История нововведения и их теоретического осмысления.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Термин инновация появился в 19 веке и означал введение некот культур в другие. И только в 30 годы 20в. Авс. ученый Шумпетер впервые использовал этот термин в эк-ке, подразумевая под ним изменение с целью внедрения и использования новых видов потреб товаров, новых произв средств, рынков и фом организации в пром-ти. Шумпетер выдвиу гипотезу о том, что инновации распределяются во времени неравномерно (кластер). Шумпетер т.ж. выделил 5 типичных иннов изменений: 1.испоьзование новой техники, новых технол процессов и нового рыночного обеспечения произ-ва. 2.внедрение продукции с новыми св-вами. 3.использование нового сырья. 4.измен. в орг-ции пр-ва и способов его матер-технического обеспечения. 5.появление новых рынков сбыта. Большой вклад в развитие теории инноватики внес амер ученый Питер Дракер, кот выделил 7 основ источников иннов идей: 1.неожиданное событие для отрасли или орг-ции. 2.неконгруэнтность, т.е. несоотв между реальностью и представлениями о ней. 3.нововведение, основанное на потребности прогресса. 4.внзапные изменения в стр-ре отрасли или рынка. 5.деморафич изменения. 6.изменения в восприятии, настроении и ценностных установках. 7.новые знания. По мнению Дракера, иннов процесс на уровне орг-ции состоит в целенаправленном и орг-ном поиске изменений и их систематич. анализе, как источников инновации. Особая роль в истории иннов менеджмента принадлежит рус экономисту М.Д. Кодратьеву. В 20г.г. 20в. он выдвинул «волновую теорию», основ на циклах хоз конъюнктуры. Проанализировав статист данные по странам (Англия, Франц, Герм, США), он выдвенул идею «множественности циклов», включ короткие циклы (3-3,5 года), средние (от 7 до 11 лет), большие (48-55 лет). Исследования включал анализ таких показателей как: 1.динамика 2.учетная ставка 3.средняя з/п 4.V-мы произ-ва основ видов продукции 5. V-мы внеш торговли. 1 цикла лежит развитие текстильной промыш-ти и произв-во чугуна. 2 цикла – строит-во дорог, развития морского транспорта. 3 цикла – электричество, радио, развитие автотранспорта. Позже последователями Кондратьева было выделено 4 цикл (широкое использование нефти, а т.ж. энергии атомов) и 5 цикл (опирается на достижения микроэлектроники информатики, биотехнологии, генной инженерии.
4. Инновационный процесс, понятия, основные формы и фактор. Иннов. пр-с м\б рассмотрен с различ. сторон: 1. Как паррал.-последов-е осущ-е научно-исследов., произв. деят-ти и маркетинга. 2. Как временные этапы ЖЦ инноваций от возникновения идеи до ее практического воплощения и распр-е в хоз-й практике. 3. Как процесс финансиров. и инвестир. объекта инноваций В общ. Случае ИП- последовательная цепь событий, в ходе к-ых новшества реал-ся от идеи до конкретного продукта, технологии или У и распростан-ся в хоз. деят-ти. Различ. 3 осн. формы ИПр: 1) простой внутриорганизац. (натуральный) предполагает создание новшества внутри одной и той же орг-ции; 2) простой межорганиз-й (товарный)в этом случае новшество выступает как предмет купли- продажи, при этом происходит отделение ф-и создателя и производителя новшества от ф-й его потребителя; 3) расширенный, проявл-ся в появлении нов. производителей нововведений, нарушение монополии производителя-пионера, что способствует ч/з конкуренцию совершенствованию потреб. св-в нового товара. Простой ИП переходит к товарному в 2 фазы: 1- создание новшества и его распрост.2 диффузия нововвед На реализацию ИП оказыв. влияние след.. гр. факторов: 1. эк 2. технол. 3. полит. 4. правовые 5. организационн-упр. 6.Соц.-психол. 7. культурные
5. Хар-ка основных этапов инновац. Процесса
