможность иногда первыми поднять руку? "; б) сделать правильный выбор; "Что для тебя важнее - иметь друзей в классе или показать учителю, что ты знаешь ответ? "; "Допустим, ты знаешь ответ на вопрос, но не торопись и посмотри по сторонам. Досчитай до десяти, и если никто в классе не поднял руку, может быть, это тот случай, когда лучше не выделяться? "; В такой ситуации и учитель может помочь ребенку. Например, учитель договаривается со способными учениками, чтобы те записывали совой ответы на бумаге и отдавали их учителю в конце урока. Таким образом, ребенок не отучается отвечать на уроках. Это помогает сохранить интерес ребенка к учебе и в принятии его окружающими. Чтобы достичь конечной для одаренных детей цели - максимального развития своих возможностей, нужно создать соответствующий психологический климат, чтобы ребёнок мог всю энергию отдавать творческим, продуктивным занятиям. На основе обширного материала по изучению опыта семей, имеются одаренные дети, Дэвид Льюис составил для родителей список утверждений, которые типизируют удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития (см. приложение № 3) Автор полагает, что родителям полезно познакомиться с этими утверждениями. Если они согласны с 20% из них, то, вероятно, над остальными стоит подумать. Но если они их устраивают полностью или хотя бы на 90%, пожалуй, им следует несколько охладить сбой пыл и предоставить большую свободу, как себе, так и ребенку. Чтобы помочь родителям и уменьшить их тревоги можно дать следующие советы: 1) не ограничивайте ребенка школьными рамками, а развивайте его интересы и ставьте перед ним новые, увлекательные задачи; 2) вам следует уделить специальное внимание проблеме развития и воспитания и искать дополнительную информацию; 3) постарайтесь посвятить неделю тщательному наблюдению зa ребенком, за его интересами и ежедневными занятиями;
4) в качества общих установок для развития интереса и постановки задач вам следует рассмотреть три фактора, способствующие отличным достижениям: способности, возможности и индивидуальность. Для поддержания нормальных отношений в обществе одаренному ребенку с ярко выраженными индивидуалистическими тенденциями П. Пенински (@) предложил следующие рекомендации и приемы, которым взрослые могут научить детей: Переводи свои идеи на язык, доступный и значащий для других, чтобы они восприняли твой вклад как служащий их собственным нуждам. Критику в адрес других, людей высказывай с позитивных позиций, с желанием помочь. Давай понять, что в основном ты поддерживаешь то же, что пользуется уважением других членов коллектива: ценности, принципы, идеалы. Старайся не быть воспринятым в качестве агрессора, позволяй другим сохранять собственное достоинство, выслушивай их внимательно. Зарабатывай собственный "кредит" для большей личной свободы в течение какого-то периода времени, не бойся изначально воспринять господствующие требования, когда они не вступают в серьезный конфликт с твоими основными принципами. Концентрируйся на задании, которое необходимо выполнить, а не на "личностях", не на достижении статуса. Принимай во внимание фактор времени, так чтобы у тебя была возможность отсрочить ответ, а также избрать способ действия. Такой творческий конформизм позволит одаренному ребенку сочетать продуктивный неконформизм с личным равновесием. Дж. Гауэн советует родителям, заботящимся об умственном здоровье своих детей: Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.
Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь, будет и сам ценим другими. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство обязанности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного. Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой. Помогайте ребенку стать "разумным авантюристом", порой полагаться в познании на риск и интуицию. Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей. Нельзя позволить ребенку погрузиться в одиночество и избегать общения. Знайте, что если ребенок в начальных классах слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных. Авторы также приводят рекомендации, которые, по их мнению, помогут учителям и воспитателям в их работе с одаренными детьми. Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников. Учителю следует избегать перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные повторяющиеся занятия. Заключение
Из всего вышеизложенного видно, что наиболее интенсивно психолого-педагогическое исследование по проблемам одаренности велись и ведутся в США. Это, видимо, объясняется тем, что у них было больше данных о природе таланта, условиях, обеспечивающих его развитие, и осуществляется быстрый рост научных технологий. В настоящее время разрабатываются специальные комплексные программы для одаренных учащихся, в рамках которых ученик может более свободно приобретать знания, чем по обычной программе, ограниченной пределами и задачами только одного школьного предмета. Четко наложена координация различных проектов по изучению природы одаренности, программ подготовки учителей и организаторов образования, работающих с одаренными детьми. Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров, как среди ученых-психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение - это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие. Следует заметить, что ускорение возможно не только, как это нередко представляют, в форме "перескакивания" через класс. Существуют и другие его варианты. Ускорение связано в первую очередь с изменением скорости обучения, а не содержания того, чему учат. Если таким детям не предлагать ускорения, то они на уроках предаются мечтам или приводят в замешательство учителя, демонстрируя свои познания в классе, или просто не посещают занятий. В результате часто приглушаются их незаурядные способности. "Чистое" ускорение в какой-то степени напоминает скорую медицинскую помощь, снимая некоторые "срочные" проблемы развития незаурядных детей, но не предоставляя возможности удовлетворить их основные познавательные потребности. Поэтому редко используется только ускорение. Как правило, учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий - ускорения и обогащения. Понятно, что реализация этих принципов в решающей степени зависит от профессиональной подготовленности и от личности педагогов, тех, кто организует и непосредственно осуществляет обучение. Выражение "одаренные дети" употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Такое словоупотребление (оно связано с определенными издержками) в наибольшей мере принято в американской психологии и педагогике, а теперь - хорошо это или плохо - получает распространение и у нас. Для него есть основания, в частности применительно к умственным проявлениям детей. Если у ребенка, при прочих равных условиях, необыкновенно быстрый темп умственного развития, а то уже и явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. И поэтому к нему нужен соответствующий психолого-педагогический подход. Но можно ли считать, что у такого ребенка или подростка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей, т.е. для того, чтобы стать со временем одаренным взрослым? Судя по всему, по отношению ко многим таким детям этого скидать нельзя. В более узком и строгом значении понятие "одаренность" относительно детей должно было бы применяться только к тем случаям, когда выдающиеся свойства ребенка предстают как действительный залог его будущих возможностей. Но надежно определить значение детских свойств, своевременно выявить таких детей - сложнейшая проблема, которая в психологической науке еще весьма далека от решения. Важно не упускать из виду, что существуют разные - по своей направленности, по содержанию деятельности или по условиям развития - виды умственной одаренности (например, такие разные, как лидерская или математическая). Каждый из них имеет свою специфическую динамику возрастного развития. Разнообразие профессий, с которыми столкнется растущий человек, столь велико, что нередко случается: никем не замечаемое и не ценимое в детстве своеобразие интеллекта или каких-нибудь специальных данных ребенка в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, может оказаться социально особенно ценным, подняться в ранг одаренности. Разумеется, уровень одаренности не является чем-то постоянным не только у рано развившихся детей, но и у тех, чьи особые умственные достоинства заявят о себе или будут обнаружены позднее. Само понятие умственной одаренности с ее потребностной, собственно интеллектуальной и творческой сторонами не исключает возможной дисгармонии между этими составляющими, что также затрудняет прогнозирование хода развития. Как видно из второй части книги, также посвященной умственной одаренности, ее диагностика требует знания особых методических процедур (тестов) и неформализованных методов изучения, а некоторые случаи "скрытой" одаренности - и особых приемов "пробуждения дремлющих сил". Нередко возникает надобность в корректировке личностных особенностей. Поскольку речь идет о детях, те или иные характеристики их интеллекта или более частных умственных способностей являются как бы предварительными: проявившиеся особенности могут обернуться чем-то новым, обнаружить новые резервы развития - в одних случаях, не привести к ожидавшимся высоким результатам - в других. Многое в судьбе таких детей будет зависеть от конкретных особенностей обучения и воспитания. Как скажутся на развитии умственных способностей те или иные стратегии обучения? Будут ли найдены мера и такт в воспитании? Незаурядные дети нуждаются в специальных программах обучения и специально подготовленных учителях. При этом, разумеется, развитие ума, творческие проявления в огромной степени зависят от формирующихся с годами черт характера, ценностных ориентации, всего склада личности. Здесь исключительно велика роль семьи, учителя, наставника. Наряду с тем, что в некоторых случаях особые способности можно "пробудить", существует и опасность их приглушить, исказить направление развития. Трудно обучать и воспитывать необычных по своему умственному развитию и активности детей, особенно трудно прогнозировать влияние на них учебно-воспитательных воздействий. При этом каждый раз важно учитывать не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен, необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше. Отношение к незаурядным детям должно учитывать и то обнадеживающее, и то разочаровывающее, что с ними связано. Ранние проявления необычных возможностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут указывать на ростки подлинной одаренности. К сожалению, иногда слишком легко и поспешно, опираясь лишь на некоторые формальные показатели, относят ребенка к категории одаренных или, наоборот, исключают из этой категории. Нельзя забывать об условности этого термина, не следует слишком часто и категорично его применять. Литература
