Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности стратегий взаимодействия с внешней средой- поставщиками, потребителями, смежными организациями.




Необходимость учета факторов внешней среды. Организация не может существовать в изоляции от внешней среды. Адаптация организации к внешним услови­ям — одно из главных условий выживания организации.

В деятельности любой современной организации задействованы ее многочисленные связи и взаимозависимости˸ с вышестоящими организациями, с поставщиками, правоохранительными органами, с политическими и другими организациями и институтами, существую­щими в данном конкретном обществе.

Как правило (исключение составляют некоторые военные организации, монастыри и т.п.), члены организации одновременно входят в состав и других организаций, интересы которых оказывают значи­тельное, иногда даже решающее влияние на поведение членов орга­низации. По этой причине одна из характеристик организаций связана с тем, что в деятельность всœех организаций ее члены включены лишь частично. Точно так же только немногие организации способны со­здавать собственные технологии. Здесь многое зависит от вида внеш­ней среды, в частности от того, может ли организация получить со стороны механическое оборудование, информацию, программу, обу­ченных работников. Ресурсы, приходящие извне, адаптируются в ор­ганизации (к примеру, работники повышают квалификацию).

Социальная структура также воспринимает свои важнейшие компоненты из внешней среды, в связи с этим структурные формы не меньше, чем технология, зависят от внешней среды.

Три базовых составляющих изучения внешней среды организации˸

1. Изучение структуры внешней среды. Внешняя среда крайне неоднородна и сложна по своему составу, ее структурные единицы по-разному ориентированы в отношении конкретной организации и обладают различными характеристиками, которые определяют по­тенциальные возможности отдельных составляющих внешней сред. Это позволяет классифицировать различные структурные единицы внешней среды исходя из степени их значимости для данной организации.

2. Выделœение системы связей с внешней средой и системы связей внутри внешней среды. Стоит сказать, что для нормального функционирования организа­ция должна создавать, развивать и обеспечивать систему коммуника­ций с внешней средой. При этом важно учитывать всœе виды связей с внешним окружением˸ властные связи, информационные, контроли­рующие, культурные и т.д.

3. Оценка и определœение приоритетных структурных единиц и наиболее важных связей во внешней среде. Эта составляющая изучения внешней среды позволяет вырабатывать достаточно обоснованные стратегии действий в отношении ее рыночных и институциональных компонентов. Оценка компонентов внешней среды должна основы­ваться на выделœении средств (ᴛ.ᴇ. тех компонентов, которые органи­зация может использовать для достижения собственных целœей) и условий (компонентов внешней среды, которые организация не может использовать для достижения целœей). Ранжируя окружающие орга­низацию другие организации, социальные движения, государственные учреждения, социальные институты и отдельных влиятельных лиц, руководство организации сможет ориентироваться в постоянно изме­няющихся ситуациях, возникающих во внешнем окружении, находить оптимальные пути при достижении организационных целей.

Стратегии организации в отношениях с внешней средой. Организация сможет занять надлежащее место в обществе, выжить в соседстве с другими организациями, группами, социальными институтами, в случае если она адаптируется к требованиям внешней среды. В связи с этим весьма важной задачей представляется выработка и осуществление стратегий организации в отношениях с различными компонентами внешней среды. По такому основанию, как обмен с внешней средой на входе и выходе организации, обычно выделяют два базовых стратегических направления — буферные стратегии и стратегии установления взаимо­связей, каждое из которых содержит набор стратегий.

1. Буферные стратегии. Любую организационную стратегию можно отнести к классу буферных, в случае если организация стремится мак­симально изолировать себя от воздействий других организаций и институтов, сохранить свою самостоятельность, независимость и ук­репить границы. Буферные стратегии могут иметь много форм и модификаций.

Стратегия автономии от внешней среды, или стратегия создания запасов, когда организация, запасая сырье, накапливая информацию, аккумулируя другие ресурсы, становится независимой (на определœенное время) от других организаций. В этом случае органи­зация на какое-то время отталкивает от себя некоторых представи­телœей рыночного окружения, к примеру нежелательных партнеров, го­сударственные организации и т.д. Неудачно применяе­мая стратегия автономии грозит изоляцией организации от внешней среды, что в конечном счете может привести к негативным последствиям.

