Основной целью создания NCTS является интеграция таможенных систем
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Европы, а также почти полное упразднение бумажного документооборота при транзитных перевозках между странами. На территории Евросоюза все таможенные процедуры полностью переведены на NCTS. Интеграция в NCTS является непременным условием для успешной работы европейских логистических компаний, использование данной системы снижает риски мо- шенничества в сфере транзитных перевозок. Рассматриваемые электронные системы предназначены для того, чтобы увеличить безопасность движения товаров и защищенность международной торговли, сделать таможенное оформление более эффективным, а также уменьшить административные расходы. Аналитические информационные системы таможенных органов постоянно совершенствуются, в частности, в целях интеграции информационного пространства таможенного союза и со- здания информационной системы внешней взаимной торговли таможенного союза. Для эффективного использования транзитного потенциала территории таможенного союза и в целях содействия развитию международного оборота таможенная служба РФ адаптирует свои технологии к требованиям Европей- ского Союза. В России уже действует автоматизированная система «Кали- нинградский транзит», которая полностью интегрирована с информацион- ными системами таможенных органов сопредельных государств и новой компьютеризированной транзитной системой. Уникальность NCTS заключа- ется в том, что она впервые позволила стране, не входящей в Евросоюз, под- ключиться к новой компьютеризированной транзитной системе стран Евро- пейского Союза. Переход к качественно новым типам устройств и технологий основан на фундаментальных открытиях науки и техники и обеспечивает скачок в росте
экономической эффективности, сочетает в себе меры по содействию торговле с мерами по обеспечению максимальной безопасности торговых обменов и безопасности товарных потоков. В июне 2005 г. на сессии Всемирной таможенной организации приняты Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. В этих стандартах безопасность рассматривается в широком аспекте — не только как безопасность логистических цепочек предприятий, но и как экономиче- ская безопасность участников торговли и государств, на территории которых эти операции выполняются. В основе механизма лежит предварительное ин- формирование и электронное декларирование. Названный рамочный доку- мент определяет 4 принципа: 1) предварительный обмен данными о товарных поставках в автоматиче- ском режиме (по мнению экспертов Всемирной таможенной организации, этот принцип позволяет не только отказаться от традиционных бумажных документов, но и заранее провести определенные подготовительные тамо- женные операции, что существенно сократит время таможенной очистки при прибытии товара на место в стране импорта); 2) создание системы анализа и управления рисками, позволяющее до- сматривать только те поставки, которые представляют реальную угрозу; 3) создание на границе условий для физического контроля транспорт- ных средств и контейнеров (реализация этого принципа предполагает осна- щение пунктов пропуска специальной аппаратурой — инспекционно- досмотровыми комплексами для контроля крупногабаритных грузов); 4) создание партнерских отношений бизнес-сообщества с государством в лице его контролирующих органов. Внедрение предварительного информирования о товаре, пересекаю- щем таможенную границу, и электронного декларирования, в том числе, с использованием Интернет — одно из направлений внедрения достижений
научно-технического прогресса в таможенное дело. Преимущество предва- рительного информирования заключается в минимизации времени выполне- ния таможенных формальностей в пунктах пропуска через государственную границу РФ и повышении оперативности принятия решений должностными лицами таможенных органов посредством предварительного определения то- варов и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю. Резуль- татом развития Интернет-декларирования является технология удаленного выпуска товаров. Ее суть заключается в том, что декларация о товаре пода- ется участником ВЭД в электронном виде во внутренний таможенный орган, где производится таможенное декларирование. При этом сам товар и транс- портное средство находятся на складе временного хранения (СВХ), располо- женном в регионе деятельности приграничного таможенного органа. Ускорить таможенные операции также позволяет предварительное ин- формирование. С 2014 г. в России предусмотрен полный переход на безбу- мажный оборот и технологию представления в электронном виде таможен- ной декларации и документов, на основании которых она заполнена. Основой технологии удаленного выпуска является разделение процесса таможенно- го контроля на документальный и фактический контроль, которые осу- ществляют различные таможенные органы. Дальнейшее внедрение информационных технологий с целью улучшения взаимодействия в таможенных органах и обеспечивающих учреждениях осуществляется путем приобретения телекоммуникационного оборудования, создания необходимых вычислительных ресурсов, системы хранения данных и специального программного обеспечения. Производится модернизация: − информационно-программных средств автоматизированной под- системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории РФ; − информационно-программных средств информационного взаи- модействия с зарубежными таможенными службами и междуна- родными организациями; − информационно-программных средств обеспечения финансово- хозяйственной деятельности таможенных органов; − программных средств, информационно-справочных систем и си-
