Вожатый – администрация, персонал
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Причины: разделение власти, неопределенность должностных обязанностей. В этом отношении, как нельзя, кстати, применимы слова «повезло» или «не повезло». Поэтому, на всякий случай, лучше не иметь проблем с начальством, тщательно заполнять все «бумажки» и заявление, ходить на планерки и т.д. Все-таки вы на работе и у вас есть обязанности. Чего хочет от вожатого администрация? § Дисциплины § Благодарности от родителей § Быть в хорошем свете перед вышестоящими органами § Отдохнуть § Чтобы их не допекли проблемами § Сэкономить материальные ресурсы § Сохранности материальной базы § Хороших отношений § Преклонения. ЧЕГО ХОЧЕТ ОТ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЖАТЫЙ? § Организации быта и материальной базы; § Уважение как к коллеге § Чтобы не мешали, не вмешивались во время рабочего процесса § Психологической поддержки и одобрения § Поддержания статуса руководителя § Взаимной защиты Так или иначе, вам придется выполнять приказы администрации лагеря. Это ваше начальство, ваш работодатель, который за неисполнение или ненадлежащее исполнение вами ваших должностных обязанностей вправе вас уволить. При оформлении на работу ознакомьтесь с вашей должностной инструкцией и вашими должностными обязанностями. До начала сезона на общей планерке выясните требования администрации лагеря и их ожидания от вашей работы. Постарайтесь найти общий язык с персоналом лагеря. Особенно обратите внимание на ваши отношения с завхозом, зав.столовой, мед. персоналом. Это те люди, хорошие отношения с которыми могут значительно облегчить вашу работу в лагере. Фишечка в общении с персоналом: если что-то просите, просите для детей, то есть вместо «нужно мне» используйте «нужно детям».
При работе на отряде с воспитателем: 1. Разграничьте обязанности. Выясните, чем занимается воспитатель, а чем, по его мнению, должны заниматься вы. Еще раз прочитайте свою должностную инструкцию и посмотрите, не много ли обязанностей на вас «свесил» ваш воспитатель. 2. Обязательно найдите с воспитателем общий язык, попытайтесь ему понравиться, не бойтесь попросить у него помощи. 3. Если воспитатель не выполняет свою работу или он лезет в вашу работу, попробуйте спокойно с ним поговорить, не доводя дело до конфликта. Если конфликта избежать не удалось, и вы не можете его решить, обратитесь к старшему вожатому. Все конфликтные ситуации с администрацией лагеря и персоналом старайтесь решать не напрямую, а через старшего вожатого!!! Также всегда ставьте старшего вожатого в известность о возникших конфликтных ситуациях с администрацией лагеря или персоналом. Вожатый – ребенок Причины: превышение полномочий, ограничение свободы, принижение самооценки, недостаток внимания, антипатия. Именно конфликты между вожатыми и детьми составляют большую часть проблем, которые могут произойти у вас на отряде. Возникают они чаще всего по инициативе детей. Когда ребенок приезжает в лагерь, он рассчитывает на гораздо большую свободу действий, чем дома, и режимные моменты, на которые вы акцентируете внимание в первый же день, воспринимаются им в штыки. Главная задача при разрешении таких конфликтов – выявить причину, пытаться разобраться, почему ребенок отказывается от выполнения требования, и ни в коем случае не заставлять его. Поэтому, чтобы понять, почему ребенок поступает так, а не иначе, вам необходимо распознать и понять истинную причину конфликта. Конфликт легче предупредить, чем погасить!!! Помните об этом, и от вашей работы останутся только самые радостные и светлые воспоминания.
