Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инновации в таможенном деле: понятие и основные направления развития




 

Инновации в таможенном деле

Таможенное дело не может оставаться на уровне современных требова-

ний без использования достижений научно-технического прогресса. Совер-

шенствование таможенного контроля, применение современных инфор-

мационных технологий, внедрение прогрессивных методов таможенного

администрирования, в том числе на основе общепризнанных международ-

ных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным

делом в иностранных государствах — торговых партнерах РФ — один из

принципов деятельности таможенных органов.

Инновации в таможенном деле выражаются в планомерном системном

развитии и совершенствовании технических средств таможенного контроля,

технологии таможенного оформления и контроля, осуществляемых в целях

повышения качества государственного контроля при перемещении товаров

через государственную границу, эффективности использования ресурсов та-

моженных органов, улучшения условий труда персонала. Обеспечение ин-

форматизации общества и развития информационно-коммуникационных

технологий является одним из направлений современной бюджетной поли-

тики России.

Объем бюджетных ассигнований, предусмотренный Правительством

страны на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ), составит по плану в 2012 г.

50,95 млрд руб., в 2013 г. — 46,2 млрд руб., в 2014 г. — 46,1 млрд руб. Ука-

занные бюджетные ассигнования планируется направить на проектирование

прикладных систем и ИКТ-инфраструктуры, приобретение прав на про-

граммное обеспечение, разработку (доработку) программного обеспечения,

обеспечение функционирования и поддержку работоспособности прикладно-

го и системного программного обеспечения, приобретение оборудования

(в том числе с предустановленным программным обеспечением), включая

расходы на монтажные работы и пусконаладочные работы по указанному

оборудованию, подключение (обеспечение доступа) к внешним информаци-

онным ресурсам и сетям связи, коммуникационным сетям. Правительствен-

ной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельность

государственных органов и органов местного самоуправления одобрена гос-

ударственная программа «Информационное общество (2011–2018 гг.)» в ко-

торой предложен принципиально новый подход к информатизации общества

с учетом задач по модернизации экономики.

Таможенная служба России — один из активных пользователей совре-

менных информационных технологий. В целях совершенствования процеду-

ры внедрения в таможенных органах перспективных таможенных техноло-

гий, а также информационных технологий, обеспечивающих их реализацию,

в региональных таможенных управлениях созданы структурные подразделе-

ния по внедрению перспективных таможенных технологий.

Одним из значимых направлений внедрения достижений научно-

технического прогресса (НТП) в таможенное дело России было создание и

эксплуатация единой автоматизированной информационной системы ФТС

России (ЕАИС). Для ее функционирования разработаны информационные

технологии сбора данных таможенной статистики, создана инфраструктура

региональных центров обработки таможенной информации и их передачи

всеми таможенными органами в Центральное информационно-техническое

управление ФТС России. Разработан комплекс компьютерных программ для

обработки и анализа всех видов таможенной статистики, а также информа-

ции о финансово-хозяйственной и организационно-правовой деятельности

ФТС России. Приобретены средства вычислительной техники и систем пере-

дачи данных. Автоматизирована система таможенного оформления и кон-

троля.

Главным звеном ЕАИС таможенных органов является Центральный вы-

числительный комплекс. Его основные задачи:

 обеспечение эффективности и непрерывности функционирования ин-

формационных таможенных подсистем (таможенного оформления, та-

моженного контроля, таможенной статистики), а также программных

комплексов автоматизации финансово-хозяйственной и организацион-

но-правовой деятельности ФТС России;

 эффективное использование централизованных информационных и

вычислительных ресурсов;

 обеспечение оперативного обмена информацией между структурными

подразделениями ФТС России, региональными таможенными управле-

ниями;

 дальнейшее развитие ЕАИС таможенных органов.

В ресурсы ЕАИС таможенных органов входят более 30 баз данных и бо-

лее 50-ти программных комплексов, включенных в Фонд алгоритмов и про-

грамм ФТС России. Все эти базы данных и программные комплексы обеспе-

чивают автоматизацию процедур таможенного оформления, таможенного

контроля, таможенных платежей и таможенной статистики, а также финан-

сово-хозяйственной и организационно-правовой деятельности ФТС России.

