Панель инструментов системы MATLAB.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ MATLAB Основы работы в MATLAB. Рабочая среда MATLAB. MATLAB – одна из самых мощных компьютерных систем, предназначенных для решения математических, инженерных и экономических задач. Входной язык системы MATLAB позволяет не только использовать встроенные команды, но и разрабатывать собственные визуальные приложения.
Окна системы MATLAB Общение пользователя с системой MATLAB происходит посредством окон. 1. Command Window (Окно команд). Окно Command Window является наиболее важным для пользователя. Посредством этого окна вводятся математические выражения, получаются результаты вычислений, а также выдаются сообщения, посылаемые системой. Математические выражения пишутся в командной строке после знака приглашения «>>». Например, наберем в командной строке 1+2 >> 1 + 2 Для выполнения действия нажмем клавишу «Enter». В командном окне появится следующее ans = >> | По умолчанию программа записывает результат в специальную переменную ans. Выполним действие с использованием переменной и оператора присваивания «=». Для этого в командной строке набираем >> z = 1.25 /3.11 z = 0.40193 Редактировать в Command Window можно только текущую командную строку. Для того чтобы отредактировать ранее введенную команду, необходимо установить курсор в строку ввода и воспользоваться клавишами «» или«». Командное окно можно закрыть кнопкой «», а кнопка «» служит для отделения окна от интерфейса системы. Вернуться к стандартной форме окна можно с помощью меню: Главное Меню → Desktop → Desktop Layout → Default. (Главное Меню → Вид → Схема рабочего стола → По умолчанию).
Очистить командное окно можно с помощью меню: Главное Меню → Edit → Clear Command Window.
(Главное Меню → Правка → Очистить командное окно).
2. Окно Workspace (Рабочая область). Окно предоставляет пользователю список всех переменных, созданных в процессе работы. Можно выбрать любую переменную, просмотреть её содержимое или выполнить какие-либо другие действия. Для доступа нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по имени переменной в списке.
3. Окно Current Folder (Текущий каталог). Окно является аналогом известной программы Проводник. Окно служит для поиска, просмотра, открытия файлов и папок, осуществления смены текущей директории, установления пути к файлу и т.д.
4. Окно Command History (История команд). Все команды, которые набираются в командной строке, автоматически образуют список, который выводится в окне Command History. Если появится необходимость повторить ранее выполненную команду, то она отыскивается в списке Command History, и, дважды щелкнув по ней левой кнопкой мыши, можно команду выполнить. Содержимое данного окна не теряется после выхода из системы и выключения компьютера. Удалить список команд можно только с помощью меню.
Главное меню системы MATLAB Главное меню имеет стандартный вид и организацию, присущие многим программным продуктам. Главное меню MATLAB содержит следующие пункты: File (Файл) – работа с файлами; Edit (Правка) – редактирование; Window (Окно) – связь с окнами системы; Help (Справка) – связь со справочной системой MATLAB.
Панель инструментов системы MATLAB. Кнопки панели инструментов имеют следующие назначения: New file (Создать) – выводит окна редакторов файлов; Open file (Открыть) – открывает окна загрузки файлов; Cut (Вырезать) – вырезает выделенный фрагмент и помещает в буфер обмена; Copy (Копировать) – копирует выделенный фрагмент в буфера обмена; Paste (Вставить) – переносит выделенный фрагмент из буфера обмена в строку ввода; Undo (Отменить) – отменяет результата предыдущей операции;
Redo (Повторить) – повторяет результат предыдущей операции; Simulink – создает модель Simulink (расширения MATLAB); Help (Помощь) – открывает окна справки.
Формат вывода результата вычислений Числовые результаты могут быть представлены с плавающей точкой, (например 4.0193e-001, что означает ), или с фиксированной точкой (например, 0.040193). Числа с плавающей точкой представлены в экспоненциальной форме , где – мантисса (целое или дробное число с десятичной точкой); – порядок (целое число). Введем число в рабочую область. При вводе вещественных чисел для отделения дробной части используется точка! >> s = 0.3467819 В строке вывода появится число s = 0.3468 Количество знаков в дробной части меньше, чем в строке ввода. Это происходит потому, что результат вычислений выводится в формате short (краткая запись числа), который определяется по умолчанию. Можно поменять формат на long (длинная запись числа), набрав команду >> format long >> s s = 0.34678190000000 В списке Numerical Format также имеются форматы чисел short e – краткая запись числа в формате с плавающей точкой; long e – длинная запись числа в формате с плавающей точкой; short g – вторая форма краткой записи числа в формате фиксированной точкой; long g – вторая форма длинной записи числа в формате фиксированной точкой;
Информацию о форматах можно получить, набрав в командной строке >> help format Также формат отображения числовых данных можно установить в меню File (файл) пункт Preferences (предпочтения). Перейти на вкладку Command Window (окно команд). В опции Text display (отображение текста), в списке Numeric format (числовой формат) установить short g, в опции Numeric display (отображение чисел) установить compact. Эти форматы вывода соответствуют выводу чисел в универсальной форме из пяти значащих цифр и с подавлением пробела между строками.
