Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика анализа финансовых результатов

 

При проведении анализа используются следующие показатели прибыли: валовая прибыль, прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль до налогообложения, чистая прибыль.

В процессе анализа определяется состав валовой прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за анализируемы период. При изучении динамики и выполнения плана прибыли до налогообложения применяют метод сравнения: сравнение показателей отчетного периода с предшествующим в первом случае и сравнение фактических показателей отчетного периода с плановыми.

При изучении динамики показателей следует учитывать инфляционные процессы. Сопоставимость показателей обеспечивается путем перерасчета на индекс цен. Индекс роста цен определяется по формуле:

 

,                               (9)

 

где Кi – выпуск продукции в анализируемом периоде в натуральных единицах измерения;

Цi – цена единицы продукции в анализируемом периоде;

Цо – цена единицы продукции в базисном периоде.

На изменение валовой прибыли оказывают влияние многие факторы. Количественно можно измерить факторы первого, второго и третьего порядков.

К факторам первого порядка относятся изменения:

1) прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

2) прибыли от прочей реализации;

В свою очередь прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) зависит от следующих факторов:

1) объема реализованной продукции;

2) структуры реализованной продукции;

3) полной себестоимости реализованной продукции;

4) цен на реализованную продукцию.

Эти факторы относятся к факторам второго порядка валовой прибыли.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядков с валовой прибылью прямая, за исключением себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли.

При расчете влияния факторов первого порядка на валовую прибыль используем аддитивную факторную модель:

 

,                         (10)

 

где ПБ – валовая прибыль;

ПР – прибыль от реализации товаров;

ПП – прибыль от прочей реализации;

Количественное изменение каждого фактора равно влиянию этого фактора на изменение прибыли до налогообложения.

Для расчета влияния факторов, от которых зависит прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), таких как объем реализации продукции, ее полной себестоимости и средне реализационных цен, часто применяют способ цепных подстановок или способ абсолютных разниц.

Более детально факторы трех уровней представлены на рис. 3.1.


Рисунок 3.1 Структурно-логическая схема факторного анализа прибыли

 


 

Прибыль от реализации однородной продукции рассчитывается по формуле:

 

,                     (11)

 

где П – прибыль от реализации продукции;

V – объем (количество) реализованной продукции;

Ц – цена реализации единицы продукции;

С – себестоимость единицы продукции.

Эту формулу используем как факторную модель для детерминированного факторного анализа.

Способ цепных подстановок позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех, и т.д. факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминироваться от влияния всех факторов, кроме одного, и определить воздействия последнего на прирост результативного показателя.

Алгоритм расчета способом цепной подстановки для факторной модели (11):

 

 – плановое (базовое) значение прибыли;

 – первый условный показатель прибыли, показывающий, какое значение имела бы прибыль при фактическом объеме реализации продукции и плановой цене и плановой себестоимости;

 – второй условный показатель, отражающий величину прибыли при фактическом объеме реализации и фактической цене, но при плановой себестоимости продукции;

 фактический показатель прибыли.

 

Общее изменение прибыли:

 

.

 

В том числе за счет:

1) изменение объема реализации продукции:

 

;

 

2) изменение средней цены реализации продукции:

 

;

 

3) изменение себестоимости продукции:

 

.

 

Алгебраическая сумма влияния всех факторов обязательно должна быть равна общему приросту результативного показателя:

 

.

 

Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в расчетах.

Методика расчета влияния факторов методом абсолютных разниц:

1) в факторную модель вместо значения объема реализации продукции подставляем его отклонение и рассчитываем влияние изменения объема на прирост прибыли:

 

;

 

2) произведение отклонения цены на объем реализации продукции показывает изменение величины прибыли за счет изменения цены:

 

;

 

3) произведение отклонения себестоимости продукции на объем ее реализации, взятое с противоположным знаком показывает влияние отклонения себестоимости на изменение прибыли:

 

.

 

Здесь также сумма влияния факторов должна быть равна общему отклонению прибыли:

 

.

 

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда к вышеназванным факторам добавляется структурный фактор. Влияние структурного фактора на изменение прибыли можно рассчитывать с помощью приема абсолютных разниц, используя факторную модель:

 


 

,             (12)

 

где УДф i, УДпл i – соответственно фактический и плановый удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации, %;

П1пл i – плановая сумма прибыли на единицу i-го вида продукции;

Vф – фактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении.

Также для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли можно использовать модель:

 

,        (13)

 

где Rпл i – плановая рентабельность i-го вида продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).

После подсчета влияния всех названных факторов на изменение прибыли, следует изучить причины изменения объема реализации, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

Общеизвестно, что результаты деятельности предприятий могут быть оценены различными показателями, такими, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства.

Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или доходности).

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. re№tabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

По мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Для оценки эффективности производственного развития в практике экономической работы широко используется система относительных показателей финансовых результатов, рентабельности. Все относительные показатели финансовых результатов относятся к прямым показателям эффективности ресурсного, либо затратного типа. Поэтому, положительной тенденцией их изменения является тенденция к росту. Показатели рентабельности, являясь относительными показателями, обеспечивают сравнимость результатов между альтернативными вариантами использования средств для выявления наиболее доходного, и как следствие более эффективного. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Предприятие считается рентабельным, если, в результате реализации продукции оно покрывает все свои издержки и, кроме того, получает, прибыль. Поэтому, в широком смысле слова, понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Однако определение рентабельности как прибыльности недостаточно раскрывает ее экономическое содержание. Об отсутствии тождества между ними свидетельствует то, что сумма прибыли и уровень рентабельности, как правило, изменяются не в равной пропорции, а зачастую и в разных направлениях.

В экономической литературе различные авторы по-разному классифицируют показатели рентабельности. Одной из таких классификаций является подразделение на:

- показатели рентабельности хозяйственной деятельности;

- показатели финансовой рентабельности;

- показатели рентабельности продукции.

Рентабельность хозяйственной деятельности (R) характеризует норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, используемых предприятием, т.е. является отношением суммы доходов вкладчиков и кредиторов (П) к сумме инвестированного ими капитала (ИК):

 

.                                      (14)

 

Для характеристики нормы возмещения стоимости рабочего капитала в качестве инвестированного капитала используется оборотный (), т.е.:

 

.                                     (15)

 

Кроме того, для характеристики эффективности производственной деятельности рассчитывается показатель рентабельности производства. При его расчете в качестве инвестированного капитала используется стоимость производственных фондов как сумма основных производственных фондов (ОФ) и материальных оборотных средств (МС):

 

.                            (16)


 

Если в расчете использовать в качестве дополнительной величины объем реализованной продукции, то формулу рентабельности производственной деятельности можно представить в следующем виде:

 

,                          (17)

 

где  – рентабельность производственной деятельности;

РП – объем реализованной продукции;

 – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

 – среднегодовая стоимость материальных оборотных средств;

П – валовая прибыль.

Из приведенной формулы следует, что рентабельность производственной деятельности зависит от изменения двух факторов:

- реализации на рубль производственных фондов;

-  прибыли на рубль реализации.

Первый фактор характеризует эффективность использования производственных фондов, т.е. их фондоотдачу, выраженную через объем реализованной продукции. Второй фактор характеризует уровень рентабельности реализованной продукции. Определить влияние перечисленных факторов можно методом цепных подстановок.

Изменение рентабельности за счет влияния фондоотдачи с одного рубля производственных фондов равно:

 

.    (18)


 

Изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния уровня рентабельности реализованной продукции:

 

. (19)

 

Необходимо отметить, что каждый из рассмотренных факторов является сложным, зависящим в свою очередь от ряда других факторов второго порядка.

Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые представляют предприятию ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли. Система показателей финансовой рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Причем

 

,                                   (20)

 

где – чистая прибыль;

 – среднегодовая стоимость всех активов;

 – среднегодовая стоимость инвестированного капитала;

– среднегодовая стоимость собственного капитала.

Не совпадение уровней рентабельности по этим показателям будет характеризовать степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.


 

В экономической литературе наиболее часто встречается следующая формула расчета финансовой рентабельности (R Ф):

 

,                                (21)

 

где ЧП – чистая прибыль;

– среднегодовая стоимость собственного капитала.

Для характеристики рентабельности реализованной продукции (R РП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП):

 

.                               (22)

 

Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации.

Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (R РП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП):

 

.               (23)

 

По динамике данного показателя предприятие может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам.

Исходя из приведенной формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации как разницу между выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:

 

.                                (24)

 

Изменение рентабельности продаж за счет изменения отпускных цен на реализованную продукцию определяется по формуле:

 

 .                  (25)

 

Влияние фактора изменения себестоимости на рентабельность продаж составит:

 

                 (26)

 

Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния перечисленных двух факторов, т.е.:


 

                              (27)

 

Далее рассмотрим анализ состава, динамики и структуры финансовых результатов ООО «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ГЕРМЕТИКА»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...