Стратегия ужесточения контроля за входом и выхо­дом организации. Данная стратегия проявляется прежде всœего в жесткости организации по отношению к внешней среде с целью обезопасить себя от внешнего воздействия. Сущность этой стратегии заклю­чается в формализации и постоянных проверках положения при по­купке ресурсов и сбыте продукта͵ проявлении жесткости в отноше­ниях с партнерами, заказчиками и конкурентами (к примеру, установ­ление твердых и неизменных условий продажи или покупки ресур­сов).

Стратегия экспансии, когда изоляция от внешней среды достигается путем расширения организации или завоевания большей доли рынка. В этом случае организация неизбежно вызывает сопротив­ление внешней среды (по крайней мере пассивное) и очень редко — потребность помогать и сотрудничать. В период активной экспансии организации на рынке всœегда создается вакуум в некоторых частях рыночной среды, что позволяет отнести такую стратегию к классу бу­ферных. При этом период активного экспансивного действия на рынок краток и после завершения может наступить период сотрудничества и налаживания социальных и экономических связей между организа­цией и различными структурными единицами внешней среды.

Буферные стратегии можно считать целœесообразными, когда организация завоевывает авторитет и стремится упорядочить собственные ресурсы на входе и выходе системы, а также в периоды неустойчивого положения организаций или в периоды крупных конфликтов со структурными единицами внешней среды, когда организации очень важно сохранить относительную независимость от некоторых объектов внеш­него окружения для достижения свободы в реализации собственных целœей.

2. Стратегии установления взаимосвязей. Основ­ная цель организации при выборе и использовании стратегий установ­ления взаимосвязей — упорядочить обменные отношения организа­ции, расширить границы деловых контактов, приобрести новые сферы влияния во внешней среде. Эти стратегии включают в себя взаимоза­висимость различных организаций, контроль каждого за каждым, прежде всœего на базе доверия. Наиболее типичными стратегиями такого рода являются следующие.

Стратегия заключения сделок, которая состоит в постоянном стремлении организации устанавливать новые связи с раз­личными объектами внешнего окружения на базе эквивалентного взаимовыгодного обмена. Такая стратегия позволяет организации ор­ганично вписываться во внешнее окружение, успешно решать пробле­му адаптации к внешней среде для расширения производства и успеш­ного баланса между входом и выходом системы. Вместе с тем реализация стратегии заключения сделок связана с рядом серьезных проблем таких, как создание и поддержание высокого положительного имиджа (без него сложно осуществлять доверительный обмен), формирование связей с надежными партнерами, которых весьма трудно оценить без глубокого социально-экономического исследования рынка.

Стратегия взаимной диффузии, суть которой состоит во взаимопроникновении отдельных направлений деятельности несколь­ких (хотя бы двух) организаций. В частности, это должна быть совмест­ная реализация продукта͵ постоянная взаимопомощь при поиске и использовании крайне важно й информации, совместное проведение исследовательских работ, взаимная финансовая поддержка на условиях доверия и т.д. Данная стратегия также требует положительного имиджа и устойчивой системы связей с различными компонентами внешней среды.

Стратегия сращивания и слияния, которая сводится к объединœению отдельных организаций в союзы или в укрупненные ор­ганизации для наиболее успешной деятельности в условиях рыночного или институционального окружения. В ходе реализации стратегий слияния могут возникать наиболее жизнеспособные и многопрофиль­ные организации.

Применение рассмотренных стратегий во многом зависит от си­туации в рыночной и институциональной среде, возможностей орга­низаций, специфики культуры организации и многих других факто­ров.

Содержание инновационных стратегий конкурентного поведения.

Конкурентные инновационные стратегии бывают трех видов:

• блокирование;

• кооперация;

• опережение.

Выбор той или иной стратегии зависит от внутренних возможностей фирмы, ее общей инновационной стратегии, типа производимой продукции, стадии жизненного цикла нововведения.

Очень важным фактором является то, что компания может использовать сразу несколько конкурентных стратегий или последовательно переходить от одной стратегии к другой. Более того, по разным продуктовым линейкам компания также может использовать различные конкурентные стратегии.

Стратегия блокирования предполагает, что фирма защищает свои инновации от конкурентов, т.е. основная стратегическая цель заключается в создании условий, при которых копирование либо невозможно, либо невыгодно. Каким образом это достигается? На различных стадиях используются свои инструменты. Например, на стадии фундаментальных и прикладных исследований устанавливается связь с центрами фундаментальных исследований. Компания финансирует исследования, заключая договоры об ограничении возможности предоставления результатов этих исследований другим компаниям.