1. Фундаментальные науч. исследов-я. Исслед. деят-ть, направ. на получ. новых, доказательных сведений только в обл. теории вопроса, делятся на: теорет, поисковые.Проводятся фунд. иссл. на основании гос. поддержки вВУЗах, научн. инст. 2. Прикладные науч. иссл-я. Направл. на выявление. путей практ. применения, сделанных на предыдущей стадии открытий. Они осущ. в научн. учреждениях, финанс. из гос. бюджета или заказчиком. Включают: 1) разработка и утверждение технич. задания; 2)теоретич. разраб. темы; 3) проектиров. и разраб. макета; 4) обобщение и оценка результатов; 5)защита НИР. 3. Опытно-констрк-е работы (ОКР) Цель- создание или модернизация новых мат-лов, продуктов, процессов, новой техники, кот-е м/б переданы после соответ-х испытаний в серийное пр-во или непоср-но потр-лю. Отличит. черты:высокая технич. сложность; участие в ОКР специал-в в большом кол-ве; необходимо серьезное Мат-Тех-го снабжение; необ-ть наличия опытных произ-в. 4. Коммерциализация Инноваций. Он связан с промышл. освоением нововвед. При освоении вып. новых. изделий необх. решить след. задачи: 1. оценить влияние нового продукта на V продаж уже выпущенной продукции; 2. определить экспортные возможности продукта, период его ЖЦ на рынке; 3. провести анализ возможности выпуска аналог. продукта конкур-ми; 4. оценить прибыль при различных вариантах маркет-х программ; 5. определение ожидаемой доли рынка; 6. организация опытных продаж в целях зондирования рынка, 7. моделирование вариантов произв-х планов; 8. установить эк. стимулы для ускорения выпуска новой продукции; 9. подготовка производства с учетом требований новой продукции.Выделяют след. осн. методы перехода к выпуску новой продукции;Последоват-й м-д; Паррал-послед-й м-; Паралл-й м-д 6. Классификация инновационных организаций Организационные формы инновац. менеджмента – это орг-ции, занимающиеся инновац. деят-тью, в том числе научными исследованиями, разработками и промышленным освоением инноваций.В РФ действуют сл. типы научно-технич. орг-ций: 1.НИИ 2.Научные центры 3.Институты научно-технич. Инф-ции 4.Проектные, конструкторские, технологич. Орг-ции. Кроме того, субъектами инновац. Предпринимательства явл.: Малые инновац. предприятия, в том числе венчурные фирмы; Инжиниринговые орг-ции; Внедренческие фирмы; Промышленные предприятия; Технопарковые структуры.
7. Роль малого предпринимательства в инновационных процесс. В качестве факторов, обуславливающих важную роль малых инновац. орг-ций в инновац. деят-ти можно выделить сл.: 1. Мобильность и гибкость этих орг-ций; 2. Высокая восприимчивость к радикальным нововведениям; 3. Сильный и многоплановый характер мотиваций, обусловленный в том числе и внеэкономическими причинами; 4. Узкая специализация научных поисков; 5. Готовность нести неприемлемые для крупных и средних орг-ций риски. Особой формой малых инновац. предприятий явл. Венчурные фирмы, деят-ть которых связана с научными исследованиями, разработками и освоением новой продукции и технологий.
8. Венчурный бизнес как особая форма ИД. Особой формой малых инновац. предприятий явл. Венчурные фирмы, деят-ть которых связана с научными исследованиями, разработками и освоением новой продукции и технологий. Создание венчурных фирм предполагает наличие сл. компонентов: А) Инновац. идей; Б) Общественной потребности и предпринимателя, готового на основе этой идеи организовать фирму (автор); В) Рискового капитала для венчурного финансирования. Венчурный бизнес может быть представлен в 2-х основных видах: 1. Самостоятельные венчурные фирмы; 2. Внутренние рисковые проекты крупных компаний (внутр. венчур). Венчурный капитал – это вложение ср-в частных инвесторов в банк гос-ва, пенсионный, страховой и др. фонды со сверхповышенной степенью риска. Эта форма инвестирования обладает сл. специфич. чертами: 1) Долевое участие инвесторов в УК компании;2) Предоставление средств на длительный срок; 3) Активная роль инвестора в упр-нии венчурной фирмой. Специфика рискового пред-ва заключ. в том, что ср-ва, предоставляемые на безвозвратной и беспроцентной основе, не требуется и характерного при кредитовании обеспечения. Переданные ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока договора. Величина прибыли венчурного инвестора в данном случае определяется разностью между курсовой стоимостью, принадлежащей ему доли акций и суммой, вложенной венчурным инвестором средств.