стем сбора форм статистической отчетности; − внедрение автоматизированной системы контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS (АС КТТ-2). В 2012 г. совершенствуется система стандартов и методических докумен- тов, используемых для обеспечения функционирования и развития ЕАИС та- моженных органов, формируются новые и пополняются действующие базы данных, например, о физических и юридических лицах, совершивших тамо- женные правонарушения на территории России (причастных к незаконному обороту оружия, боеприпасов и наркотических средств, имеющих задолжен- ность по уплате таможенных платежей, штрафов и пени), о результатах про- верок хозяйственной деятельности участников ВЭД, учета товаров и транс- портных средств, перемещаемых физическими лицами. Следующее направление инноватизации связано с совершенствованием технических средств таможенного контроля (ТСТК). Без резкого улучшения оснащенности таможенных органов современной аппаратурой невозможно решить задачу по ускорению процедуры таможенного оформления грузов, сокращению времени досмотра автотранспорта до нескольких минут. Особое внимание уделяется оборудованию международных автомобильных пунктов пропуска специальными установками, способными сканировать содержимое транспортных средств и выводить информацию о грузе на монитор операто- ра, где техника определяет не только количественные, но и качественные ха- рактеристики товара. Мировая таможенная практика, наряду с осуществле- нием оперативных мероприятий, в последнее время стремится максимально исключить возможность контрабанды за счет использования для ее поиска специальной техники. Наиболее эффективной техникой в настоящее время являются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). ИДК позволяет за минимальное время (3 —5 мин.) без вскрытия и раз- грузки грузового транспортного средства получить его изображение и изоб- ражение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими
идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспорт- ного средства; обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров. Анализ применения указанных комплексов в таможенных службах и службах безопасности ряда государств Европы и Азии показывает их высо- кую эффективность по противодействию контрабанде и незаконному пере- мещению грузов, надежному выявлению оружия и боеприпасов, наркотиче- ских и взрывчатых веществ. ИДК выпускаются фирмами в стационарном, перебазируемом и мобильном варианте для досмотра морских контейнеров и большегрузных автомобилей. Стационарные ИДК являются инспекционны- ми системами, которые дают точное рентгеновское изображение полностью загруженных морских контейнеров и грузовых автомобилей и, как правило, Глава 14. Эффективность и инновации в таможенном деле... используются в морских пунктах пропуска. Пропускная способность — до 25-ти контейнеров в час. Указанные комплексы требуют значительной ради- ационной защиты и размещаются в стационарных рентгенозащитных соору- жениях Легко возводимые (перебазируемые) ИДК позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о соответствии перевози- мого груза заявленному в товаросопроводительных документах (эффект до 85 % товаров по сравнению со стационарными ИДК). Данные комплексы ис- пользуются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропуск- ную способность до 20-ти грузовых автомобилей в час. Технологическое оборудование комплекса размещается в быстровозводимом сооружении либо сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант). Мо- бильные ИДК смонтированы на шасси автомобилей. В настоящее время ИДК оснащены таможенные службы Германии, Вели- кобритании, Франции, Бельгии, Норвегии, Словакии, Голландии, США, Япо- нии, Китая, Австралии, ОАЭ и ряда других стран. В 2010 г. в пунктах пропуска через государственную границу использова- лось 52 ИДК, их них 42 — мобильных и 10 — стационарных. Проводятся мероприятия по вводу в эксплуатацию еще 6 стационарных ИДК. С исполь- зованием ИДК в 2010 г. было проведено 809 тыс. таможенных осмотров то- варов и транспортных средств. В результате пресечены поставки наркотиче- ских средств общим весом 56 кг, принято 140 решений о запрете ввоза това- ров и транспортных средств. По выявленным фактам нарушений таможен- ных правил было возбуждено 2278 административных и 41 уголовное дело. Кроме того, в 2010 г. российские таможенные органы пополнились 491 сред-