В центральных базах данных ФТС России аккумулируются сведения о функ-

ционировании всех таможен и таможенных постов.

Центральный вычислительный комплекс во взаимодействии с региональ-

ными вычислительными центрами таможенных управлений обеспечивает:

 предварительный обмен данными в электронном виде о постав-

ках товаров;

 проведение автоматизированного анализа рисков и выбор форм

таможенного контроля с использованием системы управления рисками;

 поэтапный переход на использование электронных документов с

электронной цифровой подписью в качестве первичных документов, актуа-

лизацию баз данных, содержащих нормативно-справочную информацию;

 оперативное информационное взаимодействие таможенных орга-

нов с участниками ВЭД и информационными системами государственных,

коммерческих, международных организаций и таможенных органов других

стран;

 решает научные и другие задачи.

Благодаря информационному взаимодействию с использованием совре-

менных технологий руководство ФТС России получает в режиме реального

времени информацию об интенсивности перемещения товаров через опреде-

ленные пункты пропуска на границе и может принять оперативные меры, ка-

сающиеся таможенного контроля, осуществляет взаимодействие с дежурны-

ми службами силовых министерств и ведомств, координирует оперативно-

служебную деятельность региональных таможенных органов.

Для обеспечения бесперебойной работы всех составляющих ЕАИС созда-

на единая служба технической поддержки. При ее создании учтен опыт луч-

ших из применяемых на практике способов организации работы подразделе-

ний или компаний, занимающихся предоставлением услуг в области инфор-

мационных технологий, описанных в ITI («айти л» — библиотека инфра-

структуры информационных технологий). Таможенная служба России строит

свою деятельность, учитывая опыт и технологии лучших таможенных служб

мира.

В Европейском Союзе с 2011 г. полностью вступили в действие доку-

менты Европейского Парламента и Совета Европейского союза, в которых

установлены принципы проведения контроля товаров, доставляемых через

таможенную границу. Для реализации установленных принципов государ-

ствами-членами Европейского Союза внедрены интегрированные и сообща-

ющиеся между собой информационные системы. Для гарантии защиты об-

щества и контроля соответствующих рисков в Европейском Союзе действует

система контроля импорта — Import Control System (ICS), система контроля

экспорта — Export Control System (ECS) товаров и система обмена данных о

транзите NCTS (New Customs Transit System). Также для регистрации и иден-

тификации предприятий при осуществлении ими таможенных формально-

стей создается база данных EORI (Economic Operators Registration and

Identificaion System). Использование данных систем устанавливает новые

обязанности для предприятий. Например, о ввозимом на таможенную терри-

торию Европейского Союза непосредственно из третьих стран товаре должна

быть представлена общая декларация о въезде. Декларация должна быть

представлена до ввоза товара на таможенную территорию Европейского Со-

юза. Общая декларация о въезде представляется в электронном виде, что

предполагает возможность и право применения информационных технологий

(IT — Information Technology).Такое правило применяется в отношении пе-

ремещения товаров всеми видами транспорта. Общую декларацию о въезде

должен представить перевозчик или, с ведома перевозчика, лицо, принявшее

ответственность за транспортировку товаров на таможенную территорию Ев-

ропейского Союза. У лица, представляющего общую декларацию о въезде,

должен быть действующий номер EORI. Для представления общей деклара-

ции о въезде в электронном виде у предприятия существует две возможно-

сти: посредством интерфейса из системы в систему (из компьютера в компь-

ютер) или через интернет. New Computerised Transit System (NCTS) — обще-

европейская компьютеризированная система управления транзитными гру-

зами, была разработана на основе стандарта UN/EDIFACT для электронного

документооборота. Общее соглашение о транзите предусматривает взаимное Глава 14. Эффективность и инновации в таможенном деле...

регулирование системы таможенных перевозок между Европейским Союзом

и Сообществом ЕАСТ (Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн и Исландия).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...