Инновации в таможенном деле: понятие и основные направления развития
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Инновации в таможенном деле Таможенное дело не может оставаться на уровне современных требова- ний без использования достижений научно-технического прогресса. Совер- шенствование таможенного контроля, применение современных инфор- мационных технологий, внедрение прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международ- ных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах — торговых партнерах РФ — один из принципов деятельности таможенных органов. Инновации в таможенном деле выражаются в планомерном системном развитии и совершенствовании технических средств таможенного контроля, технологии таможенного оформления и контроля, осуществляемых в целях повышения качества государственного контроля при перемещении товаров через государственную границу, эффективности использования ресурсов та- моженных органов, улучшения условий труда персонала. Обеспечение ин- форматизации общества и развития информационно-коммуникационных технологий является одним из направлений современной бюджетной поли- тики России. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренный Правительством страны на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), составит по плану в 2012 г. 50,95 млрд руб., в 2013 г. — 46,2 млрд руб., в 2014 г. — 46,1 млрд руб. Ука- занные бюджетные ассигнования планируется направить на проектирование прикладных систем и ИКТ-инфраструктуры, приобретение прав на про- граммное обеспечение, разработку (доработку) программного обеспечения, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности прикладно-
го и системного программного обеспечения, приобретение оборудования (в том числе с предустановленным программным обеспечением), включая расходы на монтажные работы и пусконаладочные работы по указанному оборудованию, подключение (обеспечение доступа) к внешним информаци- онным ресурсам и сетям связи, коммуникационным сетям. Правительствен- ной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления одобрена гос- ударственная программа «Информационное общество (2011–2018 гг.)» в ко- торой предложен принципиально новый подход к информатизации общества с учетом задач по модернизации экономики. Таможенная служба России — один из активных пользователей совре- менных информационных технологий. В целях совершенствования процеду- ры внедрения в таможенных органах перспективных таможенных техноло- гий, а также информационных технологий, обеспечивающих их реализацию, в региональных таможенных управлениях созданы структурные подразделе- ния по внедрению перспективных таможенных технологий. Одним из значимых направлений внедрения достижений научно- технического прогресса (НТП) в таможенное дело России было создание и эксплуатация единой автоматизированной информационной системы ФТС России (ЕАИС). Для ее функционирования разработаны информационные технологии сбора данных таможенной статистики, создана инфраструктура региональных центров обработки таможенной информации и их передачи всеми таможенными органами в Центральное информационно-техническое управление ФТС России. Разработан комплекс компьютерных программ для обработки и анализа всех видов таможенной статистики, а также информа- ции о финансово-хозяйственной и организационно-правовой деятельности ФТС России. Приобретены средства вычислительной техники и систем пере-
дачи данных. Автоматизирована система таможенного оформления и кон- троля. Главным звеном ЕАИС таможенных органов является Центральный вы- числительный комплекс. Его основные задачи: обеспечение эффективности и непрерывности функционирования ин- формационных таможенных подсистем (таможенного оформления, та- моженного контроля, таможенной статистики), а также программных комплексов автоматизации финансово-хозяйственной и организацион- но-правовой деятельности ФТС России; эффективное использование централизованных информационных и вычислительных ресурсов; обеспечение оперативного обмена информацией между структурными подразделениями ФТС России, региональными таможенными управле- ниями; дальнейшее развитие ЕАИС таможенных органов. В ресурсы ЕАИС таможенных органов входят более 30 баз данных и бо- лее 50-ти программных комплексов, включенных в Фонд алгоритмов и про- грамм ФТС России. Все эти базы данных и программные комплексы обеспе- чивают автоматизацию процедур таможенного оформления, таможенного контроля, таможенных платежей и таможенной статистики, а также финан- сово-хозяйственной и организационно-правовой деятельности ФТС России. В центральных базах данных ФТС России аккумулируются сведения о функ- ционировании всех таможен и таможенных постов. Центральный вычислительный комплекс во взаимодействии с региональ- ными вычислительными центрами таможенных управлений обеспечивает: предварительный обмен данными в электронном виде о постав- ках товаров; проведение автоматизированного анализа рисков и выбор форм таможенного контроля с использованием системы управления рисками; поэтапный переход на использование электронных документов с электронной цифровой подписью в качестве первичных документов, актуа- лизацию баз данных, содержащих нормативно-справочную информацию; оперативное информационное взаимодействие таможенных орга- нов с участниками ВЭД и информационными системами государственных, коммерческих, международных организаций и таможенных органов других
стран; решает научные и другие задачи. Благодаря информационному взаимодействию с использованием совре- менных технологий руководство ФТС России получает в режиме реального времени информацию об интенсивности перемещения товаров через опреде- ленные пункты пропуска на границе и может принять оперативные меры, ка- сающиеся таможенного контроля, осуществляет взаимодействие с дежурны- ми службами силовых министерств и ведомств, координирует оперативно- служебную деятельность региональных таможенных органов. Для обеспечения бесперебойной работы всех составляющих ЕАИС созда- на единая служба технической поддержки. При ее создании учтен опыт луч- ших из применяемых на практике способов организации работы подразделе- ний или компаний, занимающихся предоставлением услуг в области инфор- мационных технологий, описанных в ITI («айти л» — библиотека инфра- структуры информационных технологий). Таможенная служба России строит свою деятельность, учитывая опыт и технологии лучших таможенных служб мира. В Европейском Союзе с 2011 г. полностью вступили в действие доку- менты Европейского Парламента и Совета Европейского союза, в которых установлены принципы проведения контроля товаров, доставляемых через таможенную границу. Для реализации установленных принципов государ- ствами-членами Европейского Союза внедрены интегрированные и сообща- ющиеся между собой информационные системы. Для гарантии защиты об- щества и контроля соответствующих рисков в Европейском Союзе действует система контроля импорта — Import Control System (ICS), система контроля экспорта — Export Control System (ECS) товаров и система обмена данных о транзите NCTS (New Customs Transit System). Также для регистрации и иден- тификации предприятий при осуществлении ими таможенных формально- стей создается база данных EORI (Economic Operators Registration and Identificaion System). Использование данных систем устанавливает новые обязанности для предприятий. Например, о ввозимом на таможенную терри- торию Европейского Союза непосредственно из третьих стран товаре должна
быть представлена общая декларация о въезде. Декларация должна быть представлена до ввоза товара на таможенную территорию Европейского Со- юза. Общая декларация о въезде представляется в электронном виде, что предполагает возможность и право применения информационных технологий (IT — Information Technology).Такое правило применяется в отношении пе- ремещения товаров всеми видами транспорта. Общую декларацию о въезде должен представить перевозчик или, с ведома перевозчика, лицо, принявшее ответственность за транспортировку товаров на таможенную территорию Ев- ропейского Союза. У лица, представляющего общую декларацию о въезде, должен быть действующий номер EORI. Для представления общей деклара- ции о въезде в электронном виде у предприятия существует две возможно- сти: посредством интерфейса из системы в систему (из компьютера в компь- ютер) или через интернет. New Computerised Transit System (NCTS) — обще- европейская компьютеризированная система управления транзитными гру- зами, была разработана на основе стандарта UN/EDIFACT для электронного документооборота. Общее соглашение о транзите предусматривает взаимное Глава 14. Эффективность и инновации в таможенном деле... регулирование системы таможенных перевозок между Европейским Союзом и Сообществом ЕАСТ (Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн и Исландия).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|