9. Основные виды организационных структур инновационных организаций. 1) Линейно-функциональная структура. Преимущества: 1. Высокая специализация;2. Равномерная загрузка средств. Недостатки:1. Большая длительность передачи промежуточных результатов от подразделения до подразделения, что приводит к увеличению длительности инновац. процесса;2. Отсутствие заинтересованности в конечном результате со стороны отдельных специалистов;3. Высший уровень руководства перегружен оперативными работами. 2) Проектная структура. Предполагает создание одной или нескольких проектных групп для реализации инновац. проектов, при этом для каждой группы назначается генеральный менеджер и выделяются специалисты. Преимущества:1. Мобильность; 2. Отсутствие длительных связей при передаче промежуточных результатов от специалиста к специалисту.Недостатки:1. Неравномерная загрузка работников; 2. Деградация некоторых специалистов из-за отсутствия взаимосвязей с коллегами. 3) Матричная структура.Является симбиозом 2-х предшествующих структур.Данная структура предполагает сл. Разделение функций: - Генеральный менеджер проекта определяет задачи подразделений по проекту; - Линейный руководитель определяет исполнителей и способы решения задач. Преимущества: 1. Полная загрузка специалистов; 2. Органичность структуры; 3. Освобождение высшего руководства Недостаток: двойное подчинение. Разновидности матричной структуры: 1) Слабая матрица – генеральный менеджер проекта отвечает за координацию задач по проекту, но имеет огранич. власть над ресурсами. Имеет место несбалансированность между ответственностью и недостатком полномочий. 2) Сбалансированная матрица – генеральный менеджер проекта разделяет ответственность за достижение цели с функциональными менеджерами. При этом генеральный менеджер отвечает за стоим. и времен. параметры задач. Функциональный менеджер – за содержание работ и их качество. 3) Жесткая матрица – генеральный менеджер проекта несет полную ответственность за выполнение задач проекта.
10. Роль технопарковых структур в ИД. Технопарковые структуры преобразуют входные ресурсы в выходные инновац. Услуги, подразделяются на: 1) Инкубаторы бизнеса – структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для эффективной деятельности малых инновационных организаций.В состав наиболее востребованных услуг, предостав. Бизнес-инкуб., входит:А) Бизнес-планирование, поиск инвесторов и предоставление инвестирования; Б) Доступ к ср-вам связи и информации; В) Проведение маркетинговых исследований, изучение рынка и каналов товародвижения; Г) Регистрация орг-ции и оказание др. орг-ных услуг; Д) Оказание юридических консультаций и правовой защиты. Инкубационный период ограничен и составляет обычно 2-5 лет.
2) Технопарк – это компактно расположенный комплекс, функционирование которого основано на коммерциализации научно-технич. деят-ти и ускорении продвижения новшеств в сферу матер. пр-ва. Задачи технопарка: Превращение знаний и изобретений в технологию; Превращение технологий в коммер. продукт; Передача технологии в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства; Формирование и становление наукоемких орг-ций; Поддержка орг-ций в сфере наукоемкого пр-ва. Технопарки классифицируются на сл. виды: Исследовательский, Научно - технологический, Технологический, Промышленно-технологический парки 3) Технополис. Представляет собой компактно расположенное научно-производ. образование на базе отдельных городов с ярко выраженной инновационной направленностью и развитой инфраструктурой.Как правило, в экономике технополиса заметную роль играют бизнес-инкубаторы и технопарки. Структура технополиса зависит от специфики научно-исследовательской и производ. деят-ти. Строительство технополисов финансируется на региональном уровне за счет местных налогов и взносов корпораций или пром. предприятий. 4) Регион науки и технологии. Эта структура охватывает значительную территорию, границы которой могут совпадать с границами целого административного района.В экономике такого региона большую роль играет инновац. деят-ть, поддерживаемая технопарковыми структурами. Регион науки и технологий может включать в свой состав бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, а также субъекты научно-производ. и соц. структуры. 11. Особенности функционирования бизнес инкбаторов. Инкубаторы бизнеса – структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для эффективной деятельности малых инновационных организаций. Инновац. орг-ции в данном случае в зависимости от ее профиля покупает у бизнес-инкубатора опред. набор инновац. услуг, в число которых входит аренда помещений. Инкубационный период ограничен и составляет обычно 2-5 лет. По истечении указанного срока инновац. орг-ция покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность. Инкубатор устанавливает критерий отбора для размещения в нем малых орг-ций. К числу таких критериев относят: 1. Потенциал продукта или услуги; 2. Потенциал менеджмента орг-ции;3. Планированные показатели эффективности инновац. предприятия.4. Возможность создания новых рабочих мест в регионе. Таким образом, бизнес-инкубатор осуществляет свое предназначение посредством выполнения сл. функций: 1) Обеспечение системы поддержки орг-ции (матер., нематер. помощь); 2) Достижение успешности стратегии коммерц-ии рисковой технологии; 3) Осуществление бизнес-образовательной функции.