На стадии разработки оформляются права на интеллектуальную собственность, создастся уникальная концепция товара, которую достаточно сложно повторить.

На стадии производства патентуются технологии и устанавливаются особые связи с поставщиками. Современные компании довольно часто используют систему обратной вертикальной интеграции (backward vertical integration), в которой фирма-производитель не просто объединяет вокруг себя множество поставщиков сырья, материалов и комплектующих, но и привлекает их к совместной разработке новых продуктов и технологий. В качестве стимулирования активности поставщиков фирма-новатор заключает с ними договоры о намерениях, выступающие неким гарантом будущих контрактов на поставку в рамках определенного инновационного проекта. Несомненно, подобные долгосрочные отношения усиливают рыночные позиции компании и позволяют эффективнее противодействовать конкурентам.

Помимо этого, технологический лидер может блокировать попытки копирования нового продукта, посылая рынку так называемые рыночные знаки. Как было сказано ранее, стратегию копирования фирмы выбирают из-за экономии расходов на НИОКР и желания избежать маркетинговых ошибок. Копирующие компании конкурируют с новатором за счет установления заниженных цен, при этом достигая запланированной прибыльности. Если при каждой попытке копирования продукции компания-новатор резко снижает цену на свой новый продукт, тем самым предупреждая конкурентов о готовности конкурировать с ними и по цене, то последние теряют ценовое преимущество, а с этим теряется и сам смысл копирования.

Второй конкурентной инновационной стратегией, которую могут использовать лидеры и последователи, является стратегия опережения. Стратегия опережения, в отличие от предыдущей стратегии, сфокусирована на создании такой базы R&D, которая позволяет компании быть постоянно на шаг впереди в предложении рынку первичных инноваций. Пока конкурент копирует один успешный продукт, компания выводит на рынок новый. Данная стратегия наиболее ярко представляет принцип перманентности инноваций и требует от компании построения уникальной организационной структуры и корпоративной культуры, которые способны поддерживать инновативность всех менеджеров и служащих. В тех случаях, когда две или несколько компаний претендуют на роль лидера, может возникнуть ситуация конкурентной гонки,

Осуществлять стратегию опережения можно и за счет сохранения старой продукции и расширения продуктовой линейки или ассортиментной группы. Расширение продуктовой линейки происходит за счет создания модификаций продукта, и наиболее оптимальным в данном случае является использование уже имеющихся производственных и маркетинговых ресурсов. Расширение ассортимента предполагает диверсификацию деятельности и освоение новых товарных категорий как с использованием существующей ресурсной базы, так и путем создания новых производственных линий. В любом случае наиболее оптимальным является принятие подобных решений на основе принципа синергии.

Последний вариант конкурентной инновационной стратегии, которую может использовать компания, – это стратегия кооперации. Стратегия кооперации предполагает, что компания, выводя на рынок новый продукт, заинтересована в том, чтобы как можно большее количество конкурентов перешли на выпуск аналогичной продукции, т.е. скопировало новинку.

Причин подобного поведения несколько. Основная из них – недостаточные возможности (финансовые и маркетинговые) новатора для установления нового стандарта потребления в отрасли. В частности, как раз эту стратегию используют мелкие и средние фирмы, для того чтобы установить культуру потребления определенных продуктов, как бы кооперируясь с сильными брендами для достижения взаимных выгод.

Объекты интеллектуальной собственности- произведения, программы, базы данных, типологии интегральных микросхем, исполнения, фонограммы, сообщения в эфир (понятия, форма защиты, порядок оформления права интеллектуальной собственности).