1. Аминов И.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей (школьников). Вопросы психологии, 1968. №5, с.71-77. 2. Анастази А. Психологическое тестирование в 2 кн.М., 1982. 3. Бине А. Современные идеи о детях.М., 1910.104 с. 4. Бине А., Симон Г. Методы измерения умственной одаренности. Под ред. Губинштейна Б.М. Гос. изд., Украина 1923, 179 с. 5. Вайнцвайг Б. Десять заповедей творческой личности.М., 1990. 6. Гильбрух Ю.З. Внимание: одаренность.М., Знание, 1991, 79 с. 7. Гильбрух Ю.З. Психодиагностика в школе М., Знание, 1989., 114 с. 8. Гильбрух Ю.З., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности (детей). Вопросы психологии. 1990, №4, с.147, 155. 9. Голубева З.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям. (Психолог. журнал), 1989, №4, с.75-86 10. Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской адаренности // Педагогика. – 2003. - №8, ноябрь. – С.13-18. 11. Гуревич К.М. Типы интеллекта в психологии. Вопросы психологии. 1980, №2, с.53-64. 12. Гурова Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. Вопросы психологии, №6, 1991, с.14-20. 13. Гурьянов Е.В. и др. Школа Бине-термена для измерения умственного развития детей (под ред.Е. Гурьянова). М.: Работник просвещения, 1930, 175 с. 14. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. Российское Педагогическое Агентство М., 1998. 15. Кабардов М.А., Матова М.А. Межполушарная ассиметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей. Вопросы психологии, 1988, № 6, с.106-110. 16. Клапаред Э. Как определить умственные способности школьников. Пер.Е.С. Коц и А.И. Карасика. Под ред.Л.Г. Оршанского.Л., Сеятель, 1927.258 с. 17. Левина М.М. Процесс обучения на уроке. Учебное пособие. М.: 1976. 18. Лейтес Н.С. Бывают выдающиеся дети. Семья и школа. 1980, №3, с.33-35. 19. Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным. Семья и школа, 1990, №6, с.34-36. 20. Лейтес Н.С. Раннее проявление одаренности. 1988, №4, с.98-107. 21. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1979 22. Матнешкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии. 1989, №6, с.29-33. 23. Матнешкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети. Вопросы психологии. 1988, №4. с.94-97. 24. Меде В., Пиорковский Г. Детская одаренность. Экспериментальные методы отбора одаренных детей и их результаты. Перевод с нем. Левинсон. М.: Работник и просвещения, 1925, 119 с. 25. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте: как помочь одаренному ребенку, // Педагогика, 2004, №5, с.33-42. 26. Пассоу А.Г. Обучение одаренных. Перспективы. 1981, с.18-21. 27. Попова Что такое одаренность, Школа здоровья, №1, 1995 28. Прыгин Г.С. Основы психодиагностики, М., УМК "Психология", 2003. 29. Ревеш Г. Раннее проявление одаренности, ее узнавание. Под ред. Россолимо. Современные проблемы, 1924., 69 с. 30. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, 1960, №3. 31. Рудик П.А. Умственная одаренность и ее измерение.М., 1927, 141 с. 32. Савенков А. Одаренные дети в обычной школе, // Народное образование, 1999, №9, стр183-185 33. Сергеева Н.И. Обучение одаренных детей в школах Великобритании.М., 1991, №1. 34. Симонов В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутришкольного управления (учебное пособие).М., 1991, 80 с. 35. Степанов В.Г. "Психология одаренности детей и подростков". Прогресс, М., 1991 36. Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т.М., Педагогика, 1989, т2, 359 с. 37. Теплов Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды в 2т., т1.М., 1985, 461 с. 38. Хахалин Л.И. Загадки вашего ребенка.М., Знание, 1990, 94 с. 39. Хофман И. Активная память.М., Прогресс, 1986, с.214. 40. Чудновский В.Э. Развитие способностей (школьников). Воспитание школьников, 1990, №4, с.32-37. 41. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность, дар или испытание.М., Знание, 1990, 76 с. 42. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении.М., Просвещение, 1980, 141 с. 43. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. 1926, 404 с. 44. Шуберт А. Краткое описание и характеристика методов исследования умственной одаренности детей.М., 1922, 68 с. 45. Шуберт А. Метрическая шкала Бине-Симона. Пособие для испытания умственной одаренности.2 изд., М., Новая Москва, 1927. 46. Шумакова И.В., Щебланова Е.А., Щербо Н.П. Исследовния творческой одаренности с использованием жестов П. Торренса у младших школьников. вопросы психологии, 1991, №1, с.27-32. 47. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитнедные исследования одаренности. Вопросы одаренности, 1994, №6, с.134-139. 48. Щетинин М.Б. Школа будущего рождается сегодня. Новый мир. 1981, №3, с. 201. 49. Экземплярский В.М. Проблема одаренности М., 1923. 50. Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных.М., Л., 1927., с.82.
не переворачивай страницу без разрешения!
Приложение 1 Форма А Г – И – Т Фамилия и имя __________________________ Дата рождения __________________________ Школа ____________________ класс _______ не переворачивай страницу без разрешения!
ТЕСТ 1А Прочти внимательно следующие указания и постарайся выполнить их как можно быстрее и точнее.
ТЕСТ 2 А Ответь быстро и правильно на следующие вопросы.
не переворачивай страницу без разрешения!
ТЕСТ ЗА Напиши пропущенные слова в следующих предложениях. В каждый пропуск впиши только одно слово. Примеры: Ученик __________________ задачу. У лошади четыре __________.
не переворачивай страницу без разрешения!
Тест 4А Если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, напиши между жми С. Если у них разные значения, напиши между ними Р ПРИМЕРЫ: большой Р маленький мощный С сильный сухо Р мокро:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|