Важно помнить, что, в каком бы формате не выводилось число, в памяти компьютера оно хранится со всеми введенными цифрами с погрешностью около (15 десятичных разрядов). Диапазон представления модуля действительного числа принадлежит интервалу до . Основы работы в MATLAB. Для выполнения простейших арифметических операций в MATLAB применяются операторы: · сложение и вычитание +, – · умножение и деление *, /
· возведение в степень ^
Для указания порядка выполнения арифметических операторов следует использовать круглые скобки.
Для определения переменной необходимо набрать её имя, символ «=» и значение переменной. Имя переменной не должно совпадать с именами встроенных переменных и функций. Система различает большие и малые буквы в именах переменных. Некоторые специальные переменные: ans – результат последней операции без знака присваивания; eps – относительная погрешность при вычислениях с плавающей точкой; realmax – наибольшее положительное число с плавающей точкой; realmin – наименьшее положительное число с плавающей точкой; pi – число ; i, j – мнимая единица; Inf – бесконечность ; NaN – неопределенное значение.
Уничтожить одну или несколько переменных можно с помощью команды clear. Например, >> x=3 x = >> clear x >> x ??? Не определенная функция или переменная 'x'.
Функции, используемые в MATLAB, можно разделить на встроенные и определенные пользователем. Некоторые встроенные элементарные функции: sin (x), cos (x), tan (x), cot (x) – синус, косинус, тангенс, котангенс числа x; sec (x), csc (x) – секанс, косеканс числа x; asin (x), acos (x), atan (x), acot (x) – арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа x; exp (x) – экспонента числа x; log (x) – натуральный логарифм числа x; log10 (x) – десятичный логарифм числа x; log2 (x) – логарифм по основанию 2 числа x; pow2 (x) – возведение числа 2 в степень числа x; sqrt (x)– квадратный корень из числа x; abs (x) – модуль числа x; round (x) – округление числа x до ближайшего целого; fix (x) – округление числа x до ближайшего целого в сторону нуля; floor (x) – округление числа x до ближайшего целого в сторону отрицательной бесконечности; ceil (x) – округление числа x до ближайшего целого в сторону положительной бесконечности; mod (x,y) – остаток от целочисленного деления x на y с учетом знака; rem (x,y) – остаток от целочисленного деления x на y; sign (x) – возвращение знака числа x.
Вычислим значение выражение >> exp(–2.5)*log(11.3)^0.3 – sqrt((sin(2.45*pi)+cos(3.78*pi))/tan(3.3)) ans = –3.2105 Затем вычислим значение похожего выражения:
Для этого необязательно снова набирать его в командной строке. Для вычисления этого выражения, надо проделать шаги:
>> exp(–2.5)*log(11.3)^0.3 + ((sin(2.45*pi)+cos(3.78*pi))/tan(3.3))^2 ans = 121.2446 Если оператор не удается разместить в одной строке, то возможно продолжение его ввода в следующей строке, если в конце первой строки указать знак продолжения «…», например, предыдущий пример можно выполнить в виде >> exp(–2.5)*log(11.3)^0.3 +... ((sin(2.45*pi)+cos(3.78*pi))/tan(3.3))^2 ans = 121.2446 Найти значение выражения >> x = sin(1.3*pi)/log(3.4); >> y = sqrt(tan(2.75)/ cot(2.3)); >> z = (x+y)/(x-y) z = -0.013967 Знак «;» в конце строки означает подавления вывода на экран промежуточных значений.
