Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развития наукоемких отраслей.




Различают две основные формы инновационного предпринимательства: создание,

приобретение и использование новшеств в экономическом обороте (инновационное предпринимательство) и производственный маркетинг (рыночное предпринимательство).

Специфическим видом риска наукоемкого бизнеса являются трудности в

управлении, прежде всего потому, что управление научными исследованиями и

разработками редко ведут профессионалы менеджмента. Управление инновационным предприятием должно быть в отличие от однобокой рыночной ориентированности технически ориентированным, а менеджеры должны также хорошо понимать и техническую сторону процесса создания продукта (технологии).

Другой проблемой управления наукоемким бизнесом является масштабный

эффект. Очевидно, что для обеспечения процветания и успеха компании,

где работают сотни человек, понадобятся другие приемы и методы управления. В то же

время важнейшей особенностью наукоемкого бизнеса является постоянный и достаточно большой рост числа служащих.

Факторы снижения риска:

1) выбор стратегии управления в соответствии с квалификационным уровнем и навыками управления.. Стратегия начала деятельности компании определяет реальную степень риска и может предусматривать варианты его снижения.

2) Существенное влияние на успех нового предприятия оказывает также и выбранный

тип деятельности молодого коллектива.

Наименьшая степень риска характерна для "гибких" компаний, которые занимаются деятельностью по контрактам, либо оказывают консультационные услуги, получая гарантированный доход с самого начала своей деятельности.

Следующему уровню риска соответствуют компании, занимающиеся научными

исследованиями и разработками по контракту. Такие компании осуществляют научные

исследования, либо создают какие-то виды оборудования или изделий по заказам других компаний.

Наиболее высокая степень риска характерна для "жестких" компаний,

выходящих на рынок с некоторым продуктом, который разработали, не слишком

задумываясь о конкретном потребителе. То есть риск велик уже на стадии НИОКР.

Для управления деятельностью "жестких" компаний, как правило, требуется не

просто больший управленческий опыт, но и профессиональные знания, потому что

стратегия управления такими компаниями требует управления не только научными

исследованиями и разработками, но и производством. И, кроме того, особо значительным фактором успеха является интегрированный в стратегию управления фирмой маркетинг.

Организация инновационной деятельности должна охватывать решение следующих проблем: технических, информационных, правовых, кадровых, социально-психологических, организационных, финансово-экономических.

Этапы решения управленческих задач.

Формулировка проблемы или возможности.

Структурирование задачи.

Стимулирующее представление задачи (графики, модели, диаграммы).

Мыслительные техники, направленные на поиск решения.

Инкубация: инсайт, проверка на ошибки.

Элементы механизма управления инновациями:

1.Прогнозирование инноваций

2.Планирование инноваций

3.Анализ ситуации

4.Идентификация потребности в инновации

5.Определение критериев выбора альтернатив инноваций

6.Разработка альтернатив

7.Выбор лучшей альтернативы

8.Разработка и согласование управленческого решения

9.Управление реализация контроль и оценка результатов.

 

Одной из новых моделей управления наукоёмкими отраслями является

таргетирование.

Таргетирование - способ реализации хозяйственной политики государства или

отдельного предприятия, выражающийся в выборе какой-либо экономической "мишени", на которую необходимо воздействовать, чтобы достичь определенных результатов, поставленной цели / иными словами, это разработка и реализация комплекса мер, направленных наукрепление конкурентоспособности производства на мировом и внутреннем рынках наоснове создания условий для благоприятного развития стратегических отраслей.

Цель таргетирования − формирование условий, при которых проведение

структурной перестройки позволит наукоемким отраслям стать "точками роста"

традиционных отраслей и сферы услуг, создать развитый экспортный потенциал,

обеспечить воспроизводство на новом технологическом уровне.

Для практического использования таргетирования необходимо решить следующие

задачи:

1. Определить комплекс наукоёмких отраслей, для чего сформулировать критерии

наукоёмкости, показатели их оценки.

2. Исследовать специфику воспроизводства наукоёмких отраслей, их влияние на

развитие других отраслей.

3. Выявить факторы, воздействующие на эффективность развития наукоёмкого

производства.

4. Разработать механизм воздействия на субъектов, участвующих в указанном

процессе.

5. Создать условия для выхода на внешний рынок и развития внутреннего рынка

научно – технической продукции.

Таргетирование наукоемких отраслей должно решить три задачи:

во-первых, научно обосновать круг наукоемких отраслей, развитие которых

имеет особо важное значение для роста как промышленности в целом, так и других

традиционных отраслей, сферы услуг, экологического состояния, условий труда и быта

населения;

во-вторых, предоставить возможность сконцентрировать финансовые средства,

полученные из различных источников, и привлечь инвесторов для развития этих отраслей;

в-третьих, обеспечить снижение степени риска вложения средств для частных

предпринимателей, которые могут разрабатывать и выпускать высокотехнологичную

продукцию.

 

При таргетированки наукоемких отраслей в экономике используют следующие

инструменты: государственные заказы, правительственные закупки, налоговые стимулы, дополнительное финансирование, поддержку экспорта и др.

Государство оказывает влияние на конкуренцию с целью поддержки развития

национальных производств, например, используя метод "ценовой защелки", когда внешним конкурентам не позволяется снижать цены на внутреннем рынке ниже уровня местных производителей.

Особое значение для развития наукоемких отраслей имеет создание условий для

малых фирм, которые обладают рядом преимуществ, действуя в научно-технической

сфере.

В настоящее время существует необходимость поворота от широкого

использования зарубежных технологий к созданию собственных "высоких технологий".

Анализ политики таргетирования позволяет сделать выводы:

• во-первых, о необходимости определения комплекса наукоемких отраслей в

зависимости от качественных критериев и порога наукоемкости;

• во-вторых, о необходимости выработки общей концепции и принципов

таргетирования в зависимости от этапа развития экономики в целом;

• в-третьих, о сформировании системы методов воздействия на развитие

каждой отрасли в зависимости от фазы ее зрелости.

Эти положения являются очень важными для развития наукоемких отраслей и

должно получить развитие в условиях белорусской экономики.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...