Старайтесь больше времени общаться с детьми, заработайте настоящий авторитет, сделайте так, чтобы дети вас уважали и вам доверяли. Тогда конфликтов типа «вожатый-ребенок» станет гораздо меньше. Вожатый – родитель Во время работы в лагере вы все время будете находиться с детьми. Но иногда этого удовольствия вас будут лишать навещающие детей родители. После таких свиданий родители любят задавать вожатым разные вопросы, по большей части касающиеся бытовой стороны пребывания в лагере. Если это звучит в форме претензий, то без вашей выдержки и понимания будет сложно избежать конфликта. При разговоре с родителями необходимо: § Обязательно отвечать на вопросы, или, по крайней мере, сказать, к кому можно обратиться за разъяснением § Ни в коем случае по-детски не оправдываться § Стараться говорить с родителями на равных, ведь вы взрослый человек, а не нашкодивший подросток, и желаете детям только добра § По возможности прогуляйтесь с родителями по территории, или сядьте друг напротив друга; это поставит вас в равные условия, и вы сможете спокойно обсудить возникшие проблемы. Родители почти всегда защищают своего ребенка. Родители хотят, чтобы: § Дети не испортились после лагеря § Индивидуального внимания к ребенку § Слышать, что их ребенок очень хороший § дети хорошо отдохнули, т.к. дорогая путевка § у детей было идеальное питание, условия проживания, насыщенная программа, чтобы детям не было скучно и они не просились домой. § чтобы ребенка никто не обидел. Необходимо объяснить родителям, что в лагере есть режим и дисциплина. Пытаться найти решение проблемы вместе с родителями. Нужно ждать от родителей поддержки и партнерства, но не решение наших проблем и говорит родителям то, что они хотят услышать. Ребенок – ребенок Причины: бытовые ресурсы, ревность, выяснение социальной значимости, В случаях конфликтах между детьми, вожатый должен выяснить причину конфликта и позицию каждого ребенка. Для попытки разрешения конфликта необходимо поговорить отдельно с каждым ребенком, а потом, если потребуется, поговорить с обоими детьми вместе. Возможные варианты решения: § Если один ребенок явно более слабый, помогать ему.
§ Если стороны конфликта примерно равны, придерживаться нейтральной позиции § Показать уважение двум сторонам § Учить разрешать конфликты § Смотреть конфликт изнутри § Ограничить число участников конфликта (только заинтересованные в конфликте, а свидетель конфликта – не участник) § Дать совместную работу под присмотром § Иногда можно разъединить детей, если их влияние друг на друга очень плохое § Быстро решать мелкие ситуации, чтобы не возникли крупные § Перевести энергию в другое русло Если Вы стали участником конфликта и Вам приходится работать в агрессивной среде, то помните, что есть несколько способов противостоять агрессии, когда Ваш оппонент не готов к разрешению конфликта: · Не реагируйте на агрессию. Выслушайте собеседника с отсутствующим лицом. Достаточно быстро наступит реакция торможения. · Обрыв коммуникации. Развернитесь и уйдите. Данный способ не подходит для разрешения конфликта в тех случаях, когда Вам неизбежно придется вернуться к разговору (администрация лагеря, ваш отряд). · Пролонгируйте агрессию. Сообщите, что Вам надо срочно уйти, и Вы вернетесь через 15 минут. · Очень удачным является метод «Двойной бухгалтерии». Если кого-то обвиняют в трусости. Производим подмену понятий: меняем трусость на осторожность, что уже является положительным качеством. Тем самым мы не противоречим ни одному из оппонентов и можем плавно свести конфликт на нет. Когда конфликт возник между детьми, то конструктивное разрешение этого конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Однако часто соперники, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. Чтобы этого не произошло, важно знать и уметь применять технологии эффективного общения. Методы разрешения конфликтов: Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации предполагает соблюдение ряда условий, например: · отделить реальные причины конфликта от инцидента – формального повода для начала столкновения;
· сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях (оперирировать фактами, постараться спрятать свои эмоции); · говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого; · действовать по принципу «здесь и сейчас», т. е. решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты; · использовать Я-высказывания: «Мне было бы очень приятно, если бы Вы…, Я был бы рад, если Вы…»; · создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта; · соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности (не переходить на личности); · создавать климат взаимного доверия и сотрудничества;
Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т. д.) и оппоненты не могут или не желают идти на диалог, то в качестве начального этапа урегулирования конфликта следует использовать так называемые косвенные методы урегулирования межличностного конфликта: 1. Метод «выхода чувств». Оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело и тем самым понижают спровоцированное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации. 2. Метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий, прав он или виноват — всегда страдалец. Надо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам типа: «Вы человек умный и т.д.» Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта. 3. Метод вмешательства «авторитарного третьего». Человек, находящийся в межличностном конфликте, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие в таком деле может некто «третий», пользующийся доверием (в идеальном случае – вожатый). Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса. 4. Прием «принудительного слушания оппонента». Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определенной точностью, воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становится очевидной и накал напряженности в их отношении спадает.
5. Обмен позиций. Конфликтующим предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента. 6. Расширение духовного горизонта спорящих. Это попытка вывести конфликтующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помочь увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями. Но самым главным условием выхода из конфликта является готовность к его разрешению. Для успешного разрешения конфликта, в конечном счете, необходимо, чтобы обе стороны проявили желание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага.
