Организационные структура инновационного менеджмента: инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий
Организационные структуры инновационного менеджмента — это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.представлена в схематичной форме организационная структура научно-инновационной сферы в России. Центральное место в ней занимают организации, осуществляющие инновационную деятельность, научные исследования и разработки. К числу научных организаций относятся все организации (учреждения, предприятия), выполняющие исследования и разработки в качестве основной деятельности либо имеющие в своем составе подразделения, основной деятельностью которых является выполнение исследований и разработок, независимо от их принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности. В настоящее время единого определения понятия "бизнес-инкубатор" не существует. Российское определение инкубатора дано в Постановлении Росстата от 20.12.2007 № 104 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса". В соответствии с данным документом под бизнес-инкубатором понимается организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей. В общем понимании бизнес-инкубаторы – коммерческие или государственные организации, цель которых – поддержать предпринимателей на ранней стадии их деятельности.
Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание следующих основных услуг: • предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора; • осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора; • почтово-секретарские услуги; • консультационные услуги но вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения; • доступ к информационным базам данных. Большинство первых инкубаторов создавались как некоммерческие или неприбыльные организации. Прошло несколько десятков лет до перехода к их коммерческой концепции. Для понимания механизмов функционирования бизнес-инкубаторов важное значение имеют следующие характеристики: • политика приема-выпуска инкубируемых предприятий; • комплекс услуг, предоставляемых инкубатором; • политика цен на услуги; • схема обратной связи с компаниями – клиентами инкубаторов; • система управления инкубатором и функции менеджеров. Выделяют три поколения бизнес-инкубаторов. Появление первых инкубаторов относится к 1940–1950 гг., но реальное их развитие началось во второй половине 1970-х гг. Оно было связано с кризисом экономики и ростом безработицы в промышленно развитых странах и поиском новых подходов и инструментов выхода из застоя. В основном первые бизнес-инкубаторы представляли собой некоммерческие, бесприбыльные организации, не являвшиеся самоокупаемыми структурами и не ориентированные на получение прибыли. Главная услуга, которая предоставлялась ими – аренда помещений. Второе поколение бизнес-инкубаторов сформировалось в конце 1980-х – первой половине 1990-х гг., как результат ускоренного развития науки и технологий, необходимости трансферта знаний и технологий, ускорения процессов коммерциализации исследований и разработок.
Отличительными чертами новой модели бизнес-инкубаторов стали: ориентация на поддержку наукоемких и высокотехнологичных компаний и на выполнение миссии по обеспечению условий для трансферта знаний; выход за рамки региональной политики, переход на национальный и даже межстрановой уровень; специализация инкубаторов; начало использования не только государственного, но и частного финансирования; стремление к переходу к моделям, обеспечивающим самоокупаемость. Модель функционирования, характерная для инкубаторов второго поколения, предполагает определение рынка, на котором будет работать инкубатор; разработку бизнес-плана с определением точки самоокупаемости инкубатора, формирование политики приема-выпуска, а также политики "обратной связи" с фирмами-резидентами инкубатора, разработка политики по оказанию услуг. Функции инкубатора в новой модели включают оказание широкого спектра внутренних и внешних (оказываемых партнерами инкубатора) услуг, включая поиск финансовых ресурсов или обеспечение финансовой поддержки малым предприятиям на стартовой стадии; кадровые услуги; формирование связей с научными организациями; помощь при поиске поставщиков и потребителей продукции, оказание услуг в подготовке кадров; защита прав интеллектуальной собственности, юридические услуги и т.д. Важной частью работы бизнес-инкубаторов является стимулирование взаимодействия между резидентами инкубатора. Как правило, внутренние услуги резидентам на стартовой стадии предоставляются бесплатно, по мере развертывания бизнеса происходит переход к предоставлению услуг по субсидируемым ценам. Второе поколение моделей сегодня продолжает существовать и используется во многих странах. Третье поколение бизнес-инкубаторов начало развиваться параллельно со вторым со второй половины 1990-х гг. Во многом его появление было связано с развитием ИКТ и наукоемкого бизнеса. Особенности инкубаторов третьего поколения заключаются в следующем: инкубаторы, как правило, создаются венчурными капиталистами либо крупными междисциплинарными, транснациональными консалтинговыми компаниями; ориентированы на получение прибыли, получение доходов на инвестиции, которые инкубатор вкладывает в развитие малых предприятий; формируют сети стратегических партнеров, отдают приоритет информационным и консалтинговым услугам, а не аренде помещений и оборудования; поддерживают преимущественно платный характер предоставления услуг; проводят мониторинг деятельности компаний-резидентов и деятельности самих бизнес-инкубаторов.
Инкубаторы работают, но сходным моделям отбора и финансирования стартапов, однако различаются методами создания потоков стартапов, условиями и сервисами для резидентов. Резиденты инкубатора – юридические лица – компании, относящиеся к малому бизнесу (доля крупного акционера не превышает 25%, количество сотрудников до 100 человек, годовой оборот не превышает 400 млн руб.). При приеме в бизнес-инкубатор компании проходят экспертизу. Инкубатор технологий — наукоемкое предприятие, связанное с университетом, научно-технологическим парком или инновационным центром. Его задачи — обслуживание малых инновационных предприятий, «выращивание» новых фирм, оказание им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии развития. Инкубатор технологий может быть интегрированной частью научного парка (Великобритания), исследовательского парка (США), технопарка (Россия), Научно-промышленного парка (КНР). Инновационный центр — организация, обладающая специализированной инфраструктурой, деятельность которой направлена на содействие созданию, росту и развитию фирм, а также на развитие инновационной деятельности в регионе, сотрудничество и кооперацию между исследователями ипромышленностью, оказание услуг наукоемким фирмам в сфере информационного обеспечения, подготовки и обучения персонала в области менеджмента; ускорение реального экономического развития на основе создания региональных и международных сетей для обмена информацией и сотрудничества между фирмами. Инновационные центры являются важнейшей составляющей в организационной инфраструктуре малого инновационного предпринимательства. В России кроме информационных центров организационную инфраструктуру малого инновационного предпринимательства составляют инженерные центры, временные научно-производственные комплексы, внедренческие и инжиниринговые фирмы, научно-технологические кооперативы и другие предприятия. Наглядно организационная структура малого инновационного бизнеса
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|