12. Сущность и объекты интеллектуальной собственности Понятие интелл. собств. существ. с 1967 г., когда по решению стокгольмской конфер. была созд. всемир. орган. интеллект. собствен. Под интелл. собств. понимают исключит. право использования результатов Интел. собст. в виде предметного воспроизв. или в виде копий худож. произведения. Согласно росс. и междунар. праву Интел. собств. подразд. на: 1. промышл. собств. 2. произвед. худож. творч., кот. охран. творч. правами. А)Объекты, подлеж патентованию изобретения; полезная модель; промышл. образец. Б) товарный знак. В) наименов. места происхождения товара. Г) ноу-хау. В соотв. с законод-вом примен 3 основ. типа защиты интел. собствен.:1. патент 2.автор.право 3.товар. знак. 13. Основные объкты промышленной собственности. А) объекты, подлеж. Патентованию: - изобретения – объект правовой охраны, рез. науч. исслед., произв. деят-ти, нов. или облад. существ. отличиями технич. решения задачи в люьой отрасли н/х.; - полезная модель – отлич. новизной технич. решение задачи, для обеспечения правовой охраны кот. не треб. высокого изобретат. Уровня; - промышл. образец. предст. собой худож.-конструктив. решение, определ. внеш. вид изделия. Б) товарный знак - обозначение, отлич. товары или услуги от однор. товаров. В) наименов. места происхождения товара – название места любого географ. объекта, использ. для обозначения товара.Г) ноу-хау – технич. знание или практич. опыт, кот. представл. коммерч. ценность, припримен. в произв-ве и професс. практике и не обеспеч. правовой защитой. 14. Правовой механизм защиты интелк. Собственности В России законодат. охрана Интел. собств. гарантир. Конст.РФ ст 24, патентным з-ном РФ от 23.09.92, з-ном об автор. праве и смежных правах от 9.07.93, з-ном о товарных знаках, знаках обсл-я и наимен. мест происх. товара.В соотв. с законод-вом примен 3 основ. типа защиты интел. собствен.: 1. патент 2.автор.право 3.товар. знак. Патент удостоверяет приоритет авторства изобретения и исключит. право на их использ. В соотв. с патент. законом определ. след. признаки патентоспособ.:1. для изобрет.: новизна; изобрет. Уровень; промышл. применим. 2. для полез. модели: новизна, промышл. применим. 3. для пром. образца: новизна, оригин-ть, пром. применим. Авторское право регулир. отношения, возник. в связи с созданием и использ. произвед. науки, литературы.Объект. автор. права признаются такие произвед., кот приозв.2. объектив. форма его выр-я В соотв. с законод. автор. право не треб регистрации. Автор. право действ. в теч. всей жизни авторов и 50 лет после его смерти. Товарный знак Право на исп. тов. знака получ посредством его регистрации, кот. осуществл. патентным ведомством РФ.Владелец тов. знака имеет искл. право пользоваться.и распор. тов. знаком, а также запрещ. его использов. др. лицам.Регистрация тов. знака действ. в теч. 10 лет и может продлев. по заявл. владельца каждый раз на 10 лет. Передача прав на использ. объектов Интел. собствен. (ОИС) предполаг. заключ. лиценз. соглашений– договор по предоставлению прав на коммерч. и произв. использов ОИС.3 осн типа лицензии:1. Простая 2. Исключит. 3. Полная облад. предусмотр. з-ном признаками. К ним отн.: 1. творч. хар-р 15. Патентование как способ защиты интеллект собственности. Патент удостоверяет приоритет авторства изобретения и исключит. право на их использ. В соотв. с патент. законом определ. след. признаки патентоспособ.:1. для изобрет.: новизна; изобрет. уровень; промышл. применим. (20 лет) 2. для полез. модели: новизна, промышл. применим. (10 лет, продлить на 3) 3. для пром. образца: новизна, оригин-ть, пром. применим. (15 лет продлить на 10) 16. Основные формы передачи трансферт технологий. Передача(трансфер) технолог-сов-сть экон. Отнош по повод купли продаж результ. Научнойиинов. Деят. 1)не комер средства- выставки, публикац, контакты 2) коммерчес 1-торговл лиценз( док.на основ. Кот. Право на использ Интел. Собст.перех. друг.лицу) простая Не исключительная - самому использ и дать право другим. Исключительная- лишениее соотв. Прав.Лиценз соглаш. Выплата роальти дол прибыли. Поушальный плотеж сума вознаграж 2-Инжениринг -торгов. Науч. Тех. Усл. Стоит, проект. 3-закуп. Образ. Нов. Техн., доработка своих 4-купл под нов тех 5.сторит. завод под ключ 6.созд совест. Предприят.7 лизинг Совместная НИокр на ком основ. Классификация трансфера:1) вертикаль.-внешн2)горизонт-внутрен По кол-ву кчаст. 1) актив перед.+посредник2) пассвная-напрям. 