Стратегии и тактики поведения в конфликте. 1. Противоборство – навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения. Принцип этого стиля: «Или все – по-моему, или совсем ничего». Применение уместно, если: § Ситуация критическая и исход конфликта очень важен для вас; § Вы уверены в своей правоте, и правота значит для вас больше, чем развитие отношений; § Вы имеете заведомо более сильные позиции, чем ваши оппоненты; § Вы обладаете сильной волей, достаточным авторитетом, властью. Применение неуместно, если: § Попытки сотрудничества еще не были предприняты; § Важно участие других и развитие отношений; § Слишком часто применяется; § Оппоненты «потеряют лицо», утратят уважение к себе.
Принцип этого стиля: «Я уступаю немного, если вы тоже готовы уступить». Применение уместно, если: § Участие других важно, но времени недостаточно; § Хоть какое-то решение предпочтительней полного застоя; § У сторон одинаково убедительные аргументы и равная власть; § Возможно промежуточное решение, так как другие подходы к решению проблемы оказывались неэффективными. Применение неуместно, если: § Творческий выход из положения совершенно необходим; § Последствия компромисса для вас неприемлемы.
Принцип этого стиля: «Все, что вы хотите…». Применение уместно, если: § Дело вас практически не трогает или вы бессильно предотвратить действия вашего оппонента; § Важнее восстановление спокойствия и сохранение добрых отношений; § Вы осознаете, что правда все равно на вашей стороне; § Вы чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить. Применение неуместно, если: § В результате вы затаите ненависть; § Этот стиль используется по привычке с тем, чтобы заслужить одобрение других (результат – депрессия и потеря уважения к себе).
Принцип стиля: «Конфликт? Какой конфликт?». Применение уместно, если: § Проблема и дальнейшее развитие отношений маловажны; § Недостаточно времени и решения необязательны; § Нет реальной власти, но есть желание предотвратить действия другого; § Хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять решение; § Считаете, что в конфликте участвуют трудные для общения люди – грубияны, жалобщики, нытики и т.п. Применение неуместно, если: § Само дело и развитие отношений для вас важны; § Применяется по привычке к большинству проблем (приведет к взрывам или замораживанию отношений); § Результат может стать неприятный осадок и отрицательные эмоции; § Люди нуждаются в конструктивном столкновении лицом к лицу.
Принцип стиля: «Давайте посмотрим, как мы оба можем достичь того, чего хотим». Применение уместно, если: § Сама проблема так же важна, как и отношения; § Позиции сторон хорошо известны и есть время и энергия на обсуждения; § Если каждый из подходов к проблеме важен, но не допускает компромиссных решений; § Стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов. Применение неуместно, если: § Проблема маловажная и недостаточно времени; § Ситуация перегружена «разбирательствами»; § Стремления другой стороны неоправданны. Способы успешного разрешения конфликта 1. Самый лучший способ – компромисс. 2. Ставьте себя на место другого человека. 3. Заключайте договоры с партнером. 4. Не затягивайте конфликт. 5. Результатом должны быть довольны обе стороны.
