Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификации инноваций и их характеристика.




Значение инновационных процессов в экономике страны, отрасли, предприятия.

Современное состояние мировой экономики доказывает, что уровень развития и динамизм инновационной сферы обеспечивает основу стойкого экономического роста общества, определяет роль и положение государства в системе международных отношений, степень его экономической безопасности. Создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности позволит модернизировать технологическую базу российской экономики и кардинально поднять конкурентоспособность отечественной продукции.

Целесообразно выделить три основные функции, которые выполняют инновации в экономической системе:

а) обеспечение роста и качественного обновления продукции на уровне как отдельного

предприятия, так и экономики в целом;

б) осуществление прогрессивных структурных экономических сдвигов, которые касаются

важнейших народнохозяйственных пропорций: воспроизводительных, отраслевых, стоимостных;

в) реализация новейших достижений научно-технического прогресса и повышения на этой основе эффективности производства на микро - и макроуровнях.

Следовательно, инновационные процессы представляют собой важнейшую экономическую категорию расширенного воспроизводства, играющую ключевую роль в реализации структурных сдвигов в экономике, формировании народнохозяйственных пропорций и позволяют обеспечить повышение эффективности общественного производства.

Понятие и содержание инноваций, инновационной деятельности.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплоще­ние в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

В коммерческом аспекте инновация предстает как экономическая необ­ходимость, осознанная через потребности рынка. Инновацию можно рассмат­ривать как общественно-технический и экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий. В случае, если инновация ориентиру­ется на экономическую выгоду, на прибыль, ее появление на рынке может при­нести добавочный доход.

Целесообразно разграничить понятия "новшество" и "инновация". Новшество - оформленный результат фундаментальных, при­кладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; понятий; и т.д.

Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью измене­ния объекта управления и получения экономического, социального, экологиче­ского, научно-технического или другого вида эффекта.

Неправомерно в понятие "инновация" включать разработку инновации, ее создание и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации.

Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению нов­шеств, их внедрению (превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия) называется инновационной деятельностью.

Таким образом, инновация охватывает все виды деятельности - от иссле­дований и разработок до маркетинга.

Классификации инноваций и их характеристика.

1.По степени инновационного потенциала новой идеи:

-радикальные (принципиально новые изделия и технологии (редко - абсолютная новизна). Они немногочисленны и, как правило, предусматривают появление нового потребителя и/или нового рынка. Пример: появление телефона).

-модифицирующие (заключаются в улучшении или дополнении существующих продуктов, обычно направлены на сохранение или усиление рыночных позиций предприятия. Пример: появление сотового).

-комбинаторные (новое сочетание уже известных элементов и свойств, обычно направлены на привлечение новых групп потребителей и/или освоение новых рынков).

2.По степени видоизмененности продуктов и процессов:

-Инновации

-Псевдоинновации (незначительные изменения в продукте, не меняющие его конструкцию, в том числе изменения в цвете, декоре и т. п. (Пример: чайник с двумя носиками)

3.По степени новизны инновации:

- абсолютная новизна. Аналоги предлагаемому новшеству отсутствуют. Абсолютная новизна фиксируется весьма редко. Вместе с тем явление абсолютной новизны не является уникальным.

-относительная новизна. Такая новизна определяется относительно выбранного признака или группы признаков. Может быть частной (новыми являются отдельные элементы) или условной (новое сочетание известных элементов).

4.По типу новизны для рынка:

-Новая для отрасли в мире (компьютер)

-Новая для отрасли в стране (электромобили)

-Новая для данного предприятия

4.В зависимости от существующих прототипов:

-Открывающая (продукт или техн-я не имеют сопоставимых прототипов. Например, интернет).

-Замещающая (происходит полн. замена сущ прототипов. Например, диски на флэш-носители).

-Отменяющая (полное исключ. прот-ов, т.е. полн. искл продукта, в связи с появл. нов. Функций. Например, дискеты).

-Возвратная (возврат прежних видов, методов, способов. Примером может служить мода).

-ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы).

5.По охвату ожидаемой доли рынка:

-локальная (внутри своей ниши)

-системная (локальные, тонкие нововведения, которые вызывают многократно больший, системный эффект).

-стратегическая (изобретения имеют стратегическое значение для страны, но представляют малый интереса для предпринимателей-инноваторов, поскольку инвестиции огромны, а прибылей ждать долго).

6. с точки зрения распространения:

-единичные

-диффузные

Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

7.С точки зрения технических параметров:

-продуктовые (применение новых материалов;

новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов)

-процессные (новые методы организации производства (новые технологии). Могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

8.По этапам научно-технического процесса:

-научные (основаны на стратегических инвестициях в научно-исследовательскую деятельность).

-технические (появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами)

-технологические(возникают при применении улучшенных, более совершен­ных способов изготовления продукции).

-организационно-управленческие (связаны прежде всего с процессами опти­мальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения).

-информационные (решают задачи организации рациональных информацион­ных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации).

-соц. инновация (направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры).

9.По темпам осуществления:

-быстрая

-замедленная

-затухающая

-нарастающая

10.По масштабам: трансконтинентальная, транснациональная, региональная, местная, крупная, средняя, мелкая

11.По эффективности: экономическая, социальная, экологическая, интегральная (все 3 эффекта).

 

Инновационная деятельность – общественно-технический и экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий.

В инновационной деятельности туристский бизнес опирается на фундамент накопленных знаний. Приступать к воплощению новых и идей и созданию новых направлений туризма следует лишь после познания и изучения форм и методов работы как прошлого, так и настоящего. На внедрение инноваций в туризме влияет экономическая ситуация в стране, социальное положение населения, национальное законодательство, а также межправительственные и международные соглашения.

Задачи инновационной деятельности:

1) научные исследования, создание новых видов продукции, совершенствование оборудования и предметов труда, технических процессов и форм организации производства;

2) планирование, финансирование и координация научно-технического прогресса;

3)совершенствование экономических рычагов и стимулов;

4) разработка системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий интенсивного развития НТП и повышение его социально-экономической эффективности.

Базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами, в туристской сфере развивается инновационная деятельность по трем направлениям:

1. Внедрение нововведений (организационные инновации), связанных с развитием предприятия и туристского бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики; рациональной экономической и финансовой деятельности.

2. Маркетинговые инновации, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов.

3. Периодические нововведения (продуктовые инновации), направленные на изменение потребительских свойств туристского продукта, его позиционирование и дающие конкурентные преимущества.

 

2.Инновационные процессы в социально-культурном сервисе и туризме.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...