Профессиональное становление бакалавров психолого-педагогического образования
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Раздел 1. «Специфика подготовки бакалавров психолого-педагогического образования В соответствии с требования ФГОС» Особенности перехода на многоуровневую систему высшего образования До недавнего времени в России существовала всего одна ступень высшего образования. Все выпускники высших учебных заведений получали квалификацию специалиста, выраженную через профессионально ориентированные термины: «учитель», «инженер», «экономист» и т.д. Постановлением Комитета по высшей школе России от 13 марта 1992г. №13 было утверждено Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования, которое ввело три уровня высшего образования: первый – неполное высшее образование (два года обучения, имеющих общенаучный характер), второй – базовое высшее образование (еще два года профессионально ориентированного обучения), третий уровень имел две модификации – еще год или два профессиональной подготовки, ведущей соответственно к квалификации «специалист» и «магистр». Лица, завершившие базовое высшее образование получали квалификацию «бакалавр». Действующая до этого традиционная модель подготовка российских специалистов сохранялась как основная и вела без промежуточных этапов к квалификации «специалист». Согласно закону «О высшем образовании» от 17 января 2002г. существуют образовательно-квалификационные уровни бакалавра, специалиста и магистра. Бакалавр – начальная ступень высшего образования человека, получающего базовое высшее образование, а также фундаментальные и специальные навыки. Срок обучения не менее 4 лет. Специалист – уровень полного высшего образования. Специалист имеет право занимать первые должности в определенном виде деятельности». Срок обучения 5 или 5,5 лет.
Магистр – человек, который получил полное высшее образование. Этот уровень позволяет занимать не только высшие должности в компаниях, но и вести научную деятельность. Срок обучения не менее 6 лет. Вопрос о переходе на уровневую систему ВПО из дискуссионного превратился в во вполне конкретную задачу: с 1 сентября 2009г. набор бакалавров, который ряд высших учебных заведений осуществлял по желанию, становится обязательным для всех вузов страны. С 2011 года вузы больше не осуществляют подготовку специалистов и перешли на двухуровневую систему подготовки – бакалавр-магистр. Цель введения двухуровневой системы образования – вхождение в систему образования многих стран и взаимное признание дипломов о высшем образовании между странами-участницами Болонской конвенции. Степени «бакалавр», «магистр» включены в международную классификацию и понятны за рубежом. Двухуровневая система образования учитывает быстрое устаревание знаний, связанное с прогрессирующим развитием науки и техники. Уровень бакалавриата дает основные, общие профессиональные знания по выбранному направлению. Программы бакалавриата широкопрофильны, без узкой специализации.За четыре года обучения студент приобретает образование достаточное для выполнения основных функций. Дальше бакалавр может выбрать конкретную профессиональную деятельность и поступить в магистратуру или же заняться поиском работы. Второй уровень – это магистратура. Магистратура является продолжением бакалавриата. Магистр в течение двух лет (по очной форме) более углубленно изучает теорию по выбранному профилю. Если студент после бакалавриата поступит в магистратуру, то это значит продолжение высшего образования, а не получение второго высшего. Уровень специалитет сохранился с советских времен, когда в вузах готовили по одноступенчатой схеме в течение 5-6 лет: из школы в вуз, и ты уже специалист. Дальше шла аспирантура, докторантура, но это было уже не высшее, а послевузовское образование.
Специалистов готовили и готовят по конкретному виду деятельности. В связи с тем, что многие профессиональные области требуют узконаправленной подготовки, в России специалитет сохранили. Например, по медицинским, военным специальностям, в области культуры, искусства, и другим специфическим специальностям.
Основные аспекты высшего психолого-педагогического образования В соответствии с ФГОС Основным документом, определяющим содержание профессиональной подготовки по любой специальности является – Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО). Данныйдокумент стандартизирует процесс получения образования, обеспечивает преемственность на разных этапах образовательной системы и способствует повышению качества профессиональной подготовки. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Обучение по программе бакалавриата осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (з.е.) или 8640 часов вне зависимости от формы обучения (1 з.е. = 36 академическим часам). Срок получения образования по программе бакалавриата: в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.; в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е..
На основе ФГОС разрабатывается основная образовательная программа (ООП) подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик. Подготовка студентов основывается на учебном плане направления, составленном с учетом структуры программы бакалавриата, предложенной ФГОС. По каждой дисциплине преподавателями разрабатываются учебные рабочие программы, в содержание которых включены материалы, необходимые преподавателю для организации учебного процесса, а студенту для более успешного освоения знаний в рамках данной дисциплины. Кроме этого, на кафедрах разрабатываются программы для каждого практик, прохождение которых предусмотрено образовательным стандартом и учебным планом. В программе практики представлены ее цель и задачи, рекомендации по организации, основные обязанности практиканта, виды отчетной документации и показатели оценивания работы студента. Основу всей программы составляют методические материалы (диагностические, коррекционные и консультационные материалы). В процессе подготовки специалистов-психологов осуществляется не только теоретическое обучение, направленное на освоение основных учебных дисциплин, но и закладываются навыки исследовательской деятельности. Основой для формирования фундаментальных навыков такой деятельности является написание курсовых работ. Заключительным этапом обучения студента является выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР выполняется после завершения академической программы обучения на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных выпускником в течение всего срока обучения. Профессиональное становление бакалавров психолого-педагогического образования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|