17. Оценка и учет интеллектуальной собственности В РФ отсут. единый подход к оценке стоимости ОИС.Наиболее распростр. явл. след. методы оценки: 1. затратный метод – стоим. ОИС приравн. к велич. затрат на его воспроизв-во. 2. метод сравнит. анализа продаж – стоим. ОИС основ. на стоим. продаж аналогич. видов активов на рынке. 3. доходные методы – стоим. ОИС устан. с учетом экон. выгод, ожид. от использ.оценив. объктов. Учет ОИС росс. предпр. произв. на основе ПБУ 14/2000 на «Учет нематер.активов». В соотв. с этим положением немат. активы учитыв. по первонач. стоимости, т.е. стоимости приобрет. или создания ОИС. Стоимость немат. активов погашается посредством амортизации, кот. произв. 3 способами: - линейным; - способы уменьш. остатка; - способы списания стоимости пропорцион. объему произв. продукции. При этом определение срока полезного использ. немат. активов произв. исходя из срока действия патента или свид-ва на ОИС. 18.Характеристика основных методов оценки Интел собсв В РФ отсут. единый подход к оценке стоимости ОИС.Наиболее распростр. явл. след. методы оценки: 1. затратный метод – стоим. ОИС приравн. к велич. затрат на его воспроизв-во. 2. метод сравнит. анализа продаж – стоим. ОИС основ. на стоим. продаж аналогич. видов активов на рынке. 3. доходные методы – стоим. ОИС устан. с учетом экон. выгод, ожид. от использ.оценив. объктов. 19.Правовое и нормативно-методическое обеспечение инновационной деятельности в России Правовое обеспечение инновационной деятельности основано на законодательных и нормативных актах, к кот. относят действующие фед.законы, постановления правительства и фед.органов управления, гос.стандарты, фед.целевые программы и др. Основное место занимает Конституция РФ и ГКРФ. Важную роль играет ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. Данным законом регулируются отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг); определен порядок формирования и реализации государственной научно-технической политики. Цели гос.научно-технической политики: 1)развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала; 2)увеличение вклада науки и техники в развитие экономики РФ; 3)обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства; 4)интеграция науки и образования. Субъекты научной и науч.-технической деят-сти: 1)научные работники и их объединения; 2)научные организации (научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-технологические). 28сент.2010 – ФЗ «об инновационном центре Сколково»-часть программы модернизации российской экономики. Фед.целевые программы: 1)«развитие научного потенциала высшей школы на 2009-12гг»; 2)«научно-технологическая база на 07-12гг»; 3)«УМНИК»-участник молодежного научно-инновационного конкурса. 20. Финансовый механизм инновационного предпринимательства Фин. обеспечение ИД – это деят-ть по привлечению, распределению и использованию капитала в иннов. сфере. Сущность фин. обеспечения инноваций отражается в функциональных направлениях воздействия финансов на иннов. сферу с точки зрения отношений воспроизводства, распределения и контроля. Воспроизводственная, Распределительная, Контрольная ф-я. Осн. задачами фин. обеспечения ИД явл.: 1. Создание необходимых предпосылок для быстрого и эфф. Внедрения инноваций в народное хозяйство гос-ва. 2. Сохранение и развитие НТ потенциала в приоритетных отраслях экономики. 3. Создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки, предотвращения утечки его за рубеж. 21. Источники финансирования ИД 1. Гос. бюджетное ассигнование. а)Базовое финансирование научных организаций. б) Конкурсное распределение ср-в на проведение фундаментальных и поисковых иссл. (система грантов) и реализацию заданий гос-ных научно-технических программ (система контрактов: конкурс предложений, конкурс решений). 2. Внебюджетные ср-ва (Гос-во, используя полномочия исполнительной власти, создает внебюджетные фонды, определяет порядок их формирования, контроля расходования ср-в, но не контролирует осущ. конкретных иннов. программ и проектов) 3. Ссудный капитал (в России широко не распространен). 4. Коллективные формы финансирования (предполагают участие: гос-ных и негос-ных пенсионных фондов; стратегических организаций; инновационных фондов и компаний) 5. Иностранный капитал. 6. Собственный капитал (нераспределенная прибыль; амортизационные отчисления; акционерный капитал предприятия).К перспективным формам финансирования инноваций относят лизинг и венчурное финансирование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|