Напарничество
Главное правило, которое желательно использовать – УВАЖЕНИЕ. Старайтесь находить компромиссы для совместной деятельности и будьте откровенны, говорите напарнику Хорошая игра для знакомства «Я никогда…». У вас должно быть много однородных предметов: камушков, пуговиц, конфеток или орешков. Вы начинаете: «Я никогда не летала на самолете». Если напарница летала – ей предмет. Она говорит: «Я никогда не работала со старшим отрядом». Вы работали – берите предмет. Нет – не берите. Задача: набрать больше предметов, чем напарница. Заодно побольше узнаете друг о друге. От первого контакта, разговора в первый вечер во многом зависит успешность работы на смене. Не старайтесь казаться лучше, чем вы есть: за 21 день совместного проживания и работы все равно всё станет явным, так что смело говорите о своих достоинствах, недостатках и вредных привычках и постарайтесь вызвать такое же доверие у напарницы. И всегда помните: ваша напарница, как любой человек, заслуживает внимания и уважения! Если вы с ней будете в хороших отношениях, никакие внешние обстоятельства не смогут испортить вам смену. На смене вы с напарником как один человек, поэтому напарника надо: § Уважать! § Любить! § Холить и лелеять!!!!!!!!!!! § Всякие мелкие и крупные приятности § Всегда надо думать о напарнике (что-то получить за него и т.д.) § Заботиться о напарнике: давать ему поспать, отдохнуть и т.д. Особенности и важности. § Напарники всегда придерживаются одной точки зрения. (Если один сказал «нельзя», другой не может разрешить!). Поэтому обо всем надо договариваться заранее! § Обычно автоматически получается, что обязанности распределяются. Например, один вожатый становится более строгим. Но нельзя забывать, что если вы становитесь «добрым» вожатым, вашему напарнику придется стать «злым», а это не всегда приятно. § Авторитет напарника. Говорить детям про другого вожатого хорошие вещи, если у него недостаточно высокий авторитет. Обращать их внимание на положительные качества. § На вожатские чаи и планерки (вечерние или утренние) ходить по очереди!!! § Ситуация: один вожатый не может уложить шумную палату спать. Надо ли второму вожатому ему помочь? (с одной стороны, этим он подорвет его авторитет, с другой, если он не вмешается, дети не улягутся) § Все друг другу рассказывать, в особенности об отряде (о каких-то ситуациях, проблемах) § Договориться о таких мелочах, как возраст (если напарник не говорит детям сколько ему лет на самом деле) и о таких важных вещах, как кто проводит зарядку, кто ведет огоньки (конечно идеальный вариант – всё по очереди, но бывает, что удобно по-другому) § Отношения напарников. Если напарник что-то делает неправильно (по вашему мнению) или как-то обижает, надо ли высказать это сразу или сохранить атмосферу на отряде? Можно завести тетрадку («Дупло Дубровского»), куда напарники будут писать друг другу. Часто бывает проще написать что-то чем сказать в глаза. § Важно распределение обязанностей. Не забыть про бытовые проблемы, которые ложатся на плечи вожатых!!! Надо договориться заранее с напарником, кто что делает.
Так что не забывайте: роднее напарников никого нет и ссориться с ними не надо. Все ваши разногласия легко решить и, скорее всего, принятое решение не сильно повлияет на работу с отрядом, так что не стоит разводить споры и ссоры на ровном месте. "ЗАПРЕЩЕННЫЕ" ТЕМЫ ДЛЯ РАЗГОВОРА В ПРИСУТСТВИИ ДЕТЕЙ § выяснение отношений между вожатыми; § обсуждение детей; § обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний; § решение вопросов личного характера. Кодекс настоящего напарника 1. Кто бы ни был человек - он твой напарник, вам вместе работать. От него зависит, будет ли смена хорошей. А потому - люби его. 2. Стремись к пониманию напарника, его мыслей и порывов. 3. Никогда не спорь и не выясняй отношения с напарником при детях - им не за чем знать, что что-то у их вожатых пошло не так. Для детей вы - лучшие и самые дружные, они гордятся вами. 4. В вожатской, при закрытых дверях и задернутых шторах, убедившись, что никто вас не слышит, договоритесь с напарникам о распределении обязанностей на отряде, в таких же условиях нужно решать недоразумения и искать выход из сложных ситуаций. 5. В то же время не забывай, что твой напарник - только твой напарник. Его личная жизнь тебя не касается, более того, не стоит на смене делать так, чтобы его личная жизнь стала твоей личной жизнью, ибо тогда он перестанет быть тебе напарником, а лишь с напарником можно работать на одном отряде. 6. Заботься о твоем напарнике, ибо ты любишь его и хочешь, чтобы он был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям. 7. Помни, что твой напарник заботится о тебе, ибо любит тебя и хочет, чтобы ты был в хорошем расположении духа и полным энергии - она требуется детям, и он об этом помнит. 8. Дай напарнику отдохнуть, не ругай его, ибо все мы можем ошибаться, а тихо сядьте и обсудите ситуацию. 9. Сделай так, чтобы твой напарник всегда знал, где ты находишься, ибо ему может понадобиться твоя помощь. 10. Если к середине смены вы начинаете понимать друг друга с полуслова, с одного взгляда и одновременно говорите одни и те же слова, то это значит, что вы СРАБОТАЛИСЬ! И помни - От взаимоотношений напарников на смене зависит очень многое в отряде! Внимание! Запомните: как только в пределах видимости появится хотя бы один ребенок из вашего отряда, вы с напарницей становитесь одной командой, понимающей друг друга с полуслова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|