Упражнение 5. Чувства и фигура-фон
Закройте глаза и представьте себе свою мать разговаривающей с вами. Постарайтесь вспомнить, как она выглядит, во что одета, запах ее духов, ее позу, побудьте некоторое время вместе с этим воспоминанием. Когда вы четко поймете, что хорошо ее себе представили, скажите о своих чувствах к ней, но при этом не старайтесь быть логичным. Перечисляйте чувства по одному; высказав очередное, сделайте передышку и побудьте, поживите немного с этим чувством. Что вы ощущаете в своем теле, когда описываете любовь, теплоту, гнев, разочарование? Ощутите переходы от одного чувства к другому. Намеренно измените скорость, с которой вы перечисляете свои чувства к матери. Сравните свои ощущения, отличаются ли они в случае, когда вы прислушиваетесь к себе, и тогда, когда вы не даете себе прочувствовать сказанное. Вы заметили сходство между размытой картиной внешнего мира, когда взгляд быстро скользит с одного предмета на другой, и размытым видением своего внутреннего мира? Вы заметили изменения в чувстве волнения от происходящего, когда заставляли себя остановиться на каждой из фигур? «Удивительно, насколько живой показалась мне моя мать и как много я хочу ей сказать — особенно если учесть, что она умерла двадцать два года назад — в каком-то смысле она действительно не умерла!» Позволяя себе полностью прочувствовать какое-либо ощущение, мы обнаруживаем существование поворотной точки, где оно достигает насыщения, а затем растворяется, исчезает, и другое чувство заменяет его. Если же мы блокируем определенное чувство, оно не исчезает. И мы как бы его чувствуем, хотя его нет в настоящем, вместо того чтобы по-настоящему пережить это чувство и закончить с ним. Для этого необходимы усилия, хотя мы можем и не отдавать себе отчета в том, что их прилагаем.
Гештальт — это философия очевидного, реального. Невротик — тот, кто не видит очевидного. Фриц Перлз Блокировки осознания можно охарактеризовать — более подробно мы займемся ими в главе о способах избегания. Как бы там ни было, эти блокировки ведут к фиксации способов, которыми мы ощущаем и выражаем себя. Этим они ограничивают нашу способность к ответу на происходящее. Только полностью осознавая, что мы чувствуем, мы можем так же полно отвечать. Запреты, блоки фиксируют наши способы заведомо предсказуемого поведения и не позволяют гибко реагировать на происходящее. Они мешают нам развиваться и быть полновластными хозяевами собственной жизни. У каждого из нас есть своя подлинная жизнь, которую он хотел бы прожить. Фриц Перлз Мы связываем себя, не позволяя себе чувствовать и выражать всю свою многогранность. Уходя от видения окружающего мира во всех его подробностях, сводя его лишь к обобщениям и абстракциям как к продукту языка, мы тоже связываем себя. Способность абстрагироваться есть величайшая ценность языка (а также уникальный и основополагающий признак нашей человечности). Когда малыш впервые видит стул, он тратит массу времени на то, чтобы исследовать его, стараясь придать ему смысл. Через некоторое время он начинает видеть связь между этим стулом и всеми прочими; в конце концов он понимает, что на свете есть группа предметов, называемых стульями. Проблема заключается в том, что мы используем эту способность к абстракции не в полной мере, приучившись видеть лишь самые общие черты (например, возможности использования) вещей или событий и игнорируя тем самым их индивидуальные особенности. Ребенку, возможно, было когда-то сказано, что появление слез означает грусть: поэтому он может, увидев или ощутив слезы, не связать их с чувствами гнева или радости.