Используя переменные x и y, найдем значение выражения >> t = (x*y)^(3/2) t = -5.5344e-017 - 0.30128i
Большинство математических функций MATLAB предусматривает работу с комплексными аргументами. Введем комплексное число : >> z = 3 + 4i z = 3.0000 + 4.0000i Для вычисления комплексно-сопряженного числа применяется апостроф «’». >> z1 = z' z1 = 3.0000 - 4.0000i
Функции для работы с комплексными числами: abs (z), angle (z) – модуль и аргумент комплексного числа , где , ; complex( a, b ) – конструирует комплексное число по его действительной и мнимой части: >> complex(2.3, 5.8) ans = 2.3 + 5.8i conj (z)– возвращает комплексно-сопряженное число; imag (z), real (z) – возвращает мнимую и действительную часть комплексного числа. 3. Векторы. Ввод, сложение, вычитание, умножение на число. Вектор в MATLAB формируется с помощью оператора квадратные скобки [ ]. При этом элементы вектора - столбца разделяют точкой с запятой «;», а элементы вектора – строки разделяют пробелом «» или запятой «,». Введем вектор-столбец . >> x = [1.3; 5.4; 6.9] x = 1.3 5.4 6.9 Введем вектор-строку . >> y = [7.1 3.5 8.2] y = 7.1 3.5 8.2 Для транспонирования вектора применяют апостроф «’»: >> z = y’ z = 7.1 3.5 8.2 Для нахождения суммы и разности векторов используются знаки «+» и «–»: >> с = x + z c = 8.4 8.9 15.1 Умножение вектора на число осуществляется как справа, так и слева при помощи знака «*». >> t = 3*x t = 3.9 16.2 20.7 Векторы могут быть аргументами встроенных функций, например, >> d = sin(c) d = 0.8546 0.50102 0.5712 Для обращения к элементам векторов используется индексация, например, >> h = x(2) h = 5.4 Из элементов вектора можно составить новый вектор, например >> g = [x(2) x(3) x(1)] g = 5.4 6.9 1.3 Из нескольких векторов-столбцов можно составить один, например >> t = [x; z] t = 1.3 5.4 6.9 7.1 3.5 8.2 Из нескольких векторов-строк можно составить одну строку, например
>> r = [x’ y] r = 1.3 5.4 6.9 7.1 3.5 8.2
Символ двоеточие «:» используется для выделения элементов из вектора >> w = r(3:5) w = 6.9 7.1 3.5 Символ двоеточие «:» также позволяет заменять элементы вектора, например, >> r(3:5)= 0 r = 1.3 5.4 0 0 0 8.2
Символ «:» также можно использовать для построения вектора, каждый элемент которого отличается от предыдущего на постоянное число, т.е. шаг, например >> h = [1:0.2:2] h = 1 1.2 1.4 1.6 1.8 2 Шаг может быть отрицательным (в этом случае начальное число должно быть больше конечного). Шаг, равный единице, можно не указывать >> k = [1:5] k = 1 2 3 4 5
Поэлементные операции с векторами. Операции «.*», «.^», «./» приводят к поэлементному умножению, поэлементному возведению в степень, поэлементному делению двух векторов. Для того чтобы, к каждому элементу вектора прибавить одно и тоже число используется знак «+», для вычитания из элементов вектора одного и того числа используется знак «–». Разделить элементы вектора на число можно при помощи знака «/». Деление числа на вектор, осуществляется с помощью операции «./».
Пример. Даны векторы , , , Выполните команды, опуская знак «;» в конце выражения. >> v1 = [2 –3 4 1];
>> v2 = [7 5 –6 9];
>> p = [4 6 8 10];
>> f = [4 2 6];
>> s1 = v1.*v2;
>> s2 = v1.^2;
>> s3 = v1.^v2;
>> s4 = v1./v2;
>> a = p + 1.2;
>> b = p – 1.2;
>> p = p/2;
>> df = 12./f;
Основные функции для работы с векторами.
Если вызвать функцию min или max с двумя выходными аргументами [m, k] = min(z), то первой переменной присваивается значение минимального (максимального элемента), а второй переменной присваивается номер этого элемента.
Пример. Дан вектор , Выполните команды, опуская знак «;» в конце выражения. >> z = [3; 2; 1; 4; 6; 5];
>> l = length(z);
>> p = prod(z);
>> s = sum(z);
>> q = mean(z);
>> M = max(z);
>> m = min(z);
>> [m, k] = min(z);
>> sr = sort(z); 4. Матрицы. Различные способы ввода матрицы. 1. Матрицу можно вводить как вектор-столбец, состоящий из двух элементов, каждый из которых является вектор - строкой и отделяется точкой с запятой. Например, введем матрицу >> A = [3 1 –1; 2 4 3 ] A = 3 1 –1 2 4 3
2. Матрицу можно вводить построчно, выполняя последовательность команд: >> A = [3 1 –1 «Enter» 2 4 3] «Enter» В результате получим ту же матрицу.
