Государственное финансирование инноваций
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Прямые бюджетные ассигнования в России осущ. на основании сочетания 2-х форм:1. Базовое финансирование научных организаций.2. Конкурсное распределение ср-в на проведение фундаментальных и поисковых иссл. (система грантов) и реализацию заданий гос-ных научно-технических программ (система контрактов). Грант – денежные, материальные или иные ресурсы, передаваемые любыми физ. или юрид. лицами, в т.ч. гос-вом, безвозмездно и безвозвратно другим физ. или юрид. лицам исключительно в целях осущ. научной деят-ти. Проведение конкурсов на получение гос-ных заказов (система контрактов) может иметь форму:1. конкурса предложений. В данном случае на предварительном этапе из курса претендентов на получение гос. заказов выбирается организации, которая предложит наиболее эфф. решение проблемы. 2.конкурса решений. В этом случае несколько организаций, предлагающих свои оригинальные и перспективные способы решения проблем, получают гос. заказ. 24. И нновационная стратегия фирмы:понятие,виды. Иннов стратегия – состав часть общей стратегии развития предпр, кот представляет собой целенаправленную деятельность по разработке и внедрению нововведений воспроизводимых на произ-ве и востребованном на рынке, нацеленную на повышение эф-т деят-ти данного предпр. Выдел 2 основных типа иннов стратегии организаций: 1.Активные страт предполагают реагирование на происходящее или возможные изменения во внешней среде путем постоянного внедрения иннов-ии. 1)стратегия активны НИОКР или стратегия лидерства в сфере НИОКР - предполагает ориентацию научных исслед и разработок, систему произ-ва и маркетинга на создание товара, не имеющего аналога. 2)стратегия, ориентир на маркетинг-предусматривает ориентацию на иннов в сфере маркетинга. Условно можно подразделить: диф-ция продукта, выход на целевые рынки, иннов в сфере сбытовой, ценовой и коммуник политики. 3) стратегия слияний и приобретений.-создание новых производств, крупных корпораций, совместных предпр на базе объединений ранее обособленных структур.
2.Пассивная – сущность ее состоит в проведении частичных непринципиальных изменений в рамках уже сложившихся в орг-ции структур и тенденций деят-ти. 1)защитная стратегия – комплекс мероприятий, позвол противодействовать конкурентам, целью кот явл проникновение на сложившийся рынок с аналог или новой продукцией. 2)стратегия иннов имитации- Предполаг, что товаропроизводитель длает ставку на успешность нововвед конкурентов, занимаясь их копированием. 3)стратегия выжидания- компания ждет пока конкурент выведет продукцию на рынок, а затем производить и рализ аналог продукцию. 4)стратегия непосред реагирования на нужды и запросы потребителей - обычно применяется в обл произв-промыш оборудования. 25. Разработка инновационной стратегии 1)проводится комплексное исследование рынка: его товарной и фирменной структуры рынка, анализ потребительских предпочтений и мотиваций, 2)оценка собственных возможностей п/п. 3) разрабатываются альтернативные стратегии (желательно не менее трех) по адаптации предприятия к новым условиям внешней среды. 4)затратная и целевая оценка каждой альтернативы, рассматриваются возможности финансирования выбранной стратегии. 5)составление плана мероприятий для осуществления выбранной инновационной стратегии. 6)Организация реализации стратегии: доведение положений стратегии до всех уровней управления; распределение функций; делегирование полномочий нижестоящим руководителям.
26. Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентов.