В соответствии со ст. 1225 ГК РФ интеллектуальной собственностью признаются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Интеллектуальная собственность включает результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. К результатам интеллектуальной деятельности, перечисленным в ст. 1225 ГК РФ, относятся произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных, исполнения, фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю, радио- или телепередач, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау). Нужно сказать, что далеко не все результаты интеллектуальной деятельности являются творческими. В случае если написание романа или научной статьи действительно требует творческих усилий, то создание фонограммы является техническим процессом и к творчеству не имеет никакого отношения. Секретом производства может называться не только солидная научная выработка, но и информация о свойствах объекта промышленного производства. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, результат интеллектуальной деятельности включает результаты творческого и нетворческого характера. Среди средств индивидуализации в ГК упоминаются фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров и коммерческие обозначения. Фирменное наименование используется юридическим лицом при осуществлении предпринимательской деятельности, позволяя выделить его среди иных участников гражданского оборота. Товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров, коммерческое обозначение применяются для того, чтобы выделить на рынке производимую продукцию или предприятие. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, средства индивидуализации могут обозначать как субъекта гражданских правоотношений, так и объект гражданских прав. Интеллектуальная собственность охраняется законом. При этом это относится не ко всем результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации. Правовая охрана предоставляется только тем объектам, которые перечислены в ст. 1225 ГК РФ. Иные результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации законом не охраняются. В отличие от ранее действовавшего законодательства, правовая охрана теперь не предоставляется научным открытиям, рационализаторским предложениям. В юридической литературе такое положение дел оправдывается тем, что научные открытия не охраняются по международному праву и праву иностранных государств. Вместе с тем, научные открытия и рационализаторские предложения могут охраняться в настоящее время в качестве секрета производства (ноу-хау). Для этого достаточно ввести режим тайны в отношении информации о научном открытии или рационализаторском предложении. Действительно, тем самым защищаются имущественные интересы правообладателя, однако нематериальные интересы создателя в признании его научного вклада в развитие науки или производства остаются при этом без внимания. Реализация права авторства в условиях, когда полученная выработка является секретом производства, практически невозможна. Нацеленность современного интеллектуального права на обеспечение, прежде всего, экономических интересов участников гражданского оборота сделала попросту ненужной охрану тех результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых функция гражданского права состоит только в защите нематериальных интересов личности. Универсальным же способом регистрации интеллектуальной собственности является обращение в авторское общество или агентство. В зависимости от формы организации и собственности регистрация будет платной или бесплатной. Обратите внимание, что каждая фирма предъявляет несколько требований к правообладателям: к примеру, РАО (Российское Авторское Общество) требует, чтобы рукопись, аудио-, видеозапись или другая форма интеллектуальной собственности была предоставлена в двух экземплярах.
40. Объекты интеллектуальной собственности- изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства, селекционные достижения (понятия, форма защиты, порядок оформления права интеллектуальной собственности).

Секреты производства (Ноу-хау) — это сведения любого характера (оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности. Изобретения. Объекты интеллектуальной собственности считаются изобретениями, если они представляют собой устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных а также применение известного устройства, способа, вещества по новому назначению. К устройствам как объектам изобретения относятся конструкции и изделия. Например к устройствам, как объектам изобретений, относятся - машины, приборы, механизмы, инструменты, транспортные средства, сооружения, оборудование и т.п. Полезными моделями являются новые и промышленно применимые решения, относящиеся к конструктивному выполнению средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Понятием «полезная модель» обычно охватываются такие технические новшества, которые по своим внешним признакам хотя и напоминают изобретения, однако являются менее значительными с точки зрения их вклада в уровень техники. Полезная модель, так же как изобретения и другие объекты интеллектуальной собственности, должна быть результатом самостоятельного изобретательского творчества, обладать новизной и промышленной применимостью. Промышленным образцом является художественно-конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид. Как и изобретение, промышленный образец представляет собой нематериальное благо, результат творческой умственной деятельности, который может быть воплощен в конкретных материальных объектах. Если изобретение является техническим решением задачи, то промышленным образцом признается решение внешнего вида изделия, является решением задачи, содержащее указание конкретных средств и путей реализации творческого замысла дизайнера.

Объекты интеллектуальной собственности- товарные знаки, наименование мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения (понятия, форма защиты порядок оформления права интеллектуальной собственности).

Товарный знак, Фирменное наименование, Наименование места происхождения товара, Доменное имя

Группа объектов интеллектуальной собственности, права на которые можно объединить в один правовой институт охраны маркетинговых обозначений. Включает в себя такие понятия, как: товарный знак, фирменное наименование, наименование места происхождения товара. Впервые правовые нормы об охране средств индивидуализации на международном уровне закреплены в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, где товарным знакам посвящена большая часть конвенции, чем изобретениям и промышленным образцам. Фирменные наименования Под понятием «фирма» чаще всего подразумевается то наименование, под которым предприниматель выступает в обществе и которое индивидуализирует это лицо в ряду других. Фирменные наименование должно содержать соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму предприятия (ООО, ОАО, ЗАО и т.д.), его тип (государственное, муниципальное, частное), профиль деятельности (производственное, научное, коммерческое). Законодательное положение о фирме запрещает включать в фирменное наименование обозначения, способные ввести в заблуждение потребителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...