Такой процесс называется фиксацией и является результатом неправильного использования способности к абстрагированию; в этом случае процесс абстракции реально препятствует восприятию происходящего вокруг. Попробуйте сделать следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 6. ФИКСАЦИЯ (Предметы) Не вдаваясь в подробности, представьте себе два или три стола, находящихся в комнате, где вы сидите. Вы когда-нибудь рассматривали их внимательно? Вас интересовало, из чего они сделаны и как собраны? Что вы чувствуете по поводу каждого из них? Какой стол вам нравится больше, чем другие? А теперь осмотрите его тщательно. Удавалось ли вам зафиксировать образ этого стола в воображении до того, как вы внимательно его осмотрели? «Я поразился неуклюжей конструкции стола, стоящего у моей кровати, отвратительному виду его сосновых инкрустаций и дымчатого стекла на поверхности. Мне он не нравится, я избавлюсь от него». УПРАЖНЕНИЕ 7. ФИКСАЦИЯ НА СЕБЕ Какие определения вы используете применительно к себе? Подумайте о некоторых из них, например «упрямый», «толстый», «парень что надо». Не связаны ли такие характеристики с тем, что вы кому-то, возможно, нравитесь именно таким? Всегда ли вы один и тот же или для разных людей вы охарактеризовали бы себя по-разному? «Большую часть своей жизни я был «своим парнем», который никогда не задевает чувств других людей, всегда считается с их ощущениями, постоянно помогает им. Я хотел, чтобы люди любили меня, чтобы они нуждались во мне. И все же со многими мне это не удавалось, как я ни старался. Теперь я не прикладываю для этого столько усилий, и мне кажется, что гораздо больше людей любят и принимают меня — хотя иногда я бываю раздражителен и прямолинеен». УПРАЖНЕНИЕ 8. ФИКСАЦИЯ (Другие) Подумайте о ком-нибудь из знакомых вам людей — например, об однокласснике или начальнике. Какие определения вы им даете? Какие роли вы исполняете, чтобы им подыграть или укрепить вас обоих в сложившемся стиле общения? «Мой друг Вуди отличный рассказчик. Он развлекает меня, мне с ним хорошо, я позволяю ему развлекать меня, хотя чувствую, что за все долгие годы нашего знакомства я так и не узнал его по-настоящему. Он стал для меня чем-то вроде приятного ходячего телевизора».
Как другие фиксируют себя в отношениях с миром? Большую часть времени мы играем роли, ходя вокруг да около, избегая соприкосновений и столкновений... фриц Перлз Охотник на оленей не видит гор — страдалец Хакуин (Мастер Дзен, X век) Меняя свою повседневную жизнь, вам нужно как-то характеризовать свои представления и свои чувства. Время от. времени отказывайтесь от этого и обращайте внимание лишь на изначальные признаки, которыми пользуетесь для характеристик. Описывайте свои зрительные представления в терминах лишь цвета, размера, освещенности или затемненнос-ти, а чувства — лишь в терминах телесных ощущений. Характеризуя ощущение, например, усталости, попробуйте почувствовать, что из телесных ощущений приводит вас к этому выводу: может статься, что на самом деле вам просто смертельно скучно! «Я узнал о себе одну вещь: как я реагирую на утверждения других людей, которые, как я думал, были направлены против меня. Когда я слепо верил в собственную ' непогрешимость, я не замечал, насколько мне больно: вместо этого я думал, что я злюсь, и действовал соответственно (и неадекватно)». Фиксация ограничивает нашу гибкость и способность к адаптации. Она приглушает пульс жизни в этом вечно меняющемся мире, порой уверяя нас, что «мы это уже проходили». Однако каждый момент времени нов и неповторим: так что мы все делаем впервые. Гештальт-тренинг позволяет сломать устоявшиеся стереотипы поведения, побуждая нас обращать пристальное внимание на то, что мы чувствуем в данный момент времени, и то, что происходит в окружающем мире. Нам нужно видеть не только то, что мы сами собой сейчас представляем, но и то, как в данный момент мы вписываемся в общий порядок вещей и событий. И хотя это сопряжено с определенным риском, лишь гак мы можем четко соответствовать самим себе и окружающему миру, и только мы сами ответственны за то, что делаем.
МУДРОСТЬ Я буду использовать себя во всей полноте своих способностей, все доводя до конца и стремясь к еще большему знанию и осуществлению. НО Я должен пройти через смерть, чтобы переродиться. Это и есть путь к мудрости. Джордж Роснер ГЛАВА 4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Ты волен делать что угодно. Только перенеси последствия. Шелдон Копп Акт осознания — это не пассивное действие, скорее это агрессивное проникновение. Оно включает в себя выбор того, на чем нам следует сфокусироваться. Из мириад событий, происходящих в нашем сознании, мы все время выбираем одно или два, чтобы обратить на них внимание. Это еще и способ неизменного фокусирования на осознании телесных ощущений. УПРАЖНЕНИЕ 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|