1) Виоленты (львы) – это крупные компании, контролирующие значительную долю рынка в сфере крупного стандартного пр-ва продукции и услуг.Этой группе соответствует силовая стратегия, основным конкурентным преимуществом которой явл. низкие издержки за счет экономии на масштабах пр-ва, а также широкомасштабные научные исследования, развита сбытовая сеть. 2) Патиенты (хитрые лисы) – это фирмы, работающие на узкий сегмент рынка и удовлетворяющие потребности, сформированные под воздействием моды, рекламы и т.д. Для таких фирм характерна нишовая стратегия, подразумевающая уклонение от прямой конкуренции с крупными фирмами за счет поиска недоступных для них сфер деятельности. Фирмы патиенты – это небольшие организации, специализирующиеся на пр-ве высококачественных и дорогих товаров. 3) Коммутанты (мыши) – это мелкие, легко подстраивающиеся к изменениям рыночного спроса фирмы. Этой группе соответствует приспособленческая стратегия, достаточно распространенная на рынке местно-локального масштаба. Сила этих предприятий состоит в лучшей приспособленности к удовлетворению небольших, зачастую кратковременных нужд потребителей, основным преимуществом таких фирм явл. индивидуализация товара. 4) Эксплеренты (ласточки) – это фирмы, чьим конкурентным преимуществом явл. инновации с высоким уровнем новизны. Их пионерская стратегия связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Наиболее инновационными явл. фирмы эксплеренты, для которых внедрение радикальных нововведений явл. единственным способом удержаться на рынке. Уровень инновационности коммутантов, как правило, низок. Патиенты при сохранении действующей технологии и орг-ции пр-ва исп-ют в своей деятельности инновации улучшающего типа. Виоленты характеризуются высоким уровнем инновац. активности, используя инновации в целях совершенствования технологий орг-ций пр-ва и технологий. 27. Инновационный потенциал предприятия, основные подходы к его оценке. Иннов потенциал предпр (ИПП)предст собой совокупность ресурсов и возм-тей орг-ции, кот используются или м.б. использованы для иннов деят-ти. Основой ИПП явл совокупность след видов рсурсов: 1)трудовые рес-сы (работники в сфере НИОКР) 2)финанс рес-сы (V фин средств в иннов сфере) 3)произв-но-технологические рес-сы 4)научно-технические рес-сы (объекты интел собственности) 5)информационные рес-сы 6)организационно-управленческие (орг стр-ра, специализир подразд-я). Наиб распр-ми подходами к оценке иннов потенциала предпр явл детальный и диагностический.
Детальный подход – позволяет предпр оценить состояние собств ресурсной базы с т.зр. достаточности для реализ-ции конкретного иннов проекта или программы. Диагностический подход – сводится к экспертной оценке отдельных его элементов по заданной шкале в сравнении с эталонной моделью. В кач-ве диагностируемых параметров могут исп-ся след блоки: 1)Функциональный блок – опред-ет инов возм-ти маркетинга, НИОКР, пр-ва, а также эф-ть их взаимодействия. 2)Продуктовый блок – позволяет оценить научно техн уровень выпуск. продукции на основе оценки динамики след показателей 3)Ресурсный блок – определ наличие различных ресурсов для создания и внедрения новшеств 4)Управленческий блок -определ эффективность деятельн руководит всех уровней по управл процесс создания и реализации инноваций. 5)Организационный блок -характеризуется соответствием организационной структуры иннов целям
28. Основные формы организации инновационной деятельности предприятия В зависимости от того какие структуры составляют организационную базу ИМ на пре-и выделяют 3 типа компаний: 1. Компании со специализированными структура обособленно упр. иновац. деят. 2. Компании не имеющие специалезированных структур, где оии ИМ распределены м/у сущ-ми функциональными 3. Компании со структурами смешанного типа, где специализацией иновац.службы взаимодействуют с функ-ми подразделениями и могут влиять на их деятельность в сфере компетенции. Рассмотрим основные типы иновац. подразделений предприятий: 1.Ин. под. типа R&D. Существует 2 подхода к организации этих подрад.:- административный, хар-ся жесткой иерархии, строгой регламентацией деят-ти работников, замкнуто-ю орг-й функ-ий, традиционной ориентации.- програмно-целевой, хар-ся динамичностью коллектива создаваемого под проблему; применением не только матер-е, но познавательной мотивации; вневедомственной экспертизой результатов исследования.Управление работой этих подразделений основывается на принципах: чувства перспективы, гибкости, приоритета творческой личности, социальной ответственности. 2. бригадное новаторство и временные творческие коллективы, создаются для решения конкретных проблем и пользуются свободой организации своей деятельности. 3. Рисковые или венчурные подразделения – автономно управляемые специализированные подразделения с венчурным финансированием. Ин. Предоставляется бюджетная, юридическая самостоятельность, право формирования. При этом материнская компания обеспечивает подразделения научно-исслед-им оборудованием, финансирует, предоставляет услуги в области управления.4. Бутпечерство. Сущ-ет 2 подхода:
- подпольное, контрабандное изобретательство;- предоставление специалистам фирм права тратить до 15% раб. Времени и на проекты в сфере личных научных интересов. 29. Оценка эффективности инновационной деятельности Внедрение новшеств на предприятии может дать 4 основных вида эффекта:1) экономический – проявляется в получении прибыли от лицензионной деят-ти, а также от внедрения инноваций в производственно-хозяйственную деят-ть предприятия, в приросте V продаж, улучшении эффективности использования ресурсов предприятия; 2) научно-технический – выражается в количестве зарегистрированных авторских свидетельств, увеличении удельного веса прогрессивных технологий, повышении организационного уровня пр-ва и труда, повышении конкурентоспособности предприятия и его товаров на рынках;3) социальный – проявляется в приросте доходов работников предприятия, повышении степени удовлетворения их потребностей, увеличении числа рабочих мест, улучшении условий труда и отдыха и т.д.; 4) экологический – проявляется в снижении вредных выбросов в окр. среду, повышении уровня экологичности выпускаемых товаров, сокращении величины штрафных санкций за нарушение экологического закон-ва и т.д. В соответствии с методическими рекомендациями по оценке эфф-ти иннов. проектов выделяют следующие уровни экономической эфф-ти инвестиционных (иннов.) проектов: 1 ур.: экономическая эфф-ть, которая учитывает фин. последствия осуществления проекта для его непоср-х участников; 2 ур.: бюджетная эфф-ть, устанавливающая фин. последствия реализации проекта для фед., регион., местных бюджетов;3 ур.: народно-хозяйственная эконом. эфф-ть, которая учитывает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы фин. интересов участников этого проекта.
Общим принципом оценки эконом-й эфф-ти явл. сопоставление результата или эффекта с затратами.К осн. показателям оценки эконом-й эфф-ти участия в проекте относятся:чистый диск. доход; индекс доходности; внутренняя норма доходности; период окупаемости инвестиций. 30. Классификация и учет инновационных затрат организац 1.По стадии инновационного процесса: 1.1.затраты на НИР: з-ты на анализ потребителей, з-ты на анализ продукт. и технологич. инновации, сбор инф-ии и отбор идей, на выполнение прикладных и фундаментальных иссле-й пред-я, в т.ч. мат-е, оплата труда, ЕСН персонала занятого в НиР, аморт. оборудов исп-го в НИР, прочие расходы, затраты на оплату услуг по НИР сторон орг-ям. 1.2.затраты на опыт-но-конст-е работы: з-ты на приобр-е и аренду опытного оборудования, на рас-е материал, на проведение конструкт-х работ и создание опытных образцов, оплата труда и ЕСН персонала ОКР, з-ты на оплату услуг сторонних орг-й по выполнению ОКР. 1.3.затраты на ком-е инновации: з-ты на защиту объектов ИС в т.ч. пошлины по регистрации товарного знака и наименований места происхождения товара, услуги патенто-поверенных, ежегодные пошлины за поддержание парента в силе, з-ты на подготовку производства. На стандартизацию и сертификацию, затраты приоб-е технол-х линий и ОС, на формирование рекламы компании.2. по эконо-му характеру затрат: единовр-е з-ты, текущие з-ты 3.по экономическим элиментам: мат-е затраты; на оплату труда; отчисления на соц-е нужды; амортизация; прочие 4. по возможностям оценки: плановые, фактические. Группировку и учет инновационных затрат производим в соответствии с НК РФ. А также: ПБУ 17/02 «Учет расходов на науч-е исследов-я, опыт-но констр-е и тех-е работы.». ПБУ 14/0000 «Учет не материальных активов». В соот-и с НК расходы на НИОКР осущ-ся хоз-ми суб-ми самостоя-но или совместно с др-и орг-ями, учит-ся после завершения этих работ и подписания сторонами акта сдачи- приемки. Эти расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течении 3-х лет при условии использования результатов указанных исследований в производстве или реализ-и прод-ии. Расходы на НИР не зависят от положит-го рез-та, вкл-я в состав прочих расходов равномерно в течении 3-х лет, в размере не превыш-м 70% фактически осуществленных затрат. Учет немат-х активов:В соответствии с НК для постановки и признании на балансе НеАктива, необходимо, чтобы он приносил налогоплательщику экономические выгоды и был док-но оформлен. В случае выполнения указанных условий первоначальная стоимость НематАкти определяется суммой расходов на его приобретение или создания и доведения до состояния обеспечивающего пригодность к исполнению.Срок полезного использования немАкт для расчета амор-х очис-й, определяется исходя из срока действия патента или свидетельства.
31. Характеристика основных видов рисков в ИД Под иннов. риском понимается вероятность потерь, возникающих при вложении в организации ср-в пр-ва, новых товаров и услуг, разработке новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении ср-в в разработку организационно-технических ин-ий, которые не принесут ожидаемого эффекта. Виды:1. Риски ошибочного выбора иннов. проекта. Одной из причин возникновения данного риска явл. необоснованное определение приоритетов статег-го развития организации, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение цели организации.2. Риски необеспечения иннов. проекта достаточным уровнем финансирования. 3. Маркетинговые риски, вкл.:а) риски текущего снабжения проекта МТ ресурсами; б) риски сбыта результата иннов. проекта (риски недостат. сегментации рынка; риски ошибочного выбора целевого сегмента рынка; риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества;риск неэфф-ой рекламной кампании и т.д.) 4. Риски неисполнения хоз. договоров:а) риск отказа партнера от заключения договора после проведения предварительных переговоров; б) риск заключения договоров с недееспособными или неплатежеспособными партнерами; в) риск невыполнения партнерами договорных обязательств в срок.5. Риски возникновения непредвиденных затрат или снижения доходов. 6. Риски усиления конкуренции. Причинами могут выступать: утечка конфиденциальной инф. предприятия; несовершенство маркет. политики; недобросовестность конкурентов;появление на рынке новых производителей и т.д.7. Риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения. 8. Риски, связанные с необеспечением прав собственности на иннов. проект. 32. Основные способы учета инновационных рисков 1. Укрупненная оценка устойчивости. При использовании этого метода рекомендуется:а) использование умеренно-пессимистических прогнозов, ТЭ параметров проекта, т.е. цен, ставок налогов, обменных курсов валют, VV пр-ва, сроков выполнения работ и т.д.;б) предусматривать резервы ср-в на непредвиденные инвестиции и операционные расходы; в) увеличивать норму дисконта при расчетах на величину поправки на риск. 2. Расчет уровней безубыточности. Под уровнем безубыточности понимают отношение безубыточного V продаж к проектному V продаж. Проект считается устойчивым, если уровень его безубыточности не превышает 0,6–0,7. 3. Анализ чувствительности проекта к основным факторам риска.4. Метод вариации параметров. Предусматривает разработку сценариев реализации проекта в наиболее вероятных или наиболее опасных условиях с последующей оценкой фин. последствий таких сценариев.Использование метода дает возможность предусмотреть меры по предотвращению или перераспределению возникающих потерь. Проект считается устойчивым, если при всех сценариях он оказался эффективным, а возможные неблагоприятные последствия устраняются мерами, предусмотренными организационно-эк. механизмом проекта.Этот метод предполагает исп. в расчетах показателей мат. статистики, таких как мат. ожидание, вариация, станд. вивиация и др.
33. Методы снижения инновационных рисков 1. Группа методов распределения или диверсификации рисков. Вкл. следующие направления: диверс. иннов. деят-ти, диверс. сбыта и поставок, распределение рисков во времени, распределение ответственности между участниками иннов. проекта. 2. Группа методов компенсации или страхования рисков путем создания страховых резервов на предприятии и внешнего страхования.3. Группа методов распределения рисков, предусм. трансфер (передачу) риска путем заключения контракта. Передача риска производится, как правило, путем заключения следующих типов контрактов:строительные контракты; аренда машин и оборудования; контракты на хранение и перевозку груза; контракты гарантийного обслуживания, хранения и др. 4. Методы локализации рисков. Исп. в случаях, когда удается четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Определив экономически наиболее опасный этап или участок деят-ти, можно сделать его контролируемым и снизить тем самым общий уровень риска по проекту. 5. Группа методов ухода от рисков. В большинстве случаев наиболее эфф. возможностью снижения рисков в иннов. деят-ти явл. прямое управленческое воздействие на факторы риска:1) стратегическое планирование иннов. деят-ти; 2) тщательный анализ иннов. проекта и оценка собственных возможностей для его реализации;3) проверка предполагаемых партнеров; 4) мониторинг соц.-эк. и правовой среды;5) активный маркетинг;6) тщательный подбор персонала для реализации проекта и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|