ством таможенного контроля различного назначения. В их числе 32 досмот- ровые рентгенотелевизионные установки, 29 портативных рентгенофлуорес- центных анализаторов металлов, 30 комплектов технических средств для до- смотра воздушных судов, 30 портативных приборов идентификации лесо- и пиломатериалов, 20 портативных радиотехнических приборов дистанционно- го зондирования сыпучих грузов, 233 комплекта технических видеоскопов, 117 электрохимических анализаторов для идентификации драгоценных кам- ней и металлов. Оснащенность пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации стационарными таможенными системами обнаружения делящихся и радиоактивных материалов в 2010 г. достигла 96 %. На разработку новых отечественных ТСТК, установление связи с про- мышленностью России по производству этих средств и их закупку за рубе- жом выделяются значительные средства. В программах развития ФТС преду- сматривается приобретение передвижных досмотровых рентгеновских уста- новок, электронного весового оборудования для пунктов пропуска, их осна- щение системами считывания и распознавания габаритов и номерных знаков транспортных средств, совершенствование оборудования для контроля ра- диоактивных и делящихся материалов. Совершенствуется техническое осна-Глава 14. Эффективность и инновации в таможенном деле... щение морских и воздушных судов таможенной службы. Для обеспечения непрерывного технологического процесса таможенного оформления и кон- троля при аварийных ситуациях предусмотрено достаточное оснащение та- моженных органов системами гарантированного электроснабжения. В тамо- женных органах разработаны приемы применения ТСТК при выполнении процедур досмотра, создана ремонтно-техническая база, определены нормы обеспечения таможен материально-техническими ресурсами, введен порядок заблаговременного планирования потребности в технических средствах. Расширяются научно-исследовательские функции экспертно-крими- налистических лабораторий. Целью введения системы управления рисками (СУР) является оптималь- ное распределение ресурсов таможенной службы, снижение административ- ного воздействия на законопослушных участников внешнеторговой деятель- ности с одновременным усилением таможенного контроля в отношении от- дельных товаров и лиц, в отношении которых существует наибольшая веро- ятность нарушения действующего законодательства. Применение СУР обусловлено необходимостью систематизации основа- ний, порядка и форм проведения таможенного контроля, что в свою очередь должно привести к предсказуемости таможенной службы во взаимоотноше- ниях с участниками внешнеторговой деятельности: 1) имеющих устойчивый характер; 2) связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; 3) подрывающих конкурентоспособность отечественных производителей; 4) затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение со- блюдения которых возложено на таможенные органы. Управление риском — систематическая работа по разработке и практиче- ской реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эф- фективности их применения, а также по контролю за применением таможен- ных процедур и таможенных операций. Для реализации СУР разрабатывают- ся так называемые профили риска. Профиль риска — совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необ- ходимых мер по предотвращению или минимизации риска. Таким образом, таможенная служба России последовательно реализует механизм принятых в 2005 г. Всемирной таможенной организацией Рамоч- ных стандартов безопасности в сфере международного товарооборота В таможенной службе России автоматизированы все процедуры, которые прописаны в нормативно-правовых актах: прибытие (убытие) товаров и транспортных средств на (с) таможенную территорию, оформление транзита товаров, помещение их на склады временного хранения, декларирование то- варов с применением всех таможенных режимов (импорт, экспорт, реэкс- порт, переработка на (вне) таможенной территории, режим свободной эконо- мической зоны, магазины свободной беспошлинной торговли). Также авто- матизированы и вспомогательные процессы. Созданы системы, которые поз- воляют анализировать данные таможенной статистики, проводить сверку по- казателей взаимной торговли различных государств, выявлять зоны риска, анализировать и прогнозировать поступление платежей в федеральный бюд- жет и объемы торговли. Кроме того, в таможенной службе автоматизирова- ны процессы хозяйственной деятельности, кадрового и финансового учета. Совершенствование технического оснащения, финансирование разработки новых средств таможенного контроля, программных продуктов являются предметом планирования и составной частью программ развития таможен- ной службы. Работа по внедрению научных достижений в таможенном деле направлена на реализацию Стратегии развития ФТС России до 2020 г. Основными направлениями инновационных изменений в современных условиях являются: максимальное развитие информационных технологий и электронно- го документооборота; создание современных технических средств таможенного контроля, в том числе, досмотровой, вычислительной, охранной техники, те- лекоммуникационного оборудования, технических средств для по- вседневной деятельности метрологических служб, позволяющих ускорить таможенный контроль, повысить его эффективность и снизить расходы добросовестных участников внешнеэкономиче- ской деятельности; совершенствование программных продуктов для реализации ин- формационных технологий и защиты информации от несанкциони- рованного доступа, а также для информационного обеспечения ана- литической и плановой работы таможенных органов в области хо- зяйственных операций; создание Единой автоматизированной информационной системы государств-членов Таможенного союза; интеграция информационных систем участников внешнеэкономи- ческой деятельности, заинтересованных лиц и собственно таможен- ных органов в целях совершенствования отношений таможни и бизнеса; с совершенствование информационного взаимодействия с органами государственной власти, банками, страховыми компаниями и т.д. ФТС России получает от федеральных органов исполнительной власти около 70 документов, которые используются в различных ситуациях, возни- кающих при таможенном оформлении и таможенном контроле. Это и прибы- тие транспортных средств на границу, и оформление транзита, и помещение товаров на СВХ, и декларирование, и пост-контроль. Ведомства, которые яв- ляются поставщиками информации для ФТС, создали свои электронные сер- висы. ФТС России также имеет вэб-сервисы для доступа к данным, требуе- мым другим ведомствам. Создан портал электронного декларирования, с по- мощью которого любой участник ВЭД может подать декларацию в таможен- ный орган через интернет. Для этого ему не требуется покупать какое-либо оборудование и программное обеспечение, проходить сертификацию, атте- стацию, достаточно иметь подключение к интернет и электронно-цифровую подпись. В дальнейшем на межведомственное взаимодействие будут переведены практически все основные функции таможенных органов по таможенному оформлению и таможенному контролю, при котором будет осуществляться получение разрешительных документов, лицензий, квот, дополнительных сведений непосредственно от федеральных органов исполнительной власти, в распоряжении которых они находятся. Внедрение современных средств связи, технологий таможенного кон- троля требует решения не только технических, но и социальных вопросов, в том числе, подготовки кадров, готовых с наибольшим эффектом использо- вать возможности новой техники и технологий. Требуется обновление нор- мативной базы тылового обеспечения, совершенствование структуры управ- ления. Новые технологии требуют и новых норм использования материаль- ных и трудовых ресурсов. Оптимизируется структура таможенных органов, адаптируются к потребностям таможенного дела методология анализа, про- гнозирования и планирования показателей деятельности таможенных орга- нов. Повышение экономической обоснованности принимаемых решений в таможенном деле сопровождается разработкой новых методологий таможен- ной статистики внешней торговли, системы анализа и управления рисками. Внедрение достижений технического прогресса требует значительных финансовых ресурсов для таможенной службы. ИТ-бюджет ФТС России на 2011 г. составляет около 3,4 млрд руб. Эти деньги предназначены для ин- форматизации не только центрального аппарата, но и региональных управле- ний и таможен. Значительная их часть расходуется на содержание и развитие ведомственной информационно-телекоммуникационной сети, а также на оснащение информационно-техническими средствами таможенных органов, проведение опытно-конструкторских работ, поддержку уже созданного про- граммного обеспечения, его модернизацию и внедрение новых компонент. Помимо выделяемых бюджетных средств на протяжении ряда лет ФТС Рос- сииреализует программу модернизации информационной системы таможен- ных органов за счет кредита Всемирного банка. Кроме того, ФТС России участвовала в федеральной целевой программе «Государственная граница», в рамках которой пограничные пункты пропуска оснащались инспекционно- досмотровыми комплексами. На эффективность влияют как прямое уменьшение затрат субъектов хо- зяйственной деятельности, так и снижение и (или) предотвращение возмож- ных потерь государства и организаций, осуществляющих производство, хра- нение, перевозку товаров. На макроэкономическом уровне эффективность подобных расходов выражается в повышении степени безопасности и уменьшении рисков возможных экономических потерь вследствие переме- щения запрещенных товаров и товаров, могущих нанести вред здоровью граждан, экологии страны, отечественной экономике и бюджету государства. Глава 14. Эффективность и инновации в таможенном деле... Экономический эффект обеспечивается также ускорением движения това- ров и капитала, снижением расходов участников внешнеэкономической дея- тельности и, в конечном счете, экономией общественного труда, материаль- ных и других ресурсов, в том числе в сфере контроля за перемещением това- ров через таможенную границу. На микроэкономическом уровне (на уровне таможенного органа) эффект от внедрения достижений технического про- гресса принято выражать в показателях улучшения технических параметров и возможностей оборудования (более высокая производительность, мощ- ность, скорость операций, рабочий ресурс, возможности применения новых программных продуктов, уменьшение потребления энергии на единицу рабо- ты, уменьшение габаритов, снижение расходов на обслуживание). Более со- вершенные техника и технология интегрируют информационные ресурсы всех заинтересованных лиц, сокращают время операций по сбору, обработке и представлению информации, повышают эффективность обмена информа- цией и степень ее защиты. Использование современных информационных технологий повышает уровень борьбы с таможенными правонарушениями и их профилактику, обеспечивает информационную безопасность таможенных органов, секретность оперативно-розыскных мероприятий, исключает не- санкционированный доступ к информации. Социальный аспект инновационного развития — это повышение комфор- та и улучшение условий труда, повышение имиджа таможенника и престижа этой профессии. В конечном счете, инновационное развитие выражается в повышении ка- чества таможенного контроля, обеспечении расчетной суммы доходной части федерального, обеспечении экономической безопасности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|