3. Матрицу можно составить из блоков, например >> A = [ [3;2] [1;4] [-1;3]] или >> A = [ [3 1;2 4] [-1;3]]
Доступ к элементам матрицы осуществляется при помощи двух индексов – номеров строки и столбца: >> A (2, 3) ans = Создание матриц специального вида. Функция
Пример. Выполните команды, опуская знак «;» в конце выражения. >> O = zeros(3, 6);
>> E = eye(4);
>> E = eye(8,4);
>> EI = ones(3, 8);
>> R = rand(3,5)
Функция diag (d) формирует диагональную матрицу из вектора d, например >> d = [1; 2; 3; 4]; >> D = diag(d) D = 1 0 0 0 0 2 0 0 0 0 3 0 0 0 0 4
Функция diag( A ) служит также для выделения диагонали матрицы A в вектор, например >> A = [10 1 2; 1 20 3; 2 3 30]; >> d = diag(A)
d =
Выделение блоков и заполнение матрицы при помощи индексации. Символ двоеточие «:» используется для выделения блоков из матрицы. Представляется в следующих формах:
Пример. Дана матрица Выполните команды, опуская знак «;» в конце выражения. >> P = [5 2 1 3; 3 -1 1 2; 1 2 4 8; 3 -1 1 2];
>> P1 = P(2:3, 2:3);
>> P(2:3,2:3)=0;
>> st = P(2,:);
>> rt = P(2, 2:end);
>> P(1,:) = [];
Пример. Создать матрицу . Для этого применяем последовательность команд >> T = zeros(5); >> T(1,:) = 1; >> T(end, 3:end) = –1 T = 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 –1 –1 –1 Действиями с матрицами и элементами матриц. Транспонирование матрицы из действительных чисел осуществляется с помощью апострофа «’». Сложение и вычитание матриц одного размера осуществляется при помощи знаков «+» и «–». Для умножения согласованных матриц используется знак «*». Этот же знак используется для произведения матрицы на число. Возведение квадратной матрицы в целую степень производится с использованием оператора «^». Операторы «.*», «./», «.^» служат для умножения, деления, возведения в степень каждого элемента одной матрицы на соответствующий элемент другой матрицы. Символы «.^» служит также для возведения каждого элемента матрицы в степень.
Пример. Даны матрицы и . Выполните команды, опуская знак «;» в конце выражения.
>> A = [2 5 –1; 3 4 9];
>> B = [–1 2 8; 7 –3 –5];
>> S = A+B;
>> R = A – B;
>> A’;
>> D = A*A’;
>> D1 = D*3;
>> С = A.*B;
>> Q = A./B;
>> P = A.^B;
>> D = A.^2;
Некоторые функции для работы с матрицами. Функция
Пример. Дана матрица . Выполните команды, опуская знак «;» в конце выражения. >> M = [1 –2 –4; 3 –6 4; 2 –2 0];
>> SZ = size(M);
>> S = sum(M);
>> S2 = sum(M, 2);
>> P = prod(M);
>> P2 = prod (M,2);
>> mx = max(M);
>> mn = min(M);
>> MX = max(M, [], 2);
>> MN = min(M, [], 2); Операции отношения и логические операции. Операторы отношения производят поэлементное сравнение двух матриц и возвращают матрицу той же размерности с элементами 1, где отношение истинно и 0, где отношение ложно:
< – меньше чем (<= означает "меньше или равно"); > – больше чем (>= означает "больше или равно").
Логические операции осуществляются с помощью операторов: = = – логический оператор эквивалентности; & – логическое "И". A & B – это матрица, элементы которой равны 1, если соответствующие элементы и A и B ненулевые, иначе равны 0; | – логическое "ИЛИ". A | B – это матрица, элементы которой равны 1, если соответствующие элементы или A или B ненулевые, иначе равны 0; ~= – логическое дополнение "НЕ" (~= означает не "равно"). Пример. Даны матрицы , Выполните команды, опуская знак «;» в конце выражения. >> A = [1 2 3; 4 0 6; 7 1 9];
>> В = [1 0 -1; 0 0 -6; 1 2 9];
>> D1 = A>B;
>> D2 =A<=B;
>> D3 = A&B;
